Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автор объясняет





Дидактический материал для развития слухового

восприятия, внимания, памяти, звукового анализа.................... 15

Дидактический материал для индивидуальной речевой

работы с детьми....................................................................................... 23

Закрепляем произношение твердого звука [г] и мягко­
го звука [г']........................................................................................ 23

Закрепляем произношение твердого звука [х] и мягко­
го звука [х']........................................................................................... 51

Говорите правильно............................................................................ 78

Вместо заключения.................................................................................. 79


ВВЕДЕНИЕ

АВТОР ОБЪЯСНЯЕТ

Логопедическую тетрадь можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими нечеткую дикцию, для общего речевого развития, обогаще­ния словарного запаса, подготовки к звукобуквенному и слоговому анализу, профилактики школьной неуспеваемос­ти по русскому языку.

Перед вами пособие, которое пригодится для работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей. Тет­радь можно использовать для общего развития речи, форми­рования звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также для подготовки ребенка к обучению грамоте. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчива­ется у детей к 4—5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных зву­ков родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, по­лагая, что с возрастом эти недостатки исправятся.

Нарушение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и парных мягких [к'], [г'], [х'] встречается значительно редко. Они со­ставляют у детей 5—9 лет 1% от дефектов произношения других групп звуков и характерны для сложных речевых нарушений, например, выявляются при значительном сни­жении слуха, алалии, ринолалии, дизартрии. В норме дети овладевают правильным произношением заднеязычных зву­ков от 2 до 3 лет. Встречаются такие виды дефектов произно­шения [к], [г], [х] и мягких фонем: вместо [к] слышится гор­танный щелчок, при произношении [г] к шуму при щелчке добавляется голос, при произношении [х] слышится гортан-


ный шум. Второй вид нарушения — это случай замены зад­неязычных звуков [к], [г], [х] переднеязычными [т], [д]. Дети говорят: «Молтовта, тапуста, талова (морковка, капуста, ко­рова)».

Третий вид нарушения характеризуется заменой [к] на фрикативный [х], [г] — на южнорусский [г], [х] — иногда на [с]: «хапуста», «слеп» (капуста, хлеб).

Искаженное звукопроизношение приносит ребенку нема­ло огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возра­стают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые часто делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стес­няться участвовать в праздниках, рассказывать стихотворе­ния, общаться с детьми и взрослыми, получает неудовлетво­рительные оценки по русскому языку. Ему нужна помощь взрослого. В одних случаях требуется специальная логопеди­ческая работа, в других — достаточно после консультации логопеда занятий ребенка с воспитателем, учителем или ро­дителями. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, причин, а также от индивидуальных особен­ностей ребенка. Предпосылкой успеха является создание бла­гоприятных условий для работы по формированию правиль­ного звукопроизношения: прежде всего необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельнос­ти, повышающие познавательную активность ребенка, позво­ляющие избежать быстрого утомления.

Используя наше пособие, вы сможете применить разнооб­разные приемы: называние картинок, исключение неподхо­дящей картинки, отгадывание и загадывание загадок, дого-варивание слов, проговаривание потешек, чистоговорок и скороговорок, разучивание стихотворений, считалок, состав­ление звуковых схем слов, развивающие игры со словами, обводка и раскрашивание рисунков с комментированием,


элементы логоритмики, исключение неподходящего по зву­ковому составу слова, обобщение понятий одним словом и многие другие.

В рабочую тетрадь включены артикуляционные упражне­ния для отработки основных движений органов речи, под­готовки речевого аппарата к правильному произношению звуков. В тетради не описаны специальные приемы вызыва­ния или постановки звуков, так как их должны использо­вать логопеды. Воспитатели и родители могут достичь успе­ха в результате систематической и кропотливой работы по развитию у детей фонематического слуха, выработке пра­вильного артикуляционного уклада (см. Положение органов речи при произношении звуков), вызыванию правильного произношения звука по подражанию.

АВТОР СОВЕТУЕТ

Занятия с ребенком рекомендуется проводить системати­чески, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2—3-разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, уча­стия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

В работе с тетрадью по развитию речи необходимо соблю­дать последовательность: не предлагайте на первом этапе для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от задания к заданию, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная ваша задача — включить ребенка в целенаправленную речевую работу, за­интересовать его. Только при положительном отношении вы сможете развить внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от


дефектного, осуществлять слуховой контроль за собствен­ным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.

К сожалению, нет возможности включить в тетрадь весь необходимый дидактический материал, поэтому педагогам, родителям и детям придется потрудиться самостоятельно. Советуем не ограничиваться наглядным материалом в тетра­ди и вместе с детьми подбирать подходящие к заданию картинки. Там, где требуется повторение слов, вспомните аналогичные слова, организуйте соревнование, кто больше назовет слов на заданный звук. Чтобы научить ребенка звуковому анализу слов, следует иметь собственные четкие представления об этой работе.

Развитие речевого слуха проводится в форме игры и занимательных упражнений, дидактический материал пред­лагается с постепенным усложнением. От анализа нерече­вых звуков (звуков города, природы, дома, магазина) дети переходят к размещению слов, близких по звучанию, типа: гора — пора, луг — лук, а затем к дифференциации слогов и отдельных звуков. Дети учатся различать фонемы родного языка, начиная с гласных звуков, овладевают первыми лингвистическими понятиями: «звук», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мяг­кий согласный звук». Задания по звукослоговому анализу и синтезу развивают не только языковое чувство у ребенка, но и его умственные способности.

Образец звукового анализа слова:


АРТИКУЛЯЦИОННАЯ (РЕЧЕВАЯ)

Date: 2016-02-19; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию