Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод экономической теории





Тема: Экономические потребности общества

План занятия:

1. Понятие экономики как системы экономических знаний. Многозначность понятия «экономика».

2. Методы исследования экономических явлений.

3. Зарождение экономической теории как науки. Основные направления и школы мировой экономической мысли.

4. Экономические потребности общества, их сущность и классификация.

5. Сущность общественного производства. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.

 

Срок 2 часа

 

Цель:

- разобраться, усовершенствовать знания курсантов по программным вопросам:

«Экономическая теория», «Общественное производство», «Экономические потребности общества, их сущность и классификация». Ограничение ресурсов. Кривая производственных возможностей»;

- дополнительно выяснить содержание экономических понятий; условий, в которых действуют объективные экономические законы и их зависимость от общественно – политического порядка государства, состояние развития общества, теоретической мысли;

- вияснить экономическую базу противоречий хозяйственного развития страны, экономических нужд, интересов общества.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Раскрыть содержание понятий «экономика», «политическая экономия», «экономикс». Какая между ними разница?

2. Показать этапы развития экономической теории, ее цель и функции зависимо от общественно-политической формации страны (государства).

3. Дать объяснение понятию «экономическая деятельность» - его фазам, факторам формирования.

4. Дать общую характеристику результативным показателям общественного производства и его эффективности.

5. Расскажите о сущности ресурсов, их ограниченности, альтернативности.

6. Есть ли ограниченность такого фактора как предпринимательская способность?

 

 

Рекомендованная литература:

1. Гальчинский А.С., Ещенко П.Е., Палкин Ю.И. Основы экономической теории.- К.: Высшая школа, 1995.- С.3-37.

2. Мочерный С.В. Основы экономической теории. – К.: ВЦ «Академия», 1998. – С.9-49.

3. Основы экономической теории. Под ред. Ю.В.Николенко. – В 2-х книгах.-К.: Лебедь, 1999 - С.131-143.

4. Пильгуй Н.А. История мировых экономических учений. – К.: Лебедь, 1992. – С.3-17.

5. Лемешевская Л.В. Экономическая теория. Тесты, ситуации, задачи: Учебное пособие.- Минск: Книжный дом «Мисанта», 2005.- С.3-18.

 

Методические указания:

Готовясь к семинарским занятиям, необходимо уяснить такие основные положения темы:

Слово «экономика» древнегреческого происхождения: «ойкос» - домашнее хозяйство, «номос» - учение, закон. В наше время слово «экономика» имеет несколько значений: хозяйство страны; совокупность отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг; совокупность наук, которые изучают экономические отношения.

Основными элементами экономики являются:

1. Человек, как цель и средство экономики;

2. Естественная природа – источник ресурсов среда проживания человека;

3. Искусственная природа, которая включает все, что создано человеком, - средства производства, инфраструктура, предметы потребления, информация.

Сложность экономики обуславливает существование множества экономических наук.

Все экономические науки можно разделить на общие и частные.

Общие экономические науки раскрывают сущность и содержание экономических процессов, законов, категорий, принципов и методов хозяйствования. Частные экономические науки раскрывают отраслевые особенности и функции экономического управления.

Все экономические науки можно подразделить на 4 группы:

- экономические науки особых экономических форм и организаций (финансы, кредит, маркетинг);

- конкретно-экономические (экономика отраслей, стран);

- информационно-аналитические (статистика);

- историко-экономические (история экономической мысли).

 

 

 

Экономическую теорию П. Самуэльсон называл королевой наук, потому что ее изучение дает возможность познания мотивов действия людей в хозяйственной деятельности, а также законов экономики всех времен. Экономическая теория – совокупность знаний, которые позволяют дать ответ на три группы вопросов:

1. Что и в каком количестве следует производить?

2. Как следует производить товары?

3. Для кого предназначены произведенные товары и услуги?

 

 

 

Основная задача экономической теории – проявление и анализ взаимосвязи и взаимообусловленности экономических явлений, процессов и экономических законов.

Экономические законы – объективные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости, имеющие причинно-следственный характер.

 

Целью экономической теории является изучение законов развития различных экономических систем.

 

Предметом экономической теории является изучение закономерностей развития общественного производства и выбор хозяйствующими субъектами способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей людей.

 

 

Экономическая теория выполняет ряд функций:

Развитие экономической теории прошло долгий путь. Истоки экономической мысли можно найти в произведениях Аристотеля, в Библии и в неписаной народной культуре каждого народа, позднее в произведениях таких средневековых схоластов, как Фома Аквинский. Но, говоря об истоках экономической науки, можно также сослаться и на древнегреческих философов, которые были старше Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и сумели внести определенный вклад в становление экономической науки, – на Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.). Каждый из них оставил свой след в «предыстории» экономической науки, политической экономии.

Первые школы в истории экономической мысли связаны с меркантилистами и физиократами.

 

В конце средневековья, когда начали образовываться национальные государства, на арене экономической мысли появились меркантилисты. Яркий представитель этого направления экономической науки – Антуан де Монкретьен (1576-1621), который ввел в экономическую науку термин «политическая экономия».

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали, что доход создается в сфере обращения, богатство нации состоит в золотых и серебряных деньгах и может быть достигнуто с помощью государственной власти.

Физиократы (Ф.Кенэ, Ж.Тюрго) видели богатство в продуктах земли, а его источник – в сельском хозяйстве. Именно Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Ф.Кенэ считал, что “Деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит”. Ф. Кенэ не только подразделил капитал на основной и оборотный, но и смог убедительно доказать, что оба они находятся в движении.

Ф.Кенэ показал, как в национальной экономике движутся товарные и денежные потоки между классами, в результате чего земледельцы производят продукты питания для всех классов, сырье для промышленности, семена для следующего года. Полученный чистый продукт они передают собственникам земли в виде ренты. Для своего времени это было очень прогрессивное мнение.

 

Учение физиократов было развито представителями классической школы политической экономии (А.Смит, Д.Рикардо). Началом современной экономической науки принято считать книгу А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». П.Самуэльсон называет А.Смита «пророком свободной конкуренции» и пишет, что этот автор разглядел в мире экономики естественный саморегулирующийся порядок точно так же, как сделал это в физическом «подлунном мире» Исаак Ньютон (1649-1727).

Заслуга этой школы состоит в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства в материальное производство и разработке начал теории трудовой стоимости. Следующий значительный этап в развитии экономической теории – утопический социализм и марксизм.

Марксизм опирался на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский утопический социализм, продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества.

Маржинализм -(фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости; возникло в 70-е гг. XIX века в форме так называемой «маржинальной революции». Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Мари Эспри Леон Вальрас — французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма. С 1870 по 1892 гг. являлся профессором Лозаннского университета. Основатель концепции общего экономического равновесия.

1. Впервые ввел наиболее общие критерии рыночного равновесия: спрос равен предложению.

2. Предложил концепцию общего экономического равновесия, первая математическая интерпретация.

3. Ввел 4 рынка: труда, капитала, финансовый рынок, рынок потребительских благ и услуг.

4. Ввел высшую математику как обязательный элемент экономической науки.

По сравнению с классической, маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе, дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.

В современной экономической литературе главные теоретические принципы предшественников маржинализма (соответственно и «маржинальной революции») характеризуют обычно как первый и второй «законы Госсена». Согласно первому «закону» с увеличением наличия данного блага предельная полезность блага уменьшается, а в соответствии со вторым «законом» оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

 

Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером.

 

В конце ХІХ в. вышла в свет книга А.Маршалла «Принципы экономикс», которая положила начало новому этапу в развитии экономической теории, связанному с поиском способов стабилизации капитализма, удаление его пороков и регулирование экономики.

 

Основными современными направлениями экономики являются:

 

- неоклассицизм изучает закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях вольной конкуренции;

- неокейсианство сложилось в 50-е гг. ХХв. и стало способом воплощения в жизнь идей кейнсианства о макроэкономическом государственном регулировании экономики;

- неоклассического синтеза, который определяет стратегию регулирования экономики в условиях монополизированной экономики;

- институционально - социологическое, которое учитывало не только экономические, но и ряд других факторов (техника, обычаи, правовые и общественные институты, этнические нормы поведения людей и др.). Глава этого направления Джон Гелбрейт.

Джон Кеннет Гэлбрейт. Статья «Экономика невинного обмана: правда нашего времени»

 

 

Последняя книга Джона Гэлбрейта, написанная им в 95 лет, за два года до смерти. Даже не книга – большая статья, чуть больше 80 страниц маленького формата. Возраст автора заметен по тексту – в разговоре пожилые люди по несколько раз повторяют самое, на их взгляд, важное. По большому счёту, книга и есть повторение самого важного из того, что Гэлбрейт говорил всю вторую половину двадцатого века.

 

Семьдесят лет жизни я отдал экономической науке. Мне нередко приходилось занимать государственные должности и решать экономические вопросы, а один раз даже довелось работать журналистом.

За это время я понял: для того, чтобы быть правым и приносить пользу, необходимо признать, что реальность и устоявшиеся в обществе убеждения, которые я везде называл выражением conventional wisdom «расхожее мнение», «общепринятая точка зрения»…, расходятся. В итоге не удивительно, что я отдал предпочтение именно реальности.

Экономика более всех других наук засоряется предрассудками и заблуждениями, ставшими общепринятыми. Конечно, от того, что в них верят все, они не перестают быть заблуждениями и предрассудками. Ведь слишком часто бывает, что правду не говорят вслух, настолько часто, что мальчик из сказки о голом короле стал чуть ли не архетипом мышления. Гэлбрейт всю жизнь был тем самым человеком, который не боялся говорить про короля, что он голый, однако к его мнению никогда не прислушивались, слишком уж оно отличалось от утверждаемого «сильными мира сего». По сей день масса консультантов, финансовых аналитиков и университетских лекторов кормится от общепринятых заблуждений, не говоря уже об огромном мире менеджеров крупных корпораций, фактически захвативших власть над национальными государствами. Любой экономист, говорящий об этом, моментально объявляется маргинальным леваком и отторгается из профессиональной среды. Гэлбрейт всю жизнь балансировал на грани маргинальности, всю жизнь пытался очистить науку от мифов, но так и не сумел сделать этого при жизни. Время не пришло.

 

Вот некоторые мифы, о которых говорится в книге, и которые составляют «экономику невинного обмана».

 

1. Капитализм является свободной рыночной системой.

 

2. Потребитель независим в своём выборе и таким образом управляет поведением производителя.

 

3. Валовый внутренний продукт – объективный показатель прогресса общества.

 

4. Богатые имеют объективное моральное право на праздность, в то время как бедные не должны жить на социальное обеспечение.

 

5. Корпорации – само воплощение энергичности и предприимчивости. В частной корпорации бюрократии не бывает.

 

6. Корпорацией управляют собственники, подчиняя себе менеджмент через собрания акционеров, советы директоров и другие инструменты корпоративного управления.

 

7. Вознаграждение менеджмента назначается в строгом соответствии с результатами его деятельности.

 

8. В экономике сосуществуют два независимых сектора экономики, частный и государственный. Их взаимное влияние незначительно.

 

9. Крупные корпорации не влияют на органы государственной власти и регулируются ими в интересах общества.

 

10. Излишнее государственное вмешательство угрожает частному сектору и благосостоянию общества в целом.

 

11. Финансовые аналитики и менеджеры неплохо предсказывают будущее с помощью развитых инструментов прогнозирования, и составляют оптимальные стратегические планы, которые, с небольшими погрешностями, исполняются.

 

12. Монетаристские меры регулирования позволяют управлять циклами экономической активности, предотвращая спады и смягчая перегревы.

 

13. Корпорации полностью подчинены интересам общества через независимый выбор потребителя.

 

Несмотря на то, что эти мифы каждый день опровергаются практикой, в общепринятой экономической теории, как, впрочем, и в массовом сознании они преобладают. Любой случай, противоречащий мифологии, объявляют исключением, в то время как вал этих исключений составляет правило. Теория нуждается в очищении от мифов, и честные учёные давно говорят о смене парадигмы экономической науки.

Обобщая исторический опыт развития и экономики, и экономической теории, П. Самуэльсон и В. Нордхаус подводят итог: «Одна очень интересная особенность экономики заключается в том, что суть социально-экономических недугов общества очень мало меняется с годами. Один умный человек как-то сказал: “В экономике меняются не вопросы, а ответы”. Главные проблемы 1990-х очень мало отличаются от проблем, волновавших общество в 1960-е и даже в 1930-е годы. Как и когда-то, нас сегодня тревожат проблемы экономического роста, стабильности и распределения доходов. Устраивают ли нас нынешние темпы экономического роста? Контролирует ли государство инфляцию и безработицу? Справедливо ли распределяются среди населения плоды экономического роста? Главным же среди всех этих вопросов является вечный вопрос о том, как нам воспользоваться своими ресурсами для улучшения жизни каждого отдельного человека и общества в целом».

Пол Самуэльсон, автор самого известного в мире учебника по экономике «Экономика: Вводный курс» («Economics: An Introductory Analysis») в 1970 г. стал первым американцем, лауреатом Нобелевской премии по экономике.

 

 

Потребность – это ощущение человеком необходимости определенных вещей, услуг, отношений, желания владеть ними, чувство недовольства при их отсутствии. Процесс удовлетворенности потребностей, в конечном счете, является движущей силой развития человека и общества.

Все множество потребностей можно условно разделить на две группы:

базовые, или первоочередные, необходимые для поддержки жизни человека как биологического существа (еда, одежда, жилье, безопасность, здоровье), и

не первоочередные, которые обусловлены как уровнем развития данного общества, так и социальным статусом в нем самого человека – определенный тип жилища (дом, квартира, хата, вигвам…), уровень образования, медицинского обслуживания, проведение досуга и др.

Потребности можно рассматривать также как

материальные – которые удовлетворяются вещами, которые имеют материальное воплощение, и

нематериальные – удовлетворяются разными видами услуг.

Особенность человеческих потребностей - в их безграничности. Удовлетворение одних способствует образованию новых, более разнообразных.

Абрахам Маслоу распределил потребности по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

«Окна Овертона» основываются на базовых потребностях человека, которые в пирамиде Маслоу занимают места со 2 по 4.

1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение.

2. Потребности в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В связи с тем, что потребности со 2 по 4 никогда не удовлетворяются в полной мере и навсегда, они с легкостью становятся объектом манипуляции в адрес практически любого человека.

Пирамида потребностей человека по Маслоу основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим их начиная с самой низшей.

Первая ступень - физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации, согласно теории Маслоу, будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

Вторая ступень – потребность в безопасности. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.

Третья ступень - потребность в любви и принадлежности. В пирамиде человеческих потребностей Маслоу после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению Маслоу стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.

Четвертая ступень - потребность в признании. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.

Пятая ступень – потребность в самоактуализации (она же самореализация). Согласно теории Маслоу - эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

 

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». А.Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью А.Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

5. Духовные: познание, самореализация, самовыражение, самоидентификация.

«Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру.

Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований

Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» достигает не более 2 % людей.

 

 

Производство является одной из самых важных сторон, составляющих частей экономической деятельности человека. Другими словами – это целенаправленная деятельность человека, всего общества по созданию необходимых благ и услуг.

Процесс производства содержит в себе несколько необходимых элементов:

- во-первых, это труд – применение способностей и трудовых навыков людей, приложение их физических и умственных усилий;

- во-вторых, то, над чем трудится человек, то, что он преобразует в результате работы, - предметы труда.

- в-третьих, то, с помощью чего осуществляется процесс роботы, - средства труда: машины, инструменты, оборудование, дома и др.

 

Средства производства – это совокупность предметов труда и средств труда. Продукт труда – это то, что получается в результате соединения средств производства и самого труда.

 

Производство имеет определенную структуру. Его можно разделить на материальное – производство материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля) и нематериальное (охрана здоровья, образование, духовные и культурные ценности и др.). Совокупность отраслей, которые обслуживают производство, составляет производственную инфраструктуру. Это – связь, информация, финансово-кредитное обслуживание, консультационные услуги.

 

Общим свойством экономических ресурсов является их ограниченное количество, поэтому перед экономикой постоянно возникает вопрос альтернативного выбора – увеличение производства одного товара (товарного набора) означает отказ от производства части другого.

Альтернативный выбор в экономике может быть охарактеризован с помощью кривой производственных возможностей, каждая точка которой отражает максимально возможный объем производства двух продуктов при данных ресурсах. Количество других ресурсов, которыми нужно пожертвовать, чтоб получить какое-нибудь количество данного продукта, называется вмененными расходами производства данного продукта. Следует различать вмененные расходы дополнительной единицы товара и общие, или совокупные вмененные расходы.

 

Date: 2016-02-19; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию