Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фонетические процессы





В потоке речи звуки могут изменяться. Изменения бывают вызваны позицией звука в слове или влиянием соседних звуков. Выделяются следующие позиционные изменения звуков, или фонетические процессы.

РЕДУКЦИЯ гласных звуков (с лат. ослабление)

Это изменение гласных в слабой позиции, в безударном положении.

Редукция бывает качественно-количественной и количественной.

Количественная редукция – такая, при которой гласные изменяют только количество, то есть долготу и силу своего звучания. Количественной редукции подвергается гласные фонемы <и у>.

Например: в слове лес гласный [э] находится под ударением, он стоит в сильной позиции, слышится отчетливо. В слове леснИк первый гласный оказывается в безударном положении, изменяется на [и]: сокращается долгота и сила звука [э], меняется качество звучания (тембр). Это качественно-количественная редукция.

Качественно-количественная редукция – гласный меняет не только долготу и силу, но и качество своего звучания. Такая редукция характерна для гласных <а о э>.

В слове м у кА первый гласный ударный, [у], в слове м у чИтель гласный оказался без ударения, произносится короче и слабее, но качество его не меняется. Это количественная редукция.

АССИМИЛЯЦИЯ – это уподобление одного звука другому.

Ассимиляция гласных в современном русском литературном языке не встречается.

Выделяется ассимиляция:

а) по глухости: ло д ка [тк] (ср. ло д очка, в корне в сильной позиции звук [д]);

б) по звонкости: сбить [зб] (приставка в сильной позиции обозначает звук [с]: снять);

в) по мягкости: кустик [с’т’] (ср. куст, звук [c]).

г) по твердости: семнадцать [мн] (ср. се [ м’ ]), конский (ср. конь).

д) по месту образования: сшить [шш] (ср. [ с ] ыграть), разжать [жж] (ср. ра [з] лить);

е) по способу образования: отсыпать [цс], отцепить [цц] (ср. о [т] нять).

Ассимиляция может происходить сразу по нескольким признакам

ДИССИМИЛЯЦИЯ (с лат. расподобление)

Такой тип звуковых изменений, при котором из двух одинаковых или близких по артикуляции звуков получаются разные или более далекие по своей артикуляции звуки. Это процесс, противоположный ассимиляции. Диссимиляция встречается значительно реже ассимиляции. Чаще встречается в ненормированной речи (диалектах, детской речи, просторечии). Например: бомба – бонба, коридор – колидор. В литературном языке: легкий, мягкий, что, конечно.

ОГЛУШЕНИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ на конце слова

В русском языке звонкие согласные на конце слова оглушаются. Происходит в следующих случаях: на конце слова перед паузой: дуб; внутри речевого такта, если следующее фонетическое слово начинается с гласного, сонорного согласного, согласного [в], [в’].

В результате звонкие и глухие согласные чередуются (дубы – дуб: [б] ||[п]).

Не происходит оглушения звонких согласных внутри речевого такта, если следующее слово начинается со звонкого согласного.

ДИЭРЕЗА (выкидка звуков) – происходит, когда в слове оказывается три и более согласных. В ряде звуковых сочетаний при соединении трех и более согласных один выпадает, сокращается до нуля звука. В результате происходит чередование согласного с нулем звука. Например: солнце – солнышко [н] || [о], узда – под уздцы [д] || [о].

АККОМОДАЦИЯ – приспособление артикуляции гласных и согласных, чаще артикуляция гласных приспосабливается к артикуляции согласных. Так, гласные после мягких согласных и/или перед мягкими согласными становятся более передними по ряду и более верхними по подъему (смещаются вперед и вверх). Согласные могут приспосабливаться к гласным. Например, согласные перед лабиальными гласными становятся несколько огубленными, готовятся к произношению лабиальных гласных: [тоом].

ВСТАВКА ЗВУКОВ – процесс включения в определенные сочетания звука, которого этимологически здесь быть не должно. Чаще встречается в диалектах, в просторечии, в детской речи: ужастный, спринтер (принтер). Иногда это явление закрепляется в литературном языке: осемь – восемь, любить – люблю, встреча – вставлен звук [т], в древнерусском языке был глагол сретати (ср. Сретенка).

Вставка в начале слова – протеза, в середине слова – эпентеза. Эпентезы (или вставки) чаще всего имеют диссимилятивную основу, чаще всего речь идет о вставке звуков [в] или [j] между гласными, например в просторечии говорят Ларивон вместо Ларион или Родивон вместо Родион, а также радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян и так далее. В области согласных частый случай – вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.

МЕТАТЕЗА (перестановка звуков) – мена местами согласных звуков или слогов. Характерен для детской речи (виналяшка – неваляшка), при заимствовании слов (нем. teller – тарелка), при переходе слова в диалект (ведмедь – медведь).

Date: 2016-02-19; view: 1710; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию