Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Промышленность, торговля, пути сообщения





1. Основой экономики страны по-прежнему оставалась феодаль­но-крепостничес­кая система хозяйства. Но в начале XIX в. она вступила в стадию разложения. Об этом свидетельствовали следующие факты:

> во-первых, развивались мануфактуры, росло применение наемного труда, создавался рынок рабочей силы за счет от­ходников, росли города;

> во-вторых, крепостничество тормозило создание рынка ква­лифицированных рабочих, помещик мог в любое время ра­зорить зажиточного крестьянина, многие технические нов­шества и открытия не находили применения в условиях бесплатного крепостного труда; очень низкой была поку­пательная способность крестьян;

> в-третьих, падала эффективность помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде. По мере превращения крестьянского хозяйства из натурального в мелкотоварное крестьянин все сильнее тяготился барщиной и по возмож­ности всячески ее саботировал. И оброчные помещичьи хозяйства испытывали серьезные трудности, связанные с ростом конкурентной борьбы между крестьянами-промысловиками и сокращением оброчных поступлений. Об упадке помещичьего хозяйства свидетельствовал и рост задолженности помещиков, особенно характерный для вто­рой половины XIX в. К середине века свыше 65% крепост­ных крестьян находились в залоге в различных кредитных учреждениях. Помещичье хозяйство, основанное на кре­постном труде, нуждалось в реформировании.

2. В первой половине XIX в. в России широкое развитие полу­чает мелкая, в основном крестьянская промышленность. На ее долю приходится до 4/5 производства продукции для мас­сового потребления. В центрально-промышленных губерни­ях—Московской, Владимирской, Калужской, Костромской, Ярославской — практически в каждой деревне крестьяне на­ряду с земледелием занимались ткачеством, обработкой кож и дерева, изготовлением посуды, одежды и обуви, домашней утвари. Мелкая крестьянская промышленность послужила ба­зой для становления капиталистического производства в виде мануфактуры. В центрально-промышленном регионе массо­вый характер приобретает промысловый отход — до 30—40% взрослого мужского населения уходит на заработки в Моск­ву и Петербург. Растут города. Рост городского населения — существенный показатель социально-экономического разви­тия страны.

Складывается специализация регионов на производстве оп­ределенных видов товаров: центрально-промышленный рай­он — Москва, Петербург становятся центрами текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей промышленности; на Урале, Алтае развивается горнодобывающая, металлургичес­кая промышленность. Растет внешняя торговля. Россия выво­зит уголь, сырье, льняные ткани.

3. Основным видом транспорта в России в этот период был гужевой и водный. Главной водной артерией страны — Вол­га. По ней из поволжских губерний доставлялся хлеб в Мос­кву и Петербург. Волга играла важную роль в транспортных связях России с Ираном и Средней Азией. В транспортных перевозках большую роль играли также Северная Двина, За­падная Двина, Неман, Днепр. Действовала система водоканалов, соединявших Волгу и Неву, Днепр и Западную Двину. Однако пропускная способность их была невелика. В 1815 г. первый пароход появился на Неве, а в 1817 г. — на Каме и Волге.

Гужевой транспорт действовал главным образом зимой, когда устанавливался удобный санный путь и у крестьян освобож­далось время от сельскохозяйственных работ.

4. Хозяйственная специализация регионов страны, развитие промыслов и мануфактуры, рост городов способствовали рас­ширению внутреннего рынка. Возрастает роль ярмарок, про­должавшихся от нескольких дней до нескольких недель. Наи­более крупных ярмарок с оборотом свыше 1 млн. рублей насчитывалось 64. Самой большой ярмаркой была Нижего­родская, с денежным оборотом до 4 млн. рублей. Выделялись также Ростовская в Ярославской губернии, Ирбитская в Си­бири, Коренная близ Курска, Контрактовая в Киеве.

 

Date: 2016-02-19; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию