Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная биологическая программа (МБП)





Изучение экосистемы в целом требовало более сложных исследовательских средств, которые могли быть обеспечены лишь в результате развития вычислительной техники и обработки информации, что позволило создавать модели сложных систем. Это также требовало больше ресурсов и организации в широких масштабах групп исследователей, представляющих различные дисциплины.

Все три упомянутых условия были налицо в некоторых промышленно развитых странах, и это привело к разработке и осуществлению Международной биологической программы (1964 -1974 гг.). Это был период. «Большой биологии» Фрэнка Блэра и экологических исследований, осуществлявшихся в значительно больших масштабах, чем когда-либо ранее.

Разработанные для неё методологии были приняты практически во всём мире. Специалисты начинают понимать процессы функционирования некоторых экосистем, особенно простых систем тундр, озёр, пустынь, хвойных и лиственных лесов, степей и пастбищных земель.

Однако учёные натолкнулись на большие трудности в изучении таких сложных систем, как экосистемы влажных тропических лесов.

Серии докладов о результатах МБП, выпущенные на нескольких языках служили основой для понимания биологии экосистем на протяжении ещё 20 — 30 лет (очень много необработанного материала).

Слабые стороны МБП следующие:

1. Сложность исследований и стоимость работ помешали принять в ней участие развивающихся стран;

2. Не было предусмотрено параллельной программы подготовки специалистов.

3. На сбор данных был сделан такой упор, что до сего времени остаётся необработанным весьма значительный объём информации и неизвестно, будет ли он вообще, когда-либо обработан.

4. Некоторые учёные чересчур увлеклись сложной и мощной вычислительной техникой, которая была дана им в руки: разработка некоторых моделей экосистемы явилась, по-видимому, самоцелью, а не средством исследований, а потенциал прогнозирования многих других оказался слишком низким.

5. Остаются нерешёнными фундаментальные проблемы, в какой мере результаты, полученные на данном участке, могут быть распространены на экосистемы того же типа в других частях света?

6. В какой мере вмешательство человека в функционирование экосистемы может быть благоприятным для неё и даже повышать её продуктивность? И в случае вмешательства — какие факторы обеспечивают стабильность экосистемы?

7. По мере завершения МБП стало ясно, что изучение взаимодействий между экосистемами столь же важно, как и изучение экосистемы.

8. Основная проблема — программа проходила между двумя важными периодами. Начатая в момент наивысшего экономического подъёма, она завершилась в 1974 г. в совершенно иной период, характеризующийся тремя основными тенденциями:

· после кризисе окружающей среды начала 70-х гг. XX в. появилось осознание ограниченности природных ресурсов и опасностей, угрожающих всей планете в целом;

· энергетический кризис с его экономическими и социальными последствиями обрушился на многие страны;

· в развивающихся странах всё больше стали понимать, что разрыв менаду ними и промышленно развитым миром растёт.

К экологам стали обращаться с безотлагательными вопросами, но учёные не могли дать ответа, т.к. до этого момента фактор времени в экологических исследованиях принимался во внимание в недостаточной мере.

2.2. Программа «Человек и биосфера» (МЛБ)

В 1972 г. ООН провела конференцию по Окружающей человека среде в Стокгольме. Лозунг конференции - «Одна единственная Земля». Наука была вытолкнута на арену общественной деятельности в качестве политической платформы и средства давления.

Программа МАБ использовала методологию МБП, учитывала её успехи и слабые стороны.

1. В первую очередь стали решать конкретные и специфические проблемы;

2. НИР была увязана с подготовкой кадров;

3. Отправным пунктом было изучение человека «со стороны», т.е. воздействие человека на различные экосистемы (леса, саванны, прерии, тундры, реки, озёра, горы и острова). В последствии человек стал рассматриваться как органическая составная часть экосистемы и биосферы, став фактически центральным элементам исследований.

Программа МАБ активно использует опыт таких ранее осуществляемых ЮНЕСКО международных программ, как «Программа изучения аридных земель» и «Международная биологическая программа», и в то же время по своим задачам она существенно отличается от них. Являясь межправительственной по своей структуре, она направлена на решение конкретных проблем управления естественными ресурсами непосредственно в странах, участвующих в ее осуществлении. Программа имеет междисциплинарный характер, к решению её проблем привлекаются учёные самых разных специальностей, в том числе важное место отводится социальным и гуманитарным наукам.

2.3. Международные организации, работающие в рамках программы "Человек и биосфера"

В декабре 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об организационных и финансовых основах международного сотрудничества в области охраны природы. Были созданы международные программы, организации, органы, работающие под эгидой ООН. Среди них следующие:

1. Программа ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП). Работа по программе ЮНЕП развивается по трём основным направлениям: опенка окружающей среды, управление ею и так называемые вспомогательные мероприятия.

2. Орган ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). Эта организация осуществляет программы, включающие задачи организации курсов обучения по вопросам охраны природы.

3. Международная организация труда (МОТ). Цель организации - создание безопасных условий труда на производстве, предупреждение профессиональных болезней, уменьшение загрязнённости биосферы.

4. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Проводит различные Мероприятия по оздоровлению окружающей среды, борьбе с болезнями человека, пропагандирует медицинские знания среди населения.

5. Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Проводит международные учебные стажировки, региональные семинары, по подготовку кадров по многим аспектам метеорологии.

6. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Особое внимание уделяет неформальному природоохранному просвещению, так же проводит научные исследования по изучению влияния окружающей среды на здоровье детей-

7. Всемирный фонд охраны природы (ВФОП). Занимается вопросами охраны мировой фауны и экологических систем.

8. Международная молодёжная федерация по изучению и охране окружающей среды (ММФ). Проводит активную работу по распространению знаний об окружающей среде среди молодёжи и по координации деятельности молодёжных организаций.

В рамках программы "Человек и биосфера" в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля (подробнее см. блок 4).

 

Вопросы для самоконтроля

1.Почему была организована программа МБП?

2.Расскажите о слабых сторонах МБП.

3.Почему на смену МБП пришла программа "Человек и биосфера"?

4.Перечислите международные организации программы "Человек и биосфера".

Date: 2016-02-19; view: 839; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию