Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды нематериальных активов





 

Основной отличительной особенностью нематериальных активов является отсутствие материальной формы - их неосязаемость (слово «нематериальный» происходит от латинского и означает «касаться, осязать»). Именно эта особенность вызывает трудность при их учете: отсутствие физических качеств делает трудно определяемым их оценку - подтверждение их стоимости, определение срока экономической жизни и будущих экономических выгод от их использования.

В соответствии со стандартом бухгалтерского учета нематериальные активы - это не денежные активы, не имеющие физической сущности, предназначенные для использования в течение длительного времени (более одного года) в производстве или реализации товаров (работ, услуг), в административных целях и сдаче в аренду другим организациям.

Учет нематериальных активов строится на тех же принципах, что и материальных:

- их стоимость при приобретении определяется по фактическим затратам на их покупку и создание;

- расходы на их приобретение и доходы, получаемые от них, отражаются в одном и том же учетном периоде;

- доход или убыток при списании нематериальных активов отражаются в зависимости от соотношения полученного дохода от его реализации и его балансовой стоимости.

Основными признаками классификации нематериальных активов, исходящими из определения активов, являются способ приобретения (определяемость), выделяемость в самостоятельную учетную единицу, обмениваемостъ, период получения ожидаемой выгоды.

Нематериальные активы могут быть куплены на стороне (патенты, франчайзинг) или созданы собственными силами предприятия (патенты, торговые марки). В зависимости от способа приобретения будет зависеть определяемость - выделяемость в отдельную учетную единицу (затраты на актив могут относиться на расходы периода или капитализироваться в зависимости от характера конкретного неосязаемого актива).

Таким образом, нематериальный актив может быть определяемым при его:

- приобретении - обычно посредством полученного юридического права (патент, авторское право и т.п.);

- создании самой организацией или приобретении в результате объединения организаций, - если ожидаемые будущие экономические выгоды могут быть отнесены непосредственно к данному активу, который может быть сдан в аренду, продан, обменен и т.п.

Определение нематериального актива требует его распознаваемости с тем, чтобы его можно было четко отделить от других активов - выделить в отдельную учетную единицу. Таким критерием является его отделяемость (обособленность). Актив является отделяемым, если организация может его арендовать, продать, обменять или распределять будущие экономические выгоды. Примерами отделяемых активов являются торговые марки, патенты, авторские права. Неотделяемым активом является деловая репутация - она не существует отдельно от других активов и возникает при покупке предприятия и основана на приверженности потребителей товаров и услуг продаваемой организации.

Обмениваемостъ - это способность актива быть отдельно купленным или проданным (например, патенты, торговые марки). Однако некоторые нематериальные активы, несмотря, что они выделяются в самостоятельную учетную единицу, не могут быть отдельно проданы или куплены (например, организационные затраты).

Программное обеспечение для компьютеров - совокупность системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ, подлежащее продаже, аренде или другой форме реализации. Для признания программного обеспечения для компьютеров в качестве нематериального актива необходимо, чтобы оно было:

- идентифицируемым;

- используемым в производстве или для сдачи в аренду другим, или для административных целей.

Этим параметрам может не соответствовать программное обеспечение, купленное вместе с Компьютером или станком с программным управлением. В этом случае это программное обеспечение входит в состав основных средств.

Следует иметь в виду, что затраты на исследования и разработки, направленные на определение технической возможности, относятся на расходы учетных периодов, в которых они возникли. Затраты на написание и тестирование программного продукта капитализируются и составляют стоимость нематериального актива.

Не являются нематериальными активами затраты предприятия на приобретение копии программного продукта для компьютеров без прио6ретения права их тиражирования.

Франчайзинг - это передача одной организации другой права на использование принадлежащих ей основных средств, торговых марок, других материальных, нематериальных активов при условии использования их по прямому назначению, соблюдения определенных качественных стандартов на предоставляемые товары и услуги. Затраты организации на приобретение прав капитализируются и амортизируются на основе срока, на который они предоставляются или ограничиваются действующими нормативными правовыми актами. Франшиза представляет собой документ, удостоверяющий это право.

Примером нематериальных активов, выделяемых в качестве самостоятельной учетной единицы, но не подлежащих обмену, являются организационные затраты. Организационные затраты включают все затраты, связанные с началом деятельности предприятия. Это затраты на бухгалтерский учет, делопроизводство, юридическое оформление и консультации, установление коммерческих связей. Основной причиной капитализации этих затрат является то обстоятельство, что они распространяются на несколько периодов и их отнесение на текущие расходы одного или нескольких первых лет работы предприятия привело бы к искажению его финансового положения. Организационные расходы капитализируются и амортизируются в течение относительно короткого времени, выбираемого самим предприятием. На практике срок амортизации таких активов может быть соотнесен с требованиями налогового законодательства.

Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения). Деловая репутация существует на протяжении всей деятельности предприятия, но может быть установлена только при купле-продаже организации в целом. Только при продаже существует возможность объективной оценки стоимости предприятия, а, значит, и деловой репутации. Деловая репутация не может быть выделена в самостоятельную учетную единицу и существует только в сочетании с другими материальными и нематериальными активами организации. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

Текущая стоимость купленной организации может превышать стоимость, по которой она была продана. Такие ситуации образуются тогда, когда у продавца нет возможности продать принадлежащие ему активы по частям (например, продажа предприятий-должников инвесторам в нашей стране). В этом случае образуется отрицательный гуд-вилл (активы организации завышены, а ее обязательства занижены).

Нематериальные активы могут быть приобретены в обмен или частично в обмен на не аналогичные нематериальные активы или другие активы. Первоначальная стоимость, к примеру, нематериального актива, приобретенного в обмен на ценные бумаги, оценивается по стоимости реализации ценных бумаг, которая равна стоимости реализации приобретаемого нематериального актива.

Нематериальный актив может быть получен бесплатно или за номинальное возмещение через правительственную субсидию. К примеру, право на радио- и телевещание, права на доступ к ограниченным природным ресурсам. Организация признает стоимость нематериальных активов, полученных от государства бесплатно, за номинальную сумму или приобретенных за счет государственной субсидии, по стоимости реализации, которая является достоверной, если она определена со ссылкой на активный рынок для данного вида нематериальных активов.

При отсутствии активного рынка для данного вида нематериальных активов их первоначальная стоимость признается по нулевой или номинальной стоимости либо по сумме фактических затрат, связанных с приведением нематериального актива в состояние готовности к использованию по назначению, если таковые имеются.

Балансовая стоимость - это сумма отражения нематериального актива в финансовой отчетности, которая определяется, как разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.

Рынок - считается активным при соблюдении следующих условий:

- единицы товаров, продаваемых на рынке, являются однородными;

- как правило, в любой момент можно найти желающих покупателей и продавцов;

- цены являются доступными для населения.

Такое приобретение отражается в бухгалтерском учете предприятия следующими записями: дебет счетов учета нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных как часть объединения организаций, признается по стоимости реализации на дату совершения сделки, которая достоверна только при наличии активного рынка для данного вида нематериальных активов. При отсутствии активного рынка нематериальный актив не признается, но включается в гуд-вилл.

 

Date: 2015-12-12; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию