Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический аспект





Карл Роджерс заметил: «Если искать причину, что же заставляет людей испытывать трудности, то в большинстве случаев все происходит потому, что они себя презирают, считают себя никчемными и недостойными любви. Иногда такое отношение к себе маскируется притязаниями человека на что-то большее, и почти каждый из нас это тщательно скрывает.»

По официальным данным, основные потребители наркотиков — подростки и молодежь в возрасте 12—25 лет.

«Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье неблагоприятны, наступает кризис идентичности — чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. «Подросток...страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить», — говорит Эриксон (71; 139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.

Так искусственно создается противостояние «Мы» и «Они», где дети — «Поколение Икс», «Generation П.», противопоставляются отцам — «Другому поколению», т. е. обществу.

Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.

Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному «Мы» (группа) против враждебного «Они» (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы.

Такая группа представляет собой идеально слаженный социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки — и он заработает в нужном направлении.» (24)

Исследованиями установлены следующие предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.

Социальные:

-неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, низкий образовательный уровень родителей отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

-широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

-активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки (рейф, “кислотные направления”, джангл и т.п.), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ;

-неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

-проживание в районах с низким имущественным цензом (районы “городского дна”).

Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.

Индивидуально - психологические:

- неуверенность подражание более старшим или авторитетным сверстникам;(20)

-попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

-стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

-аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комформность, неустойчивость характера);

-протестные реакции (“назло”), направленные против старших (родителей, педагогов);

-самодеструктивное поведение;

-любопытство;

-подчинение давлению и угрозам.» (19)

-отрицательное отношение к обучению;

-отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов;

- отсутствие увлечений и духовных запросов;

-неопределенность в вопросах профессиональной ориентации;

- отсутствие установки на трудовую деятельность;

- дефицит мотивации достижений;

-уход от ответственных ситуаций и решений;

-утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности;

-Фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей.

-Неспособность идентифицировать или выразить чувства.

-Неспособность просить о помощи: «Если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботишься»

-Экстремальное мышление.

-Неспособность к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения

актуальных жизненно важных потребностей.

-Несформированность и неэффективность способов психологической защиты

-Наличие психотравмирующей ситуации, не имеющей конструктивного решения.

Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевания классифицируется следующим образом:

«Первые пробы. Они возможны “во дворе” или даже в учебном заведении из любопытства, стремления “стать как все”, при определенном стечении обстоятельств.

Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.

Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.

Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному - во что бы то ни стало - введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости.

Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта) в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).

Повышение толерантности (чувствительности ) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз, по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм» (19)

 

Date: 2015-12-12; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию