Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. КлышкаИли учитель рисует поезд на доске. Затем читает список зверей, а дети «рассаживают» их в зависимости от количества слогов в названии. В вагоне с цифрой 1 могут оказаться зубр, лось, лев, слон, тигр, рысь. В вагоне 2 — жираф, зебра, медведь, олень, лиса, заяц, барсук. В вагоне 3 — косуля, крокодил, мартышка, носорог, кенгуру. Собираем букет Учитель сначала перечисляет названия цветов, чтобы учащиеся вспомнили их. Далее, например, произносит название цветка из двух слогов. И учащиеся собирают букет из «двусложных» цветов. Это могут быть астра, герань, кактус, жасмин, ирис, крокус, ландыш, лютик, мальва, нарцисс, пион, роза, тюльпан. Учитель называет цветок — слово из трех слогов. Учащиеся продолжают, «собирают» букет: василек, гвоздика, гиацинт, лилия, подснежник, ромашка, фиалка. Прятки Учитель: — Ребята, слова любят так же, как и вы, играть в прятки. В длинном слове может спрятаться короткое. Я буду называть слова, а вы отбрасывайте первый слог и узнаете, какое слово спряталось. Например, я говорю: фасоль. Вы отбрасываете фа и находите спрятавшееся слово соль. Слушайте... (Учитель называет слова: барак, барсук, Борис, брусок, гамак, забор, клубок, кулак, кусок, моток, машина, пожар, порог, рыбак и др.) Угадай слово Учитель предлагает детям: «Угадайте, какое слово я задумал. Начинается оно со слога му. Дети отгадывают: муха, мухомор, муравей, муравейник, музыка, музей, мука... Наконец, кто-то называет задуманное учителем слово. И учитель, к примеру, говорит: — Лена угадала, но все правильно придумали слова на му. А теперь я задумал слово на ма... Учитель называет слова (можно использовать орфографический или какой другой словарь). Когда он назовет слово, которое начинается, скажем, с му, дети должны поднять руку, или взяться за ручку, или «поймать» слово, сжав кулачок, и т. д. Затем задание варьируется: надо «поймать» слово, начинающееся со слога ма, со слога мо, со слога мы. Учитель называет три слова: газон, голубь, гуси. — Повторите, дети. Какое из этих слов начинается со слога го? (Голубь.) А какое — со слога гу? (Гуси.) А какое — со слога га? (Газон.) Примерные наборы слов: бусы баня боты камень козы куры молот муха маска робот ранец руки сахар сушки соки туча тачка точка Таким образом учащиеся учатся слышать различие слогов (ма, му, мо, мы), начинающихся с одного и того же согласного, но различающихся гласным звуком; готовится база для выделения потом гласных в этих словах. Страница 46 — ударение. К изучению ударения, как уже отмечалось ранее, можно переходить лишь тогда, когда учащиеся легко называют отдельно любой слог из слова — второй, третий, первый... Как известно, детям нетрудно произнести слово по слогам (ма-ши-на), определить количество слогов в слове. Но не так просто дается учащимся назвать отдельно их, «вырвать» из слова. А ведь при изучении ударения надо называть ударный слог, а потому к прохождению ударения учащийся уже должен уметь свободно выделять всякий слог из слова. Разнообразна работа ударения. «Рассыпанные» слоги оно собирает в единое целое и заставляет их зазвучать словом. Общеизвестно, какую роль оно может иметь в смыслоразличении определенных слов (мука и мука, плачу и плачу). Стоит ли говорить о том, какое значение имеет оно не только для чтения, но и для письма: ударением проверяется написание безударных гласных. Каким же образом выделяется ударный слог? В методической литературе нередко можно встретить утверждение — громкостью. Да и само слово ударение тоже как бы толкает к такому пониманию. И вот уже можно видеть иллюстрацию, как гномик ударяет молоточком по одному из слогов в слоговой схеме слова. Он то и ударный! А между тем не все так просто. Сошлюсь на опыт школы. Проводили эксперимент. Одной группе учащихся сообщали, что ударный слог звучит громче, второй — что он длительнее. Последняя группа показала в два раза лучшие результаты в определении ударных слогов. А вот что пишет Л. В. Бондарко в учебном пособии для студентов пединститутов «Звуковой строй современного русского языка» (М., Просвещение. 1977. С. 150): «Экспериментально-фонетические исследования русского ударения показывают, что самое основное различие между ударными гласными и безударными — это различие в длительности этих звуков». На 75-й странице этого пособия приводятся интересные данные: «... еще в 50-е годы нашего столетия при изучении фонетических свойств словесного ударения использовались синтезированные слова. Так, синтезированное слово муку воспринималось испытуемыми как муку, если длительность первого гласного была больше, чем длительность второго, и как муку, если экспериментатор увеличивал длительность второго гласного. Увеличение же интенсивности одного из гласных (т. е. громкости — А. К.) при их равной длительности не воспринималось испытуемыми как признак ударности этого гласного». А теперь, базируясь на научной основе, подумаем: с каких слов начнем объяснение ударения. Проще с двусложных, чтобы сложная слоговая структура не отвлекала внимание учащихся. И конечно, лучше, если слова будут состоять из повторяющихся слогов. На фоне одинаковости слогов ярче выступит разница в их произнесении. Язык предлагает свои услуги: вот нужные и такие близкие детям слова: мама, папа,
|