Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыцарь идет по следу!

Родион Андреевич Белецкий

Рыцарь идет по следу!

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2930255

«Рыцарь идет по следу!»: Эксмо; М.; 2012

ISBN 978‑5‑699‑54520‑9

Аннотация

 

Неожиданно для себя Рома перевелся в театральную школу, однако насладиться прелестями творческого процесса не успел. В школе одна за другой совершаются кражи! А затем... кто‑нибудь из одноклассников обнаруживает похищенный предмет у себя. И до конца не ясно: подкинули вещь невиновному или он вор и есть? Напряжение нарастает, ученики не доверяют друг другу. Но сколько Рома ни ведет слежку, сколько ни расспрашивает свидетелей, все без толку. Пока внезапно под подозрение не попадает его лучший друг!

 

Родион Белецкий

Рыцарь идет по следу!

 

 

В класс, где учился Рома, вошел совершенно лысый человек, встал возле учительского стола и, широко улыбаясь, сказал:

– Угадайте, дети, откуда я пришел?

– Из тюрьмы! – хором ответили дети.

– Нет, – возразил лысый человек, – я пришел к вам из театра.

 

Роме понравилось то, что сказал им лысый. Мол, класс в театральной школе набирает учеников.

– Школа общеобразовательная, но при театре, – лысый активно жестикулировал, – среди обычных предметов будет история искусств, фехтование, актерское мастерство…

Рому даже передернуло, словно ему кто‑то снежок за шиворот положил. Театральная школа – вот, оказывается, о чем он мечтал, кривляясь дома перед зеркалом.

– А побрился наголо я специально для спектакля про войну, – объяснил им лысый. – Между прочим, у нас в спектаклях дети из театральных классов играют как взрослые артисты.

– Их тоже наголо бреют? – вырвалось у Ромы.

Все засмеялись. Рома надулся.

Обижался Рома почти на любое слово. И даже если с ним говорили доброжелательно, он потом все равно сомневался, а не обидели ли его?

Театр был большой Роминой любовью. В первом классе мама отвела его на спектакль «Черная курица», после которого Рома так долго и отчаянно плакал, что родители хотели вызывать доктора.

В другой раз он шел с родителями мимо одного из театров и возле помойки увидел куски декораций: маленькие домики из папье‑маше, с окошками, заклеенными вощеной бумагой. Рома упросил родителей, и он взял один из самых симпатичных домиков с собой.

Через несколько дней стало понятно, почему декорации выбросили на помойку. Сначала клопы покусали Рому, потом они покусали маму. А когда клопы взялись за папу, он разломал чудесный домик, в котором они устроили себе базу, и выбросил его на помойку.

После этого Рома стал любить театр еще сильнее.

 

В случае с театральной школой родители не то чтобы не поддержали Рому, но отнеслись к желанию сына стать артистом равнодушно.

– Ты уже ведь ходишь в спецшколу, английскую, – протянул отец, не отвлекаясь от компьютера, – зачем тебе еще что‑то?

– Хочу, – сказал Рома упрямо в спину отцу.

Иногда обнаруживалась в нем неожиданная твердость и умение добиваться своего.

 

Рома поехал в центр на метро. Еле уговорил родителей отпустить его одного. Всю дорогу стоял, держась за боковой поручень. Когда поезд ехал по туннелю, в стекле Рома видел свое отражение: круглые щеки, взъерошенные светлые волосы и немного оттопыренные уши. И еще подбородок с ямочкой.

Рома читал, что ямочка на подбородке – это признак упорства на пути к достижению цели. Вроде бы у Юлия Цезаря такая была. Или у Александра Македонского. Выходит, у Ромы, Македонского и Цезаря было что‑то общее.

 

Падал мелкий снег. У входа в театр толпились дети с родителями. Конкуренты, понял Рома. Без родителей, кажется, он был здесь один.

Когда подошла его очередь, Рома увидел Юрика. Юрик смотрел на толпу очень серьезно, словно каждый из присутствующих был ему что‑то должен. Рому Юрик не узнал. Словно не было трех смен, проведенных в одном отряде летнего лагеря. Рома подошел к старому другу. Не зная, как начать разговор, он сильно хлопнул Юрика по плечу. Тот от неожиданности выронил небольшие мячи, которые держал в руках.

Мячи покатились между ногами. Юрик бросился их собирать. Рома тоже опустился на четвереньки. На промерзшем асфальте, ползая среди чужих ног, старые друзья начали разговор.

– Помнишь меня? – спросил Рома.

– Помню, помню, – недовольно отозвался Юрик, – полегче не мог, что ли?

– Извини.

– Вот ты всегда так, – продолжал возмущаться Юрик, – сначала накосячишь, а потом извиняешься.

Роме понравилось незнакомое слово «накосячишь». Родители и дети расступались. Тех, кто не хотел давать дорогу, Юрик дергал за полы пальто.

Наконец были найдены все три мяча. Рома был рад видеть старого друга. Юрик изменился не сильно. Такой же смуглый, черноволосый. Но улыбался он теперь не часто. Смотрел строго, с опаской, словно ожидал обмана или даже предательства.

– Ты же в Санкт‑Петербурге жил.

– Ну и что, – буркнул Юрик. – Жил‑жил, а потом переехал. Дед у меня женился.

Рома сразу вспомнил эксцентричного Юркиного дедушку.

– Ты тоже в театр записываться? – спросил Рома, поднимаясь.

– Да, – ответил Юрик, засовывая мячи за пазуху.

– Тоже один?

– Ага.

– Здорово, – сказал Рома, – будем вместе!

Юрик посмотрел на румяное, довольное Ромино лицо.

– Чего ты радуешься? Ты очередь пропустил.

Рома оглянулся. И правда. Рыжий мальчик, за которым он занимал, прошел внутрь.

– Ничего, – сказал Рома, вставая вместе с Юриком в конец очереди, – зато нас теперь двое.

 

Дети, которые хотели попасть в театральный класс, должны были пройти творческий экзамен. Прочитать стихотворение или басню. Рома решил читать «Джон Ячменное Зерно» Роберта Бернса.

Ромина мама была от Бернса без ума. Роме этот поэт тоже нравился. Особенно трогал его финал любимого стихотворения: «…Так пусть же до конца времен не высыхает дно в бочонке, где клокочет Джон Ячменное Зерно!»

Если просто прочитать эти строки, никакого эффекта не будет, но если знать, как Джона мучили и как над ним измывались в течение всего стиха, можно и слезу пустить.

Рома рассчитывал на реакцию жюри. Может быть, не заплачут, но уж точно будут растроганы и возьмут его в театральную школу.

 

Когда вошли в театр, Юрик отстал, снова уронив мячик. А Рома в одиночестве прошел вперед, мимо небольшой раздевалки для зрителей. Краем глаза он увидел разноцветный кошелек, лежащий на деревянной стойке. Кошелек был такой, как девочки носят, яркий, с бессмысленным рисунком – белым бисерным сердцем.

Рома подумал, кто‑то кошелек забыл и, наверное, сильно расстраивается. Пройдя несколько шагов вперед, он еще раз обернулся и увидел, что деревянная стойка пуста. Кошелек исчез. Рома удивился. Но, опять же, удивился на ходу, потому что торопился попасть в зал.

– Ясный? – громко спросил тот самый лысый артист, приходивший к ним в школу.

– Ясный за мной идет, – ответил Рома. – Я – Черкизов.

Лысый сверился со списком.

– О’кей, – сказал он с улыбкой. – Готов?

– «Джон Ячменное Зерно»! – бодро выпалил Рома.

Лысый жестом остановил его:

– Это ты в зале исполнишь.

 

Рома неверной походкой вышел на сцену. Заскрипели под ногами доски. Яркий свет ослепил его, и он двигался практически на ощупь. «Почему артисты не щурятся, когда выходят на сцену?» – думал Рома, медленно открывая глаза.

Перед ним сидели мужчины один угрюмее другого. Если описать их несколькими словами, получилось бы так: Лысый (тот самый), Кудрявый и Бородатый. Все трое сидели рядком, в первом ряду зрительного зала, и настороженно смотрели на Рому.

Тишина ему не понравилась. И кому придется по вкусу, когда из всех звуков в зале слышно только твое дыхание. Мужчины на первом ряду ничего не говорили. Просто разглядывали Рому. А он не знал, куда ему деть руки. Переступил с ноги на ногу. Скрипнули черные доски сцены. Взметнулся невысокий столбик пыли в луче прожектора.

Видимо, это было что‑то вроде проверки, которую устраивают начинающим артистам. Рома понимал, что сейчас лучше что‑нибудь сказать, но гнетущая тишина и серьезные лица членов жюри лишали его сил.

Роберт Бернс, должно быть, в этот момент смотрел с небес на своего верного поклонника, очень переживал, но сделать ничего не мог.

– Так, что тут у нас? – раздался веселый голос. Пересекая сцену, прямо к рядам шла незнакомая женщина. Яркая, веселая, с высоко поднятыми бровями и удивленным взглядом. Рома заметил, как все сразу изменилось. Мужчины повеселели. Откинулись в креслах, положили ноги на ноги.

– Как тебя зовут?

– Роман Черкизов.

Женщина широко улыбалась. У нее были выпирающие вперед, как у кролика, зубы и волосы, собранные на затылке пучком. Нос у нее был большой, с горбинкой.

– Черкизов? – спросила она весело, принимая у Бородатого список. – Это хорошо!

Рома шумно выдохнул. Ему показалось, что он все это время не дышал.

– Хочешь быть артистом?

– Очень хочу, – ответил Рома просто.

Мужчины в первом ряду почему‑то снова нахмурились. Словно они стояли на страже театра, а Рома пытался пролезть без пропуска.

– Что будешь читать? – поинтересовалась веселая женщина.

– Роберт Бернс, «Джон Ячменное Зерно», – выдавил из себя Рома.

– Прекрасно, – отозвалась женщина, – мы тебя внимательно слушаем.

Стало тихо. Рома не мог сказать ни слова. Он почувствовал, что от напряжения кожа на затылке поползла вверх и собралась там в аккуратный комочек.

Бородатый закашлялся и прикрыл рот рукой. Кудрявый нахмурился еще сильнее и, подавшись вперед, закачал ногой. Лысый смотрел вроде бы сочувствуя, но молчал. Так вот смотрят собаки на упавшего хозяина, жалеют, а помощи у них не допросишься.

Рома переступил с ноги на ногу.

В эту минуту он мечтал стать песочным человеком, чтобы просыпаться с легким шорохом на сцену, между широких щелей, и пропасть, сгинуть. Только бы не стоять и не сгорать от стыда под взглядами строгой комиссии.

Рому выручила женщина с неправильным прикусом. Она неожиданно подсказала:

– «Трех королей разгневал он…»

И Рома встрепенулся, ожил и продолжил, радостно распевая любимые строчки:

 

– «…И было решено.

Что навсегда погибнет Джон

Ячменное Зерно…»

 

 

Когда Рома закончил читать, он услышал в зале сдавленный смех. Экзаменаторы одновременно обернулись.

– Кто там подслушивает? Рогов? Веролоев? Балта?

Тут же хлопнули сиденья деревянных кресел. В темноте зала раздался топот и смех уже открытый, наглый. Несколько человек выбежали из зала.

– Старенькие, – сказал Кудрявый.

Бородатый кивнул.

Юрик не понял, кто такие старенькие? И если они старенькие, почему они так быстро бегают?

 

Юрик и Рома стояли в фойе. Возле той самой стойки, где Рома увидел кошелек. Они стояли и ждали результатов. Говорить не хотелось. Однако и молчать было как‑то глупо.

– У нас в школе… – начал Юрик, – один парень съел тряпку, которой доску вытирают.

– А, – вяло отозвался Рома. Внешне он выглядел спокойным, но это только внешне. На самом деле он жутко волновался. Пальцы ног в зимних кроссовках сжимались и разжимались, сжимались и разжимались. Хорошо, что никто этого не видел.

– Вернее, это не тряпка была… – продолжил Юрик бессмысленный спич. – А что‑то типа губки, которой посуду моют.

– И не подавился? – спросил Рома ради того, чтобы что‑то спросить.

– Нет, – ответил Юрик, – у него даже аппетит не пропал.

Рома посмотрел на группу стоящих в стороне родителей. Папа одной из девочек положил под язык таблетку.

 

Резко распахнулись двустворчатые двери зрительного зала. На пороге стоял Бородатый. В руке он держал белый листок бумаги.

– Уважаемые дети и, конечно, их уважаемые родители, – начал он. – Все показали себя с лучшей стороны. Все вы очень талантливые и перспективные. Я имею в виду детей. Но вакантные места в театральном классе… – тут Бородатый помедлил, – …места эти ограничены. Поэтому… вот…

Бородатый поднес листок к глазам и начал читать фамилии прошедших творческий конкурс:

– Алла Мирославская, Борис Сенин, Андрей Мицкевич, Ева Иванова…

Громкий, радостный визг огласил фойе. Вперед выпрыгнула девочка в джинсовом комбинезоне и в полосатых гетрах. Девочка трясла светлыми волосами и танцевала от радости, не переставая, кстати, визжать.

Бородатый со списком нахмурился.

– Ева, это театр. А театр – это, в общем и целом, храм. Скоро ты сама выйдешь на сцену и поймешь, какая сложная работа – быть артисткой.

Ева еще раз подпрыгнула от радости и остановилась. Мама Евы вышла вперед, строго посмотрела на дочь и взяла ее за руку.

Рома не понял, какая связь между работой артисткой, храмом и громким криком. Это очень даже хорошо, подумал он, если артистка умеет громко кричать.

Впрочем, Рома давно уже убедился, что взрослые часто говорят, только бы сказать. И смысл в их словах следует искать во вторую очередь.

– Иоффе и Черкизов, – закончил читать Бородатый.

Рома даже сначала не осознал, что назвали его фамилию. А после понял и задохнулся от радости. И тут же он услышал вопрос:

– А я?

Рома обернулся.

– А я? – спрашивал Юрик.

Бородатый, собравшийся уже было уходить, задержался.

– Как фамилия? – спросил он Юрика.

– Ясный, – ответил тот.

Бородатый еще раз глянул в список.

– Нет такой… Не прошел. Извини. На следующий год попробуй.

В голосе Бородатого слышались сочувственные нотки.

На Юрика было больно смотреть. Он сник, сгорбился. Словно ощетинился, опустил голову и выставил ежик черных волос.

Рома сильно расстроился из‑за своего старого друга.

– Это ничего… – сказал он Юрику. Но тот скинул его руку с плеча.

– Я в порядке, – грубо ответил Юрик.

Мальчика, который читал стихотворение перед Ромой, под руки выводили из театра родители. Мальчик рыдал и елозил по полу ногами. Родители были возмущены:

– Не взяли! Он «Евгения Онегина» наизусть знает, а они не взяли…

Остальные родители сочувствовали, жалели. Но мама и папа мальчика, знающего наизусть «Евгения Онегина», не унимались:

– Да они там звери! Просто изверги!

– Не мысля гордый свет забавить, вниманье дружбы возлюбя… – блажил мальчик в нарастающей истерике.

Рома отвлекся, наблюдая за разыгравшейся драмой, и совсем забыл про Юрика. А когда вспомнил, того уже и след простыл.

 

Рома выбежал из театра. Огляделся по сторонам. Юрика нигде не было. Очень нехорошо получилось, подумал Рома, как в театр взяли, так я сразу про друга и забыл.

Рома вернулся в фойе, хотел порадоваться с теми, кто прошел конкурс. Но настроение было испорчено.

Вдобавок среди родителей и детей появилась очень высокая и очень худая девочка с белыми прямыми волосами и громко заявила:

– У меня кошелек украли!

Она обращалась не к кому‑то конкретно, но ко всем сразу, как оратор на митинге:

– У меня украли кошелек!

– Как это украли? – спросила одна из мам. Родители, как и все нормальные люди, в критические моменты задают нелепые вопросы.

Девочка сказала, что она оставила кошелек на стойке в раздевалке, а когда вернулась, кошелек пропал:

– Бисерный, с сердцем посередине!

– А кто там ходил мимо? – спросил один из пап деловым тоном.

– Да вы все и ходили, – ответила девочка.

После этих слов у присутствующих тоже испортилось настроение, и вскоре фойе опустело.

 

Позже, когда Рома ехал в вагоне метро из центра к себе на окраину, он вспомнил цветной девчоночий кошелек с вышитым сердцем из бисера, который одиноко лежал на деревянной стойке, а потом пропал, словно растворился в воздухе.

 

 

Рому приняли в театральную школу. Теперь нужно было сообщить эту потрясающую новость маме и папе. Это означало, что до зимних каникул ему нужно перевестись в новую школу. Родителям эта идея наверняка не понравится.

Английскую школу, в которую ходил Рома, его родители считали лучшей в районе. Тем более чтобы устроить туда Рому, папе пришлось оплатить новое крыльцо школы. И теперь всякий раз, когда папа забирал Рому после уроков, он останавливался напротив крыльца, и взгляд его теплел, скользя по ладному синему козырьку.

 

Рома решил воздействовать на папу через маму. Это был единственный человек, к которому папа прислушивался. Кажется, других авторитетов для него не существовало. И если бы перед папой появился Галилео Галилей со словами: «И все‑таки она вертится!» – папа исключительно из вредности ответил бы:

– Неужели? Не уверен.

Мама, по наблюдениям Ромы, пользовалась у папы несравнимо большим авторитетом, нежели Галилео Галилей.

 

Когда Рома вошел на кухню, мама занималась обычным для себя делом. Вернее, двумя делами. Она курила и говорила по телефону. Ну и еще ходила из угла в угол.

Не выпуская сигарету изо рта, мама через равные промежутки времени повторяла в трубку:

– Ага… Ага… Ага… Ага…

Так могло продолжаться довольно долго, поэтому Рома решительно обозначил свое присутствие:

– Мам, мне нужно с тобой поговорить.

У мамы резко приподнялась вверх одна бровь, что придало ее лицу игриво‑удивленное выражение. Она сказала в трубку:

– Все. Если хочешь закончить этот разговор, звони, когда я буду свободна. Да, ночью.

И мама повесила трубку.

Рома привык, что его мама пользуется большой популярностью не только у папы. Казалось, все ее знакомые, прежде чем принять серьезное решение, звонили ей, посоветоваться.

На советы мама не скупилась. Ей нравилось принимать решения за других. Она с легкостью советовала друзьям и знакомым покупать или продавать машины и квартиры, выходить или не выходить замуж, заводить или не заводить собак. Звонили маме постоянно. Мудрого совета просили зачастую малознакомые люди. То, что до сих пор не позвонил президент страны с каким‑нибудь вопросом, означало, что у него просто не было для того действительно серьезного повода.

 

Рома начал издалека. Он говорил про недостатки обучения в английской школе. Искал минусы в учебном заведении, которое он посещал с первого класса. Минусов, надо сказать, было немного. Учителя нормальные, не придираются. На дом много не задают. Рома напрягся и вспомнил, что у них в классе дверь не закрывается. Сломалась и не закрывается.

– И по этой причине ты хочешь перейти в другую школу? – спросила мама, вторая ее бровь тоже поползла вверх.

– Нет, – сказал Рома. – Если честно, мам, мне моя школа не нравится.

Мама взяла новую сигарету. Рома быстро протянул руку и забрал ее. Он по опыту знал, что мама без сигареты теряет уверенность в себе. Так и вышло. Мама села, не зная, куда ей деть руки.

– Но ты же хотел знать английский в совершенстве, – сказала она растерянно.

– Нет, – поправил ее Рома, – это вы хотели, чтобы я знал английский в совершенстве. А я не хочу его знать! Не в совершенстве, никак! Он некрасивый. Вот, послушай, «My name is a boy», – нарочно растягивая слова, прогундосил Рома, – разве это красиво?

Мама не сдавалась:

– Ты не понимаешь, язык тебе не раз пригодится в дальнейшей жизни.

– Как пригодится? Когда? Думаешь, мне позвонит Дисней и попросит мультик ему нарисовать?

– Дисней умер, – ответила мама серьезно.

– Тем более, – не унимался Рома, – зачем мне тогда английский?!

Разговор затянулся. Рома стоял на своем. Мама устала с ним спорить. Она выдала последний аргумент:

– А кто тебя возить в центр будет?

– Никто. Я сам буду ездить.

– А папа? А крыльцо?

«Крыльцо» – это было серьезно. Рома посмотрел на мать кротким взглядом. Взгляд назывался «Послушный сын».

– Мам, поговори с папой, а…

– Это совершенно невозможно, – заявила мама с преувеличенным возмущением и потянулась за сигаретной пачкой. Но Рома успел спрятать ее в ящик стола.

– Поговоришь?

– Роман, что за глупости? Отдай сигареты.

– Поговоришь или нет?

– Ладно, – сказала мама устало, – поговорю.

 

Рома стоял в коридоре, перед дверью в спальню родителей. Там, за дверью, решалась его судьба.

Слышался мамин голос. Она говорила ровно, на одной ноте. Папа отвечал односложно: «бу», затем снова: «бу», и опять: «бу».

Вдруг какие‑то мамины слова вывели папу из себя, потому что он затараторил быстро‑быстро и даже один раз перешел на крик. Рома явно услышал слова «невеждой останется…». Мама что‑то ответила, и стало тихо.

Рома отошел от двери на несколько шагов и остановился. Нехорошее предчувствие росло, а надежды становилось все меньше.

Дверь открылась. В дверном проеме появилась мама. Она выглядела очень усталой.

– На этой неделе отвезу твои документы.

Рома расплылся в улыбке.

– Зайди, – добавила мама, – отец хочет с тобой поговорить.

 

Папа стоял напротив работающего телевизора. Он всегда смотрел телевизор стоя. Говорил, что много сидит в офисе. Рома никак не мог к этому привыкнуть. Одинокая фигура перед горящим экраном вызывала у него странные ощущения. Тем более папа любил смотреть кулинарные программы. Он говорил, что они его успокаивают.

Когда Рома вошел в комнату, на экране пожилой повар бросил на сковородку кусок рыбы, и брызги масла взметнулись вверх.

Папа, продолжая следить за тем, как ловко повар шинкует лук, сказал:

– Одного я тебя не пущу. Тебя Толя Маленький будет возить.

Толя Маленький был папиным личным шофером.

– А кто будет возить тебя? – спросил Рома.

Но папа не ответил. Сделал вид, что не слышал вопроса. Рома не выносил, когда его игнорировали. Лучше бы начали ругать, наказали. Когда близкий человек устраивает бойкот, цедит слова, не смотрит тебе в глаза – это очень скверно.

 

 

Дореволюционное здание театральной школы было похоже на огромный, построенный на берегу корабль. Словно море отступило далеко назад, а корабль так и не смогли спустить на воду. Он осел, покрашенные стены потеряли яркость. Стыки между кирпичами стерлись. Большие четырехстворчатые окна стали со временем мутными, хотя уборщица еженедельно надрывалась, пытаясь вернуть им прозрачность. Издалека школа выглядела величаво. Вблизи тоже.

Машина, на которой приехал Рома, остановилась неподалеку от массивного, на четырех кирпичных столбах крыльца.

Толя Маленький собрался выйти и открыть Роме дверь, но тот закричал:

– Я сам, сам!

Он без помощи выбрался из машины и направился к крыльцу, где стояли мальчики и девочки, которые, как и он, прошли прослушивание. Здесь он опять увидел Еву Иванову. Она говорила, активно жестикулируя. Гремели на руках яркие пластиковые браслеты.

– …нам надо держаться вместе! Понятно?!

– А что такое? – не понял Рома.

Ева посмотрела на Рому свысока, как футболист высшей лиги смотрит на болельщика.

– Мы, новенькие, должны держаться вместе, – повторила она. – Против стареньких.

– Старенькие? – не понял Рома.

Ева закатила глаза, мол, какая тупость.

Объяснил все Роме мальчик по фамилии Иоффе:

– Из нас класс новый делать не будут. Мы все, сколько нас здесь есть, пойдем в театральный класс, который уже есть. Дополним его. А там, по слухам, нам не рады…

Иоффе закончил говорить и потер пальцами красные веки.

Роме расхотелось заходить внутрь школы. Он не ожидал такого поворота событий. Он посмотрел на отъезжающую машину. Сидящий за рулем Толя Маленький даже не обернулся.

Отступать было некуда.

Крепкий мальчик по фамилии Сенин, читавший на прослушивании «Василия Теркина», выступил вперед:

– Я хочу сказать, что у меня второй разряд по греко‑римской борьбе.

– Ты это в школе скажи, своим новым одноклассникам, – отозвалась Ева Иванова.

– И скажу, – пообещал Сенин, но как‑то не слишком уверенно.

– Холодно стоять. И звонок уже был, – вмешалась в разговор Алла Мирославская. Она подняла на Рому свои черные глаза, и Рома понял, что… Вернее, ничего он не понял. Для него словно никого больше не осталось на школьном крыльце, и вообще на свете. И даже в ушах у Ромы словно начал играть радостную музыку какой‑то сумасшедший оркестрик. Как же он не обратил на нее внимание при прослушивании? Это самая красивая девочка, которую он видел в своей жизни!

Мирославская отвернулась, и все закончилось. Оркестрик смолк. Рома снова стоял среди неуверенных в себе, но бодрящихся ровесников.

– Пошли, – сказал новенький по фамилии Мицкевич, снимая с головы шерстяную шапку с черепом. – Нечего стоять.

И они пошли.

 

В вестибюле новеньких оглушил плач. Ревел худой мальчик. Казалось, от рева дрожала вся его незначительная фигура. Это был рев без слез, понуждающий окружающих к панике, как сирена перед бомбежкой. Мальчик надрывался все время, пока новенькие раздевались. Алла Мирославская уже собралась подойти к мальчику, как тот вдруг резко перестал голосить и обратился к товарищу:

– Во как могу.

Товарищ пожал плечами:

– У нас в классе все заплакать по команде могут. Вот засмеяться нормально – это никто не умеет.

Худой мальчик хмыкнул:

– Засмеяться? Да запросто!

И он демонически захохотал.

Мирославская попятилась. Рома и остальные новенькие убедились, что они в театральной школе.

Вдруг один из их группы – конопатый мальчик в меховой бейсболке – сказал:

– Не, мне здесь не нравится.

Он развернулся и решительно направился к выходу, сумка на длинном ремне била его по ногам.

– Меньше народу – больше кислороду, – громко сказал Сенин.

Роме не понравилось восклицание Сенина, ему было жаль конопатого. На прослушивании тот громко, самозабвенно читал Шекспира, чем удивил и рассмешил всю комиссию. Читал «Быть или не быть». Увы, не быть ему теперь в театральной школе.

 

Рома и его новые товарищи вошли в раздевалку, отделенную железной решеткой от изогнутого коридора. Тут же в раздевалке появилась низенькая женщина в очках с чудовищно толстыми стеклами. Она встала неподалеку и стала смотреть, как ребята снимают с себя верхнюю одежду. Новенькие смутились. Глаза женщины быстро‑быстро двигались за стеклами, как пираньи в аквариуме.

– Здравствуйте, – сказал этой женщине Иоффе.

– У нас воруют в школе, – холодно сказала она и добавила: – Меня зовите тетя Лена.

Больше она ничего не сказала и вышла из раздевалки вместе с ними, убедившись в том, что они не залезли в чужие карманы.

Когда они поднимались по лестнице в класс, Рома заметил объявление на стене: «НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ВЕЩИ БЕЗ ПРИСМОТРА». Мирославская остановилась у объявления и сказала:

– У меня в старой школе тоже вот заколку украли.

– А у меня – скрипку, – поддержал разговор Иоффе. – В музыкальной школе.

Внезапно на всех этажах заиграла мелодия, заменявшая звонок. Это была музыкальная тема из фильма «Крестный отец».

 

В классе было пусто. Ни одного человека. Только вещи были аккуратно развешаны по стульям. К новеньким вышел Бородатый, который представился Макаром Семеновичем. В руках он держал маленькую ложечку и маленькую баночку из‑под йогурта, выскобленную до блеска.

– А ребят нет, – сказал он, – они переоделись и на пятый этаж пошли с Калиной Николаевной. Сейчас у них там «станок».

– Что‑что у них? – переспросил Рома.

 

 

Оказалось, «станок» – это как балет, только когда танцовщики и танцовщицы не прыгают на сцене, а поднимают ноги и руки, держась за длинную палку, прибитую к стене, тренируются.

Весь театральный класс, мальчики и девочки, стоящие вдоль зеркальных стен, замерли и посмотрели на входящих. Во взгляде этом было презрение, смешанное с превосходством. Так львы в зоопарке смотрят на посетителей, которые пришли на них поглазеть.

К новеньким подошла веселая женщина с выпирающими вперед зубами, Калина Николаевна. Та самая, которая сидела в приемной комиссии. В отличие от остальных она была настроена доброжелательно.

– Хорошо, прекрасно, что пришли. Переодевайтесь.

– Как это? – не поняла Ева Иванова.

– Будем заниматься, – сказала Калина Николаевна. – Театр – это, прежде всего, труд.

Так Рома узнал еще одно определение театра. Позже он обнаружит, что почти каждый в школе определяет театр по‑своему.

 

Когда новенькие переоделись и вернулись в зал, раздался дружный хохот. Роме показалось, что старенькие смеялись даже после того, как им уже не хотелось. Конечно, Рома и остальные были одеты не так, как все. Но где им было купить черные трико? Да и не знали они, что такое положено носить в театральной школе.

На Роме, например, была майка цвета бешеного апельсина с надписью «Курить вредно». Даже самые критически настроенные персоны не решались спорить с этим утверждением. Но для балета, конечно, майка не слишком подходила.

Один из стареньких, раскосый парень с цветными волосами и значками, приколотыми прямо на трико, показал Роме большой палец и сказал:

– Чума, чувак!

– Катапотов, приди в себя, – строго сказала Калина Николаевна и тут же добавила звенящим от энтузиазма голосом, – новенькие встают между старенькими, чтобы смотреть и учиться.

Рома понял, что Калина Николаевна – это «подвижник». Ромин папа часто говорил: «Не бойтесь тех, кто работает за деньги. Бойтесь подвижников. И дела не сделают, и народ взбаламутят».

За «станок» надо было держаться левой рукой. Калина Николаевна радостно принялась выкрикивать команды на французском, некоторые из которых звучали совсем уж дико, например «припарасьен». По ходу дела она просветила присутствующих, что все термины в балете французские. Как Рома понял, французы, собственно, и придумали балет. Впрочем, он мог чего‑то не расслышать, потому что в этот момент все они делали упражнение «батман» (не Бэтмен).

«Батм а н» – это когда люди поочередно поднимают ноги.

Мальчик с приплюснутым, «боксерским» носом, исполняя батман, постоянно бил Рому ногой по попе.

– И раз, и два, и три, и четыре! – командовала Калина.

Удар, еще один, и еще, и еще один…

Рома не хотел ссориться. Он вообще предпочитал избегать конфликтов. Он сделал два шага вперед, чтобы нога носатого не достала его. Рома почти вплотную подошел к худой девочке с белыми волосами, к той самой, которую он видел во время прослушивания в театре. Девочка неожиданно полуобернулась к нему и тихо сказала:

– Ты кошелек украл?

– Что? – не понял Рома.

– Ты кошелек у меня украл?

Тут Рома вспомнил таинственно пропавший цветной кошелек, лежащий на деревянной стойке.

– Не, – ответил он тихо, – я не крал. Честно.

– Тогда твои, новенькие, украли.

– Нет, – прошептал Рома, – это не мы.

– Ага, – зло зашептал приплюснутоносый за Роминой спиной. – Он сам пропал. Испарился.

Рома опешил от этих обвинений. Он остановился, несмотря на то что Калина продолжала считать: «И раз, и два, и три, и четыре».

– Черкизов, – спросила она через секунду, заметив, что Рома перестал делать упражнения. – Тебе тяжело?

– Нет, – сказал Рома.

– Тогда работать, был приказ – работать!

Рома вцепился в деревянную палку, прикрученную к стене, и начал вместе со всеми приседать, расставляя в стороны колени, как лягушка из мультфильма. Ряд затылков опустился вниз, затем поднялся вверх.

Рома старался. Надо было показать себя молодцом. Первый день на новом месте самый важный. Все видят, чего ты ст о ишь. Видят. Оценивают. И эта оценка уже навсегда.

И вот тут Роме стало худо. За последний год, кроме прогулок с ненормальным хомяком Гамлетом, в его жизни физических нагрузок не было.

Ноги сначала дрожали мелкой дрожью, а к концу упражнения уже ходили ходуном, словно Рома стоял на канате.

– … И последний раз, бодренько! – громко крикнула Калина. И затылки перед Ромой снова поползли вниз. Рома напряг все мышцы, из последних сил подтянул живот и начал медленно садиться, как лягушка, расставив колени в стороны.

Вдруг Рома услышал шепот, который стал нарастать, как шум неприятного, холодного дождя за окном. Старенькие все, как один, хором шептали:

– Воры, воры, воры…

Новенькие стали оглядываться, но старенькие повторяли неприятное слово, не глядя им в глаза, продолжая садиться на «плие».

– Воры, воры, воры… – шумело у Ромы в ушах. Ноги задрожали. Напряжение достигло предела. Внутри головы у него что‑то щелкнуло. От правого виска к левому протянулась и задрожала басовая струна. А потом вдруг эта струна лопнула. Ноги у Ромы сложились, как меха брошенной гармони, и он упал в обморок.

Сколько он пролежал без чувств, Рома не понял, но зато, когда открыл глаза, увидел прямо над собой лицо Юрика.

Рома подумал, что ему это кажется, и он снова закрыл глаза. Но Юрик похлопал его по щеке.

В реальность Юрика пришлось поверить.

– Ты откуда здесь? – спросил Рома, с трудом разлепив губы.

 

 

Рома радовался. Снова они вместе. Как когда‑то в летнем лагере «Колосок», когда они вместе искали привидение: женщину с лошадиной головой. И, кстати говоря, нашли.

Тогда Рома показал себя с самой лучшей стороны. Не то что теперь. Ему было стыдно перед Юриком. Стыдно за то, что он так опозорился.

Рома сказал Юрику слабым голосом:

– Здесь прикольно.

– Тебя кто так? – отозвался Юрик, оглядывая тяжелым, недобрым взглядом новых одноклассников, столпившихся вокруг Ромы.

Рома, который все еще лежал на полу, улыбнулся. Нет, все‑таки старая дружба – это вещь!

 

Оказывается, Юрика приняли в театральный класс, потому что освободилось одно место. Место ушедшего конопатого мальчика в меховой бейсболке. История не сохранила его имени, зато этот безымянный любитель Шекспира оказал Юре большую услугу. Сразу после его ухода бородатый Макар Семенович позвонил Юриному дедушке с заманчивым предложением, и Юрик примчался занять вакантное место. Пришел на «станок», а там его друг Рома без чувств на паркете лежит. Непорядок.

 

В раздевалке, после «станка», Рома рассказал Юрику про украденный кошелек.

– Интересно как! – возмутился Юрик. – Они, значит, на нас решили все свалить. Молодцы какие!

Молодцами он, конечно, назвал учеников театрального класса в переносном смысле.

Теперь они с Ромой будут держаться друг друга. И будет легче.

Рома вспомнил, как беззаботно жили они в лагере «Колосок». Там бы никому в голову не пришло устраивать бойкот. Может быть, потому что в летнем лагере отдыхают. Как бы не живут по‑настоящему, переводят дух. А вот здесь настоящая жизнь. Без шуток.

 

Новенькие кучковались вокруг Ромы и Юрика. Даже здоровяк Сенин на переменах ходил недалеко от них. Вроде бы сам по себе, но и одновременно с ними вместе.

Старенькие вели себя так, словно сговорились. Не отвечали на вопросы новеньких, не передавали еду за общим столом, захлопывали перед их носом двери в классе. Решили, судя по всему, превратить их жизнь в настоящую муку.

Однажды, впрочем, старенькие пропустили новеньких вперед, в класс, перед началом урока. Но Рома со товарищи тут же поняли причину неожиданной вежливости. На доске была написана одна фраза: «Пошли вон из школы!»

Новенькие даже старались не смотреть в их сторону. А если и смотрели, то с презрением. А ведь это тяжело. Для того, кого бойкотируют, – это испытание. На акробатике, на «станке», на теории театра новеньким пришлось разбираться во всем самим. Помочь им было некому.

Юрика бойкот не смутил:

– Дураки, пусть молчат. Им же хуже.

Но видно было, что его, как и остальных новеньких, бойкот раздражал. Рома следил за старенькими краем глаза, не подавая вида. Старенькие то и дело подходили к Балте – такая фамилия была у девочки, хозяйки украденного кошелька. Одноклассники утешали Балту, бросая на новеньких недобрые взгляды. Еще Рома услышал обрывки фраз:

– …сперли, теперь фиг вернут… они, точно они… там во время прослушивания больше никого не было…

Речь, конечно, шла об украденном кошельке. Том самом, который таинственно исчез практически у Ромы на глазах. Пропал со стойки в раздевалке, словно испарился.

 

Один Катапотов при виде новеньких подмигивал им косым глазом, загадочно, словно знал какую‑то тайну, но не хотел ею до поры до времени делиться. Старенькие Катапотова безоговорочно осуждали. Но не трогали. Как в книге у Роальда Даля про злых гигантов: гиганты никогда не станут есть своих же гигантов.

 

Заканчивалась первая неделя бойкота. Рома и Юрик стояли перед классом, который назывался «Пещера». На самом деле это был обычный класс. Просто название у него было необычное. Может быть, потому, что стены его затягивала черная материя. Дверь в «Пещеру» была открыта, но входить внутрь до звонка бородатый Макар Семенович запретил.

Мелодия из «Крестного отца» возвестила начало урока.

Когда входили в «Пещеру», новенькие пропустили стареньких вперед. Вернее будет сказать, старенькие нагло прошли в класс первыми и уселись на стулья, стоящие вдоль стены. А новеньким оставили низенькую лавку.

Что делать, пришлось садиться на лавку. Когда новенькие сели, плоские ножки лавки сложились, и она рухнула. Иоффе и Мицкевич стукнулись головами об стену. Алла Мирославская прищемила себе ногу и расплакалась.

Это было уже слишком.

Юрик пошел на стареньких, выставив лоб вперед и крепко сжав кулаки. Сенин и Мицкевич тоже поднялись и, не сговариваясь, двинули за Юрой. Девочки, как по команде, завизжали. Рома вызволял Мирославскую из‑под лавки. Впрочем, он обязательно принял бы участие в драке, но в последний момент в «Пещере» появились бородатый Макар Семенович и Калина.

– Одумайтесь! – звонко крикнул Макар Семенович.

Школьников остановило непривычное слово «одумайтесь». Нечасто его услышишь по телевизору. Девочки перестали визжать. Но визг не прекратился. Все, и учителя, и взрослые, обернулись и удивленно посмотрели на громко визжащего Иоффе. Он с закрытыми глазами тянул дребезжащую ноту. Громко, отчаянно и с удовольствием.

– Иосиф, – позвала Калина.

Иоффе замолчал и открыл глаза. Огляделся вокруг, почесал тыльной стороной руки нос и сказал:

– Что?

 

Макар Семенович приказал всем собраться в классе физики. Шли школьники туда неохотно, предвкушая неприятный разговор. И ожидания оправдались.

 

Макар Семенович говорил убедительно, находя среди слушателей жертву и обращаясь непосредственно к ней. И несчастному ничего не оставалось, как кивать, пожимать плечами и делать брови домиком в ответ на гневные упреки.

– …Как вы смогли бы после этого (имелась в виду несостоявшаяся драка) сидеть друг с другом в одном классе?! Не говоря уже о том, чтобы выйти вместе на одну сцену?!

Калина стояла возле двери и смотрела в пол, всей своей позой показывая, как ей стыдно за весь класс.

Макар Семенович говорил негромко, без особенной подачи, но было понятно, что он искренне, тяжело переживает случившееся и хочет исправить ситуацию.

– Если бы мне захотелось смотреть драки, я бы пошел работать в секцию бокса или в Думу, на крайний случай. Но не в театральную школу!

Никто в классе не понял юмора. И не сказать, чтобы школьники слишком внимательно слушали. Рома параллельно думал о том, что будет, если, например, из рожка с кремом вытряхнуть весь крем и вставить в него сосиску? Будет ли полученное произведение считаться хот‑догом? Рома давно уже хотел есть.

Макар Семенович повысил голос:

– Новенькие, старенькие? Какая разница?! Почему вы так друг друга ненавидите? Откуда эта ненависть?!

Не сказали дети бородатому Макару Семеновичу, откуда эта ненависть. Разве можно сказать учителю правду. Он поймет все не так, все растолкует по‑своему. А уж если и дойдет до него информация, то он обязательно сделает выводы, ну совершенно неожиданные.

А когда выходили из класса, Рогов повернул к новеньким свое неприятное лицо с приплюснутым носом и сказал:

– Вам конец!

 

 

В столовой Рома во время грустного поедания котлет из риса сказал новеньким:

– Они уверены, что это мы кошелек украли. Кто‑то из нас. Тогда на приемных экзаменах только мы были в театре.

– Старенькие тоже были, – сказал Мицкевич.

– Во‑во, – поддержал его Иоффе, уронив кусок котлеты себе на штаны. – Они на заднем ряду сидели. Нехорошо себя вели. Шутили, издевались. Они, может, сами у себя кошелек украли, а на нас сваливают.

Мирославская смотрела на стакан с киселем так внимательно, словно стакан этот готов был дать ответы на все мучившие ее вопросы.

– Надоело это все, – сказала она тихо. – В старой школе у нас все в классе дружили. Все друг к другу в гости ходили. Не хочу я больше этим театром заниматься. Я лучше в старую школу вернусь.

Роме захотелось пожалеть Мирославскую, погладить ее по голове. Вместо этого он решительно встал из‑за стола и заявил:

– Надо со старенькими поговорить.

– Правильно, – поддержал его Юрик, энергично разминая кисти.

– Нет, не подраться, а поговорить, – объяснил Рома.

 

Рома выбрал правильный момент. До начала урока по акробатике. Кудрявого педагога по фамилии Нянькин еще не было, но все ждали его прихода, и уже никто не решился бы покинуть спортзал. Значит, какое‑то время весь класс будет в сборе.

Чтобы оказаться выше всех, Рома забрался на батут. Ходуном заходило под его ногами полотно, растянутое на пружинах. Рома слегка расставил руки в стороны, сохраняя равновесие, и прокашлялся.

– Эй, – сказал он, обращаясь к разминающимся одноклассникам.

Новенькие все обратили на него внимание. Иоффе помахал рукой. Юрик прямо со шведской стенки показал два пальца, мол, «Виктория», победа. А вот старенькие и бровью не повели. Никто из них даже не взглянул в Ромину сторону.

Но Рому это не смутило. Он решил произнести речь во что бы то ни стало. А там будь, что будет.

– Я вот что хочу сказать, – произнес он с импровизированной кафедры, чувствуя, что правая нога его начинает дрожать мелкой дрожью. – Вот нам всем на актерском мастерстве говорят, что театр – это дело коллективное. И все мы с этим соглашаемся. И старенькие, и новенькие. Все типа согласны. Головами кивают, и все такое…

Рома заметил, что старенькие тоже начинают обращать на него внимание. Это придало ему уверенности. Впрочем, к правой ноге это не относилось. Она стала дрожать еще сильнее, и дрожание это передалось батуту.

– …Мы вот в театральный класс поступили, потому что хотели театром заниматься, – продолжал Рома громко. – Мы ни с кем ссориться не желаем. Мы дружить хотим. А вы здесь бойкот устраиваете! Какой тут может быть театр?

– Да заткнись ты! – отозвался Рогов, который сидел в полушпагате, пытаясь приплюснутым носом достать до коленки. Фраза обидная, но это было уже что‑то. Бойкот был нарушен.

Нога дрожала, приводя в движение батут, Рома решил говорить по существу:

– Никто из нас не трогал твоего кошелька, Юля.

– Ты за всех не говори, – Юля Балта в этот момент стояла на руках, но ответила тем не менее с вызовом.

– Хорошо, – сказал Рома. – Я за себя скажу. Я твой кошелек не брал. Хотя видел, что он лежал в раздевалке. А потом обернулся, и его уже не было.

– Я тоже не брал кошелька, – сказал Иоффе, подтягивая и без того короткие тренировочные штаны.

– И я не брал, – сказал Мицкевич.

Алла Мирославская встала рядом с батутом, чтобы все ее хорошо видели, и произнесла звенящим голосом:

– Я тоже не брала!

Новенькие говорили по одному. Каждый заявил, мол, нет, я не брал.

Реакция стареньких последовала не сразу. Все‑таки мириться гораздо сложнее, чем ссориться. Люди, начинающие ссоры, об этом, как правило, не задумываются.

Наконец Веролоев, один из стареньких, вышел в центр спортзала. Это был мальчик, который очень любил себя. Он всегда приходил на акробатику в белоснежном спортивном костюме. Всегда разминался напротив зеркала, чтобы любоваться своим отражением. И если бы, не дай бог, получилось так, что он сорвался со скалы в бездонную пропасть, Веролоев в полете обязательно вытащил бы расческу, чтобы причесать аккуратно подстриженные волосы.

– А Ясный промолчал, – сказал Веролоев, элегантно указывая на Юрика, висящего на шведской стенке.

– А чего это я оправдываться должен? – взорвался Юрик. – Я тоже не брал вашего кошелька. Я не вор!

Возмущенный Юрик спрыгнул со стенки. Но не на пол (что, безусловно, было ошибкой), а на батут, на котором стоял Рома.

Часть полотна спружинила, и он вылетел с батута, как пробка из бутылки детского шампанского. Добро бы, летел молча, понимая, что повлиять на ситуацию уже никак не получится. Нет. Рома в полете сучил ногами и орал так громко, что в раздевалке, за стенкой, тетя Лена отложила в сторону газету и прислушалась.

Подлетев под самый потолок, Рома словно завис в воздухе, а после рухнул на пол. В двадцати сантиметрах от стопки матов. После секундной паузы зал взорвался хохотом.

Смеялись все, и новенькие, и старенькие. Ева Иванова даже закашлялась от смеха, и Юля Балта подошла и похлопала ее по спине.

Юрик соскочил с батута и бросился к лежащему на полу Роме.

– Прости, Ром.

Лицо Ромы было пунцово‑красным. Брови насупились. Нижняя губа совсем закрыла верхнюю. «О, набычился», – сказала бы его мама. Да, Рома «набычился». Он смертельно обиделся на весь свет. А больше всего он, конечно, обиделся на Юрика.

– Ром, я случайно, – повторил Юрик.

Но Рома не хотел ничего слышать. Он встал и, потирая бок, заковылял к выходу. Его хромота и выражение лица вызвали новый взрыв хохота.

На глазах у Ромы от обиды выступили слезы. Он ускорил шаг, подошел и рванул на себя дверь спортзала. Дверь оказалась закрытой.

Рома с силой дергал ручку двери, слыша, как за спиной крики и смех становятся громче. Нарастают, заполняют собой все вокруг, как жужжание огромных пчел, от которых невозможно спрятаться. Рома дернул ручку еще раз, вложив в рывок все силы. Но вновь почувствовал сопротивление. Отпустил ручку и увидел, что дверь открылась в другую сторону. Она вообще открывалась в другую сторону. На пороге стоял маленький кудрявый Нянькин.

– Зачем дверь‑то ломать, я не понял?! – спросил он Рому недовольно, останавливая качнувшийся на шее секундомер.

Реплика учителя вызвала новый взрыв хохота. А Рома бросился вон из школы.

 

 

На следующий день он в театральную школу не пошел. Рома решил туда больше не возвращаться.

– Забери, пожалуйста, документы, – сказал он маме как бы между делом.

Мама, которая активно перемещалась по комнате, перенося стопки глянцевых журналов с места на место, остановилась и с удивлением посмотрела на сына.

– Тебе же нравилось.

– Нравилось. А теперь разонравилось, – ответил Рома, отводя взгляд.

– Рома, посмотри на меня.

Роме не понравилась ее просьба. Но мама настаивала:

– Рома, посмотри мне в глаза.

Рома подчинился. И снова случилось небольшое домашнее чудо. Мама словно увидела в его глазах события прошедшего дня.

– Тебя обидели, да?

«Как она это делает?» – подумал про себя Рома. А вслух сказал:

– Никто меня не обижал.

– Я знаю, – отозвалась мама и продолжила бессмысленное перекладывание журналов, – тебя обидели.

– Ничего подобного! – возразил ей Рома. – Просто в этой школе все дураки и идиоты.

– Прекрасно, – сказала мама, оставив журналы и закуривая сигарету. – Где в нашем городе находится школа для таких умных, как ты?

Рома начал выходить из себя:

– Хватит издеваться!

– И не думаю! Просто задала вопрос.

– Сыну плохо, – в такие моменты Рома говорил о себе в третьем лице и с нешуточным пафосом. – Сыну плохо, а она издевается! Не мать ты мне больше!

Услышав это заявление, мама попыталась скрыть улыбку. Такой подлости от родного человека Рома не ожидал.

– И ты тоже смеяться, да? Ну, давай, смейся! Смейся, если тебе весело!

Мама с трудом спрятала улыбку.

– Подожди, Ромочка, милый. Расскажи спокойно, что случилось.

И Рома рассказал. Конечно, не все сразу. Перескакивая с пятого на десятое. Сбиваясь и ругая жестоких одноклассников. Мама терпеливо выслушала сына. Задумалась. Взяла из пачки еще сигарету.

– Хватит курить, – буркнул Рома, – дышать нечем. Хочешь курить, купи нам с папой противогазы.

– Прости.

Мама бросила сигарету в пепельницу.

– Я вот что думаю, – сказала она серьезно. – Если ты сейчас в старую школу вернешься, эта ситуация повторится.

– В старой школе нет батутов, – напомнил ей Рома.

– Я не об этом, – попыталась объяснить мама. – Ты всегда жалуешься, что над тобой смеются. Так вот, если ты эту ситуацию не преодолеешь, не справишься с ней, она так и будет повторяться.

– Какой же выход? – спросил Рома.

– Быть сильным. И не прятать голову в песок. Боюсь, другого выхода нет.

 

На следующий день шофер Толя Маленький высадил Рому возле школьного крыльца.

Машина уехала. А Рома все стоял, не решаясь шагнуть на ступени. Вдруг кто‑то тронул его за плечо. Рома обернулся. Виноватый Юрик переминался с ноги на ногу.

– Я… это… – начал он. – Я не специально. Ты прости… Я больше так прыгать не буду.

– Ладно, – прервал его Рома, – я не обижаюсь.

Юрик расцвел.

– Чудеса творятся, – сказал он Роме, указывая на школу. – Сейчас сам увидишь.

 

И правда, в том, что Рома позже увидел в классе, было нечто чудесное. Новенькие помирились со старенькими. Началась, можно сказать, настоящая счастливая жизнь. Если только школьную жизнь в принципе можно назвать счастливой.

Многие новенькие пересели к стареньким и наоборот. Даже угрюмый Рогов сел вместе с Иоффе. Конечно, цели Рогов преследовал самые прозаические. Не дружба его интересовала, а домашнее задание по математике. Однако сам факт создания подобного союза не мог не внушать оптимизма.

Вообще‑то у Рогова был среди новеньких брат‑близнец. Им был Сенин. Теперь они с удовольствием общались друг с другом, выпячивая подбородки, играя мускулами, заочно меряясь силами.

Ева Иванова и Юля Балта, казалось, только и ждали общего потепления отношений. Они немедленно принялись дружить. Да еще с таким энтузиазмом, что разговаривали между собой не переставая во время перемен, уроков и репетиций. Учителя, конечно, были этим недовольны.

 

На фоне идиллии случилось неприятное недоразумение. Кудрявый педагог по акробатике Валентин Валентинович Нянькин поставил на уроке песню своей собственной группы. Песня была в общем и целом красивая, мелодичная, но мелодия до ужаса знакомая.

– Ну как? – спросил Нянькин разминающихся на паркете детей.

– Классно, – сказал Веролоев.

– Прикольно, – отозвался Рогов.

Остальные тоже высказались, мол, неплохо.

А Ева Иванова, не оборачиваясь к учителю, сказала:

– Очень на «Битлз» похоже.

Лицо Нянькина потемнело от гнева. И предположить было нельзя, что столь невинное замечание вызовет такую реакцию.

– Иванова, – сказал Нянькин сквозь зубы, – выйди из зала!

– За что? – спросила Ева, полуобернувшись.

– Выйди из зала немедленно! – Нянькин повысил голос почти до визга.

Ева покинула спортивный зал. А остальные дети зареклись критиковать нянькинское творчество.

В другое время Нянькин не был столь обидчивым. Он был веселым. Умел увлечь. Акробатикой с его подачи заинтересовались даже самые негнущиеся ученики. Например, под его влиянием Иоффе уже подумывал сделать сальто назад. Рома был уверен, что это событие соберет в спортзале полшколы.

На уроках акробатики Нянькин ставил школьникам незнакомую рок‑музыку, рассказывал истории успеха. Например, жил‑был прыщавый подросток, все на него плевать хотели, но потом взял он гитару, заиграл и вдруг стал звездой мирового масштаба. Роме такие истории нравились, и остальные слушали Нянькина с открытыми ртами.

Имелись у Нянькина свои любимчики. Например, Веролоев. Но необычного в этом ничего не было. У каждого учителя есть свои любимчики. А если ты не попал в их число, тебе, дружище, не повезло.

Нянькин оказался очень обидчивым. Этим он был очень похож на Рому. Но, в отличие от Ромы, Нянькин обиды не забывал. Впрочем, Нянькина школьники жаловали больше, чем Макара Семеновича. Нянькин был прогрессивный и, так сказать, молодежный. А бородатый Макар Семенович, чуть что, сразу учил этикету. И еще он плевался. На правах классного руководителя вызывал учеников на разговор «тет‑а‑тет» и как классный руководитель отчитывал за плохое поведение‑прилежание. При этом он не замечал, что плюется. И приходилось тайком вытирать лицо. Это было неприятно.

 

После акробатики мальчики и девочки отправились переодеваться. Раздевалки на первом этаже были тесные. Рома и Юрик вместе с одноклассниками втиснулись в раздевалку и начали стоя снимать с себя майки. Мест на скамейках им не хватило. Угрюмый Рогов, занявший сразу два места, сунул руку в ботинок с толстой подошвой и побелел как мел. Он тут же схватил свой второй ботинок, рука скользнула внутрь. Рогов с полминуты сосредоточенно шарил внутри. Углы его большого рта опускались вниз.

– Часы, – сказал он, поначалу негромко. – Кто часы мои взял?

Ребята посмотрели на него с недоумением.

– Кто часы мои взял?! – повторил Рогов. Глаза его налились кровью. И лицо покраснело, собралось в толстые, влажные от пота морщины.

И началось.

Рогов заставил всех присутствующих вывернуть карманы. Мальчики подчинились. Потом по требованию расстегнули рюкзаки. Вытряхнули обувь. Полетели на пол скомканные носки. Часов нигде не было. Тут Рогов начал сходить с ума. Рома, конечно, читал о том, что человек может потерять разум. Но в реальности видел подобное в первый раз. Зрелище оказалось не из приятных.

Рогов заорал, что он сам обыщет раздевалку. Выгнал, вытолкал всех в спортзал и заперся в раздевалке. Рома и Юрик не успели сообразить, как оказались в спортзале в одних спортивных штанах, голые по пояс. Надо сказать, что им еще повезло. Иоффе очутился в спортзале в рубашке, трусах и в одном носке. Юрик замолотил руками по двери:

– Рогов, майки отдай!

Мимо них прошла группа девочек. Они засмеялись, закрывая рты руками. Иоффе сделал несколько огромных скачков и скрылся из вида.

Веролоев, который успел одеться и оказался в коридоре босиком, взглянул на хихикающих девчонок свысока.

– Тоже мне, королевы красоты, можно подумать, – сказал Веролоев. – На себя посмотрите!

Мальчики столпились у двери. Внутри раздевалки происходило нечто страшное. Слышались ровные, сильные удары, крики, стоны, полные боли и отчаяния. После Рогов сильно икнул и завыл, как волк на луну. Затем за дверью раздался топот и установилась подозрительная тишина. И снова завыл Рогов, послышался звук разрываемой ткани, и опять сильные удары. И вновь тишина.

– Рогов, – тихо позвал Сенин.

– Рогов, открывай, – сказал Веролоев, повысив голос.

– Что с ним, интересно? – спросил Рома.

– Ничего особенного – отозвался Юрик. – С ума сошел. У меня дядя родной, то же самое. Сначала был нормальный, а потом все стены в квартире свеклой разрисовал и стал голый по морозу ходить.

– Это холодно, наверное, – пожалел дядю Рома.

– Ему сейчас не холодно, – ответил Юрик. – Он в сумасшедшем доме сидит.

Неожиданно щелкнул замок. Дверь тихо отворилась. Мальчики переглянулись. Никто из них не решался войти в раздевалку первым. Наконец, Юрик сделал шаг, за ним Рома, а за ними уже потянулись остальные.

В раздевалке словно разорвалась осколочная бомба. Вещи были разбросаны по периметру, лавки сломаны. Причем одна ровно пополам. В стенах из гипсокартона виднелись глубокие вмятины.

Сам Рогов лежал в углу в позе эмбриона и тихо скулил.

– Кеша, – позвал Рома, приблизившись к своему бывшему врагу. – Что с тобой?

– Уйдите от меня, – всхлипнул в углу Рогов. – Уйдите все!

Затем Рогов несколько раз шумно втянул в себя воздух, пытаясь подавить плач, и сказал:

– Меня отец убьет.

Рома заметил большую красную шишку на лбу Рогова. От отчаяния тот бился головой об стену.

– Меня отец убьет, – тихо завыл Рогов.

– Почему? – спросил Юрик.

– Я у него часы взял. Без спроса. Наградные. А их украли. Меня отец реально убьет!

И Рогов затих на полу.

По сплюснутому носу покатилась слеза, оставляя мокрую дорожку.

 

 

Рогов не хотел уходить из школы. Ему было страшно идти домой. Нянькин узнал про исчезновение часов. Учителю об этом рассказали девочки (кто же еще!). Нянькин не стал ругать Рогова за разгром в раздевалке. Он тут же спросил у Рогова номер телефона и позвонил его отцу.

Судя по всему, состоялся тяжелый разговор. Рома не слышал, что отвечал отец Рогова, зато он видел красного от напряжения Нянькина, который словно не по телефону говорил, а держал оборону. Учитель физкультуры с растрепанными кудрявыми волосами тер свободной рукой лоб и защищал своего ученика:

– Послушайте… да нет, вы послушайте… Иннокентий не виноват… да, он не прав, что взял ваши часы, но это из‑за того, что он вас уважает, хочет быть на вас похожим. Я не шучу, вы авторитет для него…

Рома подумал, что Нянькин умеет убеждать.

– Я сам запретил ему часы на акробатику надевать. Приказал в раздевалке оставить. Это в целом моя вина…

Тут Нянькин помолчал, послушал роговского отца и продолжил с удвоенным напором:

– Никогда! Никогда еще у нас не воровали в раздевалках… Согласен, в общей раздевалке – было. Но там, где дети переодеваются на театральные дисциплины, такого не было. Это что‑то немыслимое. И мы будем с этим разбираться.

Затем Нянькин плавно перешел к защите Рогова:

– Он тонкий, ранимый мальчик…

«Это Рогов‑то?» – удивился про себя Рома.

– Он пользуется авторитетом среди одноклассников…

«Благодаря кулакам», – подумал Рома.

– И учителя им очень довольны…

«Особенно, когда он в школу не приходит», – мысленно добавил Рома.

Нянькин, мелко кивая головой, слушал, что отвечает ему отец Рогова. Тот говорил долго. Нянькин несколько раз перекладывал телефон от одного уха к другому и повторял, как автомат:

– Да… Я вас понимаю… да… я вас понимаю… да… – а после сказал с уважением, но твердо: – Поймите, Кеша подавлен, сильно переживает и раскаивается. И надавить на него еще сильнее будет неразумно. Он уйдет в себя, замкнется, и раздавить, проломить образовавшуюся скорлупу вам будет уже не под силу. А ведь эта скорлупа затвердеет и останется на всю жизнь! Прошу вас, будьте к нему снисходительны. Я знаю, вы это можете!

Нянькин убрал телефон в карман спортивных штанов и повернулся к Рогову, который, сгорбившись, стоял в стороне, и опущенные руки его почти достигали коленей.

– Езжай домой, – сказал Нянькин.

– Он драться будет.

– Не будет.

– Будет. Вы его не знаете, – упорствовал Рогов.

– Кеша, я немножко разбираюсь в людях. После разговора со мной он не поднимет на тебя руку. И не потому, что я такой замечательный, а потому, что событие это стало публичным. Иди и ничего не бойся.

Рогов чуть не прослезился.

– Спасибо вам!

Нянькин улыбнулся:

– Ну, у меня здесь свой интерес был. Мне мячи надо надуть. Два баскетбольных лежат у меня.

– Да хоть двадцать! – просиял Рогов.

 

Рома и Юрик сидели в классе физики. За окном на фоне темно‑фиолетового, гаснущего неба чернели голые ветки.

– Все относительно… – сказал Рома, посмотрев на портрет Эйнштейна. Под портретом висела надпись: «Альберт Эйнштейн (1879–1955), создатель общей и специальной теории относительности». Вид Эйнштейн имел очень недовольный. Можно было предположить, что великого ученого за секунду до фотосессии ударило током. Волосы встали дыбом, одна бровь вопросительно приподнялась, словно Эйнштейн спрашивал: «А что это было?»

– Все относительно, – повторил Рома.

– Ты о чем? – спросил Юрик.

– Он мог часы потерять, – сказал Рома, – а поднять бучу, что их у него украли. Или он их себе взял, а на нас свалил.

– Ты мне сколько раз говорил, что нужно о людях думать только хорошее, – напомнил Юрик Роме.

Рома согласился:

– О людях. Обо всех, кроме Рогова.

– Надо же быть таким злопамятным, – покачал Юрик головой.

Рома возмутился:

– Я не злопамятный! Я хочу понять, кто совершил это преступление! Если Рогов сказал правду, то кто‑то из наших.

– С чего ты взял? – поинтересовался Юрик.

– Ну, смотри, – начал объяснять Рома. – Мы переоделись, пошли на акробатику. Двери раздевалки выходят в спортзал. С первого этажа никто зайти не смог. Значит, вор среди нашего класса, среди тех, кто был на уроке.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Родная речь родного края | Теоретические проблемы учения о способах обеспечения исполнения обязательств

Date: 2016-02-19; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию