Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Тема 7: Физические упражнения для детей раннего и дошкольного возраста





Методика обучения детей основным движениям

 

Вопросы для обсуждения

1. Значение основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания) в развитии детей.

2. Характеристика основных видов движений:

· специфика влияния каждого вида основных движений на развитие ребенка;

· техника выполнения отдельных видов основных движений;

· особенности выполнения основных движений детьми раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

3. Задачи и содержание обучения каждому виду основных движений в разных возрастных группах (анализ программ по физическому воспитанию в детском саду).

4. Специфика методов и приемов обучения отдельным основным движениям в разных возрастных группах на разных этапах обучения.

 

Литература

 

а) основная

1. Грядкина Т.С. Формирование навыка прыжка способом “перешагивание” у детей шестого года жизни //Развитие и воспитание дошкольника. Межв.сб.научн.тр./Под ред. В.И. Логиновой. - СПб.: Образование, 1993, с. 50 -57.

2. Грядкина Т.С. Спортивный комплекс как средство обучения дошкольников наиболее сложным двигательным действиям Межв.сб.научн.тр./Под ред. В.И. Логиновой. - СПб.: Образование, 1993, с.58 - 64.

3. Доман Г., Доман, Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Аквариум, 2000.

4. Шишикина В.А. Движение + движение. – М.: Просвещение, 1992.

 

б) дополнительная

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и праткика физической культуры, 2000.

2. Бауэр В.А., Солодков С.С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток.//Теория и практика физической культуры, 1994, № 11, с. 18-21.

3. Иглин П. Строевые упражнения //Дошкольное воспитание, 1990, № 12, с.14.

4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пос. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983.

 

Формы отчетности

1. На основе изучения разделов программы по физическому воспитанию заполнить таблицу, отражающую содержание основных движений в различных программах

Название программы Структура раздела “Основные движения” в разных возрастных группах Крите-рии оценки результативности работы и развития ребенка Выводы о недостатках и достоинствах разделах
  1 мл.гр. 2 мл.гр. ср.гр. ст.гр. подг.г    
               

 

2. Подобрать подводящие и подготовительные упражнения для обучения детей одному из сложных основных движений, определить место, объем, последовательность этих упражнений. После этого заполнить таблицу по обучению детей избранному Вами основному движению.

 

Этап обучения Используемые упражнения Методы и приемы обучения
  Подготовительные Подводя-щие Подвиж-ные игры  
Подготовительный        
Основной: n ознаком-ление n разучи-вание        
Закрепле-ние          

 

При изучении данной темы особое внимание следует уделить детальному изучению техники основных движений и возможностям овладения ею детьми на разных возрастных этапах. Технология обучения детей основным движениям требует грамотного выполнения упражнений педагогом и объективного анализа выполнения этого движения ребенком. Для этого необходимо знать возрастные нормативы и способы определения уровня выполнения движений детьми (качественный анализ техники, цифровые показатели бега, результат прыжков, метания и т.д.).

Необходимо разобраться в специфике методов и приемов обучения конкретному виду основных движений в разных возрастных группах, знать систему подготовительных и подводящих упражнений, помогающих о облегчающих процесс овладения их техников. Следует проанализировать программы воспитания в детском саду с позиций преемственности задач и содержание обучения отдельным видам движений.

 

Контрольно-диагностическое задание

 

Проанализируйте кинограмму, фотографию с изображением ребенка, выполняющего основное движение. Назовите критерии оценки. Выделите ошибки. Дайте рекомендации по устранению.

 

Методика обучения детей общеразвивающим движениям упражнениям.

 

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика общеразвивающих упражнений, их классификация.

2. Виды исходных положений, техника их выполнения.

3. Требования к отбору и записи общеразвивающих упражнений, построению их в комплексы для детей разных возрастных групп.

4. Использование предметов в общеразвивающих упражненияих.

5. Методические приемы обучения детей упражнениям, своеобразие их применения в разных возрастных группах.

6. Современные модификации использования общеразвивающих упражнений в ДОУ (игровой стретчинг, ритмопластика, музыкально-ритмическая гимнастика, хатха-йога, фитболаэробика), их анализ (достоинства и недостатки).

 

Литература

 

а) основная

1. Буренина А.И. Ритмическая гимнастика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего возраста. - СПб.: ЛГОУ, 1997.

2. Лескова Т.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990.

3. Тренажеры для дошкольников. Метод.рек /Сост. Т.С. Грядкина. - СПб.: образование, 1992.

4. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику? - Минск.: НМ Центр, 1998.

 

б) дополнительная

1. Александровская М. Пальчиковая зарядка для ног //Обруч, 1998., № 5.

2. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М., 1989.

3. Грядкина Т.С. Фитболаэробика в ДОУ //Мат.научн.форума обществ.движ. “Здоровый мир”, 5 нац.конгресс по профилакт.медицине и валеологии. - СПб.: Инс-т профилактической медицины, 1998, с. 72-73.

4. Ефименко Н. Театр физического воспитания //Обруч, 1999, № 5.

5. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного и младшего школьного возраста //Обруч, 1999.

6. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ЛИНКА-Пресс, 1999.

7. Засыпкина Л., Содатенкова Т., Шестова А. Ритмическая гимнастика. //Дошкольное воспитание, 1996, № 11, с.15.

8. Коваленко В.С., Почис К.А., Сергеева К.М., Попова Т.Л. и др. Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей: Метод.рек. - СПб.:Изд-во АОЗТ “Викторита”, 1997.

9. Козырева О. Упражнения с большими ортопедическим мячами //Обруч, 1996, № 1, с.33-35.

10. Латохина Л.И., Андрус Т.А. Творим здоровье души и тела. - СПб.: ООО изд-во Пионер; М.: ООО Изд-во Апрель, ООО Изд-во АТС, 2000.

11. Левченкова Т.В. Рекомендации по оздоровительной гимнастике на специальных мячах. – М.: Аконит, 1995.

12. Мамонтова М. Ритмическая гимнастика. //Дошкольное воспитание, 1996, № 6, с.61.

13. Мартынов В. Упражнение для глаз. //дошкольное воспитание, 1995, № 1, с. 66.

14. Назарова А.Г. Игровой стретчинг //Оздоровление детей в организованных коллективах: Практич.руководство /Ред. С.Д. Соловей. - Ривьера, 1995, с. 50-55.

15. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие. Программа диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001.

16. Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Уч.-метод.пос. – СПб, 1999.

17. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб: Речь, 2002.

18. Осипова В. Поза ребенка: хатка - йога в детском саду //Обруч, 1997, № 3.

19. Соловьева Н. Об использовании дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками. //Дошкольное воспитание, 1995, № 4, с. 28.

20. Фросины В, В.П. Азбука-зарядка //Обруч, 1998, № 5.

21. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-ритмической гимнастике для дошкольных учреждений (Са-Фи-Дансе). – СПб.: Нестор, 1998.

22. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” (комплексы общеразвивающих упражнений для детей 3-5 лет) //Дошкольное воспитание, 1997., № 3, с. 55-56.

23. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт” (комплексы общеразвивающих упражнений для детей 5-7 лет) //Дошкольное воспитание, 1997, № 4, с. 31-37.

24. Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе “Старт”: Дыхатальная гимнастика для детей 3-7 лет. //Дошкольное воспитание, 1997, № 2, с.14.

 

Формы отчетности

1. Подготовиться к контрольной работе “Комплексы общеразвивающих упражнений для детей разных возрастных групп”.

2. Сделать сравнительный анализ влияния использования современных модификаций общеразвивающих упражнений на развитие детей по следующей схеме:

 

Современные модификации общеразвивающих упражнений Разносторонний характер воздействия на детский организм Возможности локального воздействия на отдельные мышечные группы Доступность детям Возможность точного дозирования физической нагрузки Возможность осуществления самоконтроля и самооценки Специфическое воздействие
             

 

При изучении данной темы необходимо понять значимость и место общеразвивающих упражнений в общей системе работы по физическому воспитанию дошкольников. Эти упражнения позволяют педагогу наиболее направленно и локально решать задачи физического воспитания, развивать определенные группы мышц и отдельные двигательные качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость). Они являются школой движений для маленьких детей, закладывают фундамент культуры движений.

Следует обратить внимание на: правила записи упражнений, требования к отбору упражнений для детей разных возрастных групп, составлению комплексов, определению дозировок.

Следует обратить внимание на:

* содержание, структуру общеразвивающих упражнений, задачи обучения им в разных возрастных группах;

* требования к отбору упражнений для детей разных возрастных групп, составлению комплексов;

* определению дозировок

* правила записи общеразвивающих упражнений;

* методические приемы и их последовательность, своеобразие в обучении общеразвивающим играм с учетом возраста детей (показ, объяснение, способы раздачи физкультурных пособий и т.д.);

* современные модификации общеразвивающих упражнений для дошкольников.

 

Контрольно-диагностическое задание

 

Вставьте недостающие в комплексе общеразвивающие упражнения. Внесите необходимые изменения. Укажите дозировку. Дайте обоснование.

1. и.п. – ноги слегка расставлены, мяч внизу

1 – мяч вверх, посмотреть на него, покрутить пальцами

 

2. и.п. – стоя на коленях, руки за спину

1 – наклон вперед

2 – прокатить мяч влево

3 – прокатить мяч вправо

4 – в и.п.

 

3. и.п. – сидя, упор руками сбоку, мяч у колен

1 – согнуть ноги

2-3 – прокатить под ногами вперед-назад

 

4. и.п. – лежа на спине, мяч вверху

1 – поворот вправо на бок – на живот

2 – и.п.

3 – то же в другую сторону

 

Подвижные игры и игры с элементами спорта

 

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольника.

2. Виды подвижных игр, их сравнительная характеристика.

3. Содержание и методика проведения игр в разных возрастных группах (подбор игр, руководство игрой - распределение ролей, контроль за ходом игры, подведение итогов).

4. Воспитание навыков самоорганизации детей в подвижных играх.

5. Спортивные игры для дошкольников, технология обучения.

 

Литература

а) основная

1. Адашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.

2. Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В. Кенеман, - М.: Просвещение, 1995.

3. Карташова А.О. О самоорганизации детей в подвижных играх. // Дошкольное воспитание, 1995 № 11 с. 20.

4. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. - СПб., 1994.

5. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для образования детей от 1 года до 14 лет. - М.: Просвещение, 1994.

 

б) дополнительная

1. Грядкина Т.С. Подвижные игры как средство коррекции замедленной сенсомоторной реакции у детей пятого и шестого года жизни. // Герценовские чтения №Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999 с. 90 - 93.

2. Демидова Е. Игры - Эстафеты для дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1985 № 8 с. 26.

4. Отапенко И.В., Ноткина Н.А. Игровые задания как средство развития пространственной ориентировки у детей шестого года жизни. ,, Межвуз. сб. науч. трудов. Развитие и воспитание дошкольника. - СПб.: Образование, 1993 с. 3 - 7.

5. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения. / Автор. сост. Н.А. Ноткина, - СПб.: ЛОУУ, 1995.

6. Тарасова И. Баскетбол для самых маленьких. // Обруч, 2000, № 2 с. 34 - 37.

Форма отчетности

1. Отобрать игры и игровые упражнения для подготовки детей к освоению одной спортивной игры (бадминтон, баскетбол, настольный теннис и др.).

Изучая литературу, студенты должны понять, почему подвижная игра является ведущим видом двигательной деятельности ребенка, раскрыть ее характерные черты, что лежат в основе классификации игр, и выяснить, какие педагогические задачи можно решать, используя разные виды подвижных игр (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта).

Следует разобраться в особенностях организации и методике проведения подвижных игр и игр с элементами спорта. Важно понять, что игры с элементами спорта требуют создания особых материальных условий, определенного уровня физической подготовленности детей. В связи с этим следует разобраться в содержании подготовительных и основных периодов в обучении детей конкретным играм с элементами спорта.

 

Контрольно-диагностическое задание

 

На примере конкретной сюжетной подвижной игры попробуйте поэтапно раскрыть методику ознакомления с ней детей.

 

Спортивные упражнения для дошкольников.

 

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика спортивных упражнений как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Особенности обучения отдельным спортивным упражнениям:

а) специфика влияния данного вида упражнений на развитие детей;

б) организация условий для занятий спортивными упражнениями: подготовка участка, подбор спортивного инвентаря, консультации для воспитателей и родителей и др.;

в) задачи и содержание подготовительного и основного периода обучения данным упражнениям;

г) методы и приемы обучения спортивным упражнениям в разных возрастных группах.

 

Литература

а) основная

1. Адашкевичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1992.

2. Голощекина М.П. Лыжи в детском саду. - М.: Просвещение, 1997.

3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Обучение плаванью в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

4. Пустынникова Л.Н. Коньки в детском саду. - М.: Просвещение, 1979.

 

б) дополнительная

1. Кожокин В. Организация и методика обучения детей ходьбе на лыжах. // Дошкольное воспитание, 1990 № 10 с. 38.

2. Миронова Т. Давайте учиться (плавание от рождения до 12 месяцев) //Обруч, 2000, № 3, с. 10-13.

3. Родин Ю., Савинкина Л. Стиль плавания “кроль” // Обруч №5, 2000, с. 31 - 34.

 

Форма отчетности

1. Сделать краткие тезисы по основной литературе.

2. Составить перечень учебных пособий, статей по проблеме обучения детей плаванию или ходьбе на лыжах.

 

В данной теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы: оздоровительная направленность спортивных упражнений; активное развитие двигательных качеств и сенсорики дошкольников; своеобразие воздействий данных упражнений на организм ребенка в зависимости от условий и климатических факторов. Следует рассмотреть специфику спортивных упражнений с позиций формирования двигательных навыков (сложность структуры движений, значимость овладения детьми элементами техники как основы будущих занятий спортом).

На основе ознакомления с литературой необходимо уяснить систему работы по обучению отдельным спортивным упражнениям, преемственность в задачах, содержании, методах и приемах обучения в разных возрастных группах.

 

Контрольно-диагностическое задание

 

Приведите примеры интересного соревнования в бассейне, на велосипеде, на лыжах, на санках.

 

Гимнастика и массаж в раннем возрасте.

 

Вопросы для обсуждения

1. Морфофункциональные особенности организации ребенка первого года жизни и задачи развития моторики.

2. Массаж как средство физического воспитания детей, характеристика приемов массажа.

3. Особенности проведения гимнастики с детьми первого года жизни.

4. Характеристика анатомо-физиологического и психического развития детей второго года жизни и задачи развития их моторики.

5. Обучение плаванию детей раннего возраста.

 

Литература

а) основная

1. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: АРКТИ, 1999.

2. Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Просвещение, 1996.

3. Красикова И.С. Энциклопедия массажа. – СПб.: Кристалл, 1996.

4. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет./Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000.

 

б) дополнительная

1. Доман Г., Доман Д., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. – М.: Аквариум, 2000.

2. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: Метод.руководство для родителей и воспитателей. – СПб: Корона принт, 2001.

3. Миронова Т. Давайте учиться (плаванье от рождения до 12 месяцев) //Обруч, 2000, № 3, с. 10-13.

4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986.

5. Тернер Р., Нанаяккара. Массаж для детей: Практ.руководство по массажу в домашних условиях. – М., 1998.

 

Формы отчетности

1. Ознакомиться с литературой в соответствие с предложенными вопросами для обсуждения.

2. Уметь показать приемы массажа, дать их характеристику

3. Составить конспект занятия по развитию движений с детьми первого года жизни.

 

Данная тема требует глубокого изучения и понимания особенностей развития ребенка в первые годы его жизни, влияние массажа, гимнастики, грудного плавания на детский организм.

Следует обратить внимание на приемы массажа, специфику их воздействия, последовательность их применения, порядок составления комплексов гимнастики и массажа для детей первого года жизни.

Знакомство с показателями физического и нервно-психического развития, предложенные Н.М. Щеловановым, Н.М. Аксариной, дает возможность разработать индивидуальные программы развития каждого ребенка.

Особое внимание следует обратить на особенности физкультурных занятий с детьми 1-го года жизни. Интенсивные темпы психофизического развития на этом этапе требуют динамичного пересмотра содержания, форм и организации работы с детьми, перехода от индивидуальных занятий к подгрупповым.

 

 








Date: 2015-12-12; view: 654; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.048 sec.) - Пожаловаться на публикацию