Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдельные стадии работы над киносценарием 3 page





Объект съемки (декорация) План Содержание Звук         Примечание  
  Первый Степан держит на руках брата. Иван смотрит на него и коснеющим языком хрипло шепчет: «Уми­раю, Стенъко, упомни меня...»        
  - Первый Степан смотрит на брата. Иван умирает. Степан опускает тело на пол, становится около него на   1'/2      
      колени.          
  - Первый Снимает шапку, долго молчит, потом говорит: «Жив буду, трижды кровь твоя отольется боярам». Слова з'/2      
  Первый Очнувшись, Киврин под столом тихонько ползет - 21/2      
      к двери.          
    Первый Стоит у тела брата Степан. За дверью вдруг раз­дается дикий, свистящий вопль Киврина: «Стрелъ-цы, стража, ратуйте!» Крик Киврина        
  - Средний Степан вскакивает, бросается к двери... - - -    
  Лестница на башне Средний Сшибает с ног кричащего Киврина, бежит к лест­нице. 11/2      
    Средний Сталкивается на ней с стрельцами. Саблей и те­лом мнет их на ступенях. Звон сабли и борьба        
  - Первый Пробивается.          
  2-я улица Общий Предрассветная улица Москвы. По ней быстро бежит Степан. 2 У      
  Набатная башня Средний Набатная башня. На ней ударяют в набат. Набат 11/2      
  - Общий Заметались тени пеших и конных стрельцов. - 2 1/2      
68" Вход в баш­ню на мосту - У пыточной, как зверь, мечется Киврин. Грозит: «Хоть в землю заройся, сыщу вора!» Слова        
  1-я улица Общий Улица Москвы. Бежит Степан. Ближе и ближе вы­стрелы и топот. Выстрелы        
  3-я улица Общий Останавливают стрельцы на улицах случайных прохожих. Окрики 2 1/2      
  Окраина Москвы Общий Окраина Москвы. Садится на коня Степан. Слы­шится далекий набат. Близки выстрелы и крики. Набат        
  4-я улица Общий Рыщет по улицам стража. Крики        
Объект                  
    съемки План Содержание Звук         Примечание  
    (декорация)                  
  _ Общий Быстро удаляясь, мчится на коне Степан. Оста- Топот        
      навливает на момент коня. копыт        
  - Первый Грозит: «Вспомните мои дела, клятые бояре!» Слова        
  Дорога у Общий Мчится, удаляясь от Москвы, дальше и дальше, Топот        
  Москвы   скрывается в туманной дали. копыт        
  Черкасск Общий И встают из тумана очертания других, не москов- Голоса        
      ских стен и башен. Окруженный со всех сторон          
      полой водой, яснее и яснее вырисовывается Чер- Слова - -    
      касск. Тихи и спокойны воды Дона. И далеко кру-          
      гом разносится перекличка часовых: «Славен город          
      Черкасск!», «Славен Тихий Дон!!!»          
  Первый Протяжно кричит с башни дозорный: «Славен го- Слова        
      род Черкасск!»          
  Дон у Средний Вырываясь из степи на берег, появляется Степан. Звук 2 1/2      
  Черкасска   Не сбавляя хода коня, врезается в воду. воды        
    Первый Плывет. Погоняет усталого коня - з'/2      
  _ Средний Выбирается на противоположный берег и, махнув рукой часовым, скрывается за тыном Черкасска. Фырканье коня 4'/2   \  
  Улица у куреня Общий Спешивается у казачьего куреня. 2 1/2   \  
  - Средний Идет в курень. -        
  Курень Степана Крупно И, войдя, останавливается в дверях. Стук 1'/2      
  - Первый Услыхав стук двери, отрывается от зыбки с ре­бенком женщина — жена Разина Алена. Увидела Вскрик        
      его и застыла, потрясенная неожиданностью          
      и радостью.          
  Средний Потом с криком бросилась к нему. Стремительно обнимает его... -        
  Первый ..целует, гладит волосы, лицо, плечи, повторяя одно: «Стенъко мой, голубь мой!..» Целует снова и снова. Утыкается лицом в грудь, Слова Смех        
      и плачет и смеется от радости.          
  Первый Степан смотрит на жену. Поднимает ее голову. Долго смотрит ей в лицо. Что-то похожее на улыбку мелькает на губах его; он шепчет: «Аленуш- Слова        
      ка моя...»          
Объект съемки План Содержание Звук         Примечание
    (декорация)                
s                  
  Первый Рука тянется, чтобы погладить волосы, но он Слова _  
      вдруг закрывает глаза и, бросая в сторону шапку,        
      говорит: «Спать!..»        
  - Средний Подходит к кровати и плашмя падает на нее. Але- Стук 2 1/2    
      на бросается к ногам его, хочет снять сапоги.        
      «Ивашко Черноярец пришел ли с моря1 Слова 31/2    
  - Первый Алена хотела ответить, но какая-то пугающая Слова      
      мысль останавливает ее, и она, приближаясь,        
      спрашивает: «Потто тебе Черноярец?»        
  - Первый Степан, засыпая: «Утром кличь его». Слова 11/2    
  - Средний Алена, не отвечая, смотрит на него, потом в ужа-        
      се оглядывается кругом, как будто ища поддерж-        
      ки и помощи, наклоняется к лицу мужа...        
  - Первый ...и растерянно шепчет: «Пришел будто во сне и, как Слова -  
          сон, уйти хочешь».        
92 _ Средний Подымается снова, долго стоит с неподвижным, Стук        
      полным муки лицом, бросается к колыбели с ре- шагов        
      бенком, хватает его оттуда, подбегает к спящему          
      Степану...          
  Первый ...и, протягивая ему ребенка, умоляюще шепчет: Слова 51/2      
      «Взгляни хоть, какой у нас сыночек, Стенько...По-          
      будь с нами... хоть недолго... совсем недолго побудь..»          
  Первый Алена обнимает мальчика, показывает ему на Слова        
      Степана: «Ну же, сынку, проси батька пожить с          
      нами».          
  Первый Прижимает ребенка к себе и, устремив взор на - 2 1/2      
      лицо Степана, застывает.          
    Крупно Смотрит Алена. -        
      Пауза. ЗТМ.          
                 
                                                           

 


СЮЖЕТ

Определение сюжета

Французское sijet значит: повод, предмет, со­держание, тема. Во французском словоупотреблении sujet — это подлежащее, т.е. предмет, о котором говорит­ся в предложении.

В нашем словоупотреблении термин сюжет применя­ется, главным образом, по отношению к произведениям искусства; при этом широком значении данного термина говорят о сюжете как теме, предмете изображения во всех видах искусства; в узком значении говорят о сюжете как исключительной принадлежности так называемых «сюжетных» (фабулярных) литературных видов, каковы­ми являются эпическая (включая и стихотворный эпос) и драматическая поэзия. В этом последнем случае термин сюжет часто заменяется термином фабула. Такое словоу­потребление неточно, но, как будет видно из дальнейше­го, имеет некоторое оправдание, поскольку предметом изображения (сюжетом) фабулярных (эпических и драма­тических) произведений являются события и характеры, раскрывающиеся в событиях, а события в их движении называются фабулой.

С определением понятия сюжет в области так называ­емых «сюжетных» (фабулярных) литературных видов не все обстоит благополучно. Существуют различные пони­мания и применения этого термина. Сюжет определяют или как «тему в более конкретном оформлении», как «ос­новной конфликт» в произведении, как «основную ли­нию драматической борьбы» (В.М. Волькенштейн) или как «движение образа», вернее образов, характеров и т.д. Обычно авторы этих определений не стремятся к согла­сованию различных определений и каждый противопос­тавляет свое определение всем другим как наиболее правильное. А между тем все они говорят об одном и том же, но только в разных выражениях, и каждый — со своими недомолвками.

Наиболее простым и очевидным представляется оп­ределение сюжета как «темы в конкретном оформле­нии», — очевидным уже потому, что это, собственно го­воря, не определение, а тавтология (выражение в иных словах того же содержания, которое имеет термин сюжет). В этом определении не расшифровано понятие «конкретного оформления». Если мы учтем, что речь идет о предмете изображений событийных (фабулярных) произведений, что события мыслятся в становлении, движении, развитии, что движение, развитие совершает­ся в борьбе и предполагает наличие несоответствия, про­тиворечия конфликта, то определение сюжета как основ­ного конфликта и будет как раз являться расшифровкой определения сюжета как конкретной темы или темы в кон­кретном оформлении. В таком понимании сюжет является primum movens — основной пружиной событий или дей­ствия, событийным зерном произведения, в котором заложе­ны возможности дальнейшего развития, но конкретного направления этого развития не дано. Такой сюжет еще не раскрыт фабулярно (в событийности). В нем заложена только возможность фабулярного раскрытия (т.е. фабулы). И такой сюжет (конкретную тему) смешивать с фабулой нельзя. Вместо термина сюжет в этом значении часто говорят тема, имея в виду конкретную тему, т.е. основной] конфликт произведения, то несоответствие, противоречие в «реальных отношениях жизни», которое является предметом художественного изображения.

Но сюжет эпического или драматического произведе­ния может быть изложен еще конкретнее; может быть сформулирован не только конфликт, но и основное направление, «основная линия драматической борьбы», Раскрывающей определенные характеры (образы людей) в движении событий, в движении, изменении, развитии их (т.е. характеров) внутреннего содержания, их внутренней жизни. Понимаемый таким образом сюжет уже фабулярен: он содержит в себе, хотя только в основных чертах, определение состава событий и предваритель­ную характеристику героев, т.е. краткую формулировку фабулы. В этом своем значении термин сюжет чаще всего смешивается с термином фабула, причем под фабулой в этом случае разумеется именно краткая формулировка фа­булы, содержащая «основную линию драматической борь­бы» и характеристику основных героев — в необходимой «связи событий и героев между собою».

И, наконец, иное содержание приобретает термин сю­жет в выражении «развернутый сюжет» (как результат «развертывания сюжета»), что означает законченное эпическое или драматическое произведение, заключительную ста­дию «конкретного-оформления» первоначального сюже­та-темы в завершенной композиции. Поскольку эта компо­зиция понимается как форма содержательная, организующая содержание эпического или драматического произведения, постольку понятия «развернутый сюжет» или «разверну­тая фабула» заменяют иногда понятием композиции эпичес­кого или драматического произведения Говорят о 'композиции романа, новеллы, театральной пьесы, киносценария, разумея под этим не только внешний порядок расположения и связи отдельных частей произведения, но и полное раз­витие содержания вещи, ее фабулы.

Таким образом, оказывается, что во всех приведен­ных значениях термин сюжет заменим и на практике, дей­ствительно, часто заменяется другими терминами: тема, фабула, композиция. И, тем не менее, он не исчезает и, как будет видно дальше, имеет право на существование в осо­бом, своем собственном значении, поскольку вышеприве­денные термины не покрывают полностью того содержа­ния, которое может быть вложено и обычно вкладывает­ся в понятие сюжет.

То, что все вышеприведенные определения сюжета допускают такую легкую замену этого термина родствен­ными по значению терминами, свидетельствует о каком-то органическом недостатке этих определений. Этот не­достаток вскрыть нетрудно.

В этих определениях сюжета совершенно отсутствует указание на назначение, на значимость изображаемого в художественном произведении конфликта, основной линии драматической борьбы или движения образа-характе­ра - на то, что называется идеей. Между тем совершенно очевидно, что не конфликт и не драматическая борьба или история характера сами по себе создают художе­ственное произведение, а то значение, которое они име­ют для познания «реальных отношений жизни», говоря словами Маркса, те чувства и мысли, которые в них вкла­дываются художником и в процессе восприятия художе­ственного произведения передаются читателю, слушате­лю, зрителю. Об этом хорошо сказал Гегель: «Искусство имеет своим назначением обнять (т.е. охватить, понять) действительное и представить его истинным, т.е. в сооб­разности (соответствии) с идеей» («Курс эстетики»).

Событиями и характерами не исчерпывается содержа­ние художественного произведения. События и характе­ры в художественном произведении приобретают для нас значение, привлекают внимание и возбуждают интерес только тогда, когда через них в наглядной, живой и вол­нующей форме, в художественном изображении, в худо­жественных образах осуществляется познание жизни, ут­верждается правильное отношение к действительности, к людям и событиям — постигается истина. Для достиже­ния этого необходимо, чтобы при изображении событий и характеров преследовалась определенная цель, чтобы оно — это изображение — нас в чем-то нужном и важном убеждало, чтобы в основе его была идея.

Таким образом, идея в художественном произведении мыслится не как абстрактная идея, оторванная от собы­тий и характеров (героев). Она раскрывается в отноше­нии автора к героям и событиям, в обрисовке характе­ров, в изображении событий. Она — осмысляющее и формирующее начало художественного произведения. Идея — это то, ради чего произведение создается, что является выводом из художественного произведения, причем не только в смысле рассудочного понимания, Рассудочного признания той или другой истины, но и в смысле направления и воспитания чувств, возбуждения любви и ненависти, сочувствия и вражды, восхищения и порицания и т.д., т.е. эмоционально окрашенного, взволнованного, страстного отношения к людям и собы­тиям со стороны художника, передающегося зрителю, слушателю, читателю.

Обычно различают идею и тему художественного про­изведения. Некоторые определяют тему как предмет, о котором говорится в произведении, а идею как то, что говорится об этом предмете. Прибегая к аналогии, мож­но было бы сравнить тему с подлежащим в предложении, а идею - со сказуемым. Но эта аналогия сразу же позволя­ет вскрыть неточность такого определения. В самом деле, если еще можно мыслить более или менее конкрет­но одно подлежащее без сказуемого (например, «пожерт­вование личным чувством ради революционного долга»), то одно сказуемое без подлежащего («является высоким примером поведения истинного революционера») само по себе ничего уму не говорит, так как круг явлений, сви­детельствующих о преданности революции, очень ши­рок, и это сказуемое может быть отнесено и к мужествен­ному поведению при допросе или на суде, и к смелости, проявленной в бою, и к борьбе за ударную работу на со­циалистической стройке, и к борьбе за революционное искусство и т.д. и т.п.

Другие определяют тему как объект (предмет), а идею- как единство объекта и субъекта (т.е. предмета и отноше­ния к нему, его понимания, его оценки). Продолжая нашу аналогию с предложением, тема — это подлежащее (предмет, объект), а идея - предложение целиком, т.е. подлежащее плюс сказуемое. Другими словами, наша тема будет формулироваться так же, как и в предыдущем случае, а идея будет сформулирована так: пожертвование личным чувством ради революционного долга является высоким примером поведения истинного революционе­ра. Однако тема, понимаемая как объект изображения в художественном произведении, не является объектом «в себе», не зависящим от субъекта. Объект изображе­ния избирается художником. И если в конкретной идее уже содержится и тема, то и последняя представляет уже единство объекта и субъекта, содержит в себе, хотя, может быть, еще и в нераскрытом виде, идею. В самом деле, разве в теме «пожертвование личным чувством ради революционного долга» не окажется уже в более или менее скрытом виде идея в только что изложенном понимании? Таким образом, если дана идея произведе­ния, то в идее уже содержится тема. С другой стороны, если дана тема, то в ней уже заложена, угадывается идея. Тему можно определить как предварительное, неполное понятие об объекте, первоначальное или неполное его оп­ределение, которое переходит в идею, когда это неполное понятие об объекте превращается в истину, утверждае­мую об объекте, когда происходит полное совпадение понятия с объектом.

Термин тема является удобным для обозначения перво­начального сюжетного замысла, тем более удобным, что в этом смысле (первоначального задания, в котором объект более или менее определен, а идея в полном и конкретном своем выражении является искомой) слово тема имеет широкое применение. Закономерно примене­ние термина тема и в случаях неполного определения объекта изображения, определения его по отдельным внешним признакам, что имеет место, когда говорят о колхозных темах или о колхозной тематике, о молодеж­ной тематике, о военно-оборонной тематике и т.д.

Под сюжетом и надлежит разуметь фабулу, определенным образом осмысленную. Это осмысление художник реализует средствами искусства в единстве формы и содержания, в образах и в определенном освещении, чему служит и вне­шняя форма изложения, композиция произведения. Принимая функцию (явление зависимое) за основание, формалисты считают внешнюю форму изложения («художественную конст­рукцию», композицию) основным признаком, отличаю­щим сюжет от фабулы. Определяя фабулу как «совокуп­ность событий в их взаимной внутренней связи», Б. Тома-шевский («Теория литературы») пишет: «Но недостаточно изобрести занимательную цепь событий, ограничив их на­чалом и концом. Нужно распределить эти события, нужно их построить в некотором порядке, изложить их, сделать из фабулярного материала литературную комбинацию.

Date: 2016-02-19; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию