Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупное предложение





Совокупное предложение AS (aggregate supply) – это общее коли­чество конечных товаров и услуг, которое может быть пред­ложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.

Зависимость объема предложения от среднего уровня цен в стране называют кривой предложения AS.

На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы.

Первые изменяют объем совокупного предложения ( пе­ремещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в техно­логии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, на­логообложении фирм, структуре рынка и т. д.) приводят к сдвигу кривой AS.

У экономистов разных школ не существует полного единодушия в отношении форм этой кривой. Кейнсианская и неоклассическая школы по-разному трактуют ее конфигурацию. Это объясняется тем, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации, в общем виде представленные графически на рисунке 3.3:

1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1 на графике;

2) состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2;

3) состояние полной занятости – отрезок 3.

Первые два отрезка соответствуют кейнсианским представлениям о поведении кривой совокупного предложения.

Кейнсианская модель описывает экономику в корот­ком периоде и основана на следующих предпосылках:

а) неполная занятость в экономике;

б) цены на товары и номинальная заработная плата жест­кие.

в) реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна илиимеет слабый положительный наклон

Теория Д. Кейнса создавалась на практическом фоне массовой безработицы и хронического недоиспользования наличных производственных мощностей. (Дж. М. Кейнс создавал свой главный труд во время кризиса 1929 – 1933 гг.), Согласно кейнсианским воззрени­ям экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен.

Рис.3.3

Так, вплоть до достижения объема производства, соответствующего т. «В», фирмы будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, неза­нятая рабочая сила. Кривая – горизонтальна.

Предположение об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается на практике поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную рабо­ту или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Поэтому в краткосрочном периоде расши­рение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен.

Отрезок 2 означает, что экономика при­ближается к состоянию полной занятости. В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необ­ходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек предприятий, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльно­сти, предприятиям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервале от т. «В» до т. «F» расширение реального объема производст­ва сопровождается ростом уровня цен. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон.

Необходимо отметить, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального вы­пуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой. (Потенциальный выпуск - объем производства при полной занятости ресурсов).

Полная занятость ресурсов предполагает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10— 20% от их общего объема и естественного уровня безработицы вразмере 6,5—7,5% от общей численности рабочей силы. (Эти по­казатели могут варьироваться по различным странам, но во всех случаях полная занятость ресурсов исключает их стопроцентное использование.)

Таким образом, объем совокупного предложения в кратко­срочном периоде зависит главным образом от величины совокуп­ного спроса. В условиях неполной занятости факторов производ­ства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают, прежде всего, изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен (рис. 3.4).Эмпирические данные подтверж­дают это положение.

Если правительство хочет увеличить объем выпуска в эконо­мике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно должно стимули­ровать совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики — например, увеличить государственные расходы, сни­зить налоги, расширить предложение денег и т.п. (см. рис.3.4).

Рис.3.4

Классическая и неоклассическая школы исходят из того, что ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т.е. совокупного предложения. Поэтому классическая модель – это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения. Совокупный спрос, по мнению представителей классической школы, всегда соответствует совокупному предложению. В соответствии со взглядами классической школы в экономике действует закон Сэя, предложенный известным француз­ским экономистом начала XIX в. Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», по­скольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Так, например, рабочий, с одной стороны, выступает продавцом экономического ресурса (труда), соб­ственником которого он является, а с другой — покупателем товаров и ус­луг, которые он приобретает на доход, полученный от продажи труда. Сум­ма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. Фирма также является одновременно и продавцом (товаров и услуг), и покупателем (экономических ресурсов). До­ход, получаемый от продажи своей продукции (выручку от продаж), она расходует на покупку факторов производства (выплату факторных доходов собственникам экономических ресурсов). Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои до­ходы в расходы.

Классическая и неоклассическая школы рассматривает экономику в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период — это период, в течение которо­го цены на ресурсы успевают приспособиться к ценам на това­ры так, чтобы в экономике поддерживалась полная занятость. При этом в действие рыночного механизма государство не вмешивается.

Долгосрочная кривая AS отражает производственные воз­можности страны и строится исходя из следующих условий:

а) объем производства обусловлен только количеством факторов производства и имеющейся технологией и не обусловлен уровнем цен;

б) изменения в факторах производства и технологии осу­ществляются медленно;

в) экономика функционирует при полной занятости фак­торов производства и, следовательно, объем производ­ства равен потенциальному;

г) цены и номинальная заработная плата гибкие, их из­менения поддерживают равновесие на рынках.

В данных условиях кривая AS вертикальна. Она харак­теризует естественный (потенциальный) уровень объема производства (рис.3.3), т. е. объема производства в усло­виях полной занятости, при котором ресурсы экономики полностью используются, а безработица находится на есте­ственном уровне.

На графике (рис.3.3) этому состоянию соот­ветствует уровень реального объема производства в точке F. Отметим, что полная занятость — это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической без­работицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная) при этом могут и должны суще­ствовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы. Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. (Подробнее об этом речь пойдет в дальнейших главах).

Если экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения произ­водства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Поэтому перемещение вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реаль­ный объем производства остается на одном и том же уровне, соответствующем точке F.

Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции.

К смещению кривой AS приводят изменении величины факто­ров производства или технологии. Важнейшие из них — изменение цен на факторы произ­водства. Например, удорожание такого фактора как труд приведет к левостороннему смещению кривой AS, сниже­ние цены труда выразится в правостороннем смещении. Аналогичные изменения произойдут в связи с динамикой цен на сырье и материалы. Так, повышение цен на энер­горесурсы неизбежно вызовет левостороннее смещение кривой AS. Если такие изменения отсут­ствуют, то долгосрочная кривая AS фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен. (См. рис. 3.5)


Рис. 3.5

3.3 Модель «AD – AS»

Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Подчеркнем, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном (рис.3.6).

Рис.3.6

На этом графике представлены три варианта возможного макроэкономического равновесия, т.е. такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный про­дукт полностью куплен (национальный доход равен сово­купным расходам). Точка E1 — это равновесие при непол­ной занятости без повышения уровня цен, т.е. без инфля­ции. Точка Е2 — это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 — это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

Выбрать тот, или иной вариант действия – это задача правительства страны, которое руководствуется программой выбранной в соответствии с экономической политикой, исходя из конкретных обстоятельств.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает понятие макроэкономическое равновесие»?

2. В рамках каких школ были созданы основные мидели равновесия?

3. В чем заключается общий смысл любой модели равновесия?

4. какую макроэкономическую модель и почему можно считать базовой для анализа ситуации»равновесие-неравновесие».

5. Что представляют собой такие категории как «совокупный спрос» и «совокупное предложение»? Какие факторы воздействуют на данное явление?

6. В чем суть классического подхода к проблеме макроэкономического регулирования?

7. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кри­вой совокупного спроса.

8. Какими причинами можно объяснить увеличение и уменьшение кривой совокупного предложения?

Date: 2016-02-19; view: 970; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию