Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие российского права в XIX векеСреди проектов отмены крепостного права надо остановиться на идеях М.М. Сперанского, декабристов, П.Д. Киселева. Сохранили ли положения 19 февраля 1861 г. преемственность с этими проектами? При анализе крестьянской реформы 1861 г. следует уяснить ее задачу постепенного перехода крестьян из крепостного состояния в состояние свободных сельских обывателей и основные этапы этого перехода. Обратите внимание на сохранение института общины, ограничение права собственности крестьян на землю. Основными актами, подлежащими изучению по этому вопросу, являются: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе крестьянами их усадебной оседлости, Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах. Реформы земского и городского управления требуют понимания изначальной идеи об их негосударственном характере, непринадлежности к системе государственных учреждений. При этом государство на снимало с себя опеку земств, постоянно ограничивая их возможности, а в контрреформенный период - превратив их в разновидность исполнительных органов при губернаторе. Сравнение избирательных систем реформенного и контрреформенного периодов можно провести по следующим моментам: содержание избирательных цензов, состав избирательных курий, степень вмешательства административных властей (губернатора, МВД) в процесс выборов. Административный надзор, помимо контроля за выборами, включал возможность опротестования, приостановления, отмены решений земских и городских учреждений; проведение ревизий их деятельности; назначение высших должностных лиц и др. Главные принципы и содержание судебной реформы можно выяснить из Судебных уставов 1864 г. Особо отметьте, что Уложение о наказаниях 1845 г. не разграничивает понятия “преступление” и “проступок”, включая и уголовные, и административные, и дисциплинарные правонарушения. Для определения подсудности дел надо знать систему судов в России после 1864 г. и их инстанционную субординацию; помнить, что вынесение окончательных решений исключало апелляцию. Руководствуйтесь главами о подсудности и об обжаловании решений (приговоров) Уставов гражданского и уголовного судопроизводства, Уставом о наказаниях, налагаемых мировым судьями, Уложением о наказаниях 1845г.
Вопросы и задания
1. Какие проекты отмены крепостного права предлагались до реформы? Находили ли они свое отражение в законодательстве? 2. Сравните правовое положение временнообязанных крестьян и крестьян-собственников по положениям 19 февраля 1861 г. Охарактеризуйте правовой статус свободных сельских обывателей. 3. Чем отличались шестигласные думы, введенные в 1785 г., от городских дум, созданных в 1870 г.? 4. Сравните избирательные системы и системы административного надзора за земскими и городскими учреждениями в период реформ 1860 - 70 -х гг. и контрреформ 1880-90-х гг. по Земскому (1864 г. и 1890 г.) и Городовому (1870 г. и 1892 г.) положениям. 5.Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Понятие и состав преступления. Новые группы и виды преступлений. Система наказаний. 6. Покажите, как изменилась судебная система советского государства по декретам №1, №2, №3 о суде по сравнению с судебной реформой 1864 года. 7. Чем отличались подходы к проблеме систематизации законодательства в годы правления Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I? Почему систематизация растянулась почти на сто лет? 8. На основе статей Уложения о наказаниях 1845 г. и Судебных уставов 1864 г. определите подсудность дел: а) иск крестьянина Д. к графу Л. о взыскании 170 руб. за постройку последнему мельницы; б) иск полковника З. о признании недействительными распоряжений завещания его дяди, ротмистра З.; в) кража отставным титулярным советником П. бронзового подсвечника ценою 15 руб. у коллежской асессорши Ч.; г) сочинение и публикация литератором К. статей, которые возбуждают неуважение к личным качествам Императора. В каком порядке могли быть обжалованы решения (приговоры) по этим делам? 9. Сравните условия, которые предъявлялись к лицам, претендующим на замещение должностей участковых мировых судей и присяжных заседателей. 10. Составьте сравнительную таблицу “Апелляционная и кассационная формы обжалования по уставам гражданского и уголовного судопроизводства 1864 г.”. Вопросы для сравнения определите самостоятельно.
|