Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи





1. «______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н. О. Лосский). «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».

Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв. Назовите их представителей. Какое место во всемирной истории отводится в них России? Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.

 

Тема № 9. Онтология: бытие и материя

Словарь основных понятий и терминов: о нтология, бытие, небытие, материя, атрибут материи, движение, пространство, время, вселенная, мир, космос, качество, количество, изменение, единичное, особенное, общее, причина, следствие, детерминизм, индетерминизм, необходимость, случайность, содержание, форма, сущность, явление, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм.

Задачи

1. Определите, кто из философов представлял бытие следующим образом. Какие еще представления про бытие известны вам из ис­тории философии?

а) Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет").

б) Идею (или "свет идей").

в) Допущение.

г) Абсолютное понятие.

д) Волю к власти.

е) Энергию.

ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - уста­новить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.

2. Что новое во взглядах на материю у Гольбаха по отноше­нию с античной философией? Назовите плюсы и минусы приведенного определения материи.

"По отношению к нам материя вообще есть все то, что воз­действует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписы­ваемые нами различным веществам, основываются на различиях,... из­менениях, производимых в нас этими веществами".

3. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте В. Эрном. Воспринималась ли природа как существенное в античной и средневековой философии? Является разрыв с приро­дой как существенное всеобщее, характерным для всего челове­чества, для всей философии "нового" и "новейшего" времени, или в этой тенденции происходит поворот? Назовите философов прошлого и нашего столетия, которые пытались ликвидировать этот разрыв.

"Как механическое миросозерцание Декарта, так и боевая завоевательная философия Бэкона, в одинаковой степени, хоть и с разны сторон, окончательно порывают с природой как существенным...Когда природа не существует как существенное, когда она пас­сивная, инертная в себе, когда она истинно жизненная - тогда что собой представляет весь материальный мир? Что такое та материя, которая лежит в основе всех материальных процессов мира?"

4. Сравните следующие положения, высказанные предста­вителями одного и того же философского направления? Во всем ли совпадают взгляды авторов на "материю" (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, что перед вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?

а) "Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и аб­стракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда "объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим"(К.Маркс, Ф.Энгельс).

б) "Материя есть философская категория для обозначения объ­ективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, су­ществуя независимо от них".(В.И.Ленин)

5. А.Ф. Лосев, анализируя сущность философского материализ­ма, поставил следующий вопрос: "На самом деле, что такое материа­лизм? Как показывает само слово, тут какую-то особенную роль должна играть материя? Какую же? Она должна лежать в основе всякого бытия, и к ней должны сводиться все причины и первопричины жизни и мира. Хорошо. Но что такое материя?"'. Далее Лосев пробует выяснить, есть ли "материя" материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь, 2) сумма вещей, механическая или органическая, 3) внешний мир как целое.

Постарайтесь выяснить это и вы.

6. Для Фихте природа - костное образование, предстоящее дея­тельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого - внешняя противопо­ложность для субъекта.

Проведите сравнительный анализ и определите философ­ские принципы такого понимания природы.

7. Какие философские предпосылки лежат в основе сле­дующих суждений о природе:

"Природа без человека не имеет смысла, она не имеет движения, она есть хаос, недифференцированная и индеферентная материя, стало быть, в конечном счете ничто"(Ж.Кальвез).

"...вся Вселенная... есть не что иное, как одно живое "Я" (Н.А.Морозов).

8. Проанализируйте следующие высказывания о природе и укажите лежащую в их основе общую идею:

1) Природа - связанное целое.

2) "В природе все идет от простого к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных уровнях развития".(Н.А.Добролюбов)

3) "Жизнь природы - беспрерывное развитие, развитие отвлечен­ного, простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это - диалектика физического мира".(А.И.Герцен)

4) "...в природе все совершается... диалектически,...она движется не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а пере­живает действительную историю" (К.Маркс)

5) "Так как природа есть начало движения и изменения, а предме­том нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не вы­ясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы" (Аристотель)

Тема № 10. Гносеология: проблемы познания и сознания

Словарь основных понятий и терминов: познание, знание, субъект познания, объект познания, структура познавательной деятельности, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, классическая концепция истины, субъективная сторона истины, объективная сторона истины, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение, ложь, правда, практика, сознание, отражение, деятельность, психика, мышление, бессознательное, язык, «искусственный интеллект», общественное сознание, формы общественного сознания.

Задачи

1. Вопрос об источниках сознания "...в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытате­лей. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеологическая, вульгарно-материалистическая, феномено­логическая и др.".

В чем же суть и особенности каждого из этих подходов в анализе источников сознания? Назовите философские теории и мыслителей, которые придерживаются каждого из них.

2. Почему в сознании "я" человека живет раздвоенной жизнью? Почему христианская теология считает, что состояние сознания - следствие греха человека? В чем, с точки зрения экзистенциализма, трагизм и грусть сознания?

"Сознание не только чудо мироздания, но и крест... подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание - это "проклятый дар" Божий человеку и без него человек был бы счастлив. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, что­бы унять боль (душевную или физическую) отключают на какое-то вре­мя сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.п.".

3. Раскройте смысл высказываний:

а) сознание по своей природе имеет общественный характер;

б) сознание предметное;

в) человек мыслит при помощи мозга;

г) сознание - это не только мышление, самосознание, но и абст­рактная деятельность мозга;

д) самосознание выступает в разных формах;

ж) сознание - это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств;

и) при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.

4. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

а)Сознание - это продукт не всякой материи, а только...;

б) сознание не определяется мозгом само по себе. Источник на­ших знаний—...;

в) но словам К.Маркса, идеальное это..., пересаженное в... и преобразованное в ней;

г) сознание — это... образ объективного...;

д) появление сознания имеет предпосылкой осознание и... дея­тельность;

ж) образ... по форме, но... по содержанию и источнику.

5. Раскройте смысл понятий:

"гилозоизм", "витализм", "инфор­мация", "отражение", "первая сигнальная система", "вторая сигнальная система", "искусственный язык", "образ и объект внешнего мира", "са­мосознание", "интуиция".

6. Каким философским направлениям принадлежат сле­дующие высказывания:

а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него;

б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи;

в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я;

г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи;

д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная "живая сила";

е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;

ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки - мочу;

з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный ха­рактер;

и) материя и сознание - это две равноценные субстанции.

7. «По Платону, философ тщательно занимается тремя вещами: он смотрит и знает истину, делает добро и теоретически рассматривает смысл разговора. Знание истины называется теорией, знание того, как нужно делать, - практикой, знание смысла разговоров – диалектикой».

Какие исторические формы диалектики существуют? К какому типу диалектики можно отнести приведенное высказывание? Почему?

Date: 2016-02-19; view: 1424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию