Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апокалипсис не сегодня

Альбом «Speaker of the Dead» («Глашатай Смерти») насквозь апокалипсичен. В нём каждый трек буквально ревёт голосом Фрэнки Палмера (Frankie Palmer) о неизбежном конце мира – но не в христианском смысле, когда вслед за Армагеддоном наступает Царство Божье и с небес спускается Новый Иерусалим, а в смысле полной аннигиляции человечества. Правда, в «Глашатае Смерти» мы имеем дело не с тем человечеством, к которому мы принадлежим в настоящее время, но, видимо, с популяцией роботизированных людей-машин, если исходить из названия первого трека – «Children of Cybertron» («Дети Кибертрона»), – отсылающего нас к вымышленной вселенной трансформеров, огромных роботов, способных принимать форму того или иного автотранспорта. Благодаря телам, улучшенным с помощью технологий, механизированный человек (человек ли?) смог ощутить собственную силу: «We are unstoppable/ We are unbreakable» («Нас не остановить/ Нас не сломить»). Не об этом ли мечтают сторонники трансгуманизма?

Но сила эта, хотя и возвышает людей, не даёт им счастья: в шестом треке «Eulogy of giants» («Панегирик гигантов») от лица гигантов, рождённых против воли матерей от отцов, призванных убивать («Born against our mothers’ will/ Sons of fathers raised to kill»), поётся: «Forty thousand strong and still we suffer» («Сорок тысяч силы – и всё же мы страдаем»). Они знают: «These days are coming to an end» – «Конец близок». И каждый из них, задавая вопрос, звучащий в конце песни: «Did you know the Nephilim died alone?» («Знал ли ты, что Нефилим умирал в одиночестве?») – понимает, что, умирая, он будет одинок, хотя огонь и накроет разом их всех[2].

Но кто такой Нефилим?

Вообще это понятие[3] используется в Торе и Ветхом Завете, и имеет оно два значения: 1. Гигант, титан, исполин. 2. Падший; тот, кто заставляет других пасть. Однако в «Eulogy of giants» оно использовано как имя собственное. Поэтому не совсем ясно, имеется ли здесь в виду какой-то конкретный Нефилим, литературный или какой-либо другой источник которого нам неизвестен, или всё-таки это слово употреблено в одном из обозначенных нами значений? Мы думаем, что всё же второе. При этом нам кажется, здесь актуализированы оба значения: и гигант, и падший. В связи с этим возникает вопрос: в чем выражается падение «детей Кибертрона»? Не в том ли, что они не делают того, чему когда-то были научены: «We were taught to protect/ We were taught to build» («Мы научены защищать/ Мы научены строить»)?

Действительно, если мы посмотрим на выведенных в альбоме персонажей, в большинстве из них мы едва ли увидим «защитников» или «строителей». В «Area 64-66» («Район 64-66») перед нами лирический герой, который вспоминает о том, как его, еще ребёнка, однажды посетил инопланетянин, некий «звёздный альпинист» («star climber»), а затем ушел. Но он до сих пор помнит «четыре ноги в окне» («four feet from the window») и мысленно просит его: «Please come back and save me/ I don’t deserve to be left for dead and forgotten» («Пожалуйста, вернись и спаси меня/ Я не заслужил смерти и забвения»). В третьем треке другой персонаж обращается к кому-то, кто прислан за его головой, настойчиво прося о смерти, ибо он не боится умереть. В «Last words to Rose» («Последние слова к Роуз») «главный злодей» аркадной игры Street Fighter М. Байсон (см. Изображение 1), воин по своей натуре, отказывается от борьбы со своим заклятым врагом – Роуз (см. Изображение 2): «I am forced to leave you» («Я вынужден покинуть тебя»). Еще одно «дитя Кибертрона», Credo[4], является реальным лицом, зулусским шаманом Кредо Мутва, который утверждал, что некогда он был похищен рептилоидами, контролирующими человечество. В песне «Cries of Credo» («Плач Кредо») он кричит «Rape!» («Насилие!») на языке, неизвестном слышащему его лирическому герою: «In tongues I’ve never heard before» (один из африканских языков или (злая ирония) язык инопланетных рептилий?). В этом мире ему не остаётся ничего, кроме плача и жалоб: «A world full of deceivers» («Мир полон обманщиков»). «But I believe in you» («Но я верю в тебя») – может ли быть так, что он обращается с этими словами к рептилоиду? Нам думается, что подобное вполне возможно. Ну и, наконец, еще один персонаж, наркоторговец из двенадцатого трека, обращающийся то ли к своей возлюбленной, то ли к проститутке (а может, то и другое сразу): «I wanna watch you suck his dick/ I know you fucking love it bitch» («Я хочу посмотреть, как ты будешь сосать его член/ Я знаю, тебе чертовски нравится это, сука»). Повторимся, вся представленная вереница «детей Кибертрона» – отнюдь не «защитники» и не «строители», какими хотели видеть их учителя. Они, несмотря на свою силу, не могут вынести мысль о приближающемся Апокалипсисе, они не в состоянии мужественно принять конец света, поэтому и отказываются от поставленных перед ними задач. Эти гиганты не видят смысла ни в строительстве, ни в защите, поскольку их творения будут преданы огню, и им не остаётся ничего, кроме отчаянного беснования, жалоб, безумных воплей и бессмысленной жестокости, – только так они могут ответить на беспредельный ужас перед смертью. Хотя в таком случае можно и усомниться: гиганты ли они вообще?

Изображение 1. М. Байсон

Изображение 2. Роуз

Однако вернёмся к треку «Eulogy of Giants». В нём есть следующие, повторяющиеся два раза, слова: «Stand up/ Get up/ Don’t let them do the same to you» – «Поднимайся/ Вставай/ Не позволяй им сделать то же и с тобой». Быть может, они обращены именно против тех, о ком мы говорили в предыдущем абзаце. И действительно, в «Глашатае Смерти» есть два лирических героя, которые даже перед лицом тотального уничтожения человечества остаются (или пытаются остаться) на должной высоте. Первый из них – Рю (см. Изображение 3) из «Demons with Ryu» («Демоны Рю»), еще один персонаж Street Fighter. Его спасение от отчаяния – в полном одиночестве. Он – воин без имени («I am the fighter with no name»), скитающийся бродяга («I am the walking vagabond»). Всё, что он имеет, это его нескончаемый конфликт: «This is never ending conflict is all I have». Суть этого конфликта вот в чем. Рю преследует цель: достигнуть совершенства в искусстве боя, стать лучшим бойцом, – для этого ему приходится изнурять себя каждодневными тренировками: «I’ve been training every day» («Я тренировался каждый день»). Однако ему это никак не удаётся: «And yet I still cannot become the person I’ve been dreaming of» (И я еще не могу стать тем, кем когда-то мечтал стать»). Это противоречие между приложенными усилиями и полученным (или, вернее, неполученным) результатом, порождающий демонов: фанатическую одержимость идеалом, постоянное чувство неудовлетворенности и т.д., – тот дьявол, который живёт в Рю: «This devil in me lives». Но он продолжает двигаться намеченным путём («And still I try» – «Я всё еще стараюсь) и будет сильно удивлён, если окажется, что он только зря тратил своё время: «I wonder if I’ve been wasting my time».

Изображение 3. Рю

Другой персонаж, который не отдался во власть уныния в свете наступающего Армагеддона, показан в восьмом треке «4 poisons 3 words»[5] («4 яда, 3 слова»). Как и Рю, он ищет спасения в отчуждении от всего: «I don’t need this/ I don’t need you/ I have no interest to please or appease you» («Мне не нужно это/ Мне не нужен ты/ Я не собираюсь угождать или успокаивать тебя»). Он перестал растрачивать свою жизнь на «трусов», которые тратят его время: «I’m done wasting my fucking life/ On cowards wasting my fucking time» – и теперь он имеет опору лишь в самом себе («I’m standing on my own two feet» – «Я стою на своих ногах»), готовый умирать и убивать за свои убеждения: «I’m ready to die for my beliefs/ I’m ready to kill for my beliefs». И всем он задаёт один и тот же вопрос: «Are you with me in this fight?» («Ты со мной в этой борьбе?»). Что это за борьба, в песне не разъясняется, но очевидно, что она направлена именно против трусов и, видимо, против тех гигантов, которые предпочитают безумно вопить, жаловаться и бесноваться.

Но как бы там ни было, всем им, и малодушным, и храбрецам, уготована одна и та же участь. Светопреставление неизбежно, оно, подобно Року, неумолимо грядёт, и огонь пожрёт их всех. Сама Бездна (а может, Ад?) взывает к «детям Кибертрона» в «A Voice from below» («Голос снизу»), чтобы стать проводником («Let my voice be the one that guides you» – «Позволь моему голосу вести тебя») – но куда? Увы, Бездна об этом ничего не говорит и лишь констатирует: «There is nothing you can’t do» («Вы ничего не можете сделать») – и призывает слушать свой голос, который слышен только тогда, когда нет уже никакой надежды: «When all hope is gone you’ll hear my voice».

И огонь обрушивается с небес. Этому событию в «Глашатае Смерти» посвящены три трека: «Solar flare homicide» («Убийственная солнечная вспышка»), «Bohemian grove» («Богемская роща») и «Lights bring salvation» («Огни несут спасение»). Пламя несёт освобождение. В «Убийственной солнечной вспышке» прямо говорится: «This is freedom» («Это – свобода»). В этом же треке: «There ain’t gonna be a jail sentence/ No more fucking consequence/ No there will never be another sentence» – «Больше никакой тюрьмы/ Ни грёбаных следствий (последствий/ выводов)/ ни приговоров (осуждений)». Причем под тюрьмой здесь скорее всего понимается не социальный институт, но сама жизнь. Гиганты выходят на свободу, где царят бездействие («no more fucking consequence») и безмолвие («no there <…> another sentence»), пускай даже свобода эта и покупается страданием: «Now you’ll suffer» («Теперь ты будешь страдать»). Собственно, об этом же и «Огни несут спасение». Первые же слова: «Wake up/ The nightmares over now» («Вставай/ Кошмар кончается»), – говорят о «позитивном» восприятии Апокалипсиса. Из-за облаков приходит спасение от самих же себя: «There coming from the clouds/ To save us from ourselves». Но если в «Solar flare homicide» лирический герой советовал молиться («And now you better pray»), то в «Lights bring salvation» он спрашивает как будто бы насмешкой: «Who the fuck you gonna call/ When morning star begins to fall?» («Кого ты, блять, будешь звать/ Когда начнется падение утренней звезды?»). Он словно бы понимает, что взывать не к кому, да ни к кому взывать и не нужно, раз уж спасение само идёт к ним. Хотя в другом треке, «Bohemian grove», другой лирический герой слышит (I hear them screaming beyond the trees» – «Я слышу их крики за деревьями»), как самые влиятельные люди мира, проводящие отпуск в Богемской роще, истошно орут: «”Why?”/ “What I have done?”<…>/ “Father, no”» («”Почему?”/ “Что я сделал?”<…>/ “Нет, Отец”»).

Возникает вопрос: почему в мире, описанном группой Emmure, происходит конец света? Уточняем: кто или что является причиной Армагеддона?

Как мы уже сказали, в «Глашатае Смерти» Апокалипсис не имеет христианского смысла. Здесь нет карающего Бога, ниспосылающего праведникам спасение, а грешникам – смерть. Но здесь же и нет слепой природной стихии, действующей согласно своим законам (или своему беззаконию). Виновником всего этого оказывается Танос (см. изображение в конце текста), герой вымышленной вселенной Marvel, от лица которого поётся в тринадцатом треке «My name is Thanos» («Моё имя – Танос»). Чтобы понять его мотив, обратимся к истории этого персонажа[6]. Согласно марвеловской мифологии, Танос был рождён на одной из лун Сатурна – Титане, – где уже многие столетия как обосновалась раса так называемых Вечных, внешне схожих с людьми. Однако ребёнок родился уродцем, поэтому в детстве и в школьные годы он был одинок. Одна лишь таинственная подруга принимала его таким, какой он есть, и Танос полюбил её. Но эта девушка, оказавшаяся самой Смертью, была холодна к нему, и Танос, впоследствии прозванный Безумным Титаном, чтобы завоевать её расположение, решил уничтожить вселенную. И тогда события в альбоме «Глашатай смерти», поначалу кажущиеся такими масштабными, если смотреть с позиции человека Земли, становятся лишь маленьким эпизодом во вселенском Апокалипсисе. Но от этого судьба гигантов не становится менее трагичной. Даже наоборот, ибо, сколько бы миров ни уничтожил Безумный Титан, Смерть не полюбит его, предпочитая ему другого персонажа вселенной Marvel, Дэдпула.

Альбом заканчивается тотальным уничтожением человечества. Об этом возвещает Интуло в последней песне: «We’re all gonna fucking die» («Теперь мы все сдохнем»). Согласно мифам африканского народа зулусов (заметьте, что одним из персонажей в этом альбоме был зулусский шаман Кредо Мутва в «Cries of Credo»), все народы были созданы богом Ункулункулой, рождённым из тростника, после чего он послал к людям хамелеона, дабы тот сказал им: «вы не должны умирать». Однако хамелеон шел очень медленно, к тому же задержался в пути, увидев куст буквебезане и начав его есть. Тогда Ункулункула вслед за хамелеоном послал ящерицу Интуло, дав поручение: сказать всему живому, что они смертны. И ящерица пришла первой[7]:

«We’re all gonna fucking die».

 

Итоги

Итак, только что мы рассмотрели альбом «Speaker of the Dead» группы Emmure. Нами преследовалась следующая цель: собрать воедино сюжет, представленный нам в пятнадцати треках. Несмотря на концептуальность пластинки, цельность рассказанной истории не кажется столь очевидной при поверхностном взгляде и столь же поверхностном прослушивании. Вполне возможно, что и самому Фрэнки Палмеру, написавшему все тексты к альбому и придумавшему концепцию «Глашатая Смерти», эта история не представлялась ему такой, как это вышло в нашем тексте. Поэтому нами и был задуман только что проделанный опыт интерпретации и сборки, чтобы самим понять и дать понять другим, о чем, собственно, поётся в этой пластинке.

Emmure нарисовали эпическое полотно, если смотреть на него в масштабах Земли. Поистине, для этого альбома подходит характеристика: шум и ярость. Здесь ревёт Апокалипсис, устроенный Таносом во имя любви к Смерти, любви, которая останется без ответа. В этом и состоит трагичность участи персонажей «Глашатая Смерти». Гибель каждого гиганта: и самого отчаявшегося, и самого стойкого, – бессмысленна, как бессмысленно любое умирание. Их кости и прах легли в основу пустоты. Если мысленно продолжить эту историю, то, видимо, то же самое будет и с другими мирами, если кто-то не окажет ему достойное сопротивление, и в конечном итоге Безумный Титан останется в полном одиночестве, стоя посреди пепла с сердцем, разрываемым от отчаяния и безнадёги.

Таким образом, можно говорить, что архетипической основой этого сюжета является взаимодействие двух начал: Эроса и Танатоса (обратите внимание, что имя «Танос» произведено от «Танатоса»).

Хочется отметить применённый группой подход в построении той вселенной, где разворачиваются события. Emmure задействуют сразу несколько культурных уровней в одном сюжете: здесь присутствуют и африканская мифология (ящер Интуло, бог Ункулункула), и мифология комиксовых вселенных (Танос, трансформеры), и уфология (рептилоиды), и даже элементы киберпанка; здесь же оживают персонажи компьютерных игр и т.д. и т.д. Границы между различными сферами культуры стираются, «высокое» (Библия) взаимодействует с «низким» (комиксы), а реальное (Кредо Мутва, Богемская роща) контактирует с виртуальным (Кибертрон, М. Байсон, Рю). Продолжая традицию предсказаний будущего конца света, идущую от скандинавской мифологии (Рагнарёк), мифологии древних греков (Гигантомахия, Титаномахия), христианской религии (Откровение Иоанна Богослова) и др., Emmure делают своё оригинальное эсхатологическое пророчество, в котором идёт борьба не Бога с Дьяволом и не богов с хтоническими сущностями или титанами, решивших свергнуть их с Олимпа. Здесь вообще нет борьбы как таковой, поскольку гиганты Земли по какой-то причине не могут ничего противопоставить Безумному Титану с другой планеты. Божественное, как и дьявольское, в мире «Speaker of the Dead» отсутствует, хотя и есть те, кто взывает к Нему (нет, не так: к нему), здесь не Бог и не боги являются главными действующими лицами и даже, собственно говоря, не гиганты. Главная героиня здесь – это Смерть.

А Танос – её глашатай.

Танос. Безумный Титан


[1] Я сделаю для тебя всё что угодно
Только скажи, кто должен умереть

[2] Здесь вполне уместно вспомнить высказывание, не раз повторявшееся в сериале Lost («Остаться в живых»): «Живём вместе, умираем врозь».

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Исполины и http://myfhology.info/monsters/nifilims.html

[4] https://en.wikipedia.org/wiki/Speaker_of_the_Dead (см. информацию о девятом треке)

[5] В английской версии Википедии (https://en.wikipedia.org/wiki/Speaker_of_the_Dead) указано, что эта песня отсылает к уже упомянутому нами Кредо Мутве. Однако нам не удалось найти соответствующую информацию, которая помогла бы нам понять, в чем, собственно, состоит эта отсылка.

[6] За предоставленную информацию приносим благодарность автору этого ролика, в котором биография Таноса представлена более подробно, чем в нашем изложении: https://www.youtube.com/watch?v=JHdifPJNEwA

[7] Информация взята с сайта http://pagandom.ru/religii-mira/afrikanskie-religii/afrikanskaya-mifologiya.html


<== предыдущая | следующая ==>
Прием заявителей, выдача уведомлений о приеме документов | Рекомендации

Date: 2016-02-19; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию