Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из биографии спецпереселенца





 

В августе 1948 г. заведующего кафедрой общего языкознания и современного русского языка Киргизского государственного педин­ститута доцента У.Б. Алиева, работавшего в этой должности пятый учебный год, освободили от работы без всяких мотивировок. На закон­ные вопросы У.Б.Алиева ему отвечали:

- Министр просвещения Кирг.ССР Юнусалиев: "Вас уволили на основании Указа ЦК ВКП (б) как карачаевца-поселенца, не имеюще­го права занимать руководящие должности..."

- Зам. министра просвещения Кирг.ССР Абдыгулов: "На основа­нии Указа ЦК ВКП (б) тебе, как карачаевцу-переселенцу, мы не мо­жем разрешить быть членом кафедры русского языка. Скажи спасибо, что мы разрешаем тебе работать на кафедре методики..."

До 1952 г. доцент У.Б.Алиев в связи с отсутствием преподаватель­ских кадров привлекался к работе в институте "со стороны" для выпол­нения той же работы, но с почасовой оплатой, в четыре раза ниже штатной...

 

Из архива профессора У.Б.АЛИЕВА

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного
и постоянного поселения лиц ……………………национальности

 

В целях укрепления режима поселения для высланных Вер­ховным Советом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др., а также в связи с тем, что во время их выселения не были определены сроки их выселения, установить, что переселе­ние в отдельные районы Советского Союза указанных лиц про­ведено н а в е ч н о, без права возврата их к прежним местам жительства.

За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселе­ния этих выселенцев виновные подлежат привлечению к уголов­ной ответственности. Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ. Дела о побегах выселен­цев рассматриваются в Особом Совещании при МВД СССР.

Лиц, виновных в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавших их побегу, лиц, виновных в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, привлекать к уголовной ответст­венности.

Определить меру наказания за эти преступления - лишение свободы на срок до 5 лет.

 

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

И. Шверник

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. Горкин

Москва, Кремль. 26 ноября 1948 года

[Образец]

 

Р А С П И С КА

Я ___________________________, выселенец(ка)

фамилия, имя, отчество

состоящий на учете в спецкомендатуре N___________

_______________ района, __________________________области _________

даю настоящую расписку в том, что Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года о том, что я выселен навечно и за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения подлежу привлечению к уголовной ответственности и осуждению к 20 годам каторжных работ, мне объявлен.

_______________________________________________________подпись


"____ "_________.194-___года.

 

Подписку отобрал ________________________

должность и фамилия

«____»________ 194__ года.

 

Из архива профессора У.Б.АЛИЕВА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

№ 001475/279 сс 1

22 декабря 1948 года,

гор. Москва

 

В целях укрепления режима поселения для высланных Верхов­ным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, кара­чаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др., а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года "Об уголовной ответственно­сти за побег с мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны" установлено, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата к их прежним местам жительства.

За самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселе­ния виновные подлежат к привлечению к уголовной ответствен­ности и наказанию к 20 лет каторжных работ.

Этим же Указом установлено, что лица, виновные в укрыватель­стве бежавших из мест обязательного поселения или способство­вавшие их побегу, лица, виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места их прежнего жительства и лица, оказывающие помощь в устройстве их в местах прежнего житель­ства, подлежат привлечению к уголовной ответственности и нака­занию за эти преступления лишением свободы на срок 5 лет.

Постановлением Совета Министров СССР № 4363 -1726 СС от 24 ноября 1948 года "О выселенцах" установлено, что перечис­ленные выше выселенцы, уклоняющиеся в местах их поселений от общественно-полезного труда, т.е. пытающиеся продолжать паразитический образ жизни, подлежат привлечению к уголов­ной ответственности в соответствии с п. 12 Постановления Сове­та Министров СССР № 1841-730 с от 3 июня 1948 года "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 года "О выселении в отдаленные районы страны лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни", которым за это преступление установлена мера наказа­ния - замена высылки заключением в исправительно-трудовых лагерях сроком на 8 лет.

ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Всех выселенцев, виновных в самовольном выезде (побеге) из мест обязательного поселения, при обнаружении немедленно арестовывать и привлекать к уголовной ответственности.

2. За самовольный выезд (побег) с мест обязательного посе­ления выселенцев: чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, турок, крымских татар, крымских болгар, крымских армян, курдов, хемшилов привлекать к ответственно­сти по п.2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г.

3. Лиц, виновных в укрывательстве бежавших с мест поселе­ния выселенцев, поименованных в п.2 приказа, или способство­вавших их побегу, а равно лиц, виновных в выдаче разрешения этим выселенцам на возврат в места их прежнего жительства, и устройстве в местах прежнего жительства арестовывать и при­влекать к ответственности по п.4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года.

4. Выселенцев, поименованных в п.2 приказа, так же, как и лиц, выселенных на 8 лет за злостное уклонение от трудовой деятельности в сельском хозяйстве, в случае если они в местах поселения продолжают уклоняться от общественно-полезного труда и ведут паразитический образ жизни, - арестовывать и привлекать к уголовной ответственности по ч.2 ст.82 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

5. Выселенцев, не перечисленных в п.2 приказа, за совершен­ный ими побег из мест обязательного поселения привлекать к уголовной ответственности по ст. 82 УК РСФСР и соответствую­щим статьям УК других союзных республик.

6. Расследование дел на всех бежавших с мест обязательного поселения выселенцев проводить органам МВД по месту задер­жания бежавших и заканчивать в 10-дневный срок.

7. Все законченные следственные дела о побегах и уклонении от общественно-полезного труда выселенцев направлять на рас­смотрение в Особое совещание при МВД СССР.

8. Прокурорам установить строгий надзор за точным исполне­нием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года и Постановлением Совета Министров СССР № 4363 - 1726 сс от 24 ноября 1948 года.

Циркуляр МВД СССР и Генерального прокурора СССР № 32/39 сс

14 февраля 1947 года отменить.

 

Министр Внутренних Дел Союза СССР

С.КРУГЛОВ

Генеральный прокурор Союза СССР

Г.САФОНОВ

 

* * *

По состоянию на 1 января 1950 года в ГУЛаге содержался 2 561 351 чел. (1416 300 - в лагерях и 1 145 051 - в колониях), из них 578 912 - за контрреволюционные преступления (статья 58).

В тюрьмах СССР, по данным на декабрь 1948 г., содержалось 230 641 подследственных и осужденных.

По состоянию на 1 января 1950 года на СПЕЦПОСЕЛЕНИИ, в ССЫЛКЕ и ВЫСЫЛКЕ находилось 2 660 040 человек.

Всего наказанных было около 5,5 миллиона человек.

 

* * *

А жизнь продолжалась: люди влюблялись, женились, но - разве­денные местожительством - встречались только по разрешению спецкоменданта. У меня в руках три пожелтевших, истертых, порвавшихся на сгибах листка, бережно сохраняемых взрослым сы­ном: "Так, поженившись, папа с мамой встречались", - говорит посе­девший подполковник, похоронивший в 9 лет маму и в 20 - папу. На типографском бланке РО МГБ Казахской ССР "РАЗРЕШЕНИЕ" сви­детельствует, что супруги проживают в одном районе, но в разных селах. Вот оно:

"КУРДАЙСКОЕ РО МГБ Казахской ССР

"26" июля 1952 г.

Без гербовой печати МГБ недействит.

 

РАЗРЕШЕНИЕ № 6882

Спецпоселен. Карабашевой Зурум Дадаме...

фамилия, имя, отчество

проживающ., с. Каракунуз Курдайского р-на. Джамбульской обл.

село, район, область

разрешен выезд в с. Георгиевка Курдайского р-на

сроком на трое суток по " 3-е " августа 1952 г.

Цель поездки по службе

По возвращении к месту постоянного жительства разрешение немедленно сдать в спецкомендатуру.

 

гербов. печать

Нач. РО МГБ

майор /подпись/

 

На обороте Разрешения /визы!/ пометки:

Прибыла в с. Георгиевка 1/VIII-52 г. /подпись/

Выбыла из с. Георгиевка 2/VIII-52 г. /подпись/

Следующее свидание супругов состоялось, судя по Разрешению, выданному супругу АЛИЕВУ Хызыру Бетталовичу тем же майором и в той же районной комендатуре, 5 октября 1952 г. и тоже на "трое суток" с соответствующими пометками на обороте и с гербовыми пе­чатями с обеих сторон. Затем - снова Разрешение супругу, опять на трое суток, дано 29 декабря 1952 г. с обязательным возвращением на место жительства 1 января 1953 г. и с обилием оттисков гербовой печати.

Спецкомендатура работала много, контролируя передвижения опекаемых ею спецпереселенцев, или точнее - спецконтингента. С 5 октября 1952 г., судя по Разрешению Алиеву Х.Б. за № 10110, по 29 дек. 1952 г. (Разрешение № 13354) спецкомендантом выдано 2244 пропуска из села в село одного лишь Курдайского района.

Супруги смогли поселиться вместе лишь с общим ослаблением режима после смерти Отца народов.

Светлана АЛИЕВА

 

 

В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС *

Коллективное письмо карачаевцев после XX съезда КПСС

 

Мы, карачаевцы, еще раз обращаемся к Вам по вопросу своего положения и считаем необходимым сообщить о следующем:

как трудящиеся, советские люди, мы полностью одобряем все ме­роприятия нашей Партии и Советского правительства, все то, что де­лается по ликвидации вредных последствий культа личности во всех областях;

мы согласны с тем, что многие факты и неправильные действия Сталина, в особенности в области нарушения Советской законности, стали известны после смерти Сталина, главным образом в связи с разоблачением банды Берия. Мы считаем, что беззаконие и насилие, допущенные в отношении нашего народа, также стали известны в последнее время, хотя сами мы всегда считали и считаем наше высе­ление неправильным;

некоторые из нас в свое время писали об этом организаторам наше­го выселения, ходатайствовали о снятии с нас клички "выселенца", но в то время мы не могли добиться какого-либо изменения бесправного положения - положения "преступников";

нашему положению сочувствовали лишь отдельные "простые" лю­ди, но этого также было недостаточно, чтобы помочь нам или изменить наше положение.

Мы не сомневаемся в том, что сейчас это ясно всем членам Прези­диума ЦК КПСС.

---------------------------------------------------------

*Публикуется в сокращении.

 

Мы видим, что в нашей стране все члены общества обеспечиваются правами на труд, образование, отдых, на участие в государственных делах, свободу слова, печати, свободу совести, возможность свободно­го развития личных способностей и т.д.

В действительности в результате культа личности и его последст­вий мы, карачаевцы, являясь советскими людьми, оказались лишен­ными всех вышеперечисленных прав, кроме права на труд, да и то со значительными ограничениями. Пока еще продолжаем оставаться в том же положении.

Мы считаем, что поручения XX сьезда нашей партии, данные ЦК по преодолению культа личности и ликвидации его последствий распространяются как на области партийно-политической, государ­ственной и идеологической работы, так и на область национальной политики, что имеется в виду и полная ликвидация беззаконий, допущенных в отношении отдельных народов, в частности, в отноше­нии карачаевского народа.

Мы видим и полностью одобряем, как ЦК нашей партии и Совет­ское правительство с исключительной настойчивостью и решительно­стью ликвидируют последствия культа личности во всех областях. Мы надеемся и верим, что ЦК КПСС и Советское правительство с такой же настойчивостью и решительностью будут ликвидировать допущен­ные беззакония - последствия культа личности в отношении нашего народа, как бы это ни было трудно или сложно, и наш народ будет возвращен на свою родную территорию в Ставропольский край. Необ­ходимость такого решения вопроса вызывается тем, что:

1. За последние годы, особенно после XX съезда КПСС, ЦК КПСС сделал и делает многое по исправлению ошибок и перегибов в области партийной, государственной, хозяйственной, идеологической работы. Нам кажется, что то же самое необходимо сделать и в области нацио­нальной политики. Бессмысленно любое словесное осуждение массо­вых выселений, если останутся закрепленными результаты этих выселений…

 

2. Территория бывшей Карачаевской автономной области почти не занята, особенно ее горная часть. Бывшие карачаевские села заселены не более чем на 10-15%.

Нельзя рассчитывать на то, что когда-либо эти территории будут освоены в той мере, в какой это могут сделать коренные жители этого района - карачаевцы. Кроме того, мы считаем совершенно неправо­мерным, когда судьбы целого народа подчиняются интересам неболь­шой кучки новых поселенцев из Грузии. В бывшем карачаевском селе Джазлык в настоящее время живет одна семья, тогда как там прожи­вало раньше до 300 семей и теперь можно разместить целый животно­водческий колхоз. В Верхней Теберде раньше было 700 дворов, а теперь - не более 70, в Джегуте до выселения карачаевцев было до 20.000 жителей, а теперь около 1000 человек. В трех селах Учкуланского ущелья (Учкулан, Хурзук, Карт-Джурт) было 3000 дворов, а теперь около 150 дворов. В Нижней Маре никто не живет, в Кызыл-Коле живет 7 семей. Таково положение и в селах Красный Карачай, Архыз, Доут, Касдут и др.

Заселены не более чем на 10-15 % села Учкекен, Терезе, Кызыл Покун, Новый Карачай, Сары-Тюз, Верхняя Мара, Кумуш и др.

Замечательные и обширные альпийские пастбища Карачая до рек Лаба, Бийчесын и др. пустуют или почти пустуют. Они служили кор­мовой базой для многочисленного поголовья скота, а за последние 13 лет на многих из них не ступала нога человека, не говоря уже об их использовании. При возвращении карачаевцев на место вся эта тер­ритория будет сразу и полностью заселена и освоена, а через год-два даст богатую сельскохозяйственную продукцию. В этом может сомне­ваться лишь тот, кто не знаком с описанной территорией и способно­стями, а также опытом карачаевцев в использовании этой территории.

3. Климатические условия Средней Азии тяжело отражаются на состоянии здоровья карачаевцев. Значительная часть карачаевского населения поражена заболеванием легких, что рано выводит людей из строя. Процент больных туберкулезом особенно велик среди женщин и детей.

4. Нужно также учитывать психологию людей, насильно оторван­ных от родных мест и живущих в условиях унизительных ограничений и фактического бесправия. Ведь это факт, что мы до сих пор остаемся в положении "опасных преступников", которым не разрешено появ­ляться в своих родных краях.

Никакие материальные блага в мире не могут заменить националь­ного равноправия и свободы. Мы категорически отвергаем всякую мысль об автономии для нас вне пределов Ставропольского края, ибо такие предложения исходят из желания закрепить нас в качестве только рабочей силы в местах нынешнего расселения.

Что касается целинных земель, то освоение их не может быть национальным делом одних карачаевцев.

На нас смотрят как на высланных "преступников". Никакие словес­ные осуждения выселения не могут принести нам фактическое равен­ство. Такой взгляд на нас со стороны местного населения, да и руководителей, будет сохраняться до тех пор, пока мы находимся здесь. Только возвращение карачаевцев на родину сразу и навсегда положит конец нашему унижению и подобным взглядам.

5. Карачаевцы ныне разбросаны по территории пяти областей (или трех союзных республик). Это привело к тому, что значительная часть детей, обучаясь в киргизских, казахских или узбекских школах, не знает своего родного языка. Нет школ и письменности на нашем языке. Национальное искусство забыто и не имеет условий для своего разви­тия. Исторические памятники Карачая на Кавказе не охраняются, а кое-где осквернены и разрушены...

6. Некоторые товарищи ссылаются на сложность и трудность воз­вращения высланных на свои места, опасаясь якобы возможных ка­ких-то недоразумений при этом возвращении. По этому вопросу мы заверяем вас, что приложим все наши усилия для недопущения любых нежелательных актов во взаимоотношениях между нами и нашими соседями, между нами и теми людьми, которые проживают на терри­тории бывшей Карачаевской автономной области. Для этого у нас хватит сознания и воли. Тем более всем известно, что наш народ в своем подавляющем большинстве мирный и трудолюбивый.

В бывшей Карачаевской автономной области с нами вместе прожи­вали представители и других народов (русские, украинцы, осетины, абазинцы, черкесы, греки и др.). Ни для кого не секрет, что мы жили дружно со всеми этими народами.

Какие же могут быть основания, чтобы сомневаться в том, что в возрожденной Карачаевской автономной области мы не сумеем жить с этими народами еще дружнее?

Некоторые руководящие работники на местах нашего расселения говорят, что мы здесь живем хорошо, что наш язык сходен с киргиз­ским, казахским; что большинство из нас "не желает" уезжать отсюда, что местное население "не желает" с нами расставаться и т.д. На это мы отвечаем, что мы хорошо живем потому, что хорошо трудились и трудимся, а не потому, что нам были созданы какие-то особые блага. Неужели забыли товарищи о том, какими "особыми" благами мы поль­зовались тринадцать лет? На Кавказе мы будем жить лучше, чем здесь, не только морально, но и материально. Пользы же от нас госу­дарству будет не меньше, а больше, чем здесь.

Далее, мы не можем согласиться с исчезновением нашего языка ради сходства с другими языками. Каждому народу дороги два языка: свой родной и русский. Мы думаем, что киргизам дорог киргизский язык, казахам - казахский. Нам также дорог наш карачаевский язык, а русский язык связывает нас со всеми народами нашей большой многоязычной страны.

Мы считаем, что если казахи и киргизы уважают себя как народ, то должны правильно понимать и нас, понимать, что мы, карачаевцы, тоже уважаем себя как народ, свои традиции, обычаи, свою историю.

Мы считаем своим долгом писать и говорить о нашем возвращении на Кавказ через своих представителей до тех пор, пока наш вопрос не будет разрешен положительно. Он принимает особую остроту в насто­ящее время в связи с тем, что началось стихийное возвращение людей на Кавказ. Такое возвращение людей связано с целым рядом больших и малых трудностей и зачастую наталкивается на известные препят­ствия, вытекающие из все еще в определенной форме существующего режимного положения карачаевцев, которым запрещено возвращать­ся в родные места.

Такое возвращение карачаевцев все же наносит им моральное и материальное ущемление, увеличивает и без того немалые и всевоз­можные страдания народа.

Сегодня на местах нашего расселения нас знакомят с Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 года. Собирают у нас подписи о том, что мы снова не имеем права возвращаться туда, откуда мы высланы неправильно, о том, что мы не имеем права претендовать на возвращение нам незаконно конфискованного у нас иму­щества при выселении.

Мы твердо уверены в том, что Президиум ЦК КПСС снимет с нас все еще сохраняющиеся ограничения, до конца и полностью ликвиди­рует остатки последствий культа личности в нашем вопросе, разрешит нам возвратиться в родные места. Этого желаем мы все, но пока еще не имеем права и возможности для осуществления этого горячего желания. Коммунистов не снимают с партийного учета на местах расселения, беспартийных не прописывают на Кавказе.

По нашему пониманию, эти ограничения несовместимы с принци­пом полной ликвидации последствий культа личности.

В связи с этим мы еще просим Президиум ЦК КПСС об осуществ­лении ряда практических мероприятий по нашему вопросу, а именно:

1. Предоставить карачаевцам право свободного проживания и пе­редвижения по всей территории страны без исключения, считая и территорию бывшей Карачаевской автономной области. Разрешить им возвращение на прежнюю территорию в Ставропольский край.

2. Возвращение карачаевцев в Ставропольский край провести ор­ганизованно, оказав необходимую материальную помощь возвращен­цам за счет государства.

3. Размещение возвращающихся карачаевцев производить плано­во. Оказать государственную помощь в бытовом и трудовом устройстве людей и благоустройстве населенных пунктов.

4. Восстановить все разрушенные населенные пункты и их карача­евские названия, утвердившиеся исторически, в том числе название карачаевского областного центра г. Микоян-Шахар.

5. Исходя из нынешних условий территории бывшей Карачаевской автономной области, наряду с расширением существующих колхозов за счет прибывающего карачаевского населения, считать необходи­мым создание ряда новых колхозов и организацию нескольких новых совхозов, преимущественно животноводческого направления. Счита­ем размещение населения произвести в следующем порядке (прилага­ется). Такое размещение нисколько не затрагивает интересы ныне проживающего на карачаевской территории населения.

6. Размещение возвращающихся карачаевцев производить с уче­том возможности обучения детей на родном языке.

7. В целях создания благоприятных условий материальной жизни разрешить возвращающимся карачаевцам брать с собой зерно и скот или же предоставить право сдачи зерна, скота и жилых домов колхоз­ников на местах расселения и получения их при возвращении на Кавказ из государственных фондов в соответствующем количестве.

8. В целях ускорения размещения населения, благоустройства на­ селенных пунктов, строительства жилых домов и общественных зда­ний, считать целесообразным:

а) создание стройтреста в масштабе области с участками в районах, где будет размещено население; всю строительную работу проводить через эту организацию, обеспечив ее в достаточной степени стройма­териалами и транспортом;

б) для работы в этих стройучастках, бригадах привлечь самих ка­рачаевцев;

в) организовать пункты заготовки лесоматериалов с установкой
лесорам на таких местах, как в Учкуланском ущелье, в Тебердинском
ущелье, в Архызском ущелье на базе Даусузского лесозавода, где
практиковать изготовление деталей для домов в массовом количестве,
изготовление деталей для домов - сборных деревянных и каркасных.

9. До начала массового возвращения карачаевцев уточнить конк­-
ретный контингент, который будет размещен в том или ином населен-­
ном пункте с учетом их желаний.

10. Для проведения необходимой подготовительной работы и оказания помощи местным органам при организованном выезде карача­евцев из Средней Азии и размещения их на Кавказе создать комиссии содействия с участием самих карачаевцев.

11. При изучении условий жизни карачаевцев в Средней Азии, учета их желаний, возможностей и условий их размещения на Кавка­зе, при подготовке вопроса о возвращении карачаевцев на Кавказ и при решении этого вопроса привлечь представителей карачаевцев.

12. Организованное возвращение на Кавказ начать осенью 1956 года и завершить в 1957 году, т.е. по мере подготовки там условий и освоения земли, укомплектования населенных пунктов и колхозов, соблюдая такой же порядок и на местах нынешнего расселения, не вызывая расстройство или ущемления того или иного хозяйства.

13. Так как сейчас уже началось стихийное возвращение карача­евцев на Кавказ, в целях недопущения каких-либо недоразумений, начиная от прибытия карачаевских семей и их устройства, разрешить выделить несколько товарищей, которым вменить в обязанность как помощь этим семьям, так и помощь местным органам в поддержании необходимого порядка.

14. Вплоть до полного и окончательного разрешения вопроса о карачаевцах, о их возвращении, разрешить выделить несколько това­рищей-карачаевцев, освободив их от других работ, для помощи в ор­ганизации связи, информации и разъяснения всем карачаевцам, проживающим в Киргизии, в Казахстане, в Узбекистане, и сбора, а также концентрации всех данных, нужных или требуемых ЦК КПСС.

15. При возвращении карачаевцев на Кавказ, их размещении там, учесть партийно-комсомольский состав и интеллигенцию из среды карачаевцев, чтобы они были соответственно распределены по всем населенным пунктам.

16. Разрешить вопрос о возмещении стоимости незаконно конфи­скованного у карачаевцев имущества при их выселении в такой мере, в какой это возможно.

17. Стоимость проезда возвращающихся карачаевцев принять за счет государства.

18. В обобществленное стадо вновь создаваемых колхозов и совхо­зов выделить скот, инвентарь, в частности, за счет тех колхозов и совхозов, где карачаевцы трудились 13 лет и откуда они будут выбы­вать.

Подписи карачаевцев, проживающих

в Киргизии, Казахстане. 1956 г.

Из архива профессора У.Б.АЛИЕВА

Date: 2016-02-19; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию