Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффективность и недостатки





По целому ряду причин эффективность действующих международных механизмов

предотвращения распространения ОМУ далека от совершенства.

Одним из наиболее серьезных недостатков режима контроля за нераспространением

ОМУ является отсутствие в существующих международных договорах положений,

обеспечивающих создание эффективного механизма верификации фактов разработки

прототипов конкретных видов оружия массового уничтожения и их компонентов.

Существующие механизмы в ядерной области ограничиваются контролем за ядерными

материалами и объектами по их использованию, а также международными и

национальными системами экспортного контроля.

Система гарантий МАГАТЭ, даже подкрепленная режимом специальных инспекций,

неадекватна задачам предотвращения попыток создания ядерного оружия. Специальные

инспекции МАГАТЭ могут проводиться, например, только после получения достоверной

информации об имевших место нарушениях гарантий. Данное требование делает

проведение таких инспекций МАГАТЭ необычным событием и, таким образом, создает

политический «порог допустимости» их применения. Кроме того, значительная задержка

по времени между запросом на проведение специальной инспекции и фактическим

прибытием в страну инспекционной группы МАГАТЭ может позволить стране-

нарушительнице скрыть (спрятать, уничтожить) признаки незаконной деятельности.

Кроме того, существующие гарантии МАГАТЭ не обеспечивают полностью

своевременного предупреждения об использовании плутония и высокообогащенного

урана гражданских реакторов в военных целях внутри страны, что создает предпосылки для хищения ядерного сырья.

Существующие или готовящиеся международные соглашения, ограничивающие

распространение ОМУ, не содержат однозначных положений о мерах реагирования на

уже имеющимися заделы в области разработки ядерных, химических или биологических

боеприпасов тех государств, которые присоединяются к договорам. Это ставит

нынешний режим нераспространения в двусмысленное и неопределенное положение

относительно конечной судьбы уже возможно созданных компонентов оружия. О

недостатках верификационного механизма в рамках конвенций о запрещении

химического и биологического оружия уже упоминалось.

Нельзя признать эффективной и существующую систему санкций против стран,

нарушающих режим нераспространения. Фактически главное содержание таких санкций

- отказ международных экономических организаций в финансовой помощи странам, в

отношении которых имеются доказательства или веские подозрения в том, что они

производят ОМУ. Между тем наиболее вероятные кандидаты на создание ОМУ в

«третьем мире» не испытывают недостатка в свободных финансовых средствах, не

нуждаются в помощи МВФ и МБРР и, следовательно, малоуязвимы при введении таких

санкциях, хотя определенный сдерживающий эффект они все-таки могут оказать.

Применение «всеобъемлющих» санкций, включающих полную экономическую блокаду

страны, по гуманным соображениям также недопустимо, поскольку бьет по интересам

народа, в первую очередь простых людей и, как правило, не приводит к существенному

внутреннему давлению на военное и политическое руководство страны с целью

заставить его отказаться от производства ОМУ.

В целом, отсутствие доступной для всех членов международного сообщества

информации о реальном положении дел в конкретных странах и недостаточная

транспарентность не позволяет считать сегодняшний режим контроля за

нераспространением ОМУ всеобъемлющим и адекватным реальным угрозам.

Таким образом, настоятельная необходимость совершенствования механизмов контроля

за нераспространением ОМУ очевидна и фактически поддерживается всеми странами.

Эффективность механизмов ограничения распространения ОМУ, как представляется,

может быть обеспечена лишь тогда, когда они основываются на совпадении целей

каждого отдельного государства с целями всего мирового сообщества.

Многое в этом плане зависит от того, насколько решительно ведущие государства мира

окончательно отойдут от стереотипов прошлого - делению «пороговых и

околопороговых» стран на «дружественные» и «недружественные», нанизывание стран

на «ось зла» со всеми последствиями такого политического двойного стандарта.

Решение проблемы видится, прежде всего, в разработке системы согласованных и

осуществляемых всем сообществом мер, носящих всеобъемляющий и императивный

характер и направленных на:

• повышение действенности существующих договоренностей в области

нераспространения ОМУ;

• расширение круга участников этих договоренностей с особым упором на

превращение «пороговых и околопороговых» стран в равноправных субъектов

режима нераспространения оружия массового уничтожения;

• разработку эффективных мер и стимулов, делающих бессмысленным стремление к

обладанию ОМУ.

Такой подход в полной мере отвечает и интересам безопасности России, которую не

может не беспокоить реальность распространения ОМУ, особенно вблизи от ее границ.

Не менее важным стимулом для решения проблемы нераспространения ОМУ может быть

стимулирование процесса по дальнейшему сокращению ядерных вооружений в странах,

входящих в «ядерный клуб». Известно, что договоры по сокращению стратегических

наступательных вооружений (СНВ-1 и СНВ-2, СНП) резко понижают число ядерных

боезарядов у России и Соединенных Штатов, что может служить стимулом в пользу

отказа «неофициальных ядерных государств», «пороговых и околопороговых» стран

от продвижения по пути обладания ОМУ. Однако эффект может быть более

значительным, если и другие члены «ядерного клуба» - Китай, Англия, Франция -

также сделают шаги в сторону сокращения собственных ядерных вооружений.

Было время, когда официальные представители некоторых из этих стран заявляли, что

«зеленый свет» для их движения в сторону сокращения собственного ядерного

оружия будет зажжен тогда, когда СССР и США сократят свои ядерные силы на 50

процентов. Подписанный 24 мая 2002 года и вступивший в силу 1 июня 2003 года

Договор между Россией и США о сокращении стратегических наступательных

потенциалов (СНП) сокращает эти ядерные силы не на 50%, а более, чем на две

трети, и предусматривает, что к 31 декабря 2012 года суммарное количество таких

боезарядов не будет превышать у каждой из Сторон 1700 – 2200 единиц. Хотелось

бы надеяться, что этот договор станет действительно стимулом для дальнейших

сокращений ядерных потенциалов не только на двухсторонней, но и на

многосторонней основе.

В отношении химического и биологического оружия об эффективности контроля за

нераспространением можно будет судить только когда, когда соответствующие

конвенции станут всеобъемлющими и универсальными реально, а не потенциально,

как это имеет место в настоящее время.

 

безъядерные зоны:

Район Антарктики (Договор 1959 года);

Латинская Америка (Договор Тлателолько 1967 года);

Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 года);

Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор 1995 года);

Африка (Договор Пелиндаба 1996 года);

Средняя Азия (Семипалатинский договор 2007 года);

 

Догово́р о нераспростране́нии я́дерного ору́жия (ДНЯО) — многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция и Китай).

 

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) стала первым международным договором о разоружении, запрещающим производство целого класса вооружений. Её подписание явилось результатом многолетних усилий международного сообщества по созданию правовой базы, дополняющей собой Женевский протокол (1925).

 

КБТО была открыта для подписания 10 апреля 1972 года и вступила в силу 26 марта 1975 года, когда 22 государства передали на хранение свои документы о ратификации Генеральному секретарю ООН. В настоящее время её участниками являются 163 государства, обязавшиеся не разрабатывать, не производить и не накапливать биологическое оружие (БО). Однако отсутствие механизма проверок ограничило эффективность выполнения положений Конвенции. (Прим.: к июлю 2008 года 13 государств подписали КБТО, но пока не ратифицировали).

 

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (10 сентября 1996 года) и открыт для подписания 24 сентября 1996 года.

Данный договор расширяет до безусловных рамок ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введённый Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года.

 

Конвенция о запрещении химического оружия (КХО) 1997г — это соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия. Её полное название Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия, а также уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено.[5] Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.

К августу 2010 года 188 государств являются участниками этой конвенции и ещё 2 страны подписали, но пока не ратифицировали её.

 

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор) был подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. Договор вступил в силу 10 октября 1963 года и был открыт для подписания другими странами с 8 августа 1963 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне.

 

 

6. Российско-американские отношения в 1991-2011 гг.: периодизация, основные направления и проблемы отношений.

I.1991-1993гг – позитивный период. Принципы партнерства и стратегического партнерства (ликвидация ядерного оружия после распада СССР), но и соперничество. Незаинтересованность США в инвестировании в экономику РФ. Буш старший – Горбачев/Ельцин.

1992 – «Декларация президентов РФ и США» (не противники, а партнеры – 4+ вооружение, мир, стабильность, ядерные)

1991 – Дог СНВ-1 на 15 лет (в силу в 1994г): так сократить ядерные арсеналы, что бы у каждой стороны осталось не более 6ооо единиц.

1992 – Лиссабонский прот. (к СНВ-1 присоед Укр, Бел, Казах)

1992- присоед РФ к контролю за распростр ракетн-технолог. РКГР.

янв1992 – Дог о дальнейшем СНВ-2. Россия ратиф в 2000г. Сократить боеголовки до 3500 тыс. В ответ на выход США из ПРО, РФ вышла из СНВ-2. Так и не вступил в силу.

апр1993 – Ванкуверская декларация: сотруднич, строит-во хранилища яд материалов на Урале, создание комиссии по экономическому и технолог сотрудн. Комиссия Гор-Черномырдин. Экономика, энергетика и космос.

фев1993 – «Биль дружбы» - поддерж реформы в нарад демократ на постсов пространстве.

II.1994-1999 – Движение к Холодному Миру. Примаков

Приоритеты Клинтона (1993-1997) – обещал прекратить военные действия в Югославии, но парламент не одобрил. 1994 – Новая концепция безопасности. США- главная держава. Роль мирового лидера. Моральная ответственность за расшир демократии. Ввел термин «гуманитарная интервенция». Поддержание баланса сил, участие в прекращении воен действий в Б и Г.

Де́йтонское соглаше́ние — соглашение о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Республике Босния и Герцеговина 1992—1995 гг. Согласовано 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписано 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алиёй Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом.

1995 – встреча G8 в Галифаксе (предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.)

окт 1995 – Ельцин + Клинтон в Нью-Йорке: югославское урегулир; ДОВСЕ, СНВ2. США болезненно восприним попытки РФ делать упор на нац интерес, не отказ от «стратегич партнерства»

апр-май 1995 – продление ДНЯО, вступ в РКРГ, борьбя с организ преступн, сдержан позиция США на действия РФ в Ченчне (первая Ч камп 1994-1996)

1996 – победа Ельцина; США не ратиф дог о всеобщем запрете яд испытаний

март 1997 – Ельцин+Клинтон в Хельсинки: …о европ безопасности, о российско-америк экономической инициативе, договоренность по ПРО и о СНВ-3, подготовка документа РФ-НАТО, с целью сведения к минимуму последствий расширения альянса

1997 – основополаг акт о взаимных отнош, сотрудн и безоп между РФ и НАТО. Учреждался Совмест постоян Совет (СПС). Беспокойство РФ по поводу отхода США к «гуманит вмешат-ву»

1999 – расшир НАТО (Венгрия, Польша, Чехия)

1999 – бомбардировка Югославии, ухудшение отношений.

1998- РФ, ИНдия, Китай – треуг Примакова.

Китай, Индия, Пакистан, Иран сотр с РФ

III. 1999-2001 – резкое ухудшение климата. Меняется администрация Клинтон/Буш мл – Ельцин/Путин

1999 - Пик кризиса.

Июнь2001 – саммит в Генуе, антитеррорист борьба.

IV. 2001-2003 –улучшение. Поддержка США в борьбе с терроризмом.

2001 – началась война в Афганистане

2002- ближневосточный квартет (РФ, США, ООН, ЕС – по урегулир конфл на ближн востоке)

Май 2002 – заявление об антитер сотр РФ-США, серия встреч и визитов

Сдвиг в восприятии РФ в отнош проблем ЧЕчни

Май 2002 – Римская декларация: отнош РФ-НАТО new calité. Сотр РФ с НАТО и членство в G20.

Вместо СПС – Совет РФ-НАТО

Май 2002 – СНВ-2 заменен СНП (сокращ наступ потенциалов до 1700-2200 боезарядов. Не требует СНВ+ боеголовки можно поместить в хранилище и потом восстановить)

2002 – США вышли из ПРО

Термин «ось зла» (англ. Axis of evil) был использован президентом США Джорджем Бушем в ежегодном обращении к Конгрессу 29 янв 2002 г для описания режимов, спонсирующих, по мнению США, терроризм или разрабатывающих оружие массового поражения и способных передать его террористам. В своей речи, в качестве таких государств, Буш упомянул Ирак, Иран и КНДР. Чуть позже заместитель Государственного секретаря США Джон Болтон приобщил к «оси» еще три государства: Кубу, Ливию и Сирию.

«Страны-изгои» —для обозначения государственных (политических) режимов, которые рассматриваются американским руководством как враждебные и представляющие угрозу миру. Содержание этого определения раскрывается, в частности, в документе «Стратегия национальной безопасности. Сентябрь 2002 года». Страны-изгои (англ. rogue states) — это те страны, которые с точки зрения американского правительства:

жестоко обращаются с собственным народом, разбазаривают национальные ресурсы ради личной выгоды правителей;

демонстрируют неуважение к международному праву, угрожают соседям, хладнокровно нарушают подписанные международные соглашения;

пытаются получить доступ к оружию массового поражения и иной передовой военной технологии для использования в качестве угрозы или реальной агрессии;

оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе;

отвергают базовые человеческие ценности.

Выражение «страны-изгои» появилось в начале 1990-х годов — в то время список таких государств включал КНДР, Ирак, Иран, Афганистан, Туркмению, Кубу, Ливию, Мьянму, Сирию, Судан. Смена политических режимов, произошедшая в результате вторжения США в Афганистан, Ирак и Ливию, привела к тому, что в США эти государства стали называть «демократическими». Как правило, к странам-изгоям журналисты и политологи причисляют или причисляли следующие страны: Иран, Венесуэла, Ливия, Сирия, КНДР, Туркмения, Беларусь, Мьянма, Боливия, Куба, Зимбабве, Судан.

 

V. 2004-2008 – Кризис в отношениях. Критика «недемокр действий РФ». Взаимное ядерное сдерживание, слабость РФ (в экономике), свобода РФ в осущ внешнеполит маневр с Востоком.

2004- Расшир НАТО (Латвия, Литва, Эстония, Слов, Словен, Румын)

2007 – скандал вызванный намерениями США разместить ПРО в Чехии.

2007 – Мюнхенская речь Путина

Путинский период: стремление добиться равноправного партнерства, сформир содержат повестка дня как на ближ, так и на долгоср перспективу.

Ирак (2003-1010), Грузия (2004, 2008), Укр (2004 – оранж рев, 2005-2006 – газ конфликт)

 

VI. 2009 – наст вр. Позитивный разворот. Обама+Медведев – «Перезагрузка».

Апр 2010 – СНВ-3 (вступ в силу в фев 2011), 1550 боезарядов. Паритет на 10 лет с возм пролонгацией на 5.

Дек 2010 – одобр конгрессом США рос-амрик соглаш о сотрудн в сфере мирн атом энерг (Соглаш 1-2-3)

Переговоры по ядерной программе КНДР – 6 стран (Япония, США, РФ, ЮжнК, СевК, Китай)

 

Не знаю к какуму это периоду, помоему ко всему вообще. Общие операции США-РФ, проблемные места:

Ближневосточный квартет (РФ,США,ООН,ЕС), 6стран (Япония, США, РФ, ЮК,СК,Китай), Иран, Югославия, Афганистан, Ирак + Южн Осетия (конфл2008г)

Date: 2016-02-19; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию