Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания по истории России 1921-1939 гг

Из статьи в газете.

«Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учет разнообразия условий в различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства…

Известно, что в ряде районов СССР, где борьба за существование колхозов далеко еще не закончена и где артели еще не закреплены, имеются попытки выскочить из рамок артели и перепрыгнуть сразу к сельскохозяйственной коммуне. Артель еще не закреплена, а они уже "обобществляют" жилые постройки, мелкий скот, домашнюю птицу, причем "обобществление" это вырождается в бумажно-бюрократическое декретирование, ибо нет еще налицо условий, делающих необходимым такое обобществление».

C1. Определите год опубликования статьи, ее автора и название. Назовите в общей сложности не менее трех положений.

C2. На основании текста документа назовите два недостатка в проведении коллективизации, на которые указывает автор. Привлекая знания по истории, укажите цели, которые преследовала публикация данной статьи. В общей сложности укажите не менее трех положений.

C3. Какие последствия имела публикация статьи? Назовите не менее трех положений.

 

С4. Назовите не менее трех вопросов, по которым велась полемика в ходе внутрипартийной борьбы 1920-х гг. Укажите не менее трех причин победы во внутрипартийной борьбе И.В. Сталина.

С4. В 1921 г., находясь под впечатлением от Кронштадтского восстания и выступлений крестьян, руководство страны взяло курс на частичное ослабление прямого контроля государства над экономикой и параллельное укрепление своих политических позиций. Укажите не менее трех мероприятий, ослабивших государственный контроль над экономикой. Назовите не менее трех направлений деятельности большевиков по укреплению своего политического влияния в первой половине 1920-х гг.

С4. Согласно сводкам ГПУ многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй. Назовите не менее трех причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и социально-экономическими отношениями периода крепостного права. Назовите не менее трех общих черт.

С5. «Нэповская экономика имела большой потенциал развития и была искусственно свернута руководством страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

С5. «Конституция 1936 г. имела большое положительное значение и для нашей страны, и для всего мира».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

С6. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

1) Л.Д. Троцкий.

С7. Сравните развитие советской промышленности и промышленную политику Советского государства в годы первой и второй пятилеток. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

С7. Сравните взаимоотношения СССР с Германией и с Великобританией (Англией) в 1920-е гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

С7. Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП(б) в 1920е гг. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

С7. Сравните развитие советской культуры в 1920-е и 1930-е гг. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

 


Задания по истории России 1921-1939 гг. (ответы)

Из статьи в газете.

«Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учет разнообразия условий в различных районах СССР. Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства…

Известно, что в ряде районов СССР, где борьба за существование колхозов далеко еще не закончена и где артели еще не закреплены, имеются попытки выскочить из рамок артели и перепрыгнуть сразу к сельскохозяйственной коммуне. Артель еще не закреплена, а они уже "обобществляют" жилые постройки, мелкий скот, домашнюю птицу, причем "обобществление" это вырождается в бумажно-бюрократическое декретирование, ибо нет еще налицо условий, делающих необходимым такое обобществление».

C1. Определите год опубликования статьи, ее автора и название. Назовите в общей сложности не менее трех положений.

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что: - время публикации – 1930 г.; - автор – И.В. Сталин; - название – «Головокружение от успехов»  

 

C2. На основании текста документа назовите два недостатка в проведении коллективизации, на которые указывает автор. Привлекая знания по истории, укажите цели, которые преследовала публикация данной статьи. В общей сложности укажите не менее трех положений.

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны недостатки: - нарушение принципа добровольности; - насаждение коммун; Могут быть указаны цели: o сбить волну недовольства крестьян сплошной коллективизацией; o переложить ответственность за сложившуюся ситуацию на местные партийные органы  

 

C3. Какие последствия имела публикация статьи? Назовите не менее трех положений.

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы последствия: - снижение недовольства крестьян; - массовый выход крестьян из колхозов; - приоритет сельхозартели в качестве основной формы коллективного хозяйства  

 

С4. Назовите не менее трех вопросов, по которым велась полемика в ходе внутрипартийной борьбы 1920-х гг. Укажите не менее трех причин победы во внутрипартийной борьбе И.В. Сталина.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие вопросы: - рост бюрократизма и сворачивание демократии в партии; - роль отдельных руководителей в дореволюционный период, в годы революции и гражданской войны; - лидерство в партии, опасность установления единоличной диктатуры; - судьба нэпа; - источники средств для индустриализации; - политика в отношении крестьянства, темпы и характер коллективизации; - возможность построения социализма в одной стране; - проблемы внешней политики, необходимость «подталкивания» мировой революции; - обострение классовой борьбы по мере строительства социализма
2. Могут быть приведены следующие причины: - последовательная опора на партийное чиновничество (номенклатуру), умение расставить на важные должности преданных людей - способность уничтожать врагов чужими руками, вовремя находить и менять союзников; - выдвижение лозунгов и призывов, понятных и привлекательных для людей, желающих строить новое общество; - использование органов госбезопасности в борьбе с политическими противниками; - позиционирование себя как приверженца генеральной линии партии, верного ученика Ленина, который борется с различными «уклонами»

 

С4. В 1921 г., находясь под впечатлением от Кронштадтского восстания и выступлений крестьян, руководство страны взяло курс на частичное ослабление прямого контроля государства над экономикой и параллельное укрепление своих политических позиций.

Укажите не менее трех мероприятий, ослабивших государственный контроль над экономикой. Назовите не менее трех направлений деятельности большевиков по укреплению своего политического влияния в первой половине 1920-х гг.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие мероприятия начала 1920-х гг., ослабившие прямой государственный контроль над экономикой: - разрешение свободного частного предпринимательства в средней и мелкой промышленности и внутренней торговле - денационализация мелких и сдача в аренду части средних предприятий - замена продразверстки продналогом, предоставление крестьянским хозяйствам права свободно распоряжаться излишками продукции и нанимать рабочую силу - перевод государственных предприятий на хозрасчет и самофинансирование - отказ от политики милитаризации труда, формирование рынка рабочей силы - предоставление концессий иностранным предпринимателям
2. Могут быть указаны следующие направления деятельности по укреплению политических позиций большевиков: - преследование или высылка политических и идеологических оппозиционеров («философский пароход» и др.) - укрепление органов госбезопасности - укрепление партийного единства, запрет на фракционную деятельность - отказ от введения свободы печати, институционализация цензуры (создание Главлита и т.п.) - борьба с идеологическим влиянием Русской православной церкви (террор против духовенства, кампания по дискредитации в печати, поддержка обновленчества и др.) - активизация работы с населением через подконтрольные массовые общественные организации (комсомол, женские организации, пионерия, профсоюзы как «школа коммунизма» и пр.) - стремление привлечь на свою сторону часть эмиграции (при условии отказа последней от политической борьбы с большевиками)

 

С4. Согласно сводкам ГПУ многие крестьяне увидели в коллективизации новое закрепощение. Однако сопротивление коллективизации носило ограниченный характер, и в деревне на несколько десятилетий утвердился колхозный строй.

Назовите не менее трех причин успешного проведения коллективизации. Какие могут быть проведены параллели между колхозным строем второй половины 1930-х гг. и социально-экономическими отношениями периода крепостного права. Назовите не менее трех общих черт.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
1. Могут быть названы следующие причины успешного проведения коллективизации: - огромные масштабы давления на крестьянство и насилия над ним (в том числе с использованием такого инструмента, как голод) - опора на общинные, коллективистские традиции в русском крестьянстве - раскулачивание (уничтожение руками самих крестьян наиболее предприимчивой части крестьянства, потенциальных лидеров сопротивления) - демонстрация преимуществ крупного хозяйства перед мелким (использование трактора и т.п.) - целенаправленные усилия по распространению коммунистической идеологии, дискредитация мелкого крестьянского хозяйства - маневрирование властей, их способность на временные отступления и отдельные уступки (статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», выбор в качестве лучшего типа коллективного хозяйства сельхозартели, а не коммуны, и т.д.)
2. Могут быть указаны следующие параллели между крепостным правом и колхозным строем: - ограничение права крестьян на получение паспорта и уход из деревни - фактически бесплатная работа колхозника на колхозном поле как своеобразная барщина - поборы с личных подсобных хозяйств крестьян (аналог оброка) - контроль партийно-государственных органов над колхозным самоуправлением напоминал контроль помещиков над жизнью крестьянской общины

 

С5. «Нэповская экономика имела большой потенциал развития и была искусственно свернута руководством страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение.

1) нэп дал хорошие результаты в сфере промышленности и сельского хозяйства

2) трудности, с которыми столкнулась экономика СССР в конце 1920-х гг., по мнению ряда экономистов и политиков («правых уклонистов») могли быть решены в рамках нэповской модели

3) опыт развития целого ряда стран (например, Китая с 1978 г.), возможно, свидетельствует, что модели, аналогичные нэпу, могут эффективно функционировать на протяжении десятилетий

4) нэп отвечал интересам значительной части населения, прежде всего крестьянства

Аргументы в опровержение:

1) хлебозаготовительный кризис показал, что старая модель отношений между городом и деревней исчерпала себя

2) было необходимо проведение индустриализации, а нэп не давал для этого необходимых средств

3) нэп вызывал недовольство многих влиятельных общественных групп (большинства партаппарата, части рабочих, молодежи и пр.).

Могут быть приведены и другие аргументы.

 

С5. «Конституция 1936 г. имела большое положительное значение и для нашей страны, и для всего мира».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:

1) конституция впервые в истории закрепила за гражданами большой набор социально-экономических прав, который в дальнейшем стал ориентиром для многих других стран и фундаментом социальной политики в СССР

2) фиксация в конституции демократических норм, несмотря на их формальный характер, привела к закреплению этих норм в общественном сознании

3) по сравнению с конституцией 1924 г. новая конституция была несомненным шагом вперед (прямые, всеобщие, равные, тайные выборы и пр.)

Аргументы в опровержение:

1) демократические положения конституции были чистой формальностью

2) социально-экономические и иные права граждан не имели механизма защиты и постоянно нарушались

3) как и в Конституции 1924 г., в Конституции 1936 г. отсутствовал ряд важнейших положений, необходимых для реального воплощения демократической модели (разделение властей, независимость суда и т.п.)

4) деятельность партийных и государственных органов в СССР свидетельствует о том, что они очень мало считались с Конституцией.

Могут быть приведены и другие аргументы.

 

С7. Сравните развитие советской промышленности и промышленную политику Советского государства в годы первой и второй пятилеток. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы следующие общие черты: - высокие темпы роста промышленности - приоритет тяжелой и оборонной промышленности - руководство партии направляло экономическое развитие с помощью директив (плановый характер экономики, административно-командная система) - поддержание трудового энтузиазма - широкое использование насилия и труда заключенных и спецпереселенцев  
2. Различия  
Первая пятилетка Вторая пятилетка  
Недостаточное внимание к производству товаров народного потребления Больше внимания развитию легкой и пищевой промышленности, удовлетворению нужд населения  
Первостепенное внимание к количественным (валовым) показателям Больше внимания к росту производительности труда, стахановское движение  
Массовое строительство новых предприятий Завершение строительства многих предприятий, заложенных в первую пятилетку; повышенное внимание к реконструкции старых предприятий  
«Штурмовщина» Требование наладить будничную, повседневную работу  
«Спецеедство» и «выдвиженчество» Прекращение шельмования старых специалистов  
Большая роль внешнеэкономических связей Свертывание внешнеэкономических связей  

 

С7. Сравните взаимоотношения СССР с Германией и с Великобританией (Англией) в 1920-е гг. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы следующие общие черты: - восприятие советским руководством Англии и Германии как буржуазных стран, по своей природе враждебных СССР - активная поддержка (через Коминтерн) деятельности в Англии и Германии коммунистических партий и некоторых других левых групп; - стремление советского руководства извлечь выгоду от экономического сотрудничества с Англией и Германией; - фактическое и юридическое (дипломатическое) признание английским и германским правительствами СССР  
2. Различия  
Англия Германия  
Нерешенная проблема царских долгов и конфискованной собственности английских предпринимателей в России Отказ от взаимных претензий по договору в Рапалло  
Более высокий уровень политической конфронтации (вплоть до временного разрыва дипломатических отношений) Менее высокий уровень политической конфронтации  
Низкий уровень экономического сотрудничества Более высокий уровень экономического сотрудничества (Германия – главный внешнеторговый партнер СССР)  
Отсутствие контактов в военной сфере Военно-техническое сотрудничество  

 

С7. Сравните «левый» (Троцкий, Зиновьев, Каменев) и «правый» (Бухарин, Рыков) уклоны в ВКП(б) в 1920-е гг. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы следующие общие черты: - убеждение в необходимости сохранения монополии одной партии на власть, подавлении всех других политических партий и сил - позиционирование себя как продолжателей дела Ленина, приверженность коммунистической идеологии - недовольство усилением роли Сталина и партийного аппарата - стремление одержать победу, убедив партию и ее руководящие органы в своей правоте (в ходе внутрипартийных дискуссий, на страницах партийной печати и т.п.) - лидеры – видные большевики, соратники В.И. Ленина  
2. Различия  
«Левый уклон» «Правый уклон»  
Отношение к нэпу как временному отступлению Отношение к нэпу как к политике «всерьез и надолго»  
Стремление получить средства для ускоренной индустриализации за счет ограбления зажиточных крестьян и нэпманов в ходе свертывания нэпа Стремление сохранить «смычку» рабочего класса и крестьянства, провести индустриализацию за счет внутренних накоплений самой промышленности  
Стремление «раздуть» пожар мировой революции Отказ от активного подталкивания мировой революции  
Отрицание возможности построения социализма в одной стране Согласие с тезисом о возможности построения социализма в одной стране  

 

С7. Сравните развитие советской культуры в 1920-е и 1930-е гг. Укажите, что было общим (не менее трех характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы следующие общие черты: - высокий уровень идеологического и политического контроля над сферой культуры; - большие усилия по ликвидации неграмотности, развитию образования; - большое внимание развитию технических и естественных наук, достижения в данной сфере; - насаждение марксизма в общественных науках; - антирелигиозная политика  
2. Различия  
1920-е годы 1930-е годы  
Более высокий уровень творческой свободы, существование различных творческих объединений и их соперничество Более жесткий контроль над сферой культуры через систему творческих союзов  
Время многочисленных экспериментов в сфере образования Возвращение в сфере образования к классическим традициям  
Сосуществование разных направлений при большой роли авангардизма Насаждение «социалистического реализма» в сфере культуры  
Господство школы М.Н. Покровского в исторической науке, критическое отношение к прошлому России Больше внимания воспитанию патриотизма (в том числе и через историческое образование)  

 


<== предыдущая | следующая ==>
задание 4 | Во время какой операции произошло событие, изображённое на фотографии?

Date: 2016-02-19; view: 8828; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию