Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ближайшие и отдаленные перспективы совершенствования мер уголовной ответственности за нарушение антимонопольных запретов





 

Ближайшие перспективы совершенствования мер уголовной ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольных запретов связаны с реализацией Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р и реализацией политических установок по уменьшению отрицательных последствий использования мер уголовной ответственности за преступления, посягающие на порядок осуществления экономической деятельности, ориентирования правоприменительной практики на борьбу с наиболее опасными преступлениями, посягающими на охраняемые законом интересы конкуренции, нашедшие, в частности, отражение в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии", проект которого был внесен в нижнюю палату парламента Президентом РФ В.В. Путиным.

Подготовленный ФАС России в соответствии с решениями Правительства РФ проект федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает исключение из числа уголовно наказуемых форм нарушений антимонопольного законодательства деяния в виде неоднократного злоупотребления доминирующим положением. Эта новелла, как следует из пояснительной записки к законопроекту, обусловлена, прежде всего, тем, что после введения уголовной ответственности за данную форму нарушения антимонопольного законодательства не было ни одного случая привлечения лиц к уголовной ответственности" в основном из-за несопоставимости сроков, в течение которых лицо считается подвергавшимся административному наказанию, и сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Одномоментно законопроектом предложено увеличить размеры ущерба и дохода, с достижением которых возникают основания для привлечения к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 178 УК РФ, или основания для применения более строгих мер ответственности.

Так, доходом в крупном размере предлагается признавать доход, сумма которого превышает 10 млн. руб. (в настоящее время - 5 млн. руб.), а доходом в особо крупном размере - 40 млн. руб. (в настоящее время - 25 млн. руб.).

Крупным ущербом, с причинением которого возникает основание для возбуждения уголовного дела при наличии иных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, предлагается считать ущерб, сумма которого превышает 3 млн. руб. (в настоящее время - 1 млн. руб.), а особо крупным ущербом - 10 млн. руб. (в настоящее время - 3 млн. руб.).

В сущности, предлагаемая новелла представляет собой новый этап декриминализации не представляющих большой общественной опасности картельных соглашений. Она же служит инструментом, ориентирующим правоприменителя на борьбу с крупными и крупнейшими картелями.

Впервые в современной практике российского законотворчества в сфере борьбы с преступностью предпринимается попытка избирательного стимулирования деятельного раскаяния участников картельного соглашения. С этой целью разработчик законопроекта (п. 3 примечаний к ст. 178 УК РФ) предложил освобождать лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 178 УК РФ, от уголовной ответственности в случае, если оно первым из числа соучастников добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию и возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред, при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.

Рассматриваемым законопроектом предлагается также внести изменения в ст. 140 УПК РФ, согласно которым единственным поводом для возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ должны стать материалы, которые направлены органу, полномочному принимать решение о возбуждении уголовного дела, антимонопольными органами в соответствии с антимонопольным законодательством. Эта мера, по мнению разработчика, будет способствовать упорядочению практики возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ, предупреждению процессуальных ошибок и ошибок квалификации, а также фактов необоснованного применения уголовного закона к лицам, совершившим административные правонарушения, обусловленных сложностью правильного толкования антимонопольного законодательства*(11).

Тем же законопроектом предлагается внести изменения в ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(12), позволяющие направлять результаты оперативно-розыскной деятельности в антимонопольные органы для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства РФ.

Ожидания разработчика относительно того, что предлагаемые меры в совокупности могут составить "критическую" массу для запуска эффективного правового механизма борьбы с наиболее опасными картелями, небеспочвенны. Однако нельзя не учитывать того, что реализация значительной части этих ожиданий зависит не только (и не столько) от активной позиции антимонопольных органов, но и от заинтересованного и ответственного участия сотрудников оперативных и следственных подразделений МВД России и позиции судей.

Отдаленные перспективы совершенствования мер уголовной ответственности за нарушение антимонопольных запретов связаны не только с достаточно очевидной необходимостью принятия нового уголовного законодательства страны в течение следующего десятилетия*(13), но и с потребностями постепенного развития антимонопольного законодательства в конкурентное законодательство. Целесообразность принятия в будущем Конкурентного кодекса Российской Федерации, на наш взгляд, обусловлена потребностью расширения государственной функции стимулирования конкуренции путем определения целей, принципов, основных направлений, общих и специальных (отраслевых) стандартов государственной политики поддержания и развития конкуренции, развития соответствующих подсистем органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих такие функции, придания правовых форм общим и специальным этическим стандартам конкурентного поведения хозяйствующих субъектов.

Законодательное закрепление обязанности органов государственной власти и местного самоуправления развивать конкуренцию с неизбежностью поставит вопрос об установлении уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами соответствующих органов такой обязанности, если оно повлекло наступление общественно опасных последствий (например, невыполнение программ социально-экономического развития региона или муниципального образования, банкротство системообразующего предприятия региона или муниципального образования и др.).

Разумеется, криминализация любой новой формы общественно опасного экономического поведения, так же как и должностного злоупотребления, должна рассматриваться в качестве экстраординарной, а не обычной меры. Само по себе введение уголовной ответственности за что-либо есть сигнал о неэффективном государственном управлении.

 

Date: 2016-02-19; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию