Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Т. Ермошин





СТАТУС СУДЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 31 октября 2012 года

 

Г.Т. ЕРМОШИН

 

Принятые сокращения

 

Нормативные акты

 

АПК - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г.

ГК - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г.

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

Закон о статусе судей - Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

Закон РСФСР о судоустройстве - Закон РСФСР от 08.07.1981 "О судоустройстве РСФСР"

ФЗ о финансировании судов - Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации"

Кодекс судейской этики - Кодекс судейской этики. Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года

ФКЗ о военных судах - Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23.06.1999 N 1-ФКЗ

ФКЗ о судебной системе - Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

ФКЗ об арбитражных судах - Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

ФКЗ о Дисциплинарном судебном присутствии - Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии"

ФКЗ о Конституционном Суде - Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"

ФЗ о госзащите - Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"

ФЗ о госслужбе - Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

ФЗ о дополнительных гарантиях - Федеральный закон от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"

ФЗ о присяжных заседателях - Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации". ФЗ о судейском сообществе - Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"

ФЗ об арбитражных заседателях - Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"

Инструкция о ЕПС - Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденная Верховным Судом РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 03.07.2003

 

Органы государственной власти и судебные органы

 

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

ЕСПЧ - Европейский суд по правам человека

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

ВККС - Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации

ККС - Квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации

 

Источники опубликования

 

Вестник ВАС РФ - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"

РГ - "Российская газета"

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет исследования, результаты которого изложены в данной работе, не процессуальная деятельность органов правосудия и не особенности применения тех или иных норм материального и процессуального права при рассмотрении уголовных, гражданских, административных, экономических дел.

Автор поставил перед собой цель рассмотреть вопросы организации труда и всей жизнедеятельности судьи с точки зрения охраны его прав как гражданина с особым статусом.

Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (ст. 18 Конституции РФ), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.

Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", согласно ч. 4 ст. 5 которого во взаимосвязи с его ст. 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), положения которого, основанные на Конституции РФ и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2008 г. N 2-П.

 

Основная функция судьи - осуществление правосудия - функция публичная, она находится под пристальным вниманием общества, различных государственных учреждений, обычных граждан. Все они заинтересованы в том, чтобы судебные решения, выносимые судьей, максимально учитывали их интересы. Но, как известно, любой спор предполагает противоположность позиций спорящих, противоположность желаемых результатов, противоположность содержания судебного решения. И каждая из сторон желает, чтобы именно ее аргументы были приняты во внимание судьей.

Независимость судьи, невосприимчивость его к разным проявлениям и формам влияния, давления является одной из самых сложно обеспечиваемых гарантий объективности правосудия.

Независимость судьи как гражданина - носителя государственной судебной власти - определяет его способность осуществлять исполнение обязанностей по замещаемой им государственной должности Российской Федерации, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону. Для этого государство гарантирует гражданину обеспечение надлежащих условий жизни, работы и отдыха, соответствующих уровню судьи в иерархии государственных должностей, степени ответственности за решения, принимаемые именем Российской Федерации, и обеспечивает защиту его личности от политического, экономического, административного и криминального воздействия.

Строго говоря, ни государственно-правовыми способами, ни общественными мерами нельзя обеспечить независимость кого бы то ни было. Скорее, это характеристика уровня самосознания конкретного субъекта, которое проявляется как внутренне присущее ему свойство личности, воспитываемое на самом раннем этапе формирования человека как гражданина.

Внешними мерами воздействия можно лишь сломать или поддержать это свойство личности, но нельзя заставить обрести независимость при изначальном ее отсутствии. В этом-то и заключается сложность отбора кадров в судейское сообщество. Мы можем только рассуждать об интегральном общем уровне наличия данного качества у судей как носителей государственной власти, опираясь на некие эмпирические показатели.

С другой стороны, организационно-правовыми мерами можно поддержать и развить у конкретного судьи чувство независимости. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" декларирует такие положения.

О том, как эти декларации реализуются в действительности, какие предусмотрены формы обеспечения государственных социально-правовых мер защиты судьи, какие возможности и какие проблемы возникают при этом, данная книга.

Не случайно сегодняшнее внимание теоретиков и практиков к процессам, которые происходят в триединстве государственной власти в современных российских реалиях, к тому громадному пути, который пройден российским обществом и российской государственностью с момента принятия Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года Концепции судебной реформы в РСФСР <2> до наших дней.

--------------------------------

<2> Постановление Верховного Совета РСФСР "О Концепции судебной реформы в РСФСР" от 24 октября 1991 года N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44. Ст. 143.

 

Концепция судебной реформы 1991 года - это был, по сути дела, заказ "предпостсоветского" общества государству на проведение судебной реформы, заказ на создание судебной системы, отвечающей представлениям того времени о роли, месте и функциях судебной власти в государственном устройстве и в общественной жизни.

Одобрение же Концепции Верховным Советом РСФСР означало, что российский законодатель заказ российского общества принял к исполнению.

За годы формирования судебной власти современной России возникла целая система законодательства об организации и деятельности органов судебной ветви государственной власти и судейского сообщества, включающая в себя и инструменты реального обеспечения реализации конституционного принципа самостоятельности судебной власти, и нормативного закрепления гарантий этой самостоятельности.

Сейчас наступила пора "инвентаризации" того, что накоплено с того далекого уже 1991 года.

Правовое регулирование статуса судьи в Российской Федерации осуществляется:

Конституцией РФ;

Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", положения которого изменялись более 30 раз;

шестью федеральными конституционными законами, изменявшимися в общей сложности свыше 30 раз;

пятью федеральными законами, изменявшимися в общей сложности свыше 45 раз;

одним законом РСФСР, изменявшимся в общей сложности свыше 14 раз;

двумя постановлениями Верховного Совета РФ;

двумя постановлениями Президиума Верховного Совета РФ;

рядом нормативных ведомственных актов, принятых органами судебной власти совместно и порознь (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ), а также актами органов судейского сообщества - Советом судей РФ и Высшей квалификационной коллегией судей РФ.

Такое разноуровневое и многосубъектное правотворчество статуса судей требует наличия:

во-первых, четко выраженной государственной политики правового регулирования;

во-вторых, закрепленной законодательно иерархии сфер компетенции субъектов нормотворчества и тщательности в согласовании нормотворческой деятельности;

в-третьих, определенных правовых средств обеспечения единообразия в реализации государственной политики правового регулирования и эффективных средств оперативного реагирования на искажение воли государства в указанной сфере.

Нарушение любого из указанных условий неизбежно влечет за собой разбалансированность законодательства в сфере регулирования статуса судьи, нарушение стабильности кадрового состава судейского корпуса, снижение уровня гарантий прав судей, их независимости и, как следствие, снижение уровня гарантий права граждан на справедливое судебное разбирательство независимым судом.

В то же время наличие такого громадного объема нормативно-правовых актов регулирования уже само по себе требует систематизации и устранения накопившихся нестыковок.

В последнее время в судах все чаще стали рассматриваться споры, одной из сторон которых являются сами судьи. Предметом споров являются те или иные разногласия по поводу обеспечения трудовых прав судей, как действующих, так и судей в отставке, либо граждан, лишенных судейских полномочий. Этот факт требует внимания ученых, поэтому в книге широко использована судебная практика рассмотрения споров, одной из сторон которых является судья.

Серьезность проблемы соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, которым государство доверило вершить от своего имени правосудие, подчеркивает и тот факт, что год от года увеличивается и количество обращений в Конституционный Суд РФ со стороны судей.

Привлечение Конституционного Суда РФ к защите прав судей повлекло за собой разработку целого ряда правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в его судебных актах, которые, в свою очередь, также требуют как научного осмысления, так и соответствующей реакции законодателя и правоприменителей.

Стремительное превращение судебной власти в России за последние годы в один из влиятельнейших институтов государственной власти заставляет общество повернуться лицом к проблемам обеспечения самостоятельности суда как органа государственной власти и независимости судьи как носителя государственной власти.

Судебная власть, являясь самостоятельной составляющей государственной власти как формы организации жизни общества и его существования, выполняет не только сугубо правовые функции осуществления правосудия. Она является мощным фактором обеспечения стабильности правового порядка в общественной и экономической жизни, средством правового воспитания граждан.

При этом нельзя не согласиться с проф. М. Красновым, который в статье с символическим названием "У судебной власти есть только один защитник - общество", говоря о взаимоотношениях судебной власти и общества, отмечал, что "само общество ни в 1991 году, ни по сию пору не осознает этой могучей роли судебной власти в преображении общества, не осознает и своих возможностей по воспитанию такого государства, которое будет не подавлять личность, предоставляя ей взамен какие-то блага в виде "подарков с барского плеча", а служить обществу, которое будет существовать в режиме не "кратии" (власти), а "диаконии" (служения)" <3>.

--------------------------------

<3> Краснов М. У судебной власти есть только один защитник - общество // Российская юстиция. 2003. N 6.

 

Правовое положение основной фигуры правосудия - судьи - носителя судебной власти - важнейший фактор в деятельности суда как органа государственной власти.

Всю совокупность норм, определяющих статус судьи, можно разделить как минимум на три группы:

1) нормы, обеспечивающие гарантии независимости судьи в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (гарантии процессуальной независимости судьи);

2) нормы, обеспечивающие организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти (гарантии служебной карьеры судьи);

3) нормы, обеспечивающие независимость социально-правового положения судьи как гражданина (гарантии социально-правовой защиты судьи).

Социально-правовая защита судьи, обеспечиваемая государством, в условиях российских реалий играет немаловажную роль в обеспечении независимости судьи.

В комплексе мер социально-правовой защиты судей как особой категории граждан можно выделить три группы:

1. Меры по обеспечению жизнедеятельности судьи и членов его семьи в период работы.

2. Меры по обеспечению судьи и членов его семьи при уходе судьи в отставку и в период отставки.

3. Меры по обеспечению членов семьи судьи в случае потери трудоспособности или гибели (смерти) судьи.

В книге рассматривается каждая из этих групп <4>.

--------------------------------

<4> Подробнее см.: Ермошин Г.Т. Гарантии независимости судьи - носителя государственной власти. Социально-правовые аспекты // Российский судья. 2005. N 5, 6, 7.

 

Данная работа представляет собой позитивный анализ действующего законодательства о судебной власти и статусе судей с точки зрения обеспечения прав и охраняемых Конституцией РФ интересов судьи как гражданина, правового регулирования приема на работу, организации труда, продвижения по служебной лестнице, правового положения судьи в отставке.

Автор надеется, что данная работа будет полезна судьям, как тем, кто обращается в суд, так и тем, кто рассматривает возникший спор. Автор надеется также, что книга привлечет внимание и будет полезна также работникам кадровых служб судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ, аспирантам, ученым, занимающимся вопросами правового регулирования организации и деятельности судебной власти, студентам старших курсов юридических специальностей.

 

Date: 2016-02-19; view: 815; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию