Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихи о Даше 4 page





– Папочка, ведь ты на меня не обиделся?

Как правило, я ещё не успеваю этого сделать. А после такого вопроса, заданного таким тоном, уже и не могу. И дочка это чувствует.

Так что, благодаря ей, ссоримся мы редко.

 

* * *

 

Скорее всего, мы не имеем и малейшего представления, как воспринимают окружающий мир наши маленькие дети, что считают главным, а что второстепенным или ничего не значащим. Поэтому и говорим мы с ними на совсем разных языках. Короткий Дашин вопрос, как своеобразная последняя капля, превратил эту догадку в убеждение.

Мы с ней хорошо играли, расположившись на ковре. Вдруг она задумалась, посмотрела мимо меня и спросила:

– А что где есть?

Как ни старался я уточнить, что дочка имела в виду, ничего не получилось. Так до сих пор и не знаю, хотя она со мной, как правило, откровенна. Возможно, посчитала, что я не пойму, и, наверно, нашла для этого веские основания.

 

* * *

 

У Дашиных предложений появились весомые доводы.

Сегодня мы с ней целый день дома. Много играем. Игр достаточно: «Свойства», «Геометрические формы», несколько пазлов и другие. Играем на полу в большой комнате, где удобней. Потом слушаем детскую видеомузыку, под которую танцуем.

После этого дочка предлагает переместиться в спальню, где есть другие игры.

– Давай сначала здесь выключим музыку и соберём игры в коробки, – предлагаю я.

Даше, конечно, ничего этого делать не хочется, особенно собирать игрушки, и она, поразмышляв недолго, заключает:

– Не будем этого делать. Пусть всё будет параллельно!

Против такого я не нашёлся.

Песенки из мультфильмов весело звучали, а мы под эту музыку через разложенные по всему ковру игры переместились в спальню. Вот что значит хороший довод!

 

* * *

 

Параллельно с появлением доводов у Дашиных предложений она стала проявлять чисто женские качества, которым доводы чужды по определению.

С помощью настольной игры учим цифры, расставляя в нужном порядке картонные квадратики с их изображением. Дело идёт неплохо. Но на «восьмёрке» – сбой. Дочка никак не ставит её в нужное место. И так объясняю, и эдак. Всё впустую. Наконец Даше всё это надоело, и она приняла окончательное решение:

– Как положила, так и положила!

Я понял, что сегодня по‑другому не получится, и занятия мы прекратили. Пусть уж побудет женщиной!

 

* * *

 

С каждым днём с Дашей всё интереснее разговаривать, особенно когда надо её перехитрить. Однако это удаётся уже не всегда.

Уговариваю её идти спать. Можно сказать, заманиваю. Сегодня использую мотив её заботы о папе.

– Пойдём вместе. Ты же должна уложить меня?

– Иди и пока ложись неудобно. А я потом приду и уложу тебя как следует.

Я знаю, что дочка тут же прибежит укладываться, но момент выигран! А главное – день закончился по её сценарию. И это ей особенно нравится. И мне пока тоже.

 

* * *

 

Даша ставит задачи, которые трудновыполнимы, но их хочется решать.

Пришёл с работы. Женя жалуется на недомогание. Пробую отшутиться:

– Ты же у нас врач, и здоровье у тебя должно быть идеальным.

Даша подхватывает тему, но у неё своя версия.

– Это у тебя, папа, должно быть всё идеально!

Хотел было подискутировать с дочкой, но перевесило чувство гордости от её веры в меня.

 

* * *

 

Дашина реакция на обстоятельства нередко просто изумляет.

Сегодня, в субботу, спать ложимся поздно. Я, честно говоря, за день игры с дочкой устал. Но наконец она в кроватке, осталось только принести ей попить. Когда вернулся с чашкой, дочка уже спряталась под одеяло, а я должен её искать по всей комнате – такая у нас обычно игра. Но на этот раз настроения не хватило, и я сразу раскрыл одеяло. Даша начала было выражать неудовольствие, но, увидев моё лицо, быстро переориентировалась, сделала малюсенькую паузу и неожиданно заявила:

– Ну папа! Всегда ты меня смущаешь.

Мягкость, пластичность и одновременно оригинальность разрешения ситуации позволили нам закончить день в хорошем настроении.

 

* * *

 

Дочка уже имеет своё мнение по некоторым вопросам, касающимся любви. Сегодня высказала, сидя к нам спиной, вот что:

– Если любите, то не надо обниматься громко. А если тихо, то можно.

Мы с Женей, от неожиданности услышанного, не приняли участия в обсуждении темы.

 

* * *

 

У Даши достаточно хорошая, развитая, рассудительная речь, но в процессе словообразования у дочки получаются занятные штучки, логика происхождения которых мне чаще всего понятна. Например: «Папа, а что это у тебя на правом уше?»

Здесь объяснение такое: слово «уши» дочке пока знакомо больше, чем «ухо», именно от него она и образовывает нужные варианты. Мы с Женей не волнуемся: есть логика, будет и остальное.

 

* * *

 

К сожалению, Даша жадновата. Хочется думать, как большинство детей в этом возрасте. Особенно когда дело касается игрушек и лакомств. Сегодня это проявилось во время чаепития.

Женя попросила дочку поделиться пирожком с яблоками. Та предпочла прямо не отказывать, а решить вопрос другим способом – путём встречного предложения:

– А ты попей чай с булочкой!

– С какой булочкой? У нас нет булочки.

– А что вот в том пакете?

– Чёрный хлеб.

– А в том?

– В том вообще сыр.

– А в холодильнике ничего такого нет?

– Нет.

– А на полочке, где конфеты?

– Тоже нет.

Пауза. Задумчивый взгляд. И – бодрое итоговое предложение:

– А ты попей просто чай!

Мы рассмеялись. Потому что не рассмеяться было трудно – этюд получился на одном дыхании, вдохновенно и артистично. А воспитательные попытки сами собой перенеслись на следующие дни.

 

* * *

 

Убедительность и оригинальность Дашиных речей меняется в зависимости от того, какие из её интересов под угрозой. В последнее время она очень не любит вовремя ложиться спать. Именно к этому часу игры приносят ей особое удовольствие. В ход идут все доводы, в том числе расхожий: все детки ложатся спать в девять часов, а Дашу и в одиннадцать не уложишь. Потому и трудно утром просыпаться, чтобы успеть в детский сад.

Но если раньше дочка просто отказывалась залезать в кроватку, то теперь стала мотивировать:

– Мамочка, не расстраивайся. Я завтра сама встану и оденусь. Ты только разбуди меня!

– Но я же каждое утро бужу, а толку мало! И говорю тебе по‑всякому…

– А ты скажи мне в лицо!

Такой поворот был неожиданным и запомнился. Кстати, утром Даша действительно встала без капризов и собралась в садик быстро. Не так уж надо не доверять детским обещаниям!

 

* * *

 

Даша продолжает совершенствовать технику «самозащиты». Сегодня отрабатывала приём на опережение.

Мы «культивируем» дома улыбчивость, поэтому дочка, когда видит моё серьёзное лицо, обычно спрашивает: «Почему ты неулыбчивый?» И я сразу улыбаюсь. Это, возможно, и послужило поводом к такому эпизоду.

Собираемся ужинать, стол уже накрыт. Ждём Дашу. Она в спальне, переодевается. Неоднократно поторапливаем её. Когда голос мой стал строже, Даша тут же громко отреагировала из спальни:

– Папа, сделай улыбку!

Делать её не пришлось, она сама появилась. Приём сработал успешно.

 

* * *

 

Радует, как Даша овладевает родным, русским языком, что говорит достаточно правильно и уже использует в речи элементы образности.

На моём столе стоят несколько фигурок животных. Лёгкие – из гжели, потяжелее – из разных природных минералов. Подходит Даша и просит:

– Папочка, дай мне вон того, директора.

Я сразу понял, что ей нужна фигурка быка из оникса, он единственный из всех подходил на эту роль.

Мы с Женей довольно долго не могли понять, что означает слово «дышится» в контексте Дашиной речи: «Посмотрите, как яблоко дышится!», «Вы чувствуете, что воздух дышится?» и тому подобное. Наконец догадались, что для дочки «дышится» означает «пахнет». Пытался мысленно придраться к точности выбора синонима, но явных изъянов не нашёл.

Или другой сюжет, где меньше образности, но зато есть лаконичность. Принёс Жене красивую, яркую блузку. Но Даша сразу же её «присвоила» и утверждает, что будет сама носить эту обновку.

– Но она же тебе велика!

– Ничего, подождёт до выроста.

 

* * *

 

В Дашиных рассуждениях стали заметны философские нотки.

Только что её дневной сон прервала громко работающая в соседней квартире дрель. Вставать пока не хочется, и мы с ней (я присел на маленький стульчик к кроватке) беседуем о разном. Сначала о дрели. О том, что с утра вот не сверлили, а к вечеру начали. Я объясняю:

– Не все же знают, что в это время ты спишь.

– Конечно, – соглашается дочка, а затем спокойно обобщает: – И вообще: одни понимают, другие не понимают.

Что тут скажешь. Она права.

Потом поговорили о картинах. В нашей спальне над Дашиной кроваткой девочка, примерно её возраста, бежит с сачком по лугу за бабочкой, а над нашей кроватью – портрет красивой женщины в голубовато‑серых тонах. Мы пришли к выводу, что на первой картине изображена Даша, а на второй – мама.

– Правда, обе картины удачные? – спрашиваю дочку.

– Да. Я часто смотрю на них.

– А ты помнишь, что их вышивала бабушка?

– Помню… Интересно, не устала ли она?

У меня такой вопрос почему‑то никогда не возникал.

 

* * *

 

Даша – честная девочка. Пригласила меня поиграть в куклы. Я принял приглашение и сел к ней на ковёр. Занимаемся кукольными прическами. Одна получилась в виде хвоста, и понадобилась резинка.

– Папа, принеси, пожалуйста!

– А почему ты считаешь, что это я должен делать?

– Просто мне не хочется.

Неожиданно, честно и, главное, эффективно, потому что я встал и пошёл за этой самой резинкой, оставив при себе собственные аргументы.

 

* * *

 

Моя память на фоне Дашиной выглядит весьма бледно.

Вчера вечером я помогал дочке раздеваться, снимал ей домашние босоножки и поставил их на место, но носками в разные стороны. Даша увидела это и поинтересовалась:

– Папа, почему ты неправильно поставил мою обувь?

– Сейчас мы приготовимся спать, и я переставлю.

Пообещал и, конечно, забыл. Скорее всего, потому что посчитал вопрос малозначительным. А сегодня, когда стали одеваться, Даша увидела не переставленные босоножки.

– Папа, почему ты не сделал, что обещал?

– Я забыл.

– У тебя что, ум в голове кончился?

После такого вопроса показалось, что ничего из обещанного дочке лучше не забывать.

 

* * *

 

Чувствуется, что Даша ходит в детский сад, где, как и во всех детских учреждениях, вещи подписывают, чтобы не перепутать.

Увидела она в моём портфеле расчёску, взяла её и, слышу, читает воображаемую надпись на ней: «Заикин Колечка!»

И тут же собственный комментарий:

– Это чтобы не перепутать с Максимом или с твоим Славиком, с которым, ну ты помнишь, мы вместе гуляли.

Я подтвердил, что такая надпись именно для этого и сделана, а исправлять её не стал. В дочкином «воспроизведении» она звучала для меня как песня.

 

* * *

 

Всё чаще Дашины утверждения похожи на взрослые.

Воскресенье. Обедаем, вспоминаем, шутим. Женя спрашивает:

– А помнишь, как на лодочке катались на Чистых прудах?

– Что ты придумываешь! Не было этого и не могло быть, – серьёзно отвечаю я.

– Неужели правда не помнишь?

– Не помню. Потому что не было.

Даша видит, что мама огорчается, и уверенно ставит точку в разговоре на эту тему:

– Успокойся, мама! Всё он помнит!

И Жене сразу стало понятно, что её разыграли…

Другой случай. У Даши с мамой хорошее настроение, они удачно провели день, ни разу не поссорились. Я по дороге с работы купил вкусные яблоки, и они сразу же по одному пустили в дело, только хруст идёт. Всем хорошо, а я ещё пытаюсь сделать комплимент:

– Какие же у меня красивые женщины! Как ты думаешь, Даша, почему? Может быть, потому что много яблок едите?

– Нет. Потому что папа нас любит, – спокойно ответила дочка.

Что это было – попытка ответной шутки (Даше – три года четыре месяца) или неожиданно серьёзный ответ, я так и не определил. Но хотелось склониться ко второму варианту.

 

* * *

 

– Даша, ты что, не понимаешь?

Она оценивающе смотрит на Женю и немного расстроенно отвечает:

– Я не понимаю, что есть такие люди…

Без комментариев. К тому же показалось, Женя не совсем и поняла, что в её адрес сказала дочка.

 

* * *

 

Глажу. Даша крутится рядом. Но вскоре ей захотелось достать с высокой полки одежду для кукол. Тут же просит меня об этом.

– Может быть, подождёшь, пока я поглажу твою маечку?

– Не хочется, – спокойно отвечает дочка. – Да и тебе будет лучше, если дашь сейчас, потому что я же сразу перестану к тебе приставать.

Её логика уже не в первый раз победила мою. Не огорчает, но в памяти остаётся.

 

* * *

 

Ещё о дипломатии.

Мы с Дашей готовимся ко сну. Но она мне «сделала причёску» и предлагает пойти в прихожую посмотреться в зеркало. Хотя Женя давно уже напоминает, что пора в кроватку. Предвидя её реакцию на мои потакания дочке, та предлагает такой вариант:

– Я тебя провожу. А чтобы мама не сердилась, ты пойдёшь там, где её нет, а я – где она есть.

К зеркалу прошли. Мама не ругалась.

 

* * *

 

Едем в метро. На каждой станции, как обычно, слышим обязательные объявления о том, что надо уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми. Даша слушала‑слушала и заинтересовалась:

– Папа, а я тоже детьма?

Поскольку из‑за вагонного шума разговаривать в метро неудобно, я не стал объяснять дочке про единственное число слова «дети».

 

* * *

 

Женя потерпела очередную неудачу в процессе Дашиного воспитания. Потому что та продемонстрировала тонкую и хитрую, почти на уровне высокой дипломатии, логику.

Мы ещё пьём чай, а Даша рядом на ковре занимается с куклами, одевает их. Понадобился шарфик, который на вешалке в прихожей.

– Мама, принеси, пожалуйста, шарф!

– Доченька, ты же видишь, что мы пьём чай. Подними свою попу и сама сходи за ним. Ведь когда мне что‑то нужно, я сама поднимаюсь и иду.

– Нет, когда тебе что‑то нужно, ты просишь папу, и он тебе это делает. А когда нужно папе, ты делаешь. Значит, когда нужно мне, то должны делать ты и папа.

Все нюансы учла, доченька. Да так ловко, что и возражать‑то не хотелось. А точку она поставила так: спокойно встала и с чувством достоинства принесла ещё кипу одежды.

Теперь с ней всё чаще надо быть начеку, чтобы не упускать инициативу и не ронять свой родительский авторитет в свете ещё предстоящих дискуссий.

 

* * *

 

Пришёл с работы рано: сильно простудился, да ещё спину прострелило – не согнуться и не разогнуться.

Даша только что легла спать после обеда и, оказывается, быстро уснула. Наверное, устала, потому что долго гуляла. Женин рассказ о прогулке и поднял мне настроение. Точнее, один эпизод. Качанье на качелях, что Даша любит.

Так вот, они увидела высоко, под крышей 14‑этажного дома, верхолазов, занятых ремонтными работами.

– Мама, я тоже хочу быть верхолазом!

– Понятно. Но вообще‑то это мужская работа. Верхолазами бывают взрослые сильные мужчины. Как папа, например, – так Женя поддерживает мой авторитет.

– Нет, я папу мальчиком зову! – не согласилась дочка.

Это воодушевляет. Особенно если учесть, что мой возраст иначе как солидным не назовёшь.

 

* * *

 

Даша уже – соперница. И довольно жёсткая. Даже по отношению к маме.

Женя обняла меня.

– Мама, это мой папа!

– Ну и что? А мой муж.

– Нет! Он – мой папа и муж!

– А кто же тогда я?

– Ты просто здесь живёшь!

Вот так дочка борется за свои права.

 

* * *

 

Болит спина. Чаще, чем обычно, выхожу на балкон курить. На очередной выход Даша отреагировала так:

– Ведь только что выходил. И опять… Не понимаю таких людей!

Вторая папина воспитательница. Наверно, скоро обгонит Женю и станет первой.

 

* * *

 

Даша приобретает навыки воспитания. Собирает на прогулку своих детишек‑кукол, одевает любимого Илюшу. Ему не нравится шапка, он хочет другую. А Даша объясняет, что на улице холодно и нужна тёплая шапка. Илюша не слушается. Даша шлёпает его. Не помогает. Потом шапка всё‑таки надета.

– Даша, как же у тебя всё‑таки получилось это?

– Я сначала с Илюшей по‑строгому, а он всё равно не понимает. Тогда попробовала с ним по‑улыбчивому, и всё получилось.

Мы такой дочкин подход одобрили. Да ей и самой он понравился.

 

* * *

 

Свои представления об иерархии в нашей семье у Даши уже есть.

Занимаемся пазлами, хотя мама давно сказала, что Даше пора в кроватку.

– Давай, доченька, заканчивать игры. А то мама сейчас придёт, и нам попадёт.

– Не беспокойся, не попадёт. Ты ей ответишь сердито, и она сама будет плакать.

Что бы это значило?

 

* * *

 

Пакет хороших шоколадных конфет – подарок Даше от Деда Мороза на празднике в детском саду.

Помню такие пакеты из своего детства, восторг от них и желание скорее посмотреть содержимое, попробовать то, что в самых красивых обёртках. Благодаря этим конфетам записал вот что.

Даша готовится съесть очередную «красавицу». Женя недовольна:

– Доченька, вспомни, что говорил Дед Мороз. А говорил он, что надо есть одну в день. Ты же только днём съела три!

Даша подумала немножко и ласковым голосом спросила:

– Мамочка, а можно я сейчас съем одну в день?

Потом, чтобы угостить папу с мамой, дочка разложила все конфеты на столе. Среди них – самая большая, круглая шоколадка в золотистой упаковке в виде медали.

– Папа, какую ты хочешь?

– Вот эту, доченька, – показываю на медаль. – Она мне больше всего нравится.

Даша опять думает и решительно даёт другую, обычную, маленьких размеров.

– Почему эту? – удивляюсь я. – Они же совсем разные!

– Нет! Они одинаковые по образу.

Ничего не смог возразить – образы у каждого свои.

 

* * *

 

Слово «образ», очевидно, понравилось Даше, и она старается его использовать. На этот раз – с иной целью.

Поужинали. Я пью чай, а Даша – сладкий отвар шиповника, попутно лакомясь мармеладом. Вкусно. Предлагает попробовать мне. Я отказываюсь. Объясняю, что, когда пью чай, другие напитки не хочу.

– Ну попробуй же! Это то же, что и чай. Они только по образу разные.

Зерно в таком утверждении, возможно, и есть… Ладно. Шиповник дочка допила и просит налить ещё.

– Побыстрей, папочка! А то во рту очень мармеладно!

Просьба с такой мотивировкой была тут же выполнена.

 

* * *

 

В субботу утром все вместе, втроём, долго валяемся в постели. Болтаем про всякую всячину. Вспомнили и о завтраке. Решили, что его готовим мы с Дашей. Продолжаем болтать. Наконец Женя не выдерживает и требовательно спрашивает:

– Когда же всё‑таки вы начнёте готовить?

Даша, не отрываясь от «своих дел», негромко ответила:

– Мама, ты что, не поняла? Мы же пошутили.

Выходит, мы уже начали учиться шутить.

 

* * *

 

В воспитательных целях от Даши «убежали» несколько кукол – она их разбросала по квартире и не убрала на место. Дочка нашла пропажу в корзине с луком и поинтересовалась у мамы:

– Как ты думаешь, они не обмусорились?

Вопрос мы с Женей поняли сразу. Но оказалось, что беглянки остались чистыми.

 

* * *

 

В следующем месяце Даше будет три с половиной года. Но уже состоялся с ней вот какой разговор.

Сидим за столом, делим конфеты. Вдруг ни с того ни с сего вопрос:

– Папа, скажи, а что такое юист?

Сразу я не догадался, о чём речь. К тому же букву «р» дочка ещё плохо выговаривает.

Она повторила вопрос. Я понял и, как мог, объяснил. На что услышал:

– Папа, ты знаешь, я тоже хочу быть юистом!

– Может быть, лучше врачом, как мама?

– Нет, юистом, – и снова занялась конфетами.

Конечно, рано ещё говорить о её профессии. Но всё‑таки приятно, что она предпочла юриста врачу. Может быть, хочет походить на меня?

 

* * *

 

Дочь имеет представление о возрастной разнице вкусов.

Перед Новым годом в доме много подарков‑сувениров, в том числе шоколадных. Сегодня дошла очередь до шоколадки в виде бутылки. Попробовала её и отложила со словами:

– Папа, что‑то мне не нравится. Это, наверно, для дядев.

Своё согласие я тут же выразил, с удовольствием угостившись неожиданно доставшимся лакомством.

 

* * *

 

Даша становится всё хитрее. Особенно в ситуациях, когда ленится.

Перед Новым годом выпал снег, и дети подолгу катаются с горки. Кто на чём хочет. Даша – на санках. Скатится – и сама тащит их вверх. Но скоро желание кататься остаётся, а возить санки – пропадает.

Воспользовавшись тем, что Женя разговаривает с другими мамами, дочка использует такой ход: скатывается вниз, быстро просовывает ногу в санкины поводья, падает на снег и кричит:

– Ой, мама! Я запуталась и упала! Помоги мне!

И маме приходится спускаться и поднимать по склону несколько раз, пока наконец дочкино коварство не становится совсем явным.

 

 

 

* * *

 

Когда ей выгодно, дочка всегда вспоминает, кто в семье главный. На этот раз получилось так:

– Папа, ты же меня балуешь?

– Конечно.

– Вот и маме скажи, чтобы она меня баловала!

И уже кажется неслучайным, что предложение сделано в первый же день нового, 2009 года.

 

* * *

 

В этот день у Даши хорошее настроение: выспалась, нашла под ёлкой долгожданные подарки от Деда Мороза и кое‑что ещё. Поэтому мы с ней с утра танцуем, ходим по кругу друг за другом.

Даша хочет всё время быть впереди, то есть первой. Но круг небольшой! Только начинаем движение, и уже непонятно, кто за кем. Останавливаемся, начинаем снова, и опять непонятно, кто первый.

Так мне и не удалось объяснить дочке, в чём тут дело. А действительно – в чём? Может быть, на маленьком круге трудно определить первых? Или их вообще нет?

 

* * *

 

Вечер 1 января. Найти партнёра для танцев Даше уже трудно – целый день танцевали. Но она не унимается. Вдруг слышу:

– Мама, правда же ты говорила, что это танцующая коляска?

Речь идёт о подарке Деда Мороза – об игрушечной, но солидных размеров детской коляске, куда свободно умещается даже самая большая кукла. Удачный подарок, что там говорить.

Когда коляску собирали, увидели на ней бумажную круглую наклейку с изображением двух нот. Женя удивилась, не поняв, что это означает:

– Неужели коляска музыкальная?

Таковой она, конечно, не оказалась, но вот по Дашиному желанию превратилась в танцующую. В связи с отсутствием желающих потанцевать ассоциативная память помогла найти оригинальное решение. Было бы желание!

 

* * *

 

– Даша, ты что так рано проснулась? Фейерверк разбудил?

– Нет. Тапочкин голос.

– Не понял!

– Ну твои шаги!

 

* * *

 

– Папа, заканчивай и пойдём танцевать!

– А почему ты думаешь, что я хочу танцевать?

– Хочешь ты или не хочешь, а идти танцевать надо.

Вполне убедительный метод переговоров у дочки.

 

* * *

 

Пью чай. Даша играет в догонялки с мамой, которая вскоре устаёт и садится отдохнуть. Дочка ко мне:

– Папа, теперь ты пойдём бегать!

– Доченька, я пью чай. Скажи мне, как будет правильно: мне не допивать чай и идти с тобой бегать или ты подождёшь, когда я допью, и тогда мы будем играть?

– Конечно, будет правильно, когда ты допьёшь чай. Но если сказать по‑лучшему, то надо идти играть сейчас.

Вот и всё. У детей такая логика.

 

* * *

 

Когда не вижу Дашу даже всего несколько дней, мне всегда кажется, что за время нашей разлуки она заметно изменилась, повзрослела.

Только приехали с вокзала домой. Обстановка нежная, соскучились по общению. Ношу её на руках по квартире, проверяем, все ли игрушки на месте, обнимаемся. И вдруг:

– Принц ты мой дорогой!

Откуда она взяла эти слова, не знаю, но разве можно не обожать её в этот миг, хотя возраст мой для этого звания не самый подходящий?

Спустя некоторое время дочка снова удивила меня. Обратилась ко мне с каким‑то предложением, которое я не одобрил. Она не отступила и повторно зашла уже издалека:

– Хочу тебе сказать, что хорошие люди поступают так… – и дальше излагалось содержание её предложения. – А плохие… – здесь следовал вариант моих предполагаемых действий.

Решающую точку ставил безобидный вопрос младенца с невинными глазами:

– Папа, ты же хороший человек?

Дочка действительно повзрослела за неделю пребывания у бабушки в Тульской области.

 

* * *

 

В последнее время Даша стала задумываться о своём будущем. Некоторыми планами делится. Например:

– Посмотрите! Я такая, пока маленькая. А когда вырасту, буду умной!

А затем, в развитие этой темы:

– Я подумала‑подумала и решила: когда стану взрослой женщиной, то лучше буду мамой, а не бабушкой, – сообщила дочка, возвратившись домой после недельного гостевания у бабушки.

 

* * *

 

Радуют зачатки здорового оптимизма в Дашином поведении.

Она сидит на краю кровати и надевает носки. Один падает на пол. Хотела расстроиться, но переменила решение и весёлым голосом оповестила:

– Ну и хорошо, что упал!

 

* * *

 

Женя – врач, и Даша регулярно слышит её телефонные разговоры на медицинские темы. После одного из них она подошла ко мне и печально сказала:

– У меня – почечный огрыз.

Потом выяснилось, что Женя разговаривала с подругой, тоже врачом, по поводу заболевания, которое называется «пупочная грыжа».

 

* * *

 

Хорошее настроение, особенно у детей, выражается во всём.

Я что‑то записываю. Подходит Даша и говорит:

– Мне тоже хочется чего‑нибудь записать.

Даю ей лист бумаги, она садится рядом. Вскоре на листе появляется множество извилистых линий и кружочков.

– Что ты написала, доченька?

– «Дорогой Коля!»

 

* * *

 

Даша продолжает овладевать родной речью, вводит в свой лексикон новые слова. И явных ошибок в их употреблении не совершает.

Обедаем. По телевизору – кино. Страсти кипят: по высокой лестнице вниз бежит женщина, вдогонку за ней – мужчина, громко умоляющий остаться. А Даша не любит шумных сцен, не говоря уж о явных скандалах, ссорах.

– Очень непорядочные люди! – так оценивает она этих действующих лиц и оказывается, в сущности, права.

 

* * *

 

Даша не умеет давать сдачи. А в детском саду это стало актуальным. И мама начала её воспитывать. Уже есть первые результаты.

Поздний час. Мама дала Даше пять минут, чтобы собрать игрушки, но та – ноль внимания. Я пробую вмешаться в ситуацию:

– Даша, может, всё‑таки начнём убирать? А то сейчас мама придёт и будет нас ругать.

– А ты её тоже поругай.

– За что?

– За то, что она будет нас ругать. Надо уметь сдачи давать. Правда же?

Date: 2016-02-19; view: 361; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию