Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии проверки и оценки написания сочинения-рассуждения





     
  Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сфор­му­ли­ровал одну из проблем исходного текста. Фак­­тических ошибок, связанных с пониманием и фор­мули­ровкой проблемы, нет.  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
  Сформулированная экзаменуемым проблема проком­мен­тирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокоммен­ти­рована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.  
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомменти­рована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.  
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
  Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформули­рована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.  
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
  Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.  
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), иливообще не отражено в работе.  
II Речевое оформление сочинения  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена 1 логическая ошибка, и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
К6 Точность и выразительность речи  
  Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, илиработа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, ноесть нарушения точности выражения мысли.  
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.  
III Грамотность  
К7 Соблюдение орфографических норм  
  орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущено не более 2-х ошибок  
допущены 3–4 ошибки  
допущено более 4-х ошибок  
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
  пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущены 1–3 ошибки  
допущено 4–5 ошибок  
допущено более 5-ти ошибок  
К9 Соблюдение языковых норм  
  грамматических ошибок нет  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущено более 2 ошибок  
К10 Соблюдение речевых норм  
  допущено не более 1 речевой ошибки  
допущены 2 – 3 ошибки  
допущено более 3 ошибок  
К11 Соблюдение этических норм  
  этические ошибки в работе отсутствуют  
допущены этические ошибки (1 и более)  
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)  
     
       

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов (считаются все слова, в том числе служебные; слово с дефисом – это одно слово).

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.

2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более 2-х ошибок;

К8 – допущены 1–3 ошибки;

К9 – грамматических ошибок нет;

К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150
слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается нулём баллов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.

Итак, система оценивания сочинения включает 12 критериев, отражающих требования к различным составляющим речевой подготовки учащихся. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за эту часть работы – 23 балла. Рассмотрим каждый из критериев.

I. Содержание сочинения

Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста (К 1)

Прежде всего, необходимо внимательно прочитать исходный текст и понять его основное содержание: определить тему (о чём говорится в тексте) и идею (основную мысль, ради которой написан текст, т. е. авторскую позицию). Выявить несколько проблем текста, но сформулировать только одну, ту, по которой вам ясна позиция автора текста, и вы знаете, как прокомментировать данную проблему.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решений, исследования. Проблематика – это совокупность проблем. Выявить проблемы – значит определить вопросы, поставленные автором в тексте. В некоторых исходных текстах эти вопросы могут быть прямо сформулированы автором.

Определяя проблему, следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому сформулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации, например: проблемы гуманизма, нравственного выбора, поисков смысла жизни, сохранения исторической памяти и культурного наследия, экологии, семейных отношений (проблема «отцов» и «детей») и др.

Неверными являются формулировки типа «проблема любви к родной природе», «проблема милосердия». В формулировке следует обозначить отрицательное явление (например: «проблема загрязнения окружающей среды», «проблема наркомании») или с помощью отгла­гольного существительного показать сложный процессуальный характер необходимых действий («проблема сохранения памятников культуры», «проблема возрождения милосердия»). Можно использовать также ней­тральное, безоценочное слово «отношение» и подобные слова: «пробле­ма отношения молодежи к классической музыке», «проблема взаимоот­ношений человека и животных», «проблема влияния природы на чело­века».

Сформулировать проблему можно двумя основными способами:

1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием. Автор затрагивает проблему экологии. Автором текста поднимается проблема одиночества. Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

2) формулировка в виде вопроса даёт больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Возможно ли органичное сочетание в жизни человека духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящён текст Ю. Нагибина.

В тексте публицистического стиля проблема выражается

· тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

· в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

В тексте художественного стиля проблема выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т. д.

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исход­ного текста)

Данные ошибки можно разделить на две группы:

1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адек­ватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычле­нять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого. Текст воспринимается учеником не как цель­ное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов. Вот примеры ошибок, обусловленных отсутствием фунда­ментальных навыков (здесь и далее сохранены ошибки, связан­ные с нарушением языковых норм).

1. Автор пишет о проблеме того, что не нужно жалеть о прошедшем (текст В. Солоухина).

2. Проблема автора заключается в том, что Федосеев прие­хал в Москву в то время, когда Москва в военное время была не­узнаваемой из-за маскировки. То есть автор нам хочет показать, какое время было и что творилось в Москве, каким он(?) был и каким он(?) стал (текст К. Воробьева, демонстра­ционный вариант 2010 г.).

3. В данном тексте автор поднимает вопрос о серых тру­довых буднях (текст Д. Гранина).

4. Автор текста показывает проблему противостояния знания и незнания, почему школьники не хотят учиться (текст И. Гонцова).

Ошибки на определение проблемы обусловлены тем, что ученик не видит всего текста, он обращает внимание на отдель­ные фразы (смысловые сигналы), которые могут стимулировать развертывание его сочинения, т. е. он пишет не о том, о чем говорится в тексте, а о том, о чем может написать. Известное изречение Р. Барта «Текст - это пикник, куда автор приносит слова, а читатель - смысл» находит в данном случае свое гроте­сковое воплощение.

Понятно, что ошибки этого типа - проявление несформированности базовых навыков чтения и понимания прочитанного.

2. Ошибки, связанные с неумением реализовать то или иное знание, т. е. с отсутствием инструмен­тальных навыков. Ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. Выделим следующие группы ошибок этого типа:

А) Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст про­блеме осени»; «Автор в своем тексте поднимает проблему Мо­сквы»; «Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии».

В сочинениях используются аналогичные по грамматической структуре формулировки (управление формой родительного па­дежа: проблема чего?), но такие формулировки-клише не являют­ся универсальными и могут быть неуместными в работе с другим текстом.

Б) Неоправданное расширение проблемы: «Автор, расска­зывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»; «Случай, который показывает нам Н. Во­робьев, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и есть актуальна»; «О чем этот текст? Только ли о войне? Нет, этот текст о нас с вами, о нашем времени, о том, что мир прекрасен, а красота его нерушима».

На внешнем уровне эти ошибки мало чем отличаются от первой группы ошибок. Однако причина их появления лежит в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести в общий план, но при этом, не имея четкого представления о смыс­ле текста, теряет границы конкретной проблемы.

Критерий К1 оформляется в первом абзаце сочинения-рассуждения. Прежде чем сформулировать проблему исходного текста, необходимо сделать вступление. Вступление и формулировка проблемы исходного текста составят первый абзац сочинения.

Несколько советов, касающихся языкового оформления вступления:

1. Во вступлении к сочинению уместно сформулировать тему исходно­го текста - написать, о чем говорится в тексте.

2. Не следует начинать сочинение со слов «В этом тексте», «В данном тексте» («В этом тексте говорится...», «В данном тексте автор пи­шет о...»). Тем более неудачным является следующее распространенное начало: «В своем тексте автор говорит...» (разве автор может что-то сказать в чужом тексте?)

3. При первом упоминании в сочинении об авторе текста его фами­лию нужно дать вместе с инициалами, одним или двумя - так, как это указано в конце исходного текста. В дальнейшем фамилию можно упот­реблять либо с инициалами, либо без них (нужно выбрать тот или иной вариант, сохраняя единообразие).

4. В тех случаях, когда экзаменуемому неизвестен пол автора и это невозможно определить по фамилии, не следует употреблять граммати­ческие формы, указывающие на мужской или женский род, например: «Соловейчик сказал», «Соловейчик сказала», «по мнению Соловейчика», «по словам Соловейчик». Избежать ошибок помогут формы глагола на­стоящего времени («Соловейчик считает») или замена фамилии нарица­тельным существительным («по мнению автора»).

5. В тестовом задании (С1) не назван жанр исходного текста, а так­же не сказано, является ли данный текст целостным произведением или только его фрагментом. С этим связано большое число фактических ошибок в сочинениях. Так, в отношении одного и того же исходного текста разные учащиеся используют различные термины: рассказ, ста­тья, очерк, отрывок и др. Рекомендуется употреблять нейтральный термин «текст».

6. Не старайтесь включать во вступление цитаты из исходного тек­ста. Цитаты необходимы в основной части сочинения, где будут отра­жены и прокомментированы мысли автора. Вводная часть - это только подступы к основному разговору по теме. И эта часть не должна быть непропорционально большой.

7. Не забудьте выделить вступление и формулировку проблемы исходного текста в отдельный абзац. Помните, что критерий К5 не допускает ни одного нарушения абзацного членения текста сочинения.

В общем, для вступления можно посоветовать использовать следующие направления:

1. о назначении публицистики вообще;

2. о мастерстве публициста (писателя), его творчестве;

3. эмоциональная реакция на исходный текст, эмоциональное восприятие предложенного текста;

4. цитирование (цитата должна (не из исходного текста) содержать одну из основных мыслей исходного текста и давать возможность выхода на формулировку проблемы данного текста).

Date: 2016-02-19; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию