Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав фонда оценочных средств





1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы приведён в таблице А1.

Таблица А1

Перечень (описание) компетенций *Этапы формирования компетенций Показатели оценивания компетенций Критерии оценивания компетенций Шкала оценивания **Виды аттестации и виды оценочных средств для проведения аттестации
Форма промежуточной аттестации по дисциплине (в семестре)
ОК-6 готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений   Знает средства организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы; Умеет использовать обратную связь, анализ своего поведения и действий окружающих как основных составляющих рефлексии; Владеет навыками самоанализа, самопознания; -навыками саморазвития и самоопределения Обучающийся на продвинутом уровне: владеет отличными теоретическими знаниями средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы; умеет проводить анализ своего поведения и действий окружающих как основных составляющих рефлексии; показывает владение навыками самоанализа, самопознания, саморазвития и самоопределения. от 85% до 100%   ПСК-4, ПРК-3.
Обучающийся на высоком уровне: показывает знания средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы; демонстрирует умения проводить анализ своего поведения и действий окружающих как основных составляющих рефлексии; показывает владение навыками самоанализа, самопознания, саморазвития и самоопределения. от 70% до 85%  
Обучающийся на среднем уровне: показывает знания средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы; демонстрирует умения проводить анализ своего поведения; владеет основами навыков самоанализа, самопознания, саморазвития и самоопределения. от 50% до 70%
      Обучающийся на низком уровне: показывает неудовлетворительные знания средств организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы; умения проводить анализ своего поведения; показывает владение навыками самоанализа, самопознания, саморазвития и самоопределения недостаточные для формирования компетенции. < 50%      
ОК-11 владением системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, способностью управлять своим психологическим состоянием в условиях общения.   Знает теоретические основы личностных и межличностных отношений; Умеет управлять своим психологическим состоянием, анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность; Владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики; -навыками рефлексии. Обучающийся на продвинутом уровне: владеет отличными теоретическими знаниями основ личностных и межличностных отношений; умеет управлять своим психологическим состоянием, анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность; показывает владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики, рефлексии. от 85% до 100%   ПСК-4, ПРК-3.
      Обучающийся на высоком уровне: показывает хорошие теоретические знания основ личностных и межличностных отношений; умеет управлять своим психологическим состоянием, анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность; владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики, рефлексии. от 70% до 84%    
      Обучающийся на среднем уровне: показывает базовые теоретические знания основ личностных и межличностных отношений; демонстрирует базовые умения управлять своим психологическим состоянием, анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность; владеет удовлетворительными навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики, рефлексии. от 50% до 69%  
      Обучающийся на низком уровне: показывает неудовлетворительные теоретические знания основ личностных и межличностных отношений; демонстрирует базовые умения управлять своим психологическим состоянием, анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека; владеет удовлетворительными навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики, рефлексии. < 50%  
ПК-2 способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста).   Знает классификацию профессионально-важных качеств специалиста; Умеет развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего специалиста; Владеет навыками формирования профессионально-важных качеств будущего специалиста; -навыками психологического анализа профессионально-педагогических ситуаций. Обучающийся на продвинутом уровне: владеет отличными теоретическими знаниями основ профессионально-важных качеств специалиста; умеет развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего специалиста; показывает владение навыками формирования профессионально-важных качеств будущего специалиста; навыками психологического анализа профессионально-педагогических ситуаций. от 85% до 100%   ПСК-4, ПРК-3.
      Обучающийся на высоком уровне: показывает хорошие теоретические знания основ профессионально-важных качеств специалиста; умеет развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего специалиста; владеет навыками формирования профессионально-важных качеств будущего специалиста; навыками психологического анализа профессионально-педагогических ситуаций. от 70% до 84%    
      Обучающийся на среднем уровне: показывает базовые знания основ профессионально-важных качеств специалиста; умеет на развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего специалиста; удовлетворительно владеет навыками формирования профессионально-важных качеств будущего специалиста. от 50% до 69%  
      Обучающийся на низком уровне: показывает неудовлетворительные теоретические знания основ профессионально-важных качеств специалиста; не умеет на развивать профессионально-важные и значимые качества личности будущего специалиста; не владеет навыками формирования профессионально-важных качеств будущего специалиста. < 50%  

 

*При указании этапов формирования компетенций используются следующие обозначения:

1 – начальный этап формирования компетенции,

2 – промежуточный этап формирования компетенции,

3 – завершающий этап формирования компетенции.

**К видам и формам текущего контроля успеваемости (с помощью оценочных средств) относится:

ПРК-3 – комплексные ситуационные (case) задания;

ПСК-4 - реферат;

 


2 Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, шкалы оценивания

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания приведены в таблице А1.

Для оценивания уровня сформированности компетенций используется следующая шкала, где лингвистические оценки определяются по результатам (R), полученным во время аттестации, из следующих условий:

- «отлично»: R ≥ 85;

- «хорошо»: 70 ≤ R < 85;

- «удовлетворительно»: 50 ≤ R < 70;

- «зачтено»: R ≥ 50;

- «неудовлетворительно», «не зачтено»:R < 50.

3 Контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений/ навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Контрольные задания и материалы (оценочные средства), необходимые для оценки знаний, умений, владений / навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы приведены в таблице А1. Данные методические материалы конкретизируют применение различных видов оценочных средств.

Состав оценочных средств:

· написание реферата;

· комплексные ситуационные (case) задания;

· вопросы для зачета.

Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений/ навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы приведены в п. 6.

 

4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, владений / навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Процедуры оценивания знаний, умений, владений / навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций осуществляются на основе нормативных документов ПензГТУ.

Для оценки знаний, умений, владений / навыков и (или) опыта деятельности используется модульно-рейтинговая технология: курс разбит на 2 модуля, выделены оценочные факторы, определены весовые коэффициенты модулей и факторов. Обучение по каждому модулю заканчивается текущей аттестацией.

 

5 Оценивание уровня сформированности компетенций

Для оценивания уровня сформированности компетенций, показателей и критериев оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал и процедур оценивания использовались следующие нормативные документы:

Положение о порядке разработки и реализации образовательной программы;

П 2.4.3.20-2013. «Система менеджмента качества. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся»;

СТА 2.5.5.01-2011 «Система менеджмента качества. Система рейтинговой оценки учебной работы студентов »;

Положение о фонде оценочных средств;


Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений/ навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Темы ситуационных заданий [1] [МАВ1]

1. Поведение в процессе взаимодействия с обучающимися [МАВ2]

Задание 1.

В свободной форме, в виде связного рассказа, попытайтесь охарактеризовать

себя с психологической точки зрения, рассмотрев следующие аспекты:

а) Поразмышляйте над тем, какие недостатки в мимике, походке, одежде, манере поведения и т.п. Вам присущи. Поинтересуйтесь на этот счет мнением Ваших друзей или родных. Подумайте о том, как можно устранить эти недостатки.

б) Бывало ли так, что дистанция общения с кем-либо оказывалась для Вас неудобной. Что влияло на эту ситуацию. Как Вам удалось справиться с этой проблемой.

в) Как в повседневной жизни Вы смотрите на окружающих. Когда Вы, скорее всего, посмотрите на кого-то долгим взглядом. В каких случаях Вы бросаете лишь короткие взгляды.

Задание 2. Пройти диагностику способности понимания намерений другого человека. Необходимо восстановить правильную последовательность картинок в перепутанном варианте рисунков Х. Бидструпа. После выполнения задания проанализировать причины допущенных ошибок.

Задание 3.

Составить таблицу «Изучение внутреннего мира человека».

Ознакомьтесь с основными признаками искренности и неискренности собеседника. Используя наблюдения за непроизвольными движениями партнеров, заполните таблицу.

 

Признаки искренности Признаки лживости
1. Повернутые (раскрытые) к собеседнику ладони Часто и плотно прижатые ко рту пальцы, ладонь.
2. … и т.д. …и т.д.

 

 

2. Структура, Содержание и разновидности внешнего облика человека.

Задание 1.

Напишите краткую психологическую характеристику хорошо знакомого человека (не менее 10 личностных черт). Подготовьте психологические рекомендации, предписывающие наиболее разумные способы общения с ним.

 

Задание 2.

Пройти опросник «Оценка воздействия невербальных факторов на успешность общения» и опросник «Как я изучаю собеседника». Источник: Аминов И.И. Психология делового общения. М., 2006. – с.239-247

 

Задание 3.

В течение 3 минут определить по мимическим схемам эмоциональное состояние человека. Результаты своих наблюдений занести в таблицу: поставьте напротив характеристики состояния номер мимического изображения.

Источник: Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – Спб., 2001. – с.161

 

Задание 4

Подобрать к фразам соответствующие фотоизображения.

Источник: Аминов И.И. Психология делового общения. М., 2006. – с.151

 

3. Составляющие коммуникации.

Задание 1.

Составить психологический портрет личности (можно членов семьи) на основе проективных методик (несуществующее животное, дом-дерево-человек)

Задание 2

Подобрать фотографии людей с различными типами телосложения, строением головы, чертами лица. Составить описание внешности одного члена группы и одной знаменитости.

 

Задание 3

Подобрать изображения различных поз, мимики, физиогномической маски, с тем, чтобы попробовать «прочесть» их значение.

Задание 4

Провести наблюдение за людьми разных профессий, чтобы выявить те признаки, по которым можно судить об их профессиональной принадлежности.

 

Задание 5

С помощью наблюдения попытайтесь определить:

· характерные особенности поведения людей разных типов темперамента в стрессовых или эмоционально нейтральных ситуациях;

· характерные особенности поведения в процессе решения задач сильными и слабыми учащимися;

· характерные особенности поведения людей с высоким и низким коэффициентом интеллекта, проявляющиеся в процессе тестирования.

 

Задание 6

Разработайте схему наблюдения за одним из интересующих вас психических явлений. Содержание схемы должно составить признаки, которые отражают сущность этого явления. Важно учесть, что в схему должны быть включены те признаки, которые имеют внешние индикаторы и доступны для восприятия. Другая часть схемы должна предусматривать ситуации наблюдения или временные и пространственные условия.

 

 

4. Психологический конфликт и пути его разрешения

Задание 1.

Необходимо самостоятельно «собрать» и описать не менее 3 конфликтных ситуаций из собственной практики или опыта других людей. Предлагаем простую классификацию конфликтов по сферам деятельности: в быту, в семье, в общественных местах и т.д.

а) В каждом примере Вам потребуется:

1. Описать, как протекал конфликт.

2. Кто или что явилось источником спора, ссоры, отрицательных эмоций?

3. Как инициатор объясняет причину своего неудовольствия, конфронтации?

4. Чем завершился конфликт, как вела себя каждая из сторон и почему именно так, а не иначе?

б) Предложите собственный вариант высказываний и поведения, которые не привели бы к конфликту в каждой из описанных Вами ситуаций.

Задание 2.

Дать психологическую характеристику 5 позам, 5 жестам и 5 мимическим выражениям лица.

Задание 3

Исходные данные.

Между двумя высшими подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

Как вы поступите в данной ситуации? Какими методами будете руководствоваться при разрешении конфликтной ситуации?

 

Задание 4

Исходные данные.

Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

Как вы поступите с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем? Какие меры воздействия могут быть предприняты руководителем?

 

Задание 5

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Задание 6

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпение встречает в аэропорту.

Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

 

Задание 7

Исходные данные.

Вас недавно назначили руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

Как вы начнете беседу при встрече?

 

Задание 8

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

В чем причина конфликта? Как будете предотвращать конфликтную ситуацию?

 

Задание 9

Вспомните конфликтные ситуации, свидетелем которой вы были и проанализируйте, ответив на следующие вопросы:

 

Алгоритм анализа ситуационных задач:

1. Определите вид конфликта.

2. Кто был инициатором конфликта?

3. Какая, по вашему мнению, была причина конфликтной ситуации?

4. Как разрешился данный конфликт?

5. Можно было бы избежать этого конфликта и, каким о

 

Критерии оценки:

За предложенный студентом вариант по каждой из ситуаций он может получить от «0» до «3» баллов:

0 баллов – вариант ответа отсутствует. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.

1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитываются.

2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к проблеме, учитываются условиям проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность студента на положительный эффект не подкреплена знаниями, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных студентом) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников, предвидение результатов воздействия.

 


Темы рефератов [МАВ3]

 

1. Общение как основное содержание педагогической деятельности.

2. Вербальная коммуникация в процессе общения.

3. Невербальная коммуникация, ее особенности в процессе общения.

4. Барьеры коммуникации в общении педагога.

5. Социально-перцептивная сторона в педагогическом общении.

6. Основные механизмы познания человека в общении.

7. Эффекты межличностного восприятия.

8. Роль взаимодействия в процессе общения.

9. Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или к кому-либо.

10. Внутренние и внешние факторы, обусловливающие поведение человека.

11. Влияние морфологических особенностей человека на его внешнее поведение.

12. Типологические особенности личности и внешнее поведение человека.

13. Особенности мимики, жестов, выражения глаз как внешние проявления психического состояния человека.

14. Положительные и отрицательные эмоциональные реакции студента и особенности их диагностики.

15. Формирование имиджа педагога.

16. Психологические приемы влияния специалиста на потребителя услуг.

17. Стресс и состояние готовности к деятельности.

18. Типы конфликтных личностей.

19. Основные модели и стратегии поведения личности в конфликте.

20. Формы проявления и способы разрешения внутиличностных конфликтов.

21. Профессионально – значимые качества педагога.

22. Коммуникативная компетентность будущего педагога.

 

В качестве оценки работы студентов выступают следующие критерии:

· правильность и осознанность изложения вопроса;

· полнота освещения теоретического вопроса;

· понимание материала;

· обоснование суждения;

· самостоятельность выполнения работы;

· способность применять полученные знания на практике;

· речевая грамотность, логичность и последовательность ответа

Учитывая эти критерии педагог выставляет соответствующие отметки.

Отметка “5” выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, обучающийся демонстрирует способность применить полученные знания на практике; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.

Отметка “4” выставляется, если раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов.

Отметка “3” выставляется, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка “2” выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» выставляется, если ответы на вопросы не даны или даны неправильно.

 


Вопросы к зачету

 

1. Психологические основы взаимодействия. Пунктуальность.

2. Типы поведения и возможные ошибки специалиста.

3. Коммуникативные основы профессионализма специалиста.

4. Общая схема убеждения. Правила убеждения.

5. Влияние внешнего облика и речевого поведения специалиста.

6. Речь и голосовые характеристики.

7. Вопросы как средство достижения успеха. Виды вопросов. Функции вопросов.

8. Коммуникативная техника выявления потребностей.

9. Коммуникативная техника воздействия на клиента.

10. Проблема правильного распознавания индивидуальных особенностей и психологического состояния учащегося.

11. Сбор информации о студенте.

12. Активная позиция, готовность к действию.

13. Положительные эмоциональные реакции: настрой на активное общение, положительная оценка высказываний партнера.

14. Маскируемое поведение.

15. Основные модели поведения личности в конфликте.

16. Типы конфликтных личностей.

17. Стратегии поведения в конфликте.

18. Технологии регулирования конфликтов.

19. Алгоритм деятельности в процессе управления конфликтами.

20. Внутриличностные конфликты: понятие, основные психологические концепции.

21. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.

22. Правила делового этикета.

Задания в электронном виде размещены на образовательном портале ПензГТУ (URL-адрес: http://edu.pgta.ru/course/view.php?id=835).

 


 

[МАВ1]ДЛЯ ТЕХ КТО ПРОПУСТИЛ ЗАНЯТИЯ

[МАВ2]ИЗ 4 разделов необходимо выполнить по 2 задания на выбор. Оформить в виде контрольной работы.

[МАВ3]ДЛЯ ВСЕХ

Date: 2016-02-19; view: 548; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию