Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тулку Ургьен Ринпоче





Вначале нам нужно распознать самосущую пробуждённость. Понемногу, потихоньку нам нужно повторять мгновения неподдельной естественности, развивая силу осознавания. Когда мы достигнем стабильности, не будет отвлечения ни днём, ни ночью, пространство и осознавание сольются воедино. Наши умы находились под воздействием двойственного цепляния и фиксации так долго, что мы привыкли воспринимать недвойственное двойственным образом. Поэтому трудно мгновенно привыкнуть к пробуждённому состоянию. Мы так долго тренировались в противоположности осознавания сущности ума, а ведь именно это и было самсарой в наших прошлых жизнях, вплоть до нынешнего момента. Нам никуда не деться от этой неприятной и глубоко укоренившейся привычки. Теперь нам нужно заменить эту привычку привычкой осознавать сущность ума. Поскольку у новичка этот период осознавания длится только очень короткое время, нам нужно повторять его много раз. Но, чтобы повторно осознавать сущность ума, вам не нужно обязательно садиться в позу. Не проводите никаких различий между тренировкой, когда сидите, и тренировкой, когда передвигаетесь в повседневных ситуациях, когда гуляете, говорите, едите или лежите. Не ограничивайте практику сессиями. Воззрение — ригпа, медитационная практика — ригпа, и поведение — тоже ригпа. Именно таким образом приобщаются к пробуждённому состоянию.

В тот момент, когда вы обретаете воззрение ригпа посредством распознавания, это и есть практика медитации, это и есть поведение, это и есть плод. В этот миг вся самсара и нирвана одним махом оказываются охваченными состоянием ригпа. Когда вы достигнете полной стабильности в осознавании ригпа, самсара целиком растворится в нирване, и вы не будете отвлекаться ни днём, ни ночью. Останется только одно — единство ригпа.

Настоящий смысл медитации в буддизме, в контексте слова нъямщак, это равностность, равновесие, устойчивое положение. Когда мы осознаём ригпа, нам нет нужды принимать или отвергать, присваивать или избегать, надеяться или бояться. Равностность не зависит от ситуаций. Основой такой равностности является эта нынешняя пробуждённость, без которой мы были бы трупами, одними лишь физическими телами, материальными формами. Тем не менее сейчас мы живы благодаря этой присущей пробуждённости. Когда вы осознаёте эту нынешнюю пробуждённость, не присваивая и не отвергая, не утверждая и не отрицая, не надеясь и не опасаясь, этого вполне достаточно. Мы не говорим о вашем уме, который был прошлой ночью, завтра или в следующем месяце. Речь идёт о данном моменте, прямо сейчас. Где же он? Можете ли вы его найти? Возможно ли отыскать это мгновение? Осознайте эту мгновенную пробуждённость. Позвольте уму осознать себя самого, и вы мгновенно узнаете, что там нет вещи, которую можно было бы увидеть. Именно об этом говорится в поэтичных строках третьего Кармапы Рангджунга Дордже:

Когда смотришь на объекты, они кажутся умом, свободным от объектов.

Когда смотришь в ум, в нём нет ума, поскольку он пуст и нематериален.

Когда смотришь и на то и на другое, двойственное цепляние спонтанно освобождается.

Да постигнем мы светоносную природу ума!

Когда мы исследуем внешние объекты, то понимаем, что в них нет реальных вещей — они просто проявляются в воспринимающем уме. Осознавая природу этого ума, мы не находим там материальности. Если смотрим и на субъект и на объекты, растворяется фиксация на двойственности, а существование конкретного объекта и отдельного от него субъекта теряет смысл. Двойственность воспринимающего и воспринимаемого разрушается.

«Да постигнем мы светоносную природу ума!» «Светоносная» в данном случае относится к тому факту, что ригпа пуста и при этом обладает познающим качеством. Такого качества нет у физического пространства: оно неспособно познавать себя или что-либо другое. Вот почему ригпа называется «неограниченное пустотное восприятие, наделённое знанием». Это безошибочное, изначальное, естественное состояние. Если вы не подделываете его никоим образом, а просто позволяете ему быть таким, как есть, тогда пробуждённое состояние спонтанно присутствует в тот же миг. Ваша непосредственная, естественная и присущая пробуждённость сама по себе и есть настоящий Самантабхадра.

Говоря коротко, расслабляйтесь в недеянии, оставив дела и того, кто их делает. Когда вы тренируетесь оставлять дела и того, кто их делает, вы приближаетесь к недеянию. Дела и тот, кто их делает, относятся к субъект-объектному формату. Когда вы осознаёте сущность ума, разве вы видите какое-либо место, откуда возникает мышление, где оно пребывает или куда оно исчезает? Прямо здесь и сейчас вы достигаете недеяния. Подумайте над этим: вы когда-нибудь сможете найти место, откуда происходит пространство? Место, откуда оно начинается? Место, где оно пребывает, а потом исчезает? Именно это и называется «свободным от умопостроений», «запредельным возникновению, пребыванию и исчезновению». Это также называется «недеянием». Когда что-то не появляется, не пребывает и не исчезает, мы со стопроцентной уверенностью можем сказать, что оно пусто.

Итак, ум пуст, но если бы он был только пустым, мы бы не могли испытывать удовольствие и боль или оказываться в чистых землях и адах. Поскольку всё это, безусловно, переживается, это доказывает, что ум не только пуст, но и способен познавать. Вследствие этого есть и самса-ра с нирваной, и удовольствие, и боль, и печаль, и радость, а также результаты благих действий — высшие миры — и результаты негативных поступков — три низших мира и сопровождающие их страдания. Внизу находится самсара, вверху есть нирвана, а между ними — путь, состоящий из кармических поступков, как хороших, так и плохих. Это невозможно отрицать.

Но всё это как сон. Мы до сих пор не пробудились от этого сна неведения. Когда мы спим, нам обычно что-то снится. Когда мы просыпаемся, нам больше ничего не снится. Будды и бодхисатвы подобны тому, кто уже пробудился ото сна. Существует бесчисленное количество разных снов — приятных, неприятных, увлекательных и ужасных — но куда они деваются, когда мы просыпаемся? Куда они уходят? Поскольку они являются всего лишь привычными тенденциями, отпечатками, как они вообще могут откуда-то возникнуть или куда-то исчезнуть? Точно гак же всевозможные дневные переживания происходят в формате двойственного ума. Но в миг, когда двойственный ум поглощается ригпа и мышление исчезает, результатом становится ригпей егие, пробуждённость осознавания, сущность без мыслей.

Вот я и рассказал вам «историю ума.». Теперь вам следует тренироваться в неподдельной присущей пробуждённости, что возможно только посредством осознавания. Умение распознавать сущность ума подобно нажатию на выключатель. Свет не включится до тех пор, пока вы не нажмёте на выключатель. Когда вы нажали на выключатель и свет включился, вы автоматически встречаетесь с пустотным восприятием, наделённым осознаванием. Именно это и не свойственно обычным существам. Они не знают, как осознавать. Они не включают собственный свет. Если бы они смогли, то автоматически ощутили бы единый вкус пустотного восприятия, наделённого ведением, так как нашей природой является дхармата. Наша сущность — это ригпа. Но даже если живым существам и выпадет на долю проблеск естественного состояния, они не знают, что это такое, и не могут распознать это, в результате чего оно превращается в неопределённое состояние подсознания всеосновы.

Если вы сталкиваетесь со своей природой и не начинаете с ней что-либо делать при помощи шаматхи, випашьяны или обычного заблуждения, вам сразу же открывается сущность вашего ума. Она не выглядит как какая-то вещь. Поскольку она не является какой-либо вещью, вам нечего описать и не к чему прикрепить ярлык, нечего облечь в понятия. Это за пределами слов, мыслей и описаний. Это праджняпарамита, трансцендентное знание, которое превосходит любой субъект и объект из сферы познания.

Позвольте мне повторить известные слова:

Трансцендентное знание превосходит мысли, слова и описания.

Оно не появляется и не исчезает как сущность пространства

И является сферой владения индивидуальной самопознающей пробуждённости.

Я воздаю дань почтения этой матери будд трёх времён.

Поскольку она находится в сфере индивидуального владения познающей пробуждённости, познать её может каждый. «Сфера владения» означает, что её возможно распознать. Но то, что мы распознаём, невозможно описать, показать на примере или охватить с помощью мысли. Это познание — мать будд трёх времен по имени Праджняпарамита, Великая Мать. Аспект переживания считается мужским буддой, а пустотное качество — женским аспектом будды, юм. Их единство — это изначальный Будда Самантабхадра с супругой, которого также называют Неизменный Свет.

Есть только один сущностный пункт, который охватывает воззрение, медитацию, поведение и плод, — одна фраза, которую я уже упомянул несколько раз: «Неделимое пустотное восприятие, наделённое знанием». Только это и важно. Это неделимое пустотное осознавание является нашей природой, которая абсолютно одинакова как в будде, так и в обычном живом существе. Разница лишь в том, наделено ли оно знанием или неведением. То есть разница состоит в том, осознаём мы или нет. Обычное живое существо не осознаёт свою природу. Чувствующие существа вовлечены в три эмоциональных яда, так что их «неделимое пустотное восприятие наделено неведением».

Настоящий практикующий, йогин, ознакомлен с этим естественным состоянием, и его «неделимое пустотное восприятие наделено знанием», тремя каями. Йогин не ограничивается тем, чтобы просто признать это. Без тренировки невозможно достичь силы этого осознавания и стабильности в нём. Йогин тренируется в нём до тех пор, пока не достигнет совершенства, плода трёх кай.

Вам не следует довольствоваться одним лишь распознаванием природы ума — чрезвычайно важно тренироваться в ней. В четверостишии из Ламрим Еше Ньингпо мы находим описание этой тренировки, данное Падмасамбхавой:

Пустотное восприятие единого вкуса, наделённое знанием,

Есть ваша безошибочная природа, неподдельное изначальное состояние.

Не искажая то, что есть, позвольте ему быть так, как есть,

И пробуждённое состояние спонтанно проявится прямо в этот момент.

Так, как есть, значит — в действительности. «В действительности» означает видеть непосредственно, как оно есть, а не вынашивать какую-то идею или концепцию. Осознавая природу думающего, вы постигаете тот факт, что пустотность и восприятие представляют собой неделимое единство. Этот факт больше не скрыт от вас; он становится вашим опытом. Когда вы позволяете такой действительности быть так, как есть, её ничто не может исказить. Тогда состояние будды, пробуждённое состояние, присутствует прямо в этот момент в спонтанном совершенстве. Всё омрачение растворено. Эти четыре строки, произнесённые Падмасамбхавой, весьма впечатляют. Они включают весь смысл тренировки в воззрении, медитации, поведении и плоде.

Повторюсь, что вовсе не достаточно распознать пустотность и восприятие природы ума. Нам необходимо тренироваться, чтобы усовершенствовать её силу. Ранее я объяснил, что тренировка заключается в том, чтобы осознавать вновь и вновь. Тот миг, когда мы осознаём неделимое пустотное восприятие, и есть ригпа. Но она ещё недоразвита — такое неокрепшее состояние ригпа можно назвать детской ригпа. В данный момент мы, вероятно, в таком состоянии, которое стоит назвать детской ригпа. Ей необходимо окрепнуть, так как в настоящее время она не в состоянии управлять собой и полноценно функционировать. Нам нужно вырастить её до уровня человека, который «набрал силу», достиг возраста семнадцати, восемнадцати или девятнадцати лет, стал независимым и способен отвечать за себя и заботиться о себе самостоятельно. Это и есть стабильность. Но чтобы такое произошло, необходимо постоянно упражняться. Это существенно важно!

Слово «простота» чрезвычайно важно в Дзогчен. Простота означает свободу от умопостроений, свободу от посторонних понятий. В известном высказывании говорится:

Научитесь воззрению без наблюдения.

Тренируйтесь в медитации, не медитируя ни на что.

Соблюдайте поведение недеяния.

Достигайте плода, в котором нечего достигать.

Это высказывание чрезвычайно глубоко, и очень важно понять в точности, что здесь имеется в виду. Оно указывает на простоту, на недеяние, на бездействие и на тот факт, что присущая нам природа не является воззрением, которое можно увидеть в виде какого-то нового направления, которое каким-то образом можно постичь. Истинное воззрение не имеет с этим ничего общего.

Усложнения помрачают простоту. Во всех других колесницах, начиная с пути шравак и заканчивая Ану Йогой включительно, имеются принципы, которых следует придерживаться, и объекты, удерживаемые в уме. Там есть активности, которые необходимо выполнять, и результаты, которых следует достигать. Но воззрение, медитация, поведение и плод Ати Йоги превосходит всё, кроме осознания нашей природы как изначально присутствующей. В этой колеснице просто необходимо признать, что наша сущность уже является неделимым пустотным осознаванием. С какой стати воображать пустотным то, что уже пусто? Нет нужды считать пустотность тем, чем она уже не является. Это и есть смысл выражения «воззрение без наблюдения».

Далее, «тренируйтесь в медитации, не медитируя ни на что». Медитировать — значит удерживать что-либо в уме. Но разве нам нужно удерживать в уме пустотное восприятие или же мы просто признаём то, что уже присутствует? Да и как вы сможете представить пустотное восприятие? Нет нужды в таких фантазиях; просто увидьте, чем оно уже является.

Когда говорится «соблюдайте поведение недеяния», имеется в виду, что во всех других колесницах мы себя чем-то занимаем, здесь же мы оставляем девять видов активности, что и есть абсолютное поведение. Как сказано: «Не утруждайте себя делами и задачами». Дела и задачи — это активности, помрачающие состояние недеяния, так как они подразумевают наличие субъекта и объектов. Также сказано: «Освободившись от дел и задач, вы прибываете к недеянию». Это ключевой пункт. В этом учении нам просто нужно осознать изначальное состояние

пустотного восприятия. В этот миг не на чем сосредоточиваться, и не нужно биться, чтобы чего-то достичь.

В Великом Совершенстве содержатся все учения. Все сутры начинаются со слов: «На индийском языке это называется так-то и так-то» и заканчиваются словами «Этим самым завершается сутра с таким-то названием». Слово «завершается» означает «закончена», «доведена до совершенства». Другими словами, в момент распознавания природы ума все духовные пути доведены до завершения. Великое Совершенство означает, что наша природа уже полностью совершенна. Нам не нужно делать нашу пустотную сущность чистой — она изначально чиста. Не нужно нам делать свою основную природу и осознающей — она уже спонтанно совершенна в своём познании. Нет нужды создавать и всеобъемлющую энергию. Да и как вообще вы сможете создать пустотную сущность или осознающую природу? Они спонтанно присутствуют без усилий. Тренируйтесь в этом отсутствии усилий!

 

 

Date: 2016-02-19; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию