Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2: Флора и фауна как предмет биогеографииЛитература:
1. Алехин В.В. География растений с основами ботаники. М., 1957. 2. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1997. 3. Воронов А.Г. География с основами экологии. М., 1987. 4. Горышина Т.К. Экология растений. М., 1979. 5. Киселев В.Н. Биогеография с основами экологии. Минск, 1995. 6. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М., 1978. 7. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1997.
Задание 1. Используя литературу по биологии, выписать в тетрадь единицы классификации (систематики) растений и животных с краткой характеристикой: отделы растений (классы голосеменных и покрытосеменых), типы (отделы) животных (классы хордовых). Дать определение понятиям флора и фауна, растительность, животное население.
Задание 2. Ознакомиться с условиями жизни организмов (факторами среды) и их классификацией: а) абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы: свет (интенсивность и продолжительность); температура (высокие температуры, отрицательные температуры); влажность, эдафические факторы (механический и химический состав почвы, трофность почвы (плодородие); б) биотические факторы (виды взаимовлияний организмов друг на друга). Выполнить краткий конспект.
Задание 3. Просмотрев тексты пособий по экологии, выписать названия и краткие характеристики экологических групп растений и животных по отношению к экологическим факторам (температуре, влажности, свету, трофности, химическому и механическому составу почвы). Ответ на задание 3 можно оформить в виде таблицы:
Задание 4. Жизненные формы организмов как результат приспособления к обитанию в определенной среде. Рассмотрите рис. 1 и 2 и прочитайте описание жизненных форм. Выпишите названия жизненных форм растений по классификации Раункиера (Горышина Т.К. «Экология растений», с. 280-283), по классификации Серебрякова (Пономарева И.Н. «Экология растений с основами биогеоценологии», с. 88-96). Сопоставьте обе классификации.
Рис. 1. Жизненные формы растений по классификации И.Г. Серебрякова Рис. 2. Жизненные формы (По Раункиеру): 1 - фанерофиты (тополь); 2 – хамефиты (черника); 3 – гемикриптофиты (лютик, одуванчик, злаки); 4 – геофиты (ветреница, тюльпан); 5 – терофиты (семя фасоли)
Выпишите классификацию жизненных форм животных по Кашкарову (Кисилев В.Н. «Биогеография с основами экологии», с. 187; Воронов А.Г. «Биогеография с основами экологии», с. 90-91).
Контрольные вопросы
1. Система классификации растений. 2. Система классификации животных. 3. Отличия между классами хордовых. 4. Роль классов хордовых в сообществах живых организмов. 5. Различие между понятиями «флора» и «растительность». 6. Различие между понятиями «фауна» и «животное население». 7. Ответные реакции организмов на воздействие абиотических факторов. 8. Влияние абиотических факторов на формирование ареалов растений и животных и их расселение. 9. В чем различие понятий «экологическая группа» организмов и «жизненная форма» организмов. 10. Какие жизненные формы растений в классификации Серебрякова соответствуют группе фанерофитов в классификации Раункиера? 11. Какие группы классификации Раункиера соответствуют травянистой жизненной форме классификации Серебрякова? 12. Дайте характеристику организмам, относящимся к таким экологическим группам, как псаммофиты, олиготрофы, гидрофиты, мезофиты, суккуленты и т.д.
|