Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского





Ян Амос Коменский понимал задачи педагогики в целом и социального воспитания в частности двойственно, на что повлияли как его своеобразные религиозные представления, так и бурно меняющиеся условия политической и экономической жизни общества.

 

С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле. «Исправлять здесь будут все и каждый», – призывал Коменский. На практике подобное переустройство общества предполагалось осуществить, главным образом, за счет «панпедии». Ведущая роль в этом процессе отводилась именно социальному воспитанию, проводившемуся через систему общественных учебных заведений.

 

Воспитывать ребенка и юношу Коменский предполагал по четырем главным направлениям:

 

– внушить ему знания о жизни будущей и путях ее достижения;

 

– научить человека «мудро решать дела земной жизни», т.е. занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности;

 

– обучить его жить в согласии с другими, избегать ненужных конфликтов как между отдельными людьми, так и внутри общества;

 

– приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к цельности убеждений и поведения.

 

Воспитание человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным. По мере взросления домашнее воспитание следовало совмещать со школьным, где собственно воспитание и обучение должны были находиться в тесной взаимосвязи. Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты.

Школьное образование, включающее в себя социальное воспитание, по мнению Коменского, было необходимо ребенку по трем основным причинам:

 

– во 1-х, родители часто не обладали познаниями и нравственными качествами, необходимыми для полноценного обучения и воспитания;

 

– во 2-х, воспитание в среде сверстников должно было способствовать лучшему обучению, возбуждая в детях соревнование;

 

– в 3-х, в школе дети приучались к основам общественной жизни.

 

В XVII в. даже в самых развитых странах Европы подавляющее большинство детей в лучшем случае могли окончить лишь школу «родного языка». Поэтому Коменский предлагал сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.

 

В 1644 г. он начал работу над трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который явился итогом его философско-педагогических и социальных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает несколько частей.

 

«Всеобщее пробуждение» призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей.

 

«Всеобщее просвещение» анализирует основные методы по исправлению.

 

«Всеобщая мудрость», называемая также «Всеобщее устройство», содержит философское ядро «Всеобщего совета» – собрание общих и конкретных сведений о мире в целом.

 

«Всеобщее воспитание» содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые в свою очередь делит на этапы развития – «классы».

Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап, «школу раннего детства», «школу детства», «подростковую школу», «школу молодости». На следующем этапе – в «школе старости» – должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.

 

«Всеобщий язык» – для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура.

 

«Всеобщее исправление» завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов.

 

«Всеобщее поощрение» – заключительная часть призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление.

 

По мнению Коменского, имеются три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу. В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи. Признавал три источника познания – чувства, разум и веру.

 

Таким образом, утописты считали проблему воспитания молодого поколения одной из главных социальных проблем, что нашло непосредственное отражение в их трудах.

 

Заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что он разработал целостную систему социального воспитания на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Его педагогика несет в себе существенную составляющую, которая оказывает значительное влияние на развитие современной социальной педагогики.

Date: 2016-02-19; view: 2243; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию