Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткие теоретические сведения. Центровка валов машин и агрегатовСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лабораторная работа № 3
Центровка валов машин и агрегатов
Цель работы: ознакомиться с методами центровки валов машин и агрегатов.
Краткие теоретические сведения
Под соосностью понимается совпадение осей двух машин, узлов или деталей. При отклонении от соосности получается перекос осей, смещение осей или одновременное сочетание перекоса и смещения осей. Перекос осей характеризуется величиной угла перекоса a в мм на 1 погонный метр, а смещение осей — величиной расхождения d в мм. Разновидностью отклонения от соосности является несовпадение осей деталей, насаженных одна на другую, вызывающее при вращении так называемое «биение» (рисунок 1).
Рисунок 1 — Несовпадение осей сопряженных деталей: а — параллельное смещение (биение по внешней поверхности); б — перекос (торцовое биение).
Выверка соосности валов — центровка — весьма ответственная операция. Плохая центровка является причиной быстрого выхода из строя подшипников, узлов уплотнения (сальников), деталей соединительных муфт и самих валов. Центруемые валы проверяют одновременно на радиальное смещение и перелом осей в месте соединения. Способ центровки зависит от конструкции и размеров валов, а также от деталей, насаженных на их концы. Если на стыкуемые концы валов насажены детали, наружные цилиндрические поверхности которых обработаны концентрично посадочным отверстиям (например, полу муфты, шкивы), достаточная точность центровки достигается c помощью линейки. К поверхности детали на конце одного из валов прикладывают жесткую линейку и измеряют расстояние между ней и поверхностью детали на другом валу и расстояние между торцами этих деталей в плоскости линейки на периферии. Если валы не смещены и соосны, то при совместном их проворачивании эти расстояния должны быть постоянны в любом положении. Для центровки валов некоторых машин применяют специальные индикаторы, обеспечивающие более высокую точность. Соосность двух валов, соединяемых муфтами или фланцами, проверяется линейкой и щупом (рисунок 2, а и б) или специальными приспособлениями с измерительными наконечниками (рисунок 2, в). Во всех случаях о величинах смещений и перекосов судят по изменению зазоров, измеряемых в четырех взаимно перпендикулярных положениях. Обычно для этого поворачивают валы на 90°. Если поворот одного или обоих валов затруднен, применяют приспособления с призмами (рисунок 2, г ). Призмы упирают или в торец муфты или в специальное опорное кольцо и поворачивают их вокруг вала, производя замеры в четырех взаимно перпендикулярных направлениях. Рисунок 2 — Проверка соосности валов: а — линейкой и щупом; б — клиновым щупом; в — измерительными наконечниками, устанавливаемыми на муфтах; г — измерительными наконечниками, устанавливаемыми на призмах на от крытых концах валов.
На рисунке 3 показано простое приспособление для центровки валов. Приспособление состоит из центровочных скоб, закрепляемых на концах валов с помощью хомутов. Конструкция хомутов позволяет применять одну и ту же скобу для широкого диапазона диаметров валов. Скобы снабжены микрометрическими винтами (или стрелочными индикаторами), с помощью которых при совместном проворачивании валов определяют их радиальное и осевое смещение. Для этого в нескольких положениях измеряют зазоры между микрометрическими винтами и соответствующими опорами на сопряженной скобе. Измерение проводят в четырех положениях валов (через каждые 90°). Данные замеров записывают в таблицу или на круговой диаграмме. Величину параллельного смещения валов в горизонтальной или вертикальной плоскостях определяют как полуразность радиальных зазоров n, измеренных в соответствующих положениях центровочного приспособления: в вертикальном (n1 и n2) и горизонтальном (n3 и n4). Излом (пересечение) осей центрируемых валов подсчитывают для каждой плоскости как частное от деления разности осевых зазоров m, измеренных с помощью центровочного приспособления, на расстояние между точками замеров. Положение подшипников или всей машины регулируют с помощью подкладок до тех пор, пока величины зазоров не окажутся постоянными во всех положениях проворачиваемых валов. Рисунок 3 — Центрирование валов по полумуфтам: а — центровочная скоба; б — схема производства замеров; n, n 1 – n 4 — радиальные зазоры, m, m 1 – m 4 — осевые зазоры При проведении центровки вначале устраняют или приводят к допуску параллельное смещение осей и затем — излом (пересечение) осей. Монтаж начинается с редуктора, затем – агрегат (насос, компрессор, вентилятор), в последнюю очередь – электродвигатель, применяя клинья, домкраты, отжимные болты и др. Допуски на сборку муфт приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Допуски, мм, зазоров соединительных муфт
В случае центровки вертикальных валов к существующим способам добавляется способ центровки с помощью крестовин, струн и отвесов. Таким образом, определение ошибок соосности сводится к нахождению линейных размеров с помощью универсальных инструментов. В таблице 2 приведены данные о точности каждого способа.
Таблица 2 – Способы проверки соосности
*Ошибки приведены к 1 м длины
|