Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подскажите хотя бы некоторые направления этого труда





— Я за труд принимаю любое действие человека: сосредоточенность, желание чистоты, рукоделие, подаяние милостыни. Любое доброе действие. Сдержать себя в проявлениях зла, раздражения.

Гордый человек не может попросить. Вот, например, я могу вас сейчас так ударить, что вы рассыплетесь. А в последний момент я вас пожалею: ударю больно, но не убью. Ведь вы мне спасибо не скажете за то, что пожалел. А были бы мы не гордые, говорили бы спасибо, что нас не добили.

В этом творчество человека, в этом поиск. Я не могу за другого человека сказать, что ему сделать. Если я вам напишу листок, как объясниться в любви, вы же его выбросите. Фактически человеку нужно научиться объясняться в любви. Ведь малое признание добра — это и есть объяснение в любви.

Мы очень грубо понимаем одиночество. Вот вы около меня сидите, и я могу подумать, что вы рядом. Но всё иначе. Вот вы сидите рядом, а у меня свои мысли внутри, свои чувства, я вас отодвинул Бог знает куда. Но вы можете на другом конце света быть, а я могу сказать: «Без него мне скучновато, а с ним так радостно». Человеку нужно искать выход из одиночества. Любое исцеление — это прорыв из одиночества. Кто умирает, тот не способен принять помощь. Когда я умру, я абсолютно не смогу принимать помощь — ни от вас, ни от Бога. Исцеление и возможность преодолеть свою замкнутость — фактически это одно и то же. И это очень непросто, это настоящее чудо. Если я получил исцеление, в придачу я получаю спасение. А если я говорю, что спасение мне не нужно, я не исцелюсь.

  Потокин Алексий, протоиерей   Исцеление. Судьба фельдшера Тридцать с лишним лет он работает на «Скорой помощи», и одному Богу известно, сколько народу было им спасено за это время. Немолодой, довольно крупный человек, Василий Иванович Жилинских выглядит совсем маленьким на фоне храма. Не сразу поверишь, что без этого человека прекрасная тужинская церковь могла бы и не появиться.   Обет Всё началось с того, что у Василия Ивановича начало сдавать сердце. Смерть не добилась своего с помощью инфаркта, но и не прошла мимо. Встала рядом и стояла так неотступно, месяц за месяцем. Это было в 1994-м. Жилинских предложили тогда съездить на операцию в Москву, но не скрывали, что дела его плохи. И отправился Василий Иванович за благословением в соседний Кикнурский район, в церковь села Беляево. – Почему вы поехали именно в Беляево? – спрашиваю Василия Ивановича. – Тамошний храм я знал очень давно. Знал, что в нём молился святой Матфей, а тётка моей мамы – монахиня – была у него до революции в прислугах. Очень любила старца, рассказывала, как много к нему народу шло, каким он доброжелательным был. Ни разу голоса не повысил, хотя без промахов, надо полагать, у неё не обходилось. Бабушка Оля, так звали монахиню, десять лет жила в нашей семье и возила меня с братом и двумя сёстрами в яранскую церковь. А прихожанином беляевского храма я стал вот при каких обстоятельствах. В училище за одной партой со мной сидел парень – Николаем его звали, у него было семеро младших братьев и сестёр. После смерти отца Николаю пришлось, конечно, тяжело, и однажды, году, кажется, в 70-м, он попросил меня съездить с ним, помочь отремонтировать крышу. Путь лежал через Беляево. Поработав, мы вернулись в это село и стали ждать автобуса. Шёл дождь со снегом, неуютно, а рядом, вижу, церковь. «Зайдём», – говорю товарищу. «Не хочу», – ответил он. Зашёл я туда один, и всё... С тех пор я и на Пасху, и на причастие туда ездил. Появились друзья, у которых можно было переночевать. Я в Яранске, а потом и в Туже не больно-то открывался, что верую, могли быть неприятности. А в Беляево меня никто, кроме своих, не знал. Но когда гонения закончились, я по-прежнему туда ездил, отправился и за благословением лечиться в Москве. Отец Александр, выслушав меня, вдруг предложил: «Пообещай что-то Богу». «Что же пообещать?» – думаю. И сказал такие слова: «Если будут у нас строить храм, а я останусь живой, стану помогать, сколь есть сил». Не знал тогда, что отец Александр и будет строить. «После операции обязательно приезжай ко мне в Беляево», – велел батюшка. Он не сомневался, что всё обойдётся.   Жизнь на «Скорой» На станции «Скорой помощи» за старшим фельдшером вся организация: обеспечение медикаментами, контроль за бригадами, отчётность. Раньше Василий Иванович сам на вызовы ездил, оказывал медпомощь. Прошу рассказать его о наиболее запомнившемся. – Много чего было. Крупные аварии, трудные роды, к жизни вертали людей. Не всегда я, как медик, мог помочь – тогда молился. Помню, одну женщину муж избил, неживая лежала, почти без пульса. С молитвой спасли, двадцать лет потом жила и в храм ходила. После таких случаев, когда с того света возвращали, многие шли в церковь. Или узнаёшь, что женщина родить не может, ей совсем плохо – и всю дорогу Иисусову молитву читаешь. Аварии происходили в основном на междугородней трассе, которая пролегает недалеко от Тужи. Но бьются и в других местах. Самый запомнившийся случай (в восьмидесятые это случилось) – машина ехала в село Михайловское и перевернулась. Шестнадцать пострадавших, в основном молодёжь, по кустам битых собирали. Сами бы не справились, но медпункты соседние на помощь пришли, из Кирова сразу вылетели специалисты, санитарная авиация тогда хорошо работала. Потом, когда мы с батюшкой ездили в Михайловское молебны служить, я видел тех девушек, которых мы спасали. Они, конечно, давно уже женщинами стали, в возрасте, но хорошо помнили, что с ними случилось. – Исходя из своего опыта, скажите, действительно ли у верующих болезни легче протекают? – Зная, что я в храм хожу, мне часто задают этот вопрос. Легче. Но я не потому так отвечаю, чтобы веру навязывать. Батюшка говорил, что нельзя этого делать, человек сам должен к Богу прийти. Верующие болезни переносят легче, и живут душевнее, счастливее, и общаться с ними приятнее. Просто открытость в верующем есть, простота; зная, что впереди жизнь вечная, он меньше нервничает, не крутит его. Но сейчас уходит поколение, которое выросло в трудные годы, и вера на спад идёт. Это заметно. На первом месте веселье, а веселья-то и нет. Я помню, как у нас в праздники народ собирался. Первым делом молитва была. А сейчас даже старухи... говорю им: «Время покалякать на улице есть, а перекреститься времени не находите».   «Не нами повешены, не нам убирать» – Знаю, что вы один живёте... – Да, был женат, но не сложилось. Она была страшной атеисткой, да только я не сразу это узнал. Когда призналась, что закончила университет марксизма-ленинизма, пытался переубедить, но не вышло. Да это бы ладно. К родителям моим идём, а там иконы. Жена говорит: «Убрать!» «Не нами повешены, не нам убирать», – отвечаю. «Ничего там нет на небе, идолам поклоняешься», – убеждала меня жена. Вот так и жили. Она педагогом была. Зачем женился? Как двадцать семь лет исполнилось, подумал, что пора жениться, только вот на примете никого не было. А тут... Она не из нашей местности, в гости к брату приехала. На пять лет меня старше, так что обоим семью хотелось завести, а знать друг про друга мы ничего не знали. Вот как вышло. Она потом в Чувашию уехала, стала замминистра. К себе звала, да я не поехал. Так и пришёл к инфаркту, через эту женитьбу. Гарантий врачи не давали никаких, считали моё положение безнадёжным. Но Господь спас. Из событий тех дней запомнилось, как в больницу пришла монахиня, предлагая всем крестики. Один не пожелал взять, и болезнь его протекала потом очень тяжело. Это не наказание, просто нельзя крушить над собой покров Божий. А вот у меня крестик уже был, но монахиня сказала: «Ничего, пусть будет второй». – Это был у вас не первый инфаркт, почему дело зашло так далеко? – Инфаркт был хоть и первый, но обширный. Ещё нашли грыжу на сердце и тромб в левом желудочке. Поставили синтетику, сказали, что года на четыре хватит, если ничего не буду делать, утруждать себя. Пятнадцатый год живу. А когда храм строили, нужно было и день и ночь крутиться, и тяжести таскать. Тот же кирпич при погрузке нужно на «КамАЗ» подавать. Вдвоём-втроём с шофёрами маялись, хочешь не хочешь – трудись. И ничего. А два года назад костный мозг прекратил выработку кровяных телец в ответ на лекарство, но опять всё обошлось, ведь в десятках храмов за меня молились. Здесь, в Туже, одна бабушка, староста прихода, сказала, что более ста молебнов за меня отслужили. Хочешь не хочешь – живи.   Начало исполнения обета – В Беляево у отца Александра хорошо было, душевно. Даже когда у нас открылся молитвенный дом, я продолжал к нему ездить. В тот раз приехал Великим постом – исповедаться и причаститься, и уже вышел было из храма, как матушка Эмилия меня догоняет: «Нас зовут к вам, в Тужу. Ваши ездили за благословением к архимандриту Кириллу, он согласился». «Из такого-то храма в нашу развалюху поедете?» – удивился я. У нас молитвенный дом руина-руиной, всё рельсами стянуто, но всё равно сикось-накось. Когда-то это был церковный дом, затем его под почту приспособили, потом нам отдали. Нужно было новый, добротный храм ставить. Матушка Эмилия сказала: «Нереально». А я: «Давайте попробуем!» Начал я в этом батюшку убеждать. С той поры стали мы с о. Александром как братья-близнецы – неразлучные. Когда он переехал в Тужу, я был депутатом райсовета, это, конечно, помогло. Администрацию наша идея не обрадовала, и стали мы обходить депутатов. Моя хорошая знакомая, юрист, посоветовала вынести вопрос на заседание местной думы, помогла написать заявление. Вынесли, народ уже подготовлен был, так что все, кроме одного, проголосовали за нас. – А один почему отказался? – Учитель. Старый коммунист, заядлый. Между прочим, родственник матушки Эмилии – двоюродный брат. – И что было после заседания? – Администрация нам пообещала отдать хорошее место в центре с условием, что за полгода будет готов проект. Отправились мы в реставрационные мастерские областного центра, но, услышав, сколько там просят за чертежи, отец Александр за голову схватился. Только что не бегом оставил мастерские: «Всё, храма нам не видать!» «Батюшка, не беспокойтесь, – отвечаю ему, – есть у меня ещё один вариант». Дело в том, что моя двоюродная сестра – архитектор, двадцать с лишним лет проработала в научно-исследовательском институте в Перми. Вместе с ней мы ходили по Перми, смотрели, как принято церкви строить, а потом за полтора месяца сестра сделала всё, что нужно. За работу не взяла ни копейки, хотя её к тому времени сократили и была нужда в деньгах. В Тужинской администрации, наверное, подивились, что мы так скоро управились, и потребовали согласовать всё с инстанциями – СЭС, природоохраной, архитекторами и т. д. Поехал я в Киров, а там говорят: «У вас на проекте печати нет» – ведь моя родственница не фирма какая-нибудь, откуда у неё печать? Но мы смогли договориться с архитектурным отделением политехнического университета: студенты сделали перерасчёт за посильную для нас сумму, печать была поставлена. Уладить дела с областной СЭС помог земляк, который там работал. В нашей районной администрации глазам своим не поверили, решили, что подписи поддельные, но из Кирова им ответили, что всё правильно. Согласовав что нужно, стали думать о самом строительстве. Отправились за советом к епископу Евгению в Троице-Сергиеву лавру, где батюшка учился. И тут мне в голову пришла мысль заказать в Софрино иконки св. Матфея – его только что прославили, образов ещё не было. Владыка Евгений благословил, и все деньги – и церковные, и наши с батюшкой – мы отдали, чтобы иконки нам сделали. Потом мы их и в Кировской области, и Горьковской, и в Марийской республике распространяли. Без помощи святого Матфея не на что было бы нам строиться. То место, где мы собирались строить, уже было загромождено каким-то давним недостроем, таким скверным, неправильным, что пришлось разбирать до подушки фундамента. Началась стройка, и пошёл народ, самые разные люди шли помочь. – Кого среди них не ожидали увидеть? – Не ожидал я увидеть учителей. Учителя пошли, даже старые коммунисты. И сейчас в храм ходят. Один учитель-коммунист – участник войны Анатолий Александрович Решетников – даже закладной крест сам сделал, вырезал из дерева.   «Не для того трудились...» – Были споры о том, какой должна быть церковь? – Пожилые говорили: зачем нам кирпичная, давайте строить деревянную, ведь лес в районе есть, а кирпич неведомо откуда придётся везти. Но батюшка хотел каменный храм, чтоб на века. И стали мы с отцом Александром искать кирпич. Несколько заводов объехали, больше всего понравился Кстовский в Горьковской области. Принимать кирпич я обычно сам ездил, в перерывах между работой. Главный врач не был сначала настроен помогать, но потом стал сочувствовать, так что у меня появилось время на поездки. Само у нас ничего не делается – надо с поставщиками постоянно договариваться, земляков найти, чтоб посодействовали отгрузке, перевозке… Один раз поехали без меня – вернулись с пустыми руками. Без молитвы ничего не делалось и не сделалось бы. Помню, выдали нам в Кирове цемент в мешках из-под сахара, да ещё таскать самим пришлось. Делать было нечего, согласились. Больше всего беспокоило: вдруг дождь пойдёт? Тогда мы в Тужу не цемент, а чушки бетонные привезём. И вот едем, а тучи всё небо заволокли, молнии сверкают, а я Иисусову молитву читаю. Уж как Бога просил, чтобы обошло… И знаете, всю дорогу мы здоровенные лужи объезжали, а на нас ни капли не упало. Как вернусь, до двух часов ночи сидим с о. Александром, обсуждаем, как да что, – уж очень он хотел храм достроить. Не получилось... – Расскажите, каким вам отец Александр запомнился. – Он был необычайной доброты, это главное качество, о котором всякий скажет. Необычайной! По любому вопросу подходи – не откажет. Через эту свою особенность многим помог избавиться от пьянства. Не в силах был отказать в помощи, и Господь по его молитвам многих исцелил. Два моих брата от винопития отошли, со всех сторон ехали за помощью, даже из Новосибирской области. Очень уважали. Однажды не сошлись мы в одном деле, батюшка даже осерчал на меня. Потом звонит. «Извини, – говорит, – Василий, я был не прав. Поднял на тебя голос». Это вообще редкость – попросить прощения, а он никогда не считал это ниже своего достоинства. Голоса он, надо сказать, не поднимал, это ему показалось или, по его понятиям, громко вышло. И со всеми так, не только со мной. По-настоящему, помню, только раз рассердился и долго потом переживал. Выдали деньги бригаде, которая храм строила, и она запировала. Сначала ждали, когда нагуляются, мало ли, всякое бывает. Но потом видим, не могут больше работать, пришлось после них кирпич заново класть. Тут уж делать нечего, пришлось увольнять. Батюшка сильно мучился. «Не смог, – горевал он, – я их вразумить!» – Почему отец Александр сам всё делал по храму, неужели людей не хватало? – Да нанимали, сколько деньги позволяли, и народу немало приходило помогать, весь кирпич руками наверх поднят. До семидесяти человек собиралось, а батюшка всех потом на службе поминал. Но и сам не мог без дела сидеть, уж больно душой болел за церковь. Я всё удивлялся: академию с красным дипломом закончил, кандидатскую защитил, а никаким трудом не пренебрегал. Когда гибель его случилась (чурочка в храме его убила, её плохо закрепили), власти испугались. Народу собралось столько, сколько в Туже не видали, всё кругом было заполонено. В Яранск гроб повезли, впереди милиция, машин вереница не меньше чем на километр. Постепенно уходят строители храма, многих уж нет в живых. Забывается, как всё было, но мы не для того трудились, чтоб нас помнили. Так исполнил Василий Иванович свой обет. Говорят, что трудно долги отдавать, берёшь чужое, отдаёшь своё. Иначе обстоит с тем, что задолжали мы Господу. Отдаёшь Ему, а прибывает у тебя. Духовные лекарства Церковь называют еще «духовной аптекой». Как во всякой, аптеке, в Церкви много разных средств от разных духовных болезней. А так как духовные болезни обычно являются причиной телесных, то излечение от них поможет исцелиться и телом. Главным из таких лекарств является таинство соборования. Огромное значение также имеют таинства исповеди и причащения. Таинства Церкви – это не сеансы магии, где все сделают за вас. Таинства требуют нашего внутреннего участия и сосредоточенной подготовки. И конечно, самое постоянное духовное средство, которое необходимо нам, – молитва. сем болящим в утешение Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22). Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоющим еще и не такой беды, — осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, — и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего. (Св. Феофан Затворник). Если человек переносит встречающиеся ему испытания с благодарением Богу, то они ему будут способствовать достижению вечного спасения. (Св. Феофан Затворник). Благодарить в бедах — заслуга большая, чем давать милостыню. (Св. Димитрий Ростовский).   Утешение болящему Как вести себя в болезни и как относиться к болящим? «Здоровье есть дар Божий, — говорил преп. Серафим Саровский, — но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям». Надо благодарить Господа за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина — шествовать ко Христу Спасителю нашему. Болезнь — это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа. Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения. Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари болящий Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению. Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую. Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели. Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь — душе. Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного преп. Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы. Болезнь избавляет от многих душевных страстей; ап. Павел говорит: «Внешний человек тлеет, а внутренний — обновляется» (2 Кор. 4, 16). Болезнь, — вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп. Когда же будут тебя безпокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное». (Преп. Амвросий Оптинский). В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом. (Св. Феофан Затворник). Болезни наши большею частью происходят от грехов, — почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить. Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Нас сближает с Богом — скорбь, теснота, болезнь, труды. Не ропщи на них и не бойся их. Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух спасает. (Св. Тихон Задонский). Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей — сатана — пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни. Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье — ничто. Кто не имеет отрады здесь, и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную (Преп. Амвросий Оптинский). Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: «Господи! Даждь ми зде терпение, а тамо отпущение». Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти. Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. Кто с благодарностью переносит телесные недуги и терпит из-за болезни разного рода прискорбности, тот не далек от безстрастия, почему с радостью ожидает смерти, как виновницы вступления в жизнь вечную. (Блаж. Диадох). Не может человек терпеливо переносить скорби, если не будет иметь в уме своем смертный исход свой, безконечные мучения и радость Царства Небесного. Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай. У одра болезни — молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом — в виде хлеба — в печь и, наконец, — на трапезу Божию. (Св. Феофан Затворник). Но здоровье и болезнь в руках Божиих, промышления — суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее, все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную. Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу. (Св. Григорий Богослов). Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня». (Древний патерик). На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени. В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души. Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша — великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите — и спасена будет душа Ваша. (Старец Арсений Афонский). Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию. Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. (Св. Иоанн Кронштадтский). Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно. Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя. Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы. Будучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом, да твори Иисусову молитву. (Старец Анатолий Оптинский). Разве не знаете, что и от больного Бог истязует молитвы духовные? (Св. Иулиания). Будучи немощной, и правило, как можешь так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади. Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий, у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысел. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит, в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим». Лечение гипнозом чуждо должно быть веры христианской: ни в Св. Писании, ни в отеческих учениях сего не видим. Употребление гипноза есть отрасль волхования. Кто лечится с надеждою на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, тот не погрешает. Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение. (Св. Феофан Затворник). Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности?» В болезнях должно заботиться об излечении их. В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою и таинствами: исповедью, причащением, и соборованием. Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей. Богатство душевное — в терпении. В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению. (Св. Феофан Затворник). Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать. В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии — Бога имеет своим должником. А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли грешнице поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением». (Старец Арсений Афонский). А когда утомитесь не спавши, то уже о правиле не беапокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление. Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей. (Блаж. Иероним). Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего Вас от скорби и уныния. О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена, Многоболезненного: как он не выходил из келий и даже не желал выздоровления. Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари аа это Бога, заботящегося о тебе. (Игум. Никон). Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа. (Св. Феофан Затворник). Кушать по болезни не грешно и рано, когда хочется, ибо вы слабого здоровья, но скрывать это нет нужды, ибо это дело обычное, — иные даже нарочно при людях кушали, дабы не имели о них высокого понятия. Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание. Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апост., 69 правило); (Митр. Филарет Московский). Человек, проникнутый надеждою на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит себе: «Теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устрояет к моему благу. Он говорит с пророком: «Благ Господь терпящим Его в день скорбения и знаяй боящыяся Его». (Наум 1,7). Очень жалею, что вы так расслаблены. Терпите... Это первая добродетель, которую Вам теперь следует исполнять. Вторая — благодарение Бога, все во благо нам устрояющего. Третья — благодушествуйте, видя сию к Вам милость Отца Небесного. Для страдалиц это хорошо. Если перенесут благодушно, без ропота и осуждения, и серчания, то мученического чина причастны будут. «Что больна, — пишет о. Анатолий Оптинскнй, — не беда: грешным людям это — очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу». Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Св, Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую Вашим желудком. Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь и постоять на молитве. (Архим. Варсонофий, Александро-Свирского монастыря). Если в болезни иногда по немощи и помалодушествуете, то не отчаивайтесь, а прибегайте к покаянию, ибо попускает Господь к смирению. Бывает иногда при болезни искушение. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Душа не может освободиться от искушения иначе как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу». Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, и благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота, и с благодарением терпим. (Старец Арсений Афонский). Больной должен в посты поститься в среду и пятницу, а в остальные дни ему разрешается кушать скоромное, кроме мясного. В болезнях должно вопрошать Отцев прежде врачей. (Св. Варсануфий Великий). Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение. (Св. Варсануфий Великий). Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, — и они терпят. (Св. Тихон Задонский). Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь. (Св. Иоанн Кронштадтский). Особенно будь кроток и терпелив в болезни и в разных неблагоприятных обстоятельствах: ибо тогда мы особенно порываемся к раздражительности, изнежены довольством, здоровьем, счастьем и покоем. Терпи с благодарностью воле Божией всякую болезнь и немощь, всякий труд, всякую обиду и неприятность, говоря: «Да будет воля Твоя», — и зная, что благость Божия ведет все к лучшему для тебя, и что всякую неприятность Господь удобно может претворить в счастье и радость. Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (сколдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и пр., а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего — диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его. Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это. Болезни — напоминают о смерти, и надо готовиться к ней. Следует упомянуть так же о том, что Св. отцы предлагают освящать принимаемое лекарство: так, преп. Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство — розовое масло со св. водой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно. В болезни, прошу, пользуйся лекарствами, ибо многие нуждаются в твоем здоровье. (Св. Феодор Студит). В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения. Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями грехи очищаются, и от страстей избавляемся. Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо. (Св. Феофан Затворник). Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения), — только сугубое зло. Если не можешь ходить в церковь по болезни, то не ходи, только не ропщи. Утешающих тебя в болезни и служащих тебе в ней благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Терпение в болезни Господь принимает вместо поста и молитвы. Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым». Благо тому, кто имеет болезни и скорби. Ими очищаются грехи. Но если, очищаемые Богом болезнями и скорбями, мы продолжаем грешить, то надо опасаться, чтобы не истощилось на нас милосердие Господа, жаждущего нашего покаяния. Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его. В болезни не желай себе смерти — это грешно. Больные пусть помнят, что им служат ради Бога, и пусть не опечаливают служащих им братий излишними своими требованиями. Впрочем, и таких надо терпеливо сносить, потому что через это стяживается богатейшая награда. Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетить его и послужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда. Не забывай писать утешительные письма тем, кто страдает за веру Христову и страждет в болезни или находится в темнице и скорби. Перенесение от больной неприятностей, много душе принесет пользы. Помогайте ближним Вашим болящим, но не думайте, что добро делаете, а из любви и сострадания. Что вы удостаиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья. Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших, нуждающихся, скорбящих. Делайте для больного, старого и пр., но не желайте воздаяния за свою деятельность. Будь готов посетить всякого человека, когда он находится в страданиях, трудах и скорбях. Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешая страдальца добрым, ласковым, увещательным словом или краткою молитвою. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать для больного что-либо божественное. Кто пренебрегает больным, тот не узрит свет; кто отвращает лице свое от скорбящего, для того омрачится день его. Не пренебрегай голосом страждущего. Больного надобно утешать Божественным Писанием и страданием Спасителя. Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешил его. Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью. Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда. Способ посещения и утешения больного: Вот этим письмом я иду посещать и утешать больную. В посещении болящих должна быть рассудительность. Есть тяжкие больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомленной нервной системой и т.п.), которые тяготятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами. Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему — будет ли приятно их посещение болящему. Посещай болящих, да посетит Бог тебя. Равную награду получает больной и кто служит ему. (Св. Пимен Многоболезненный). Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом. Хотя и доброе дело — иметь заботу о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение; где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется. Что вы удостоиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога; но да не вознесется сердце ваше о сем; быть у больной — весьма доброе дело, и заповедь Божия, и долг любви сего требует, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья. Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями. (Св. Димитрий Ростовский). Из всего, что случается в земной жизни, только один грех должен печалить христианина. Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек. (Св. Иоанн Златоуст). Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более... Вместе с тем, нужно веровать и надеяться, что, если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения. (Преп. Серафим Саровский).   Благодатная исцелительнице. Не напрасно наша земная жизнь называется юдолию плачевной: страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих — в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верою Христовою, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда Апостолы увидели слепорожденнаго и спросили Господа: кто согрешил: сей ли, или родители его, яко слеп родился? — Господь сердцеведец отвечал им: ни сей согрешил ни родители его, но да явятся дела Божии на нем (Иоанн 9, 2.3). И Он тут же совершил на нем Свое Божественное дело — исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылается человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию: да явятся дела Божии на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивныя дела Свои чрез святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых — Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника. Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нея, преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» — Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву, и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел Хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящаго и молитвенно воззвал: «о Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие... Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в безпамятсгве от боли он произносит только безумные глаголы... О Премилосердая Госпоже! обрати Матерний взор на сего страдальца и пощади его!» — Так молился Ангел Божий за болящаго, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящаго каплею млека своего, стала невидима... И больной встал с своего убогаго ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он разсказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой исцелительница икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верою и получают, по вере своей, исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в домы свои к одру болящих, и премилосердая Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение... Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душою — кто не болен из нас? Все — все мы больны; если не телом, то душою, сердцем, умом, волею больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по нашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть, во грехах наших, никто, кроме нас, не повинен... Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец. Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Эго только показьшает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном безпамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для сего нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое безпомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться — значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои яко песок морской — се начало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы можем узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зарцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвою Ефрема Сирина: даруй ми. Господи Царю, зрети моя пpегрешения?Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться с своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по несколько раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и сия его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных страданий. А мы — чем привлечем к себе милосердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела Хранителя, — на что укажет он, наш неусыпный предстатель — Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников? Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и ея Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрыя дела, но нам — нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцев животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовию к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатию Духа Божия животворящаго. Таков закон благодатной жизни. Итак, болишь ли ты телом, болишь ли душою, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление... Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатныя, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властию, от Христа ей данною, от грехов твоих, — а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в таинстве Причащения пищею безсмертною — Телом и Кровию Христовою, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной — постом и молитвою, сам во имя Христово напитай алчущаго, напой жаждущаго, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих таинство елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты безпомощнаго, замени ему отца и мать, сделай для него — что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно, — право же можно — делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно — тайно; ты сам ищешь у Бога милости, — окажи же милость ближнему и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит — идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брате мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, призрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, призрит на нищету твою духовную и — болит ли твое тело, или страждет душа — Он исцелит тебя Своею благодатию. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел Хранитель твой, и все святые Божий, наипаче же премилосердая наша заступница, Пресвятая Богородица — не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь. Материал взят из книги: «Крупицы духовной мудрости «Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них.» Прот. Валентин Мордасов

Елеосвящение (таинство соборования)

Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смертным. Человек «облекся в кожаные ризы - тяжелую плоть, и стал трупоносцем», как говорит святитель Григорий Богослов.[1] В жизнь человека вошли болезни. По учению Церкви, причины всех болезней коренятся в общей греховности человека: грех вошел в его естество, как некий диавольский яд, осквернивший и отравивший его. И если смерть является следствием греха («сделанный грех рождает смерть»; Иак. 1:15), то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью, которой предшествует. Хотя все болезни происходят от разных причин, общий корень у них один - тленность человеческого естества после грехопадения. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, «врачи, которые лечат тела людей... никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу... здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь».[2] Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос.

В течение Своей земной жизни Христос совершил множество исцелений. Часто Он спрашивал обращавшихся к Нему за помощью: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28). Исцеляя тело от болезни, Он исцелял и душу от самого страшного недуга - неверия. Христос указывал на виновника всех душевных и телесных болезней - диавола: о скорченной женщине Он говорит, что ее «связал сатана» (Лк. 13:16). Исцеления совершали также апостолы и многие святые.

Для помощи больным уже в апостольское время существовало таинство, получившее впоследствии название Елеосвящения. О нем говорит апостол Иаков в своем Послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Явно, что речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев, видевших в елее целебное средство, а об особом церковном таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами.

В основном таинство Елеосвящения в Восточной Церкви сохранило те главные черты, которые указаны апостолом Иаковом: его совершают семь пресвитеров (на практике часто меньше - два или три), читаются семь апостольских и евангельских зачал, совершается семь раз помазание больного елеем и прочитывается разрешительная молитва. Церковь верует, что в таинстве Елеосвящения больному, согласно словам апостола Иакова, прощаются грехи. Это, однако, отнюдь не означает, что Елеосвящение может заменить исповедь, обычно это таинство совершается после исповеди и причащения.

Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на исповеди) грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл.

Еще более искажает смысл таинства исцеления, каковым можно назвать Елеосвящение, такой взгляд, при котором оно воспринимается как предсмертное напутствие или «последнее помазание». Подобный взгляд был распространен в Римско-Католической Церкви до II Ватиканского Собора и оттуда проник в некоторые Восточные Церкви. Причиной возникновения этого взгляда, как думает протопресвитер Александр Шмеман, является то обстоятельство, что Елеосвящение не гарантирует исцеления. «Но мы знаем, - пишет он, - что всякое таинство есть всегда переход и преложение... Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали «помощи» нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти... Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении - на время! - его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу».[3]

В этом смысле можно сказать, что Елеосвящение приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от мучений в будущем веке. Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: болезнь, сама по себе являющаяся злом, может принести добро человеку, который благодаря ей приобщается страданиям Христовым и воскресает для новой жизни. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу.

 

Date: 2016-02-19; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию