Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операция --- условия





(в зависимости от условий и тех целей которые поставлены, будут осуществляться определенные операции; операция выбирается в зависимости от имеющихся условий)

Т.о. Д. – это способ объективации субъективного, который дает возможность проникнуть во внутренний мир человека, т.е. в Д. проявляется сознание человека (единство сознания и Д.) => можно изучать психику человека, наблюдая со стороны, а не путем интроспекции => открывает пути для применения объективного метода в психологии.

 

5. Приведите несколько примеров теорий верхнего уровня. Объясните почему вы относите их к этому уровню.

ОТВЕТ:

К теориям верхнего уровня можно отнести теорию деятельности Леонтьева, теорию субъекта Рубинштейна, культурно – историческая теория Выготского.

Т.к. эти теории наиболее высокой степени обобщенности, являются базисом для построения более частых теорий, н-р, на основе теории деятельности Леонтьева построены теория произвольного запоминания Смирнова, теория непроизвольного запоминания П.И. Зинченко, концепция поэтапного формирования умственных действий Гальперина (+ культурно – историческая концепция Выготского); на основе теории субъекта Рубинштейна созданы работы Абульхановой – Славской, Брушлинского; на основе культурно – исторической теории Выготского построены работы Эльконина (соц. ситуация развития, вед. дея-ть, новообразования, кризис).

Гипотезы, положенные в их основу, являются наиболее обобщенными и эмпирически напрямую не проверяются, т.е. эмпирически ненагруженные гипотезы, т.е. теоретические гипотезы (т. деятельности Леонтьева и т. Смирнова, Зинченко); используемые понятия в имеют статус научных категорий (деятельность, субъект, сознание и др.).

6. Приведите примеры теории среднего уровня. Объясните, почему именно эти теории следует отнести к данному уровню.

ОТВЕТ:

1) Пример: любая теория К. Левина, н-р, учение о потребности.

Н-р, Левин в своей теории ввел квазипотребности (некая напряженная система, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивая деятельность человека, и стремится к разрядке/удовлетворению, т.е. социально обусловленная потребность). Для доказательства этого положения были проведены опыты ученицы Левина – Овсянкиной. Эксперимент: испытуемым предлагалось выполнить определенное нетрудное задание (например, сложить пазлы и т.п.) => когда человек уже увлекся выполнением заданием у него его забирали без объяснения причин и предлагали выполнить другое задание, которое абсолютно не было похоже на предыдущее; когда испытуемый увлекся выполнением другого задания, экспериментатор намеренно первое задание каким – либо образом пытался скрыть, например, спрятать задание в шкаф или прикрыть его газетой и т.п.; когда испытуемый завершал выполнение второго задания, экспериментатор делал вид что чем – то занят (отворачивался к окну и что – то разглядывал, читал документы и т.п.) и испытуемые по завершению выполнения второго задания демонстрировали стремление к возврату и завершению первого заданию (86% испытуемых пытались завершить первое задание – открывали ящик, где лежит задание, доставали его из – под газеты и т.п.)=> вывод: квазипотребность существует и стремится к своему удовлетворению.

Или Левин в своей теории выдвинул идею о том, что квазипотребность определяет и мимическую деятельность человека. Для подтверждения этого положения Левин придумал эксперименты с законченными и незаконченными заданиями, такие эксперименты провела Зейгарник => Зейгарник сделала вывод, что незавершенные действия воспроизводятся на 90% лучше, чем завершенные (когда действие завершено – квазипотребность удовлетворяется; когда действие не завершено, то квазипотребность не удовлетворена и действия, направленные на завершение задания, являются удовлетворением квазипотребности).

Или положение о том, что удовлетворение квазипотребности имеют замещающий характер => эксперименты сотрудниц Левина Малер и Лисснер: испытуемым предлагалось выполнить какое-либо задание, но затем его выполнение прерывалось экспериментатором (т.е. действие было незавершенно) и предлагалось выполнить другое, но СХОЖЕЕ с 1-м задание => испытуемые к выполнению первого задания не возвращались, т.е. второе задание носило замещающий характер.

2) Пример: теория поля Левина, где вводятся такие понятия как «стать над полем» и «власть поля» => эксперименты 1) в автобусе перед вами стоит человек в черном пальто, к которому прицепилась белая нитка => и вне зависимости от того, что человек не знаком, вам хочется снять эту белую нитку; 2) испытуемого приглашали в кабинет, якобы ради исследования памяти; в данном кабинете был накрыт стол, с различной вкусной едой; экспериментатор предлагал испытуемому подождать пока начнется эксперимент и в это время покушать; некоторые испытуемые начинали возмущаться и говорили, что они сюда пришли не для того, чтобы кушать, а другие – радовались тому, что появилась помимо участия в эксперименте у них появилась возможность и вкусно покушать.

Т.о., теории К. Левина мною отнесены к теориям среднего уровня, т.к. его теории, не прямо соотносят общие/универсальные положения о сущности психических процессов/феноменов с уровнем эмпирического исследования, а предполагают построение промежуточных гипотез, которые доступны эмпирической проверке; отличие теорий верхнего уровня от теорий среднего уровня: для того, чтобы проверить теорию верхнего уровня необходимо построение частных теорий, а теории среднего уровня не являются базисом для построения др. теорий, это достаточно обобщенная теория, но и при этом не прямо выходящая на эмпирическое исследование (пр. любая теория К. Левина, н-р, теория поля);

7. Приведите примеры теорий нижнего уровня. Почему данные теории вы отнесли к этому уровню. Объясните.

ОТВЕТ:

1) Пример: теория фрустрации Розенцвейга.

Все реакции на фрустрирующие обстоятельства Розенцвейг предлагает разделить на 3 группы:

1. Экстрапунитивные реакции; субъект активно обвиняет внешние препятствия или другие лица. Это как правило сопровождается такими эмоциями как гнев, возбуждение.

2. Интрапунитивные реакции/самообвиняющие; человек испытывает чувство вины, угрызения совести.

3. Импунитивные реакции; здесь имеет место попытка уклониться от упреков, причем высказанных как другими, так и субъектом самому себе и стремление рассматриваться фрустрирующую ситуации примиряющим образом.

Для диагностики фрустрационных реакций Розенцвейгом был разработан рисуночный тест => прямой выход на эмпирическую проверку данных.

Данные теории правомочно отнести к теориям нижнего уровня т.к. они наиболее операционализированные; гипотезы максимально эмпирически нагружены и непосредственно эмпирически проверяемы (это эмпирические гипотезы); индикатором отнесения теории к теории нижнего уровня является наличие методики, которая выводится из теоретических построений.

2) Пример: теория агрессии Басса – Дарки.

8. Назовите временной период открытого кризиса в психологии. Выделите причины и признаки кризиса.

ОТВЕТ:

Временной период – 60-е гг. 19 в. - 10-е гг. 20 в.

Причины: запросы практики, необходимость ответить на которые привела к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов (ассоцианизм) и к появлению новых направлений в исследованиях и новых концепций.

Признак кризиса: не возможность объяснить накопившиеся аномалии.

В этот временной промежуток ассоцианизм получил серьезную критику в трудах его же основателей. Дж. С. Миль показал в своих работах, что ассоцианизм не способен решать конкретные задачи и первым предложил ввести в психологию идею естественных науки, тем самым подорвав основу ассоцианистической психологии (один из признаков кризиса, когда ученые господствующей парадигмы признают невозможность ответить на поставленные практикой вопросы) => в психологию стал внедряться объективней метод – метод эксперимента + стали появляться школы, принципиально отличающихся по своему предмету, методу и базовым принципам – бихевиоризм, гештальт – психология и классический психоанализ.

В бихевиоризме утверждался однозначно объективный метод изучения поведения человека; абсолютным новшеством явилось введение понятия поведение.

Утверждение гештальт – психологии начинается с открытия фи – феномена и принципа целостности в объяснении психических процессов; предмет исследования гештальт – психологии – восприятие; основной метод – феноменологический метод.

Классический психоанализ, предметом изучения которого становится бессознательное; основной метод исследования – ассоциативный эксперимент или метод свободных ассоциаций.

 

9. Объясните, чем отличаются понятия «научный подход» и «научная парадигма».

ОТВЕТ:

Научная парадигма (Кун) – совокупность фундаментальных достижений в конкретной науке, которые задают общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и которые признаются в течении определенного времени научным сообществом как основа их научно – исследовательской деятельности (н-р, ассоцианизм/интраспективная психология/психология сознания).

Научный подход – некоторая идея или конструктивный принцип в науке или практике, вокруг которого объединяются теории, концепции и другие виды теоретического знания (н-р, экзистенциально-гуманистический подход = В. Франкл, Роджерс, Ялом, Мей).

10. Можно ли говорить о деятельностном подходе и деятельностной парадигме или нельзя. Приведите обоснование своей точки зрения.

ОТВЕТ (ПЛОХОЙ ОТВЕТ):

Деятельностный подход приобрел статус научной парадигмы с присущими всякой парадигме атрибутами: методологическими и теоретическими основаниями (теория Маркса), фазами развития, историческим вкладом, персоналиями.

Критериями научной парадигмы является такая область научного знания, которая:

1. имеет собственный предмет исследования (деятельность);

2. наличие специфических методов исследования данного предмета;

3. наличие понятийного аппарата, который описывает изучаемую предметную область;

4. принципы объяснения получаемых фактов в рамках данного направления;

5. данная область знания признается большинством ученых на определенном этапе развития науки.

Алексей Николаевич Леонтьев сделал деятельность предметом и методом психологического исследования.

 

 

11. Приведите обоснование необходимости для психологии философской категории «отражение».

ОТВЕТ:

Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. При этом фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Понятие отражения является в психологии исходным, т.к. как бы научные представления в рамках психологии не изменялись подход к психике как к субъективному отражению объективной реальности остался непоколебимым.

 

12. Раскройте систему понятий, отражающих категорию «личность».

ОТВЕТ:

Единицами анализа для теории личности могут служить понят индивид, индивидуальность, активность, деятельность, общение, группа, коллектив, сознание, развитие.

+ ответ про категорию личности (если остается время продиктовать – быстро прочитать).

 

13. Через какие психологические понятия и в каких теориях раскрывается категория активности?

ОТВЕТ:

НЕ ЗНАЮ!

14. Назовите содержательные характеристики понятия, через которые раскрывается категория деятельности.

ОТВЕТ:

деятельность --- потребность + мотив

(потребности + мотивы = основа Д.)

(Д. реализуется через действия)
действия --- цель

(в зависимости от целей будут выбираться те или иные действия)

Date: 2016-02-19; view: 1004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию