Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Девятый класс
Задача 9-Э. В девяти пронумерованных пробирках находятся твердые вещества: NH4Cl, (NH4)2CO3, MgSO4, Ca3(PO4)2, MnCl2, Pb(NO3)2, Na2S2O3, ZnSO4 и Zn3(PO4)2. Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите каждое из веществ, находящихся в пробирках. Решение представьте в виде таблицы, в которой знаками ↓ и ↑ укажите образование осадка или газа, словом «раств.» - растворение твердой фазы, ставьте знак t˚ там, где реакция протекает при нагревании, и знак «–» там, где реакции нет, укажите в таблице Ваши наблюдения относительно цветов осадков; пронумеруйте реакции в таблице: Напишите уравнения реакций всех вышеперечисленных солей с приведенными реактивами, пронумеровав их так же, как и в таблице. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие из приведенных веществ в водном растворе обладают окислительными, а какие – восстановительными свойствами? Ответ подтвердите уравнениями реакций. 2. Какие вещества называются окислителями и восстановителями (дайте определения)? 3. Какие из оксидов, соответствующих приведенным веществам, обладают амфотерными свойствами? Приведите уравнения реакций, подтверждающие Ваш ответ. 4. Какое из веществ, находящихся в пробирках, входит в состав апатита? Напишите реакцию растворения этого вещества в уксусной кислоте. Для выполнения задания у Вас имеются: Реактивы: HCl, NaOH, H2O (дист.), фенолфталеиновая бумага Оборудование: штатив с пробирками, шпатели, глазные пипетки, водяная баня.
Решение: (авторы Саморукова О.Л, Апяри В.В.) Заполним таблицу:
Основываясь на индивидуальных свойствах открываемых солей, можно идентифицировать каждую соль. Ниже приведен один из возможных вариантов решения: С использованием шпателя перенесем небольшие количества твердых веществ в пустые пробирки и добавим небольшое количество дистиллированной воды. Перемешивая содержимое пробирок, будем следить за растворением веществ. Не наблюдаем растворения в пробирках № 4 и № 9. Следовательно, в одной из пробирок находится фосфат кальция, а в другой – фосфат цинка. Чтобы различить эти два вещества прибавим к содержимому соответствующих пробирок раствор NaOH. Наблюдаем растворение осадка в пробирке № 9. Значит, она содержала Zn3(PO4)2, а пробирка № 4 – Ca3(PO4)2. Прибавим к растворам в остальных пробирках HCl. Наблюдаем выделение газа в пробирке № 2, образование белого осадка в пробирке № 6 и желтоватого – в пробирке № 7 (также отмечаем появление резкого запаха сернистого газа). Проверим, что белый осадок в пробирке № 6 растворяется при нагревании ее содержимого на водяной бане. Данные факты подтверждают присутствие в пробирках № 2, 6 и 7 (NH4)2CO3, Pb(NO3)2 и Na2S2O3, соответственно. К растворам в оставшихся четырех пробирках будем постепенно прибавлять щелочь. Наблюдаем образование белых осадков в пробирке № 3 и № 5, нерастворимых в избытке NaOH, а также образование и последующее растворение осадка в пробирке № 8; в пробирке № 1 видимых изменений не отмечается. Оставляем пробирки на несколько минут на воздухе. Наблюдаем изменение цвета осадка в пробирке № 5 с белого на бурый. Таким образом, в пробирке № 3 – MgSO4, в пробирке № 5 – MnCl2, в пробирке № 8 – ZnSO4, а в пробирке № 1 – NH4Cl. Проверим последнее, нагрев раствор в пробирке № 1 на водяной бане и поднеся к ее отверстию влажную фенолфталеиновую бумажку, которая при этом окрасилась в розовый цвет.
Уравнения реакций: 1. (NH4)2CO3 + 2HCl → 2NH4Cl + CO2↑ + H2O 2. Ca3(PO4)2 + 6HCl →3CaCl2 +2H3PO4 3. Pb(NO3)2 + 2HCl → PbCl2↓ + 2HNO3 4. Na2S2O3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + S↓ + H2O 5. Zn3(PO4)2 + 6HCl → 3ZnCl2 + 2H3PO4 6. NH4Cl + NaOH NaCl + NH3↑ + H2O 7. (NH4)2CO3 +2NaOH Na2CO3 + 2NH3↑ + 2H2O 8. MgSO4 + 2NaOH → Mg(OH)2↓ + Na2SO4 9. MnCl2 +2NaOH → Mn(OH)2 ↓+ 2NaCl 10. 2Mn(OH)2 + O2 → 2MnO(OH)2 (допускается написание MnO2) 11. Pb(NO3)2 + 2NaOHнед → Pb(OH)2↓ + 2NaNO3 12. Pb(OH)2 + 2NaOHизб → Na2[Pb(OH)4] (допускается написание Na[Pb(OH)3]) 13. ZnSO4 + 2NaOHнед → Zn(OH)2↓ + Na2SO4 14. Zn(OH)2 + 2NaOHизб → Na2[Zn(OH)4] 15. Zn3(PO4)2 + 6NaOHнед → 3Zn(OH)2↓ + 2Na3PO4
Ответы на теоретические вопросы 1. Восстановительными свойствами обладают MnCl2, Na2S2O3. Окислителей нет. (допускается, при подтверждении соответствующим уравнением реакции, указать в качестве окислителя Pb(NO3)2) MnCl2 + 2NaOH + O2 → MnO(OH)2↓ + 2NaCl Na2S2O3 + 10NaOH + 4Cl2 → 2Na2SO4 + 8NaCl + 5H2O 2. Окислителями называются вещества, которые принимают электроны от окисляющегося вещества, а вещества, отдающие электроны, называют восстановителями. (принимается и любое другое разумное определение) 3. Амфотерными свойствами обладают оксиды PbO, ZnO. PbO + 2HNO3 → Pb(NO3)2 + H2O PbO + 2NaOH + H2O → Na2[Pb(OH)4] (или Na[Pb(OH)3]) ZnO + 2HNO3 → Zn(NO3)2 + H2O ZnO + 2NaOH + H2O → Na2[Zn(OH)4] 4. Ca3(PO4)2 входит в состав апатита. Ca3(PO4)2 растворяется в СН3СООН с образованием дигидрофосфата: Ca3(PO4)2 + 4СН3СООН = Ca(H2PO4)2 + 2Ca(CH3COO)2 (написание вместо дигидрофосфата гидрофосфата считается ошибкой, поскольку последний нерастворим; написание фосфорной кислоты также ошибочно, поскольку по первой ступени она сильнее уксусной и не может быть вытеснена последней)
Система оценивания Открытие солей: 9 солей по 2б. 18 б Таблица 2 б Уравнения реакций: 15 реакций по 0,5б 7,5 б Теоретические вопросы: 1 0,5 б 2 0,5 б 3. 0,5 б 4. 1,0 б Итого: 30 б
Всероссийская олимпиада школьников по химии _______________________________________________________________________________________________
|