Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познания





 

Современное представление о науке сформировалось под влиянием философии познания, которая является методологической основой становления и развития философии науки.

Первая теоретическая модель познавательного процесса была предложена классической гносеологией. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия достоверности и истинности знания. Классическая гносеология возникла как учение о закономерности именно научного познания. В дальнейшем предложенная ею теоретическая модель была применима к познавательному процессу в целом.

Познание – взаимодействие между субъектом и объектом, деятельность субъекта, нацеленная на получение достоверных знаний о мире и о себе. Обычно под объектом в широком смысле слова понимается материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей, их отношения. Субъект – это индивид, социальная группа.

Для классической гносеологии была характерна оппозиция субъекта и объекта познания. Схема познания представляла собой процедуру «включения» субъекта, наделенного сознанием и волей, в противостоящий ему, не зависящий от его воли и сознания объект природы. Возможность такого «включения»была обусловлена познавательными способностями гносеологического субъекта, которые рассматривались как изначально данные и обеспечивающие постижение истины. Нормы и механизмы познания считались универсальными и неизменными, а истинное знание признавалось абсолютно тождественным познаваемому объекту.

Современная неклассическая теория познания выявила новые аспекты познавательного процесса, рассмотрела новые подходы к анализу познавательной деятельности. В отличие от классической гносеологии, современная теория научного познания исходит из того, что объект познания не противостоит субъекту, не является чем-то нейтральным по отношению к нему. Субъект выбирает объект, обращает внимание на его определенные свойства и отношения в соответствии с тем социально-культурным опытом, который накоплен относительно данного объекта. Полноценным субъектом познания человек не рождается, он становится таковым только в процессе усвоения социального и культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа познавательного процесса: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк), напротив, считали чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. Спор этот и в наши дни не утратил своей остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию «искусственного интеллекта».

Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение отражает отдельные свойства объектов. Восприятие же – предмет в целом. Представление – это чувственный образ предмета, с которым субъект в данный момент не взаимодействует.

Рациональное познание осуществляется в формах понятий, суждений и умозаключений. Понятие – форма мышления, посредством которой отображаются общие и существенные признаки предмета. Суждение – форма мышления, посредством которой отображается наличие у предмета некоторых свойств и отношений. Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе нескольких суждений по законам логики делается определенный вывод.

Современная философия исходит из того, что чувственная и рациональная стороны познания взаимодополняют друг друга. Ключевой в объяснении процесса познания является категория практики. Практика есть процесс, в котором цели и результаты человеческой деятельности соотносятся с закономерностями, тенденциями развития действительности. Практика – основа, движущая сила, критерий истины и конечная цель познания.

 

Date: 2016-02-19; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию