Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Так что же такое писанка?





Уменьшено на 94% (640 x 478) - Нажмите для увеличения

 

Писанка – расписанное при помощи расплавленного воска, специального инструмента и красок птичье яйцо, на котором создаются определенные изображения.

Искусство расписывания и крашения яиц берёт своё начало задолго до христианских времён и занимает главенствующее место в системе верований наших далёких предков, для которых главным божеством было Солнце, и вся жизнь начиналась с него. Яйцо – источник зарождения жизни – стало символом Солнца. Весной Солнце пробуждает природу, поэтому Писанка посвящалась весеннему Солнцу и использовалась в ритуальных действиях в его честь. На писанках изображались магические символы-знаки, которые отражали представления предков о мире и мироздании. С приходом христианства, церковь использовала этот языческий символ, соединив дохристианские представления о сотворении мира, воскрешения природы с идеей про воскрешение Бога-Спасителя.

Использование огня (частицы Солнца), воска (продукта «Божьей мухи») при изготовлении писанки усиливают её роль, как символа Солнца. Она широко используется в народных обрядах, считается оберегом. Существует так же целая система верований, связанных с самим процессом изготовления писанки: водой, красками, временем, условиями росписи и т.д. Только при выполнении всех этих условий Писанка становится магической. В народе существует поверье, что Любовь в мире будет существовать до тех пор, пока на земле будут писать писанки.

Я расскажу вам легенду. Очень высоко в горах живет злой и страшный дракон. Раз в год он призывает своих слуг летучих мышей и других насекомых и животных и приказывает им посмотреть, как живут люди. Если слуги возвращаются с вестями, что люди сорятся, воюют, живут озлобленно, то дракон очень этому радуется и путы, в которые закованы его лапы, ослабевают, становятся все тоньше и тоньше. Если же они рассказывают ему, что люди живут мирно, то дракон злится и путы, все крепче удерживают его в заточении. А если они рассказывают, что люди помимо благоденствия и любви еще и писанки пишут, то тут дракон просто приходит в ярость. Он рвет и мечет, и его кандалы с огромной силой удерживают его в тюрьме.
Теперь перейдем к правилам.

Материал использовался http://www.forum.ved...hp?showforum=37

Крашение расписных воском яиц – занятие сугубо женское. Мастерица одевалась в новое или чистое платье, душа ее была полна добрых и светлых чувств, наилучших пожеланий родным и близким – всем тем, кому предназначались расписные яйца.
Для обрядового крашения она брала первородное оплодотворенное яйцо молоденькой курочки, снесенное в марте в первое весеннее новолуние. Куриное яйцо должно было быть свежее, целое, без дефектов, чистое, матовое, ровное, гладкое, форма и размер – желательно средние, оба конца приблизительно одинаково закруглены.

«Непочатую», «немую» воду брали до зари, молча, втайне, из 7-9 источников, удачей считалось получить воду из чистого мартовского снега. Что значит «немую» или «непочатую», то есть женщина набирала её из источника, и шла домой молча, ни с кем не разговаривая. Даже если её встречал знакомый, то говорить было нельзя. Позже яйца красили уже в «святой» воде.
В новой глиняной посуде Мастерица разводила природные краски, которые специально приготавливала из цветков, листьев, семян, ягод, щепок, кореньев разных растений. Занятие это было долгое и трудоемкое. Но само это действо превращалось в сакральный ритуал. Крашение начиналось с первым раскатом грома или ударом колокола.

Окунув яйцо трижды в краску, Мастерица произносила заговор или молитву. Эти пожелания она заключала в таинственные знаки – обереги. У славян это были небесные светила: солнце, месяц, луна и звезды. Говорили так: «Обволокусь облаками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, обтычусь частыми звездами, покроюсь солнцем». Этими символами богаты народные сказки, а А.С. Пушкин сделал Солнце, Месяц и Ветер героями своей сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях». Они то и помогли королевичу Елисею и молодой царевне обрести семейное счастье.

Верхняя зауженная часть называлась в народе солнцем, а нижняя широкая – луной. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой – жена. Верх и низ яйца одинаково закруглены, не найти ни конца, ни начала, как муж и жена – единое целое.

Грамотные мастерицы выводили на яйце между частыми звездами пасхальные стишки, которые в народе назывались «писанными словами»: «Два сердца – один дух», «кого люблю, того дарю, «яичко мало, да велика ласка». Так как яйцо было символом и взаимной любви – его влюбленная девушка дарила своему суженому в расшитом собственными руками платке. Иногда девушки выписывали на яйце имя любимого. И появилась эта традиция еще задолго до Дня Святого Валентина у католиков.
Оберегами считались также колючие растения, например, роза, шипы которой защищали от дурного глаза, цвет, имя, орудия труда, знаки земли, зерна, огня, воды, воздуха.

Мастерица выводила их с помощью очищенного растопленного воска и писачка, а в более древние времена писачок заменяли перо, соломинка, трубочка или даже петушиная кость. Слои краски на яйце, переходящие от светлых к темным, сменялись слоями восковой сакральной росписи.

Когда писалась Писанка – на какое-то дело, к примеру, на урожай, то этот образ вкладывали в узор на яйце, в Писанку. При этом вкладывалась и жизненная сила, как в клубок, а потом это сила с записанного узора перетекала, разматывалась, в землю, в зерна, в посевы и до конца в урожай. Возможно, это перетекание из одного в другое и обратно. Собранный урожай давал человеку силу обратно. То есть это взаимное поддержание человеком природы, природа давала жизнь человеку, и так бесконечно – где нет ни начала, ни конца, как у яйца.

Писанку клали в колыбель к младенцу, ее дарила на свадьбу с пожеланиями молодым, ею поминали предков. Её клали в первую пашню. При севе писанки клались в зерно и бросали в поле с пожеланиями хорошего урожая.
Символика писанок.

Использовалась информация http://my.mail.ru/co...31607237f9.html

Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках – это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного). Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры.).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду – в виде лучей, воду – в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 – мотив «безконечник». Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник» и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовали из далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры – периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия – «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:
1, 2, 3, 4 – Гуцульщина.
5 – Северная Буковина
6 – Закарпатье,
7 – Волынь
8 – Херсонщина
9 – древнегреческий меандр.
Рис 3 – «Ромб». Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.
Рис 4 - «Квадрат», разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» - точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо – символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.
Рис. 5 - «Треугольник». Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.
Рис. 6. – Лестница. Символ поиска лучшей жизни
Рис. 7 – Решето. Символ разъединения добра и зла.
Рис. 8 – Колесо, круг. Это символ бессмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.
Рис. 9 – Символы Солнца. Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков – это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце – вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле – знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака – «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика – это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».

Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.

Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака – «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.

Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» - четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» - с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)

Рис.10. Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня – символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой – лучистое Солнце.
Рис. 11. Дерево Жизни. Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.
Рис. 12. Растительные мотивы. Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.

Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.
Калина – дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей – Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца – Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.

Вишня – символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.
На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) – символ вечной юности и жизни.
Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.
Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.
Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.
Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).

Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.

Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня. (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.

Рыба (Рис 13-3) – символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.
Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.
Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны
Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.
Паук – символ настойчивости, терпения.

Рис 14. Ещё одна интересная группа писанок – писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» - деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками – защита от бури.
С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Date: 2016-02-19; view: 666; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию