Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис середины жизни





Кризис середины жизни Э. Эриксон называл десятилетием роковой черты.

Основные причины кризиса:

- изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни.

Основные проблемы этого периода: убывание физических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности; осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением.

Результаты успешного разрешения кризиса (по Э. Эриксону): формирование генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление к росту, заботе о следующем поколении и собственном вкладе в развитие жизни на земле. В противном случае появляется застой, которому соответствуют чувство опустошения, регрессия, потакание как собственным желаниям и удовольствиям [22].

Эмоциональные переживания в период кризиса характеризуются депрессивным фоном: стойкое снижение настроения, негативное восприятие актуальной ситуации, отсутствие радости от того объективно хорошего, что реально имеется в жизни человека, эмоциональная усталость от всего; снижение интереса ко всем событиям, апатия, скука от жизни; отсутствие или снижение энергии; сожаления по поводу собственной никчемности, беспомощности; устремленность в прошлое, желание вернуться в молодость, прожить жизнь еще раз, не повторяя сделанных ошибок; будущее воспринимается более коротким и менее наполненным значимыми событиями, чем прошлое; субъективное восприятие законченности жизни, близости ее конца, тревога в отношении своего будущего, иногда настолько сильная, что люди перестают строить планы на будущее, думают только о настоящем; раздражительность, конфликтность в семье, переживание по поводу своей нужности.

Факторы, усугубляющие кризис: резкие изменения здоровья, экономические, политические события, смена условий, требований, социальных ожиданий и т.д.

Успешному преодолению кризисов взрослости способствуют: эмоциональная гибкость; способность к эмоциональной отдаче по отношению к детям, родителям, другим людям; пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности; построение новой структуры жизни.

Успешное преодоление кризисов способствует обобщению жизненного опыта, привнесению его в работу и передачи молодым людям.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от обновления оказывают следующее негативное влияние на личность: замедление возможностей в развитии человека, отставание от жизни, снижение профессионализма и т.д.

9.Личностные новообразования периодов ранней и средней взрослости

Формирование характеристик зрелой личности (осознание ответственности и стремление к ней, потребность в заботе о других, способность к активному участию в жизни общества, способность к конструктивномк решению жизненных проблем и др. (М.В. Гамезо, А.В. Петровский, Г. Олпорт, Э. Эриксон).

Основное новообразование— достижение личностной зрелости. Основные характеристики зрелого человека с точки зрения разных ученых:

- широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии (К. С. Холл и Г. Линдсей) [54].

- мудрость, мягкость и снисходительность, самосознание (Б. Ливехуд) [1].

Тема 17. Психическое развитие личности в период поздней взрослости.

1. Общая характеристика периода: социальная ситуация развития, задачи развития, ведущая деятельность

2. Развитие познавательных процессов и личности

3. Межличностные отношения

1. Общая характеристика периода: социальная ситуация развития, задачи развития, ведущая деятельность.

Возрастные границы данного периода жизни условны, поскольку скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов: восприятия собственного возраста самим человеком; биологических изменений; социально-культурных условий; качественного изменения социальной ситуации.

Период поздней взрослость разбивается на четыре десятилетия: предстарческий период (60 — 69 лет), старческий (70—79 лет), позднестарческий (80—89 лет), дряхлость (90—99 лет).

Роль старости в системе жизненного цикла человека (по М. В. Ермолаевой): только с позиции старости можно понять и объяснить жизнь данного человека как целое, ее смысл и ценность для предшествующих и последующих поколений [64].

Специфические задачи развития личности в данный период:

- Адаптация к меняющимся аспектам жизни - снижению физических сил и здоровья, выходу на пенсию и снижению уровня дохода, смерти супруга; выполнение социальных и гражданских обязанностей; организация удовлетворительного физического проживания (Р. Хейвингхерст).

- Возрастание духовной зрелостичеловека, под которой понимается устремленность человека ко все более полному разрешению своей жизненной задачи.

- Разрешение психосоциального конфликта «целостность против отчаяния» (по Э.Эриксону), убеждение в ценности прожитой жизни.

Факторами удовлетворенности прожитой жизнью, по мнению Э. Эриксона, являются: принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания жизненного пути других; ощущение «вселенского» единства с людьми разных времен и народов, когда каждый из встреченных людей кажется родным и чем-то близким.

Факторы неудовлетворенности прожитой жизнью: отношение к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок; недостаток или отсутствие целостности; чувство безысходности, отчаянии от невозможности что-либо изменить; негативное отношение к себе самому, недовольство социальными институтами или отдельными людьми.

- Достижение мудрости как высшего уровня развития личности, для которого характерны «тщательно обдуманные суждения и глубокое всеобъемлющее понимание».

- Осознание необходимости работы по завершению того, что может быть завершено. Понимание границ возможного и принятие несовершенства как самого себя, так и окружающего мира (В. И. Слободчиков).

- Расширение и углубление сферы и глубины внутренней активности, связанное со снижением внешней активности человека. Как писал К. Дюркхайм, «смысл старости, как и ее достоинства, не привязан больше к действию, направленному наружу, в мир... Плодом зрелой человечности является благословение излучения, которое без всякого действия исходит от человека...» [65].

- Осуществление внутренней работы в системе жизнь — смерть. По И. Б. Новику, старение выступает связующим механизмом жизни и смерти [66]. Переживание присутствия близкой смерти носит глубоко личный характер, порождает чувство одиночества, обострения страха смерти, что проявляется либо в категорическом избегании темы смерти, либо в постоянном обращении к ней.

Важнейшая задача старости выполнение тех жизненных «заданий» (семейных или социальных функций), которые не выполнялись или недостаточно хорошо выполнялись в течение предыдущей жизни.

Социальная ситуация развития в период поздней взрослости – переживание кризиса разобществления (Б, Ньюгартен, Дж. Розен). Выбор между социальной и индивидуальной жизнью (сохранение себя как личности или как индивида).

Ведущая деятельность человека в период поздней взрослости – особая внутренняя работа, направленная на принятие своего жизненного пути (А.Г. Лидерс).

 

2. Развитие познавательных процессов и личности

Особенности познавательного развития:

- формирование компенсаторных, приспособительных психологических механизмов;

- снижение интеллектуальной активности личности;

- внутрииндивидная асинхронность инволюции отдельных психических процессов;

- формирование мудрости как системы экспертных знаний.

Date: 2016-02-19; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию