Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метод продолженных хордДо начала разбивки на местности вычисляют величину сдвижки (р): р = k2 / R. 1. В начале кривой шпилькой закрепляют мерную ленту, натягивают ее вдоль тангенса и смещают, в зависимости от шага разбивки, 10- или 20-метровый отрезок к центру кривой на расстояние, равное половине сдвижки. Полученную точку 1 закрепляют шпилькой (колышком). 2. Через начало кривой и точку 1 намечают створ, в этом створе от точки 1 протягивают ленту, длина которой равна шагу разбивки; в натянутом положении ленту смещают в сторону центра кривой на расстояние, равное сдвижке. Полученную точку 2 закрепляют. Все остальные точки строят согласно пункта 2.
Решение геодезических задач Как правило решение инженерно-геодезических задач является заключительным этапом учебной практики. Базисными точками в задачах служат точки созданной ранее съемочной основы.
Задача №1. Вынесение на местность точки с заданной проектной отметкой Цель работы: забить в указанном руководителем месте колышек так, чтобы его верхний срез имел заданную проектную отметку. Порядок решения: 1) установить нивелир на одинаковом расстоянии между репером и заданной точкой, привести его в рабочее положение, 2) поставить рейку на репер, взять отсчет по черной стороне, вычислить горизонт инструмента: Hi = H Rp+ а; 3) вычислить отсчет по рейке b, необходимый для вынесения заданной отметки: b = Hi – Hпр ; 4) поставить рейку на колышек в заданной точке, и, поднимая или опуская его, добиться, чтобы отсчет по рейке был равен вычисленному. Пример. Дано: HRp= 84,147м. Hпр = 85,000м. Решение: отсчет по реперной рейке: а=1435, горизонт инструмента на станции: Нги= HRp+а = 84,147м+1,425м=85,582м, отсчет по рейке b, необходимый для вынесения в натуру заданной отметки: b=Нги- Hпр= 85,582м – 85,000м = 0,582м = 0582.
b
а
Н репера Н ги Н проектная
Уровенная поверхность
Рис. 8. Вынос на местность точки с заданной отметкой
Задача №2. Построение на местности линии заданного уклона теодолитом. Руководитель задает начальную точку наклонной линии, ее длину и направление, проектный уклон, расстояние между колышками.
Визирная линия
Высота теодолита ν˚
В
А
Рис. 9. Разбивка линии заданного уклона теодолитом
Для построения линии 1) устанавливают теодолит над начальной точкой и приводят его в рабочее положение; 2) вычисляют угол наклона по величине заданного уклона; 3) устанавливают отсчет по вертикальному кругу, учитывая место нуля, зрительную трубу закрепляют; 4) измеряют высоту теодолита и отмечают ее на рейке; 5) устанавливают рейку в конечной точке наклонной линии; 6) визируют на рейку, добиваясь совпадения средней линии сетки нитей со значением высоты теодолита, перемещая рейку в вертикальной плоскости; 7) под пятку рейки забивают колышек. С пункта 5 повторяют все действия для точек, расположенных между начальной и конечной точками. Пример. Задан проектный уклон: i=75‰. Решение: Определяем угол наклона из формулы уклона: i = tg ν˚, ν˚ = arctg (i) = 4˚18΄ Вычисляем отсчет по вертикальному кругу теодолита (МО = 5΄): КЛ = ν˚ – М0 = 4˚18΄ - 5΄=4˚13΄.
Задача №3. Разбивка линии заданного уклона нивелиром. Исходными данными для решения этой задачи служат: длина разбиваемой наклонной линии, проектный уклон, расстояние между промежуточными точками, репер и его отметка.
Визирная линия
а=2468 2568 2668 2768
i = 5‰ А +40 +60
+20
Рис. 10. Разбивка линии заданного уклона нивелиром
1) Нивелир устанавливают в стороне от разбиваемой линии, напротив ее середины, так, чтобы была видна вся линия, приводят его в рабочее положение. 2) Устанавливают рейку на точку с известной отметкой и берут по ней отсчет (а). 3) По заданному уклону (i) и известному расстоянию между промежуточными точками (d) вычисляют отсчеты по рейке для каждого колышка: b = α ± i d. 4) Для получения линии заданного уклона колья во всех заданных точках забивают под пятку рейки так, чтобы по ней был взят вычисленный отсчет (b). Например, проектная линия имеет уклон +5‰ и отсчет на начальную точку А получился равным 2468. Проектные отсчеты (b) по рейкам, стоящим на колышках, которые расположены друг от друга на расстоянии 20 м, соответственно равны: b 1 = 2568, b 2 =2668, b 3 =2768 (рис. 10).
Задача №4. Определение высоты доступного объекта Для определения высоты доступного объекта приводят теодолит в рабочее положение и устанавливают на расстоянии более высоты измеряемого объекта. Измеряют мерной лентой расстояние от теодолита до объекта (d). Наводят трубу на верх и низ объекта, берут отсчеты по вертикальному кругу и вычисляют углы наклона (ν˚1 и ν˚2 ).
С h1
ν˚1 А О Н
ν˚2 h 2
d В
Рис. 11. Определение высоты доступного объекта
Из треугольников АОС и АОВ (рис. 11) определяют: h1 = d tg ν˚1, h2 = d tg ν˚2 Высота объекта H = h1 +h2.
Задача №5. Определение высоты недоступного объекта Объект называется недоступным потому, что расстояние до него нельзя непосредственно измерить мерной лентой из-за какого-либо препятствия: овраг, река и т.п. Поэтому для определения требуемого расстояния dAB на местности нужно выполнить дополнительные измерения (угловые: α1 и γ1; линейные: b1 и b2) Начинают работу с измерений длин базисов b1 и b2 (с относительной ошибкой 1:2000). Длины базисов выбирают так, чтобы треугольники ABC и ABD по возможности были близки к равносторонним. Затем, установив теодолит в точках C, B, D, измеряют углы α1, γ1, α2, γ2 способом полного приема. Углы β1 и β2 при точке А вычисляют по формулам: β1=180˚- (α1 + γ1) и β2=180˚- (α2 + γ2). Искомую длину (dAB) вычисляют по теореме синусов дважды из разных треугольников: Из треугольника ABC - d ’AB = b1 (sin α1 / sin β1). Из треугольника ABD - d”AB = b2 (sin α2 / sin β2). Расхождения между d’AB и d”AB допускаются в пределах 1:2000 измеряемого расстояния. За окончательное значение dAB принимается среднее значения: dAB=(d’AB+ d”AB)/2 Дальнейшие вычисления производятся, как при определении высоты доступного объекта. А
β1 β2
d
С α1 α2 D
b1 γ1 γ2 b2
В
Рис. 12. Определение расстояния, недоступного для измерения
Длины базисов выбирают так, чтобы треугольники ABC и ABD по возможности были близки к равносторонним. Затем, установив теодолит в точках C, B, D, измеряют углы α1, γ1, α2, γ2 способом полного приема. Углы β1 и β2 при точке А вычисляют по формулам: β1=180˚- (α1 + γ1) и β2=180˚- (α2 + γ2). Искомую длину (dAB) вычисляют по теореме синусов дважды из разных треугольников: Из треугольника ABC - d ’AB = b1 (sin α1 / sin β1). Из треугольника ABD - d”AB = b2 (sin α2 / sin β2). Расхождения между d’AB и d”AB допускаются в пределах 1:2000 измеряемого расстояния. За окончательное значение dAB принимается среднее значения: dAB=(d’AB+ d”AB)/2 Дальнейшие вычисления производятся, как при определении высоты доступного объекта. Задача №6. Определение крена сооружения Крен сооружения определяют при приемке построенных объектов и в период их эксплуатации. Решение задачи сводится к определению угла σ (рис. 13) из соотношения: tg σ = А´В / АА´, где АА´- вертикальное расстояние (высота)точки А; А´В – горизонтальное смещение проекции точки А относительно точки В, которая является основанием сооружения. Величину АА´ находят, используя приемы решения задачи по определению высоты доступного объекта. Для определения величины А´В наводят трубу теодолита на верхнюю точку А и проецируют ее вниз на горизонтально расположенную рейку при КП и КЛ. Расстояние АВ между проекцией точки А и основанием сооружения и будет являться искомой величиной.
А
σ
|