Расчет количества технических средств транспортной безопасности
5.1 Методика определения сил и средств, необходимых для пресечения АНВ
Специфические требования к облику инженерно-технических систем ТБ вытекают из специфики набора угроз, а точнее — сценариев их реализации с учетом принятых моделей нарушителя.
При этом сценарий реализации угроз представляется как последовательность действий нарушителя от начала проникновения на ОТИ/ТС и до окончания выполнения действий по достижению поставленной цели. При этом сценарии разбиваются на отдельные эпизоды. Эпизоды могут привязываться к узловым действиям нарушителя по достижению отдельных целей, например:
– проникновение на территорию ОТИ/ТС;
– силовое нападение на ОТИ/ТС;
– проникновение на ОТИ/ТС обманным путем через точки доступа;
– вскрытие помещений и хранилищ и хищение (уничтожение) ценностей, документов и имущества внутренним нарушителем;
– деструктивное воздействие внешних и внутренних нарушителей на систему связи и обмена данными и т.д.
Однако, поскольку данные действия совершаются на различных участках территории ОТИ/ТС, представляется целесообразным привязать действия нарушителей к пространственным точкам ОТИ/ТС:
– проникновение на территорию ОТИ/ТС;
– движение по территории;
– преодоление границы критического элемента;
– продвижение к критическому элементу;
– количество критических элементов (действия с критическим элементом);
– отход за пределы территории ОТИ/ТС.
Все действия нарушителей, включаемые в сценарии реализации угроз, могут быть объединены в три группы, например:
I — действия по преодолению инженерно-технических систем ТБ обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства запретных зон;
II — действия (способы действий) при движении по территории объекта;
III — действия по достижению критического элемента (конечной цели акции).
Группы действий нарушителей, в свою очередь, содержат общие описания способов действий нарушителей. Поскольку количество способов действий велико, а их текстовые описания трудны для работы с обобщением информации, предлагается их формализовать методом цифрового кодирования. При этом формализация позволит справиться с большим объемом обобщения материалов при обосновании облика инженерно-технических систем ТБ обеспечения безопасности ОТИ или ТС.
Пример такого кодирования способов действий приведен в табл. 1.
Таблица 1
Группы и способы действий нарушителей
I группа — Преодоление внешнего периметра ОТИ
| Код
| Способ действий нарушителя
|
| не проникновение (действия из-за территории объекта)
|
| легальный проход через точку доступа
|
| проход через точку доступа обманным путем
|
| проход через точку доступа под принуждением
|
| скрытное проникновение (под ограждением и т.п.)
|
| силовое проникновение пешим порядком
|
| прорыв с помощью транспортных средств (таран и т.п.)
|
| проникновение на летательных средствах (дельтаплан и пр.)
|
| проникновение на парашюте
|
| проникновение через водную акваторию на плавсредствах
|
| проникновение через водную акваторию с использованием акваланга
| II группа — Движение по территории (сооружению) к критическому элементу (в т.ч. отход)
| Код
| Способ действий нарушителя
|
| нет движения
|
| легальное движение
|
| скрытное передвижение пешим порядком
|
| открытое передвижение бегом
|
| передвижение на транспортном средстве
| III группа — Действия по достижению конечной цели акции
| Код
| Способ действий нарушителя
|
| нет действий
|
| угроза захвата
|
| угроза взрыва
|
| размещение или попытка размещения на ОТИ и/или ТС взрывного устройства
|
| распыление опасных или особо опасных химических веществ
|
| захват критического элемента
|
| взрыв критического элемента
|
| размещение или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства
|
| угроза блокирования
|
| угроза хищения
|
Каждому из действий нарушителей на любом этапе (эпизоде) реализации сценария (табл. 1) можно противопоставить определенные мероприятия системы охраны (силы и инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности) (табл. 2).
Таблица 2
Действия нарушителя и мероприятия системы охраны
(силы и инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности)
I группа — Преодоление внешнего периметра и локальных зон объектов
| Код
| Действия нарушителя
| Код
| Мероприятия системы охраны
|
| непроникновение (действия
из-за территории ОТИ)
|
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) для обнаружения целей за пределами территории ОТИ;
- вынос периметровых ограждений на большее расстояние от периметра ОТИ;
- расчистка территории, примыкающей к ограждениям периметра от деревьев и кустарников.
|
| легальный проход
через точку доступа
|
66 а
| - контрольно-пропускной пункт (пост) обеспечения транспортной безопасности;
- средства сигнализации;
- подсистема контроля доступа;
- средства досмотра;
- подсистема видеонаблюдения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- подсистема сбора, обработки, приема и передачи информации;
- подсистема периметрового ограждения;
- противотаранные устройства;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- шлюзы
|
| проход через точку
доступа обманным путем
|
66 б
| - контрольно-пропускной пункт (пост) обеспечения транспортной безопасности;
- средства сигнализации;
- подсистема контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации;
- средства досмотра;
- подсистема видеонаблюдения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- подсистема сбора, обработки, приема и передачи информации;
- подсистема периметрового ограждения;
- противотаранные устройства;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- шлюзы
|
| проход через точку
доступа под принуждением
|
66 в
| - контрольно-пропускной пункт (пост) обеспечения транспортной безопасности;
- средства сигнализации;
- подсистема контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации (установка кодов СКУД «действия под принуждением»);
- средства досмотра;
- подсистема видеонаблюдения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- подсистема сбора, обработки, приема и передачи информации;
- подсистема периметрового ограждения;
- противотаранные устройства;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- шлюзы;
- автомобиль с универсальным оптико-электронным модулем (УОЭМ) для группы быстрого реагирования
|
| скрытное проникновение
(под ограждением и т.п.)
| 65 а
| - установка сигнализационных (сейсмических) датчиков обнаружения (строгое выполнение ТУ по заглублению периметровых ограждений);
|
| силовое проникновение
пешим порядком
| 62 а
| - электрошоковые (электризуемые) заграждения
|
| прорыв с помощью транспортных средств (таран и т.п.)
|
| - установка дополнительных рубежей инженерных сооружений
(противотаранные устройства, транспортные шлюзы);
|
| проникновение на летательных
средствах (дельтаплан и пр.)
|
65 б
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) для обнаружения низколетящих целей;
- оборудование люков и дверей на крышах сигнализационными датчиками;
|
| проникновение на парашюте
|
65 б
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) для обнаружения низколетящих целей;
- оборудование люков и дверей на крышах сигнализационными датчиками;
|
| проникновение через водную
акваторию на плавсредствах
|
79; 65 в
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) обнаружения плавсредств (пловцов) на водной акватории;
- установка боновых заграждений с сигнализационными датчиками;
- катер с универсальным оптико-электронным модулем (УОЭМ) для группы быстрого реагирования
|
| проникновение через водную акваторию с использованием акваланга
|
82; 65 в
| - установка гидроакустических станций обнаружения боевых пловцов;
- установка заградительных сетей с сигнализационными датчиками;
| II группа — Движение по территории (сооружению) к критическому элементу (в т.ч. отход)
|
| нет движения
| 61; 68
(68 а)
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (контроль обстановки с помощью подсистемой видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения)
|
| легальное движение
| 61; 68
(68 а)
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (контроль обстановки с помощью подсистемой видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения)
|
| скрытное передвижение пешим порядком
| 61; 68
(68 а)
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (контроль обстановки с помощью подсистемой видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения);
- дополнительные заборы
|
| открытое передвижение бегом
| 61; 68
(68 а)
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (контроль обстановки с помощью подсистемой видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения);
- дополнительные заборы
|
| передвижение на транспортном средстве
| 61; 68
(68 а)
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (контроль обстановки с помощью подсистемой видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения);
- установка дополнительных противотаранных устройств
|
| любой способ движения
| 61; 68
(68 а)
| - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (контроль обстановки с помощью подсистемой видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения);
- дополнительные заборы;
- установка дополнительных противотаранных устройств
| III группа — Действия по достижению критического элемента (конечной цели акции)
|
|
захват критического элемента
| 65б
66 в
68а
| - оборудование окон, люков и дверей сигнализационными датчиками;
- подсистема контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации (установка кодов СКУД «действия под принуждением»);
- подсистема видеонаблюдения, работающая по принципу детекции движения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- установка средств автоматического пожаротушения
|
|
взрыв критического элемента
| 65б
66 в
68а
| - оборудование окон, люков и дверей сигнализационными датчиками;
- подсистема контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации (установка кодов СКУД «действия под принуждением»);
- подсистема видеонаблюдения, работающая по принципу детекции движения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- установка средств автоматического пожаротушения
|
|
размещение или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства
| 65б
66 в
68а
| - оборудование окон, люков и дверей сигнализационными датчиками;
- подсистема контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации (установка кодов СКУД «действия под принуждением»);
- подсистема видеонаблюдения, работающая по принципу детекции движения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- установка средств автоматического пожаротушения
|
|
угроза блокирования
| 65б
66 в
68а
| - оборудование окон, люков и дверей сигнализационными датчиками;
- подсистема контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации (установка кодов СКУД «действия под принуждением»);
- подсистема видеонаблюдения, работающая по принципу детекции движения;
- средства аудио и видеозаписи;
- средства связи;
- подсистема освещения;
- решетки;
- усиленные двери;
- заборы;
- установка средств автоматического пожаротушения
|
|
угроза хищения
| 65б
| - оборудование окон, люков и дверей сигнализационными датчиками;
- подсистема освещения;
- решетки;
- установка средств нелетального воздействия в местах хранения
материальных ценностей
|
Таблица 3
Действия нарушителей по эпизодам выполнения
сценариев реализации проектной угрозы
I Преодоление
внешнего
периметра
| II Движение по
территории
| I Преодоление
границы
критического элемента
| Количество критических элементов
| II Отход по
территории
| I Отход через
периметр
| Примечание
| Захват критического элемента
| 04, 06, 07
| 22, 25, 26
|
|
|
|
|
| Взрыв критического элемента
| 04, 06, 07
| 22, 25, 26
|
|
| 24, 25, 26
| 06, 07
|
| Размещение или попытка размещения на критическом элементе взрывного устройства
| 03, 04, 05
| 22, 25
|
|
| 22, 25
| 03, 05
|
| Угроза блокирования
| 04, 06, 07
| 22, 25, 26
|
|
|
|
|
| Угроза хищения
|
|
|
|
|
|
|
|
Теперь по каждому из эпизодов сценариев определим частоту использования разных способов действий нарушителя при реализации БПУ. Для этого подсчитаем, сколько раз встречается тот или иной способ действий в одинаковых эпизодах разных сценариев (табл. 4).
Таблица 4
Обобщенные данные по типовым эпизодам выполнения сценариев реализации проектной угрозы
Преодоление
внешнего
периметра
| Движение
по территории
| Преодол
границы
критич элемента
| Колич. критич. элем
| Отход
по
терри-тории
| Отход
через
периметр
| Примеч
| код действий
нарушителя/
частота
| код действий
нарушителя/
частота
| код действий
наруш/
частота
|
| код действий
наруш/
частота
| код действий
наруш/
частота
|
| 02 / 1
03 / 1
04 / 4
05 / 1
06 /3
07 / 3
| 22 / 5
25 /4
26 /3
| 41 /1
42 /1
43 /1
44 /1
45 /1
|
| 0 / 2
22 / 2
24 / 1
25 / 2
26 / 1
| 0 / 2
02 / 1
03 / 1
05 / 1
06 / 1
07 / 1
|
|
Эти данные позволяют сформировать отдельные требования к системе охраны, которые должны быть реализованы в обязательном порядке и в полном объеме. Для этого дополним каждое значение из табл. 10 кодами соответствующих мероприятий применения сил и инженерно-технических систем ТБ (таблица 5).
Таблица 5
Обобщенные данные по мероприятиям применения сил и инженерно-технических систем ТБ, направленным на противодействие реализации проектной угрозы
Преодоление
внешнего
периметра
| Движение
по территории
| Преодоление
границы
критического
элемента
| Колич критич
элем
| Отход по
территории
| Отход через
периметр
| код действий
нарушителя
(частота) / код
инженерно-технических систем ТБ
| код действий
нарушителя
(частота) / код
инженерно-технических систем ТБ
| код действий
нарушителя
(частота) / код
инженерно-
технических
систем ТБ
|
| код действий
нарушителя
(частота) / код
инженерно-технических систем ТБ
| код действий
нарушителя
(частота) / код
инженерно-технических систем ТБ
| 02 (1) / 64;65;66 а;67;
68;69;70;71;72
03 (1) / 64;65;66 б;67;
68;69;70;71;72;
62;73;74;75;76;77
04 (4) / 64;65;66 в;67;
68;69;70;71;72;
62;73;74;75;76;
77;78
05 (1) / 65 а
06 (3) / 62 а
07 (3) / 73;77
| 22(5) / 61; 68(68 а)
25(4) / 61; 68(68 а);73
26(3) / 61; 68(68 а);
76;73
| 41(1) /65б;66 в;68а;69;
70;71;74;75;76;83
42 (1)/ 65б;66 в;68а;
69;70;71;74;
75;76;83
43 (1)/ 65б;66 в;68а;
69;70;71;74;
75;76;83
44 (1)/ 65 б;66 в;68а;
69;70;71;74;
75;76;83
45 (1)/ 65 б;71;74;84
|
| 0 (2)/
22(2) / 61; 68(68 а)
24(1) / 61; 68(68 а);76
25(2) / 61; 68(68 а);73
26(1) /61; 68(68 а); 76;73
| 0 (2)/
02 (1)/ 64;65;66 а;67;
68;69;70;71;72
03(1) /64;65;66 б;67;
68;69;70;71;72;
62;73;74;75;76;77
05(1) /65 а
06(1) /62 а
07(1) /73;77
|
Частоты применения мероприятий применения сил и инженерно-технических систем ТБ по мере убывания выстраиваются следующим образом (запишем их в виде «код мероприятия» — «частота») по группам:
I группа — Преодоление внешнего периметра (к критическому элементу и обратно):
- (64; 65; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 77) – 5;
- (74; 75; 76) – 3;
- (65 а; 66 а; 66 б) – 2;
- (66 в; 78) - 1
Исходя из данного распределения частот, можно конкретизировать требования к силам и инженерно-техническим системам ТБ относительно основных задач. При этом величина частоты определяет значимость специфических требований по структуре и составу разрабатываемых инженерно-технических систем ТБ. Основные мероприятия по воспрепятствованию преодолению нарушителями внешнего периметра для нашего примера будут включать систему КПП с автоматизированной подсистемой сбора, обработки, приема и передачи информации, интеграцией подсистемы контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации, средств сигнализации и подсистемы периметрового ограждения с подсистемой видеонаблюдения.
Дополнительные мероприятия по воспрепятствованию движения нарушителей– установка на периметрах инженерных сооружений (ИС) с повышенным временем преодоления (либо дополнительных рубежей ИС), в том числе противотаранных устройств.
II группа — Движение по территории (сооружению) к критическому элементу (в т.ч. отход):
- (61; 68 (68 а)) – 7;
- 73 – 4;
- 76 - 3
Основные мероприятия по воспрепятствованию преодолению нарушителями территории при следовании к критическому элементу (в т.ч. отход) - установка универсальной радиолокационной станции (СКИРЛС) с подсистемой видеонаблюдения для идентификации обнаруженной цели (в сооружениях - контроль обстановки с помощью подсистемы видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения).
Дополнительные мероприятия по воспрепятствованию движения нарушителей по территории объекта должны включать – установку дополнительных ИС на возможных маршрутах движения нарушителей (противотаранные устройства; дополнительные заборы).
III группа — Действия по достижению критического элемента (конечной цели акции):
- (65 б; 71; 74) – 5;
- (66 в; 68 а; 69; 70; 75; 76; 83) – 4;
- 84 - 1
Основные мероприятия по воспрепятствованию проникновению нарушителями на/в критический элемент:
- установка подсистемы контроля доступа с повышенным количеством степеней идентификации (установка кодов СКУД «действия под принуждением»);
- оборудование окон, люков и дверей сигнализационными датчиками;
- установка подсистемы видеонаблюдения, работающей по принципу детекции движения;
Дополнительные мероприятия по воспрепятствованию действий нарушителей должны включать мероприятия по усилению дверей, а также установка средств нелетального воздействия в местах хранения материальных ценностей.
Работники подразделений транспортной безопасности при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.
Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патроны к нему, а также нормы обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел
|