Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия социальных действий (по работе Вебера)





М. Вебер. Основные социологические понятия.

Социология - наука, стремящаяся понять и истолковать социальные действия и тем самым объяснить его причины, процесс и воздействие. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей. Вебер соотносит социальное действие исключительно со сферой личностных переживаний. Социальное действие он истолковывает как коммуникативный процесс. Соответственно общество рассматривается им прежде всего как психологическое взаимодействие индивидов, как результат стабилизации процессов межличностного общения. Социальное же развитие представляется как процесс эволюции коммуникативных форм. М.В выделяет четыре основных мотива социальных действий:

1) целесообразный - в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве условий или средств для достижения своей рационально продуманной цели. Характеризуется использованием разнообразных средств для достижения цели;

2) ценностно-рациональный - основан на вере в безусловную ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Т.е. он нерационален с точки зрения цели, но рационален в выборе средств для ее достижения;

3) аффектный (эмоциональный) - т.е. обусловленный аффектным или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционный - основанный на длительной привычке индивида или на обычаях, традициях и образцах. Целесообразно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. Аффектическое действие находится на границе и часто за пределом того, что осмыслено, ориентировано. Оно может быть не знающим препятствий реагированием на необычное раздражение. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффектического поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее (цель). Общее свойство ценностно-рациональной и аффективной ориентации в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом поведении. Чисто традиционное действие находится на границе и даже за пределом осмысленно ориентированного действия. Это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.

Социальное отношение - поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом. Если индивиды связывают со своим поведение различный смысл, то социальные отношения являются односторонними для каждого из участников. Двусторонними отношения могут быть поскольку его содержание соотнесено таким образом, что оно соответствует ожиданиям партнеров.

(Дадим определение смыслу. Смысл может иметь два значения.

1) Смысл действительно субъективно предполагаемый действующим лицом в данной ситуации.

2) Усредненным смыслом субъективно предполагаемом действующим лицом в определенном числе ситуаций.).

Социальные отношения могут быть длительными или преходящими т.е. основанными на возможности того, что повторяемость поведения, соответствующего смыслу этого отношения существует. Например, утверждение, что "дружба" существует, значит, что мы предполагаем наличие в настоящем или прошлом возможности, заключающейся в том, что на основании определенного рода установки определенных людей поведение их обычно проходит в рамках усредненного предполагаемого смысла.

Фактически существующую возможность единообразия в установках социального поведения называют нравами в том случае если их существование внутри определенного круга людей объясняется привычкой. Нравы мы будем называть обычаем, если фактические привычки укореняются в течении длительного времени. Обычай - негарантированное внешним образом правило, которым действующее лицо руководствуется добровольно. Стабильность обычая основана на том, что индивид не ориентирующийся на него в своем поведении, оказывается вне рамок принятых в его кругу.

Содержание социальных отношений мы будем называть порядком, когда поведение ориентировано на отчетливо выраженные максимы. Говорить о значимости порядка мы будем, когда фактическая ориентация на эти максимы происходит хотя бы отчасти, потому что они считаются значительными для поведения индивидов, т.е. обязательными для него или служат образцом для подражания. Легитимность порядка может быть гарантирована следующим:

1) чисто аффективно;

2) ценностно-рационально (верой в абсолютную значимость порядка в качестве выражения непреложных ценностей: нравственных, этических и т.д.);

3) религиозно (вера в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка).

Т.е. порядок может быть гарантирован только внутренне. Условность - есть порядок, если его значимость внешне гарантирована возможностью того, что любое отклонение натолкнется внутри определенного круга людей на общее и практически ощутимое порицание.

Право - есть порядок, внешне гарантированный возможностью(моральной и физической) принуждения осуществляемого особой группой людей в чьи функции входит охранять порядок.

53. Социальное действие??????????????

В понимании процессов общественной жизни важно соотношение двух аспектов осмысления человеческой истории: 1) рассмотрение общества как материального, естественно исторического, т.е. закономерного и независимого от воли и сознания людей, процесса; 2) объяснение исторического процесса как результата деятельности людей. Социальное действие является конкретной формой обнаружения деятельности людей. Различие между деятельностью и социальным действием предстает как относительное различие между непрерывностью и дискретностью с общественных отношениях. В понятии деятельности заметнее фиксируется функциональный аспект жизни общества, категория же социального действия оказывается более операциональной в анализе изменений людьми структуры и конкретных форм своего бытия. Социальное действие своего рода "единица" деятельности. Но жизнь общества не складывается из простого суммирования подобных "единиц". Деятельность не является адитивным процессом. Тем самым необходимо исследование не просто деятельности людей вообще, а конкретных социальных действий, из которых она складывается, образуя в их интеграции специфическое качество тех или иных общественных отношений. Не мало важно также то, что категорией деятельности выражается преимущественно и прежде всего личностный момент в отношениях людей (к природе и друг к другу). В понятии же социального действия "надличностный" (отношения на уровне групп и общностей людей). Здесь уместно заметить, что социальное действие как философская проблема интерпретируется по-разному. Многие социологи (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, К. Хабермас и др.) соотносят социальное действие исключительно со сферой личных переживаний, ограничивают его рассмотрение кругом психологических представлений. У них социальное действие в своем простейшем и первичном проявлении выступает в виде психологического межличностного отношения. Социальное действие в таком случае истолковывается как коммуникативный процесс, Соответственно общество рассматривается ими прежде всего как психологическое взаимодействие индивидов, как результат стабилизации процессов межличностного общения. Социальное же развитие изображается как процесс эволюции коммуникативных форм. Но хотя любое социальное действие так или иначе связано с соответствующей реакцией и поведением индивидов, ограничиваться лишь психологическими характеристиками здесь явно не достаточно. Более глубокое понимание общественного развития нуждается не столько в формировании поведения отдельных личностей, сколько в выявлении определяющих факторов действий групп людей, их общностей, классов, наций, народов. Поэтому очевидным достижением материального понимания материалистического понимания истории явилось сведение бесконечно разнообразных и часто субъективно произвольных действий "живых" личностей к действиям социальных групп, классов, т.е. к массовым действиям. Посредством социальных действий осуществляются пре образования в общественных отношениях и изменения в социальных институтах, прогресс общества. Социальное действие можно определить как относительно локализованный в историческом времени и социальном пространстве конкретный акт деятельности совокупного субъекта (группы, класса, народных масс и др.) по преобразованию наличных общественных отношений в иные соответствен но его потребностям и целям. В социальных действиях людей реализуется их совместная деятельность. Ее отличают наличие единой цели, общая мотивация, сопряжение индивидуальных усилий, координация их, необходимость в управлении, наличие для участников совместной деятельности единого конечного результата и др. При общении в социальном действии происходит обмен информацией, знаниями, способами деятельности, чувствами и настроениями. Здесь формируются общие ценностные ориентации, срабатывают психологические механизмы массового поведения. Совокупность человеческих действий можно свести к четырем взаимосвязанным их видам: 1) производственные действия (развертываются в материальной сфере общества, это действия по обеспечению функционирования и развития экономики); 2) общественно-политические действия (реализуются в сфере социальных и политических отношений, это институализированные действия государства, классовая борьба, массовое демократическое движение, национальные конфликты и др.); 3) коммуникативно-идеологические действия (осуществляется в духовной сфере жизни общества; это действия моральные, эстетические, религиозные, пропаганда, и др.); 4) познавательные действия (проявляются во всех сферах социальной жизни, но прежде всего способ существования науки и социальная трансляция информации в системе образования). Т.о., применительно к социальным действиям деятельностный принцип объяснения функционирует в существенно обогащенном виде. В частности, возникает возможность конкретной детализации человеческой активности. Так, структура технического действия в производственных процессах осмысливается в сочетании следующих ее элементов: действующий субъект; конкретные физические воздействия оказываемые этим субъектом на материальную среду; осуществляющиеся в результате этого соответствующие изменения физический объектов или процессов; используемые субъектом инструменты и средства; применяемые в действии принципы и правила реализации конкретных операций и др. Общество продукт взаимодействия людей, система их многоаспектных отношений.

Социальное действие (СД).

Теория СД одно из основных направлений современной буржуазной социологии, восходящее к М. Веберу, который и разработал понятие СД. Последнее, по Веберу, это все человеческое поведение, когда и поскольку действующий индивид придает ему субъективный смысл, ориентируясь при этом на поведение пр. индивидов (поэтому инстинктивная реакция не будет СД).

Согласно Веберу, СД это основной элемент социальной действительности, а социальные институты, группы и др. социальные общности - это лишь результаты и способы организации определенных действий индивидов.

В дальнейшем понятие СД разрабатывалось прежде всего социологами, придерживающимися социально-атомистических ориентации (Знаненский, Макайвер, Хоманс и др.).

Парсонс, напротив, стремился соединить его с представлением об иерархии социальных систем, организующих и контролирующих СД индивидов. Он рассматривал четыре основных уровня организации СД: 1) уровень биологического организма, 2) уровень личности, 3) уровень социальной системы, 4) уровень культурной системы.

Протекание действия на каждом уровне связано с решением четырех функциональных проблем: "поддержанием образца", т.е. сохранением само тождественности системы, достижением цели, интеграцией и адаптацией. Основным в его теории СД является проблема равновесия, т.е. поддержания стабильности существующих социальных систем.

С точки зрения марксизма деятельность людей не может быть сведена к следованию общепринятым образцам поведения, как и к исполнению ими определенных социальных ролей.

Люди сами творят свою историю, действуя при условиях и обстоятельствах, задаваемых обществом, его предшествующим развитием.

Date: 2016-02-19; view: 708; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию