Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быт и развлечения





Общественная жизнь и быт на Руси характеризовались крайностями. Христианская «благочестивая добродетельность» сочеталась и уживалась с жестокостью, мстительностью, распущенностью, с низменными побуждениями и поступками. Жестокость и грубость в обращении с нижестоящими на общественной лестнице соединялись с изысканным, доведенной до ритуальной обрядности «вежеством» в общении с равными и холопским самоуничижением в обращении с вышестоящими. Официально исповедуемое церковью женофобство, общественно-правовое принижение человеческого достоинства женщины соединялось с культом женщины – Богоматери. Дуалистическое воззрение христианских богословов на разделение полов как на два противоположных начала – доброго и злого – олицетворяло в женщине последнее, а вместе с тем и определяло ее положение в семье и обществе. В литературе женщинам давались самые унизительные и ядовитые эпитеты: «источник злобы», «сосуд змиин», «хоругвь адова». Женофобством были пронизаны и многие нормы церковного права. Женская красота рассматривалась как дьявольское орудие для улавливания человеческих душ, женофобские сочинения и проповеди приводили не только к принижению женщины, к закреплению ее неравноправного положения в семье и в обществе, но даже к сомнениям в возможности достичь «спасения» в мирской жизни, в браке. Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление». «Греховная» природа женщины, ее неравноправность перед мужчиной подчеркивалась запретом входить в алтарь храма, чтобы не «осквернить» его (роженица считалась «нечистой, греховной» в течение 40 дней, ей запрещалось входить в церковь, помещение, где происходили роды, также считалось нечистым, его следовало очистить специально (рожали поэтому в бане, и так считавшейся «нечистым» местом». Крестить ребенка в течение 40 дней запрещалось, так как мать нечиста и с молоком нечисть передается ребенку. Женщины высших слоев с малолетства и до замужества подвергались «теремному заточению», вели изолированную жизнь, в гости отправлялись только с мужем или отцом. Выходить в свет женщины начали только после петровских реформ.

Утверждалась безусловная власть родителей над детьми, существовавшая в качестве нормы обычного права и закрепленная в юридических и судебных установках. «Домострой» советовал: «наказуй дети во юности и покоит тя на старость твою», «не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет… Бия его по телу, а душу его избавишь от смерти». Под угрозой наказания кнутом запрещалось жаловаться на родителей. Неповиновение родителям могло наказываться отлучением от церкви. На домохозяина как на главу семейства возлагалась ответственность и за поведение домашних слуг, челяди. Советы «Домостроя» по «домовому строению» (ведению домашнего хозяйства и воспитанию) были обращены в первую очередь зажиточному домохозяину, эксплуатировавшему труд челяди и мастеровых людей – «наймитов». Скрупулезность этих рекомендаций по экономному ведению хозяйства, практические советы по заготовке и хранению продуктов и товаров, приготовлению пищи, шитью одежды, содержанию в порядке домашней утвари уходу за скотом и пр. обусловливали их значимость для любой семьи, исходившей в ведении хозяйства из возможностей своего «добытка» и «промысла».

В домах знати и именитого купечества хозяйство вели ключник и дворецкий из челяди или взятые в дом по вольному найму. Жены в таких домах ограничивались общим контролем за приготовлением пищи, руководством работой «сенных» девушек из челяди – вышивальщиц, кружевниц и т.д. Хозяину «Домострой» рекомендовал составлять для ключников и дворецкого специальные (недельные, месячные или годовые) росписи работ для слуг и мастеровых, товаров, которые следовало приобрести в торгу, столового меню на неделю и блюд на случай прихода гостей. Вечером хозяину следовало вновь обойти все помещения, проверить выполнение работ, целостность замков и дверей, лично опечатать их на ночь, спустить с цепи собак. Вечером же в конце недели он должен был принять отчет от жены, ключников и дворецкого о проделанных за этот срок работах, о поведении слуг, об израсходованных суммах. После обеда жизнь в городах и деревнях буквально замирала: все погружались в сон, в дремотное состояние погружалась даже городская стража (послеобеденный сон стал традицией). Особое место в домашнем быту занимала баня, которая кроме средства гигиены, считалась лучшим средством лечения от всех болезней. Баня была непременным элементом городской и сельской усадьбы.

Неотъемлемой частью народных празднеств и домашнего досуга народа на Руси были «позоры» или «позорища» (представления) скоморохов, снискавших особую ненависть у высшего духовенства. В своих представлениях скоморохи использовали дрессированных животных (коз, медведей, собак), играли на музыкальных инструментах, показывали акробатические номера. Самыми популярными в ватагах скоморохов были «глумцы» (шуты), сочинявшие и исполнявшие и исполнявшие злободневные стихи и песни, побасенки, загадки. В шутках и представлениях скоморохов было немало циничного и непристойного, что, в общем, соответствовало уровню и запросам их зрителей и давало для церковных моралистов повод оценивать скоморошьи представления в целом как «блудные». Церковные писатели внушали, что под личиной скоморохов по земле ходят «бесы», отвлекая своими «позорищами» верующих от храма. Несмотря на осуждение церковью зрелищ, игр и развлечений как «сатанинские прельщения», отвращавшие христиан от «благочестия», церковь обращалась к мистической театрализованности, что должно было, привлекая верующих в храмы, поражать их воображение, оказывать на них желаемое и духовное и эмоциональное воздействие. Этой же цели служили и некоторые церковные средневековые мистерии, инсценированные представления на литургические, библейские и евангельские темы («Пещное действо», «Шествие на осляти», «Омовение ног»), представляя отдельные сцены “священной истории”, которые, как «благочестивые», противопоставлялись «блудным позорищам» скоморохов. Подобные первые театральные представления религиозного характера появились еще при Иване Грозном, когда на праздники разыгрывалось “Пещное действо”, изображающее мученическую гибель трех христианских отроков из огненной печи, куда их велел бросить “неправедный халдейский царь” (Навуходоносор). Во вт. пол. 17 в. возникает придворный театр. Первым драматическим произведением на его сцене была “комедь” “Баба-Яга Костяная Нога”, поставленная в 1671 г. во время торжеств по случаю бракосочетания царя. В летней резиденции царей Преображенском была даже специально выстроена Потешная палата. Первые спектакли были духовного содержания. Затем появились исторические пьесы и переводные. Царевна Софья перевела комедию Мольера “Врач поневоле” (в русском переводе – “Лекарь по принуждению”). Церковь осуждала театральные представления, и любивший их Алексей Михайлович, дабы искупить сей грех, отбивал по тысяче земных поклонов. В 1702 г. указом Петра І был создан Публичный общедоступный театр. В народном быту были популярны также «богатырские потехи» – кулачные бои и борьба. Кулачные бои (обычно схватки двух «стенок») большей частью происходили зимой, на льду реки, в присутствии большого стечения зрителей. Центром городской жизни был многолюдный и шумный торг. Там можно было увидеть диковинные товары, полюбоваться зрелищем ожесточенного, являвшегося едва ли не ритуально-театрализованным обрядом, торга при купле-продаже, посмотреть на наказания и казни «татей» (воров) и разбойников, посмотреть, как выколачивали долги на «правеже», на судебные поединки с участием наемных бойцов.

Кунсткамера – первый русский музей, созданный Петром І на основе купленной за границей коллекции, была построена специально для первого русского естественно-научного и исторического музея. Здесь же помещалась Общественная библиотека. После передачи Кунсткамеры в ведение Академии наук она превращается из “собрания раритетов” в научное учреждение. Коллекции пополнялись в результате академических экспедиций, туда поступали собрания частных лиц.

К концу восемнадцатого века культура России окончательно приобрела европейские черты и продолжала свое развитие в качестве составляющей европейской культуры.

Date: 2016-02-19; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию