Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девятый класс





 

  NH4Cl (NH4)2CO3 MgSO4 Ca3(PO4)2 MnCl2 Pb(NO3)2 Na2S2O3 ZnSO4 Zn3(PO4)2
H2O                  
HCl                  
NaOH                  

Задача 9-Э. В девяти пронумерованных пробирках находятся твердые вещества: NH4Cl, (NH4)2CO3, MgSO4, Ca3(PO4)2, MnCl2, Pb(NO3)2, Na2S2O3, ZnSO4 и Zn3(PO4)2. Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите каждое из веществ, находящихся в пробирках. Решение представьте в виде таблицы, в которой знаками ↓ и ↑ укажите образование осадка или газа, словом «раств.» - растворение твердой фазы, ставьте знак t˚ там, где реакция протекает при нагревании, и знак «–» там, где реакции нет, укажите в таблице Ваши наблюдения относительно цветов осадков; пронумеруйте реакции в таблице:

Напишите уравнения реакций всех вышеперечисленных солей с приведенными реактивами, пронумеровав их так же, как и в таблице.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие из приведенных веществ в водном растворе обладают окислительными, а какие – восстановительными свойствами? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

2. Какие вещества называются окислителями и восстановителями (дайте определения)?

3. Какие из оксидов, соответствующих приведенным веществам, обладают амфотерными свойствами? Приведите уравнения реакций, подтверждающие Ваш ответ.

4. Какое из веществ, находящихся в пробирках, входит в состав апатита? Напишите реакцию растворения этого вещества в уксусной кислоте.

Для выполнения задания у Вас имеются:

Реактивы: HCl, NaOH, H2O (дист.), фенолфталеиновая бумага

Оборудование: штатив с пробирками, шпатели, глазные пипетки, водяная баня.

 

Решение: (авторы Саморукова О.Л, Апяри В.В.)

Заполним таблицу:

  NH4Cl (NH4)2CO3 MgSO4 Ca3(PO4)2 MnCl2 Pb(NO3)2 Na2S2O3 ZnSO4 Zn3(PO4)2
H2O Раств. Раств. Раств. Не раств. Раств. Раств. Раств. Раств. Не раств.
HCl - CO2↑ Р-ция №1 - Раств. Р-ция №2 - ↓бел., раств. при tº Р-ция №3 ↓желт., SO2↑ Р-ция №4 - раств. Р-ция №5
NaOH NH3↑ Р-ция №6 NH3↑ Р-ция №7 ↓бел. Р-ция №8 - ↓бел., буреет на возд. Р-ции №9, 10 ↓бел., раств. в изб. Р-ции №11, 12 - ↓раств. в изб. Р-ции №13, 14 Раств. в изб. Р-ции №15, 14

Основываясь на индивидуальных свойствах открываемых солей, можно идентифицировать каждую соль.

Ниже приведен один из возможных вариантов решения:

С использованием шпателя перенесем небольшие количества твердых веществ в пустые пробирки и добавим небольшое количество дистиллированной воды. Перемешивая содержимое пробирок, будем следить за растворением веществ. Не наблюдаем растворения в пробирках № 4 и № 9. Следовательно, в одной из пробирок находится фосфат кальция, а в другой – фосфат цинка. Чтобы различить эти два вещества прибавим к содержимому соответствующих пробирок раствор NaOH. Наблюдаем растворение осадка в пробирке № 9. Значит, она содержала Zn3(PO4)2, а пробирка № 4 – Ca3(PO4)2.

Прибавим к растворам в остальных пробирках HCl. Наблюдаем выделение газа в пробирке № 2, образование белого осадка в пробирке № 6 и желтоватого – в пробирке № 7 (также отмечаем появление резкого запаха сернистого газа). Проверим, что белый осадок в пробирке № 6 растворяется при нагревании ее содержимого на водяной бане. Данные факты подтверждают присутствие в пробирках № 2, 6 и 7 (NH4)2CO3, Pb(NO3)2 и Na2S2O3, соответственно.

К растворам в оставшихся четырех пробирках будем постепенно прибавлять щелочь. Наблюдаем образование белых осадков в пробирке № 3 и № 5, нерастворимых в избытке NaOH, а также образование и последующее растворение осадка в пробирке № 8; в пробирке № 1 видимых изменений не отмечается. Оставляем пробирки на несколько минут на воздухе. Наблюдаем изменение цвета осадка в пробирке № 5 с белого на бурый. Таким образом, в пробирке № 3 – MgSO4, в пробирке № 5 – MnCl2, в пробирке № 8 – ZnSO4, а в пробирке № 1 – NH4Cl. Проверим последнее, нагрев раствор в пробирке № 1 на водяной бане и поднеся к ее отверстию влажную фенолфталеиновую бумажку, которая при этом окрасилась в розовый цвет.

 

Уравнения реакций:

1. (NH4)2CO3 + 2HCl → 2NH4Cl + CO2↑ + H2O

2. Ca3(PO4)2 + 6HCl →3CaCl2 +2H3PO4

3. Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3

4. Na2S2O3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + S↓ + H2O

5. Zn3(PO4)2 + 6HCl → 3ZnCl2 + 2H3PO4

6. NH4Cl + NaOH NaCl + NH3↑ + H2O

7. (NH4)2CO3 +2NaOH Na2CO3 + 2NH3↑ + 2H2O

8. MgSO4 + 2NaOH → Mg(OH)2↓ + Na2SO4

9. MnCl2 +2NaOH → Mn(OH)2 ↓+ 2NaCl

10. 2Mn(OH)2 + O2 → 2MnO(OH)2 (допускается написание MnO2)

11. Pb(NO3)2 + 2NaOHнед → Pb(OH)2↓ + 2NaNO3

12. Pb(OH)2 + 2NaOHизб → Na2[Pb(OH)4] (допускается написание Na[Pb(OH)3])

13. ZnSO4 + 2NaOHнед → Zn(OH)2↓ + Na2SO4

14. Zn(OH)2 + 2NaOHизб → Na2[Zn(OH)4]

15. Zn3(PO4)2 + 6NaOHнед → 3Zn(OH)2↓ + 2Na3PO4

 

 

Ответы на теоретические вопросы

1. Восстановительными свойствами обладают MnCl2, Na2S2O3. Окислителей нет. (допускается, при подтверждении соответствующим уравнением реакции, указать в качестве окислителя Pb(NO3)2)

MnCl2 + 2NaOH + O2 → MnO(OH)2↓ + 2NaCl

Na2S2O3 + 10NaOH + 4Cl2 → 2Na2SO4 + 8NaCl + 5H2O

2. Окислителями называются вещества, которые принимают электроны от окисляющегося вещества, а вещества, отдающие электроны, называют восстановителями. (принимается и любое другое разумное определение)

3. Амфотерными свойствами обладают оксиды PbO, ZnO.

PbO + 2HNO3 → Pb(NO3)2 + H2O

PbO + 2NaOH + H2O → Na2[Pb(OH)4] (или Na[Pb(OH)3])

ZnO + 2HNO3 → Zn(NO3)2 + H2O

ZnO + 2NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4]

4. Ca3(PO4)2 входит в состав апатита.

Ca3(PO4)2 растворяется в СН3СООН с образованием дигидрофосфата:

Ca3(PO4)2 + 4СН3СООН = Ca(H2PO4)2 + 2Ca(CH3COO)2

(написание вместо дигидрофосфата гидрофосфата считается ошибкой, поскольку последний нерастворим; написание фосфорной кислоты также ошибочно, поскольку по первой ступени она сильнее уксусной и не может быть вытеснена последней)

 

Система оценивания

Открытие солей: 9 солей по 2б. 18 б

Таблица 2 б

Уравнения реакций: 15 реакций по 0,5б 7,5 б

Теоретические вопросы: 1 0,5 б

2 0,5 б

3. 0,5 б

4. 1,0 б

Итого: 30 б

 


Всероссийская олимпиада школьников по химии

_______________________________________________________________________________________________

 

Date: 2016-02-19; view: 465; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию