Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Правовая система Дании





 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

§ 1. История формирования правовой системы Дании

 

Дания относится к скандинавской правовой системе, которая в сравнительном правоведении рассматривается как самостоятельная правовая семья. Она также включает в себя Швецию, Норвегию, Исландию и Финляндию. На правовые системы Скандинавских стран римское право оказало незначительное влияние, например по сравнению с Францией и Германией. В северных государствах не было таких кодифицированных актов, как Гражданский кодекс Франции или Германское гражданское уложение. Что же касается судебной практики, то здесь она играет более значительную роль, чем в странах континентальной Европы. Тем не менее скандинавское право нельзя отнести и к англо-американской системе общего права, так как в Скандинавии практически нет таких характерных признаков общего права, как, например, правило прецедента и особая роль процессуального права.

Право Дании развивалось собственным путем, в большей степени независимо от факторов, действовавших в континентальной Европе. Характерными особенностями исторического развития этой страны были следующие: относительная неразвитость управленческой иерархии; наличие свободных крестьян; демократические формы учета интересов различных слоев населения в рамках церковного прихода, что вело к компромиссным средствам решения возникающих социальных конфликтов; постоянное приспособление экономического развития к условиям патриархального общества. Именно благодаря этим особенностям в Скандинавии и возникает централизованная система права, регулирующая отношения на всей территории государства.

Начиная с XIII в. происходит письменное оформление правовых норм путем законодательства. При этом следует отметить, что рецепция римского права затронула Данию незначительно и ее главным последствием стало установление более тесных связей с юридической наукой континентальной Европы, чем с английской. Тесные взаимосвязи северных правовых систем объясняются и тем обстоятельством, что в Скандинавии исторически сложились прочные политические, экономические и культурные связи. Правда, полное объединение трех Королевств - Дании, Норвегии и Швеции - имело лишь временный характер. Оно было оформлено как Кальмарская уния и просуществовало с 1397 г. по 1523 г. Но связи между Швецией и Финляндией и между Данией, Норвегией и Исландией оказались гораздо более прочными и сохранялись веками. Дания, Норвегия и Исландия находились под централизованным управлением датской королевской семьи более четырех веков, с конца XIV в., так что датское право, по существу, действовало также в Норвегии и Исландии. Общей исторической базой скандинавского права служило старогерманское право.

В течение XVII - XVIII вв. стартовой основой формирования правовых систем Скандинавии стали два законодательных акта: первый - Кодекс короля Кристиана V ("Danske Lov"), принятый в Дании в 1683 г. (в 1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием "Норвежское право" - "Norske Lov"), и второй - Свод законов Шведского государства 1734 г. ("Sveriges rikes lag").

Датский кодекс состоит из следующих разделов:

- о судопроизводстве;

- церкви;

- светских сословиях, торговле и семейном праве;

- морском праве;

- вещном и наследственном праве;

- об уголовном праве.

Он был написан простым народным языком, и в целях более конкретного регулирования в нем отказались от многих обобщений и поучающих понятий в том форме, в которой они внедрялись на Европейском континенте в XVIII в.

Историческая и культурная общность Скандинавских стран, развитие торговых и транспортных связей, родство скандинавских языков привели к близкому сотрудничеству этих стран в законодательной сфере.

Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Значительную роль здесь играет и тот факт, что Скандинавские страны сотрудничают в области законотворчества и этот процесс, начавшийся в конце XIX в., привел к появлению большого количества унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. Юридическое сотрудничество северных стран началось в 1872 г., когда скандинавские юристы собрались на съезд в целях унификации скандинавского права. С тех пор сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права и права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере, в уголовном праве и процессе, в налоговом праве, в праве собственности на недвижимость, т.е. в областях с достаточно сильными местными традициями, такая кооперация выражена гораздо слабее.

В 1880 г. одновременно в трех странах: Швеции, Дании и Норвегии - вступил в силу единый закон об оборотных документах. Позже основное внимание уделяется унификации торгового права (законы о торговых реестрах, чеках, фирмах, торговых знаках) и морского права. В конце XIX в. появляются еще более грандиозные планы относительно унификации законодательства. В 1899 г. датский профессор Б. Ларсен предложил унифицировать все частное право, чтобы в результате прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. Однако, несмотря на согласие правительств Скандинавских стран, создание проекта единого Гражданского кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных институтов обязательственного права и права собственности. Результатом этих усилий стал проект закона о продаже движимого имущества. В Швеции и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии - в 1907 г. и Исландии - в 1922 г. Следующим достижением унификаторов стал закон о договорах и других законных операциях в праве собственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г. На основе этих и многих других законов в Скандинавии фактически сложилось единое договорное право.

Датский кодекс Кристиана V составил основу дальнейшего развития одной из ветвей скандинавского права - датской. Разумеется, это развитие происходило не изолированно от континентальной Европы. Однако попытки реформирования законодательства, которые структурно затрагивали бы сложившуюся систему права, делались на определенных этапах (в первой половине XIX в. обсуждались проекты принятия общего закона, аналогичного Французскому гражданскому кодексу), но не увенчались успехом.

Тем не менее Датский кодекс 1683 г. нельзя рассматривать как кодекс даже на момент его принятия; его следует рассматривать как свод действующего законодательства, поскольку отдельные части этого законодательного акта никак не связаны между собой. Более того, нельзя признать его кодексом и теперь, когда он включает в себя лишь малую часть действующих законодательных положений. Кодекс Кристиана V превратился в "музейный экспонат", хотя формально он и по сей день продолжает действовать.

Кодифицированное законодательство представляет собой далеко не большую часть действующего права Дании. В данном случае отчетливо прослеживается позиция, придающая важное значение судебной практике как источнику права, что отличает скандинавское право от романо-германской правовой семьи, сближая его тем самым с общим правом. Многовековое действие Датско-Норвежского кодекса 1683 - 1687 гг. наглядно демонстрирует, что со временем закон применяется все реже и постепенно вообще перестает действовать под тяжестью развивающейся на его основе прецедентной практики.

Правовые системы Скандинавии обычно подразделяют на две группы. К первой относят Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен Закон Шведского государства. Взаимная интеграция права Скандинавских стран объясняется следующими причинами:

- длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств;

- почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права, оказавшего существенное влияние на развитие правовых систем стран континентальной Европы;

- отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

- проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

 

§ 2. Государственное устройство

 

Дания - конституционная монархия. Действующая Конституция была принята 5 июня 1953 г. Глава государства - монарх (король или королева), осуществляющий верховную власть через правительство: по представлению премьер-министра. По предложению председателя парламента или руководителей парламентских фракций он назначает и увольняет премьер-министра и министров, имеет право роспуска парламента и т.д. Монарх является также Верховным главнокомандующим Вооруженными силами и главой официальной государственной церкви.

Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (фолькетинг), избираемый населением на четыре года. Состоит из 179 членов, из которых 135 избираются по пропорциональной системе на основе всеобщего избирательного права в 23 избирательных округах; 40 мест (так называемые дополнительные) распределяются между кандидатами, которые не получили достаточного числа голосов в округах; два члена фолькетинга избираются от Фарерских островов и два от Гренландии. Активное избирательное право предоставляется мужчинам и женщинам, достигшим 18 лет и постоянно проживающим в Дании; пассивное избирательное право датские граждане приобретают по достижении 21 года. Исполнительную власть король осуществляет через правительство (Кабинет министров), состоящее из порядка 20 членов и возглавляемое премьер-министром. Правительство ответственно перед фолькетингом. Собрание всех министров образует Государственный совет, в котором заседают король и наследник престола и где обсуждаются важнейшие законопроекты и мероприятия правительства.

До 1 января 2007 г. страна была разделена на 13 амтов. В результате муниципальной реформы традиционные амты были объединены в пять крупных областей. Маленькие муниципалитеты были объединены в большие по размеру административные единицы. Их число сократилось с 270 до 98.

Основная сфера ответственности новых областей - здоровье населения. В отличие от бывших амтов области не занимаются сбором налогов, а здравоохранение преимущественно финансируется 8-процентным налогом с привлечением средств правительственных и муниципальных фондов.

Гренландия и Фарерские острова также входят в состав Королевства Дания, но имеют автономный статус и право самоуправления. Как уже было отмечено, они имеют в парламенте по два представителя. В соответствии с Лиссабонским договором, принятым в 2007 г., Гренландия как часть Датского Королевства занимает особое положение в Европейском союзе, членом которого Дания также является.

Судебная система включает в себя Верховный суд, два суда второй инстанции (для Ютландии и для островов) и низшие суды. Старейшие члены Верховного суда и специально избранные фолькетингом на шесть лет судьи образуют Государственный суд, рассматривающий дела по обвинению министров в государственной измене.

 

§ 3. Общая характеристика современного

состояния правовой системы

 

Важнейшим документом в истории права страны является Датский закон Кристиана V (1683), явившийся результатом пересмотра действовавших ранее законодательных актов (с его принятием все они были отменены). Структурно он представляет собой свод законов, регулирующих различные отрасли права, состоящий из шести книг. Вошедшие в последнюю книгу уголовные законы изложены в нем наиболее подробно. Стоит отметить также весьма казуистичную форму изложения отдельных правовых положений этого Закона. Датский закон Кристиана V официально никогда не отменялся, однако на сегодняшний день действующими остаются только некоторые его второстепенные положения. После отмены абсолютной монархии, начиная с 1849 г. начинается реформа датского законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.), в результате которой фактически и сформировалась датская правовая система.

Право Дании является весьма своеобразной и совершенно самостоятельной системой благодаря особенностям исторического развития страны. Довольно длительный период времени оно не было подвержено определяющему влиянию права какого-либо другого государства. И только в последние десятилетия XIX в. датское право оказалось вовлеченным в целенаправленный процесс сближения его с правом других Скандинавских стран. На основе предложений, которые были разработаны совместными комиссиями юристов, в этих государствах принят ряд законодательных актов аналогичного содержания, в частности в сфере наследственного и семейного права, а также торгового. Существенной особенностью датского права является и тот факт, что помимо законодательства важную роль в качестве источника права играют и судебные прецеденты. Некоторые правовые институты регулируются не законодательными актами, а исключительно нормами прецедентного права. Вместе с тем положения многих датских нормативных актов оставляют весьма широкий простор для судейского усмотрения. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется столь жесткими и строгими правилами, как это происходит, например, в английском праве. Судебные решения формулируются довольно конкретно, а не как общие правила, рассчитанные на безусловное подчинение им в будущем. Однако в целом необходимо следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими судами, в первую очередь Верховным судом.

Большое внимание как источникам права в Дании уделяется обычаям, прежде всего морским и торговым. Гражданско-правовые отношения, а также сфера торгового оборота регулируются преимущественно нормами прецедентного права, однако имеется и ряд важных законодательных актов.

В сфере наследственного и семейного права приняты периодически пересматриваемые после консультаций с другими Скандинавскими странами Законы о браке и разводе (1969 г.), о правовом положении детей (1960 г.), об усыновлении (1956 г.) и др.

Система социального обеспечения, которая является одной из наиболее развитых в мире, финансируется, главным образом, за счет прямых и косвенных налогов (в частности, путем надбавок на цены некоторых товаров), а также за счет взносов предпринимателей и бюджетных ассигнований.

Кроме того, большой интерес представляет сама система налогообложения: с одной стороны, все датчане - от студентов до пенсионеров - платят налоги, которые доходят до 65% доходов. С другой - система налогообложения устроена таким образом, что сначала граждане оплачивают коммунальные услуги, затем проценты по кредитам и только с оставшейся суммы начисляются налоги. Для каждого налоги рассчитаны персонально, их размер зависит от множества факторов (например, от марки автомобиля и количества дней в неделю, в которые он используется). При этом, если человек ездит на велосипеде (крайне популярный вид транспорта в Дании), он платит государству примерно на 200 долл. в месяц меньше.

Кодифицированными являются лишь некоторые отрасли датского права. Так, Закон о правосудии 1916 г. (в редакции 1963 г. с последующими изменениями) регулирует вопросы судоустройства, уголовного и гражданского процесса, исполнения судебных решений и приговоров. Кроме этого, кодифицированным является только уголовное законодательство, которому в Дании традиционно уделяется большое внимание.

От собственно датского отличается право, действующее на автономной территории Гренландии.

Стоит также отметить, что включение Дании в ЕС не прошло незаметным для ее правовой системы. Тем не менее во многих вопросах приоритетным является датское право, а не право Союза, в частности, в отношении владения недвижимостью.

В целом датская правовая система развивается, продолжая взаимодействовать с правом Скандинавских стран, при этом учитывая и требования, предъявляемые нормами международного права.

 

§ 4. Источники права

 

Основным источником датского права, несомненно, является Конституция, принятая в 1953 г., которая регулирует отношения между высшими органами государства и провозглашает права и свободы человека и гражданина; она может быть изменена только в порядке, предусмотренном Основным Законом.

Датская Конституция состоит из 11 глав, содержащих 89 статей. Первая глава Конституции определяет форму правления и закрепляет за Евангелической Лютеранской церковью статус официальной церкви Королевства Дания; вторая глава определяет правовой статус короля и порядок наследования трона; третья глава посвящена полномочиям и взаимоотношениям между главой государства, фолькетингом, правительством и Государственным советом; четвертая глава устанавливает порядок формирования фолькетинга; пятая глава регулирует деятельность фолькетинга; шестая глава закрепляет порядок и основные принципы судопроизводства; седьмая, восьмая и девятая главы провозглашают права и свободы граждан; десятая глава закрепляет порядок пересмотра Конституции; одиннадцатая глава устанавливает порядок вступления Конституции в силу.

Права и свободы граждан могут быть ограничены только в соответствии с законом или юридическим прецедентом. Конституцией устанавливается порядок вступления законов в силу. После одобрения законопроектов фолькетингом и подписания их главой государства законы должны быть опубликованы в официальном источнике - Lovtidende. Они вступают в силу спустя неделю после опубликования, если иная дата не предусмотрена законом.

Многие нормативные акты содержат лишь общие положения, что позволяет министру обеспечивать более точные, подробные инструкции. Административный контроль в рамках такого нормативного акта, содержащего правила общего применения, называется anordninger (инструкции), bekendtgorelser (консолидированные акты); в определенных областях - reglementer (инструкции) или vedtaegter (акты делегированного законодательства).

Такие условия часто добавляются правительственными проспектами, т.е. правилами, направленными исключительно на власти.

Закон дополняется или аннулируется новым вступившим в силу законом. В результате достижений в компьютеризации консолидированные акты, называемые lovbekendtgorelse, стали довольно распространенными. Они состоят из соответствующих частей оригинального текста закона с учетом произведенных дополнений и изменений.

Что касается законодательства исполнительной власти, которая также является источником права, то оно разделено на две группы: делегированное законодательство и законодательство на основании регламентарной власти. Первая группа означает, что парламент передает часть своей законодательной власти правительству. Вторая - издание актов, имеющих силу закона на основе регламентарной власти согласно Конституции. Однако обе эти группы законодательства находятся под парламентским контролем.

Также важно добавить, что в Дании нет фактически кодифицированных отраслей права; уголовное право - исключение.

С древних времен существующее содержание закона было, кроме того, определено судами посредством прецедентного права в областях, где нет никакого законодательства, и это все еще происходит, в частности, в отношении вопросов компенсации. В других правовых системах, особенно в странах англосаксонского права, с доминирующим общим правом, суды имеют намного большую правотворческую функцию, чем в Дании. Тем не менее низшие суды должны следовать решениям, принятым по аналогичным делам более высокими судами, прежде всего Верховным судом.

Обычное право также источник права. Правовой обычай возникает тогда, когда определенная манера поведения используется в различных сферах жизни постоянно и в течение длительного периода времени, потому что люди, следовавшие такой манере поведения, были убеждены, что они юридически обязаны поступать именно так. Такие юридические обычаи считают частью национального права. Они могут быть обойдены в соответствии с законодательством, или суды могут отвергнуть их как неблагоразумные.

 

§ 5. Отрасли права

 

Датская система права существует и развивается на основе деления права на публичное и частное. Тем не менее многие датские ученые используют другую классификацию - деление права на публичное и гражданское вместо частного.

Границу такой классификации провести довольно сложно в силу того, что сама основа такого деления довольно дискуссионна. Основная характеристика публичного права - это то, что оно направлено на удовлетворение основных социальных интересов, а также то, что государственные органы играют большую роль, чем суды, в правоприменительной деятельности. Публичное право подразделяется на конституционное, которое в основном охватывает деятельность высших государственных органов; международное, которое регулирует отношения между государствами; административное, т.е. правовые нормы, применяемые местными властями и государственной администрацией; уголовное, которое содержит нормы, направленные на действия, за которыми следует уголовная ответственность; процессуальное, устанавливающее процедуру рассмотрения дела в судебном порядке.

Частное право (в основном гражданское) регулирует соответствующие отношения между гражданами и между физическими и юридическими лицами, т.е. организациями, институтами. Такие правила должны охранять и защищать интересы каждого индивидуального лица. Важными сферами гражданского права являются договорное право, деликтное право, вещное право, семейное и наследственное право. В отличие от права Германии и Франции торговое право в Дании не является отдельной отраслью права, но торговые отношения регулируются, например, Законом о продаже товаров и Законом о потребителях, которые требуют большей ответственности и внимания от предпринимателей, чем от индивидуальных лиц, а также особой защиты потребителя.

 

§ 6. Соотношение правовых и неправовых (религиозных,

этических, иных) механизмов в регулировании

общественных отношений

 

Публичные отношения в Дании, так же как и в других странах, регулируются различными социальными нормами. Среди них выделяют традиции, обычаи, но основное внимание уделяется правовым нормам.

Большое значение в Дании также придается религиозным нормам, поскольку Дания является страной, в которой существует официальная государственная церковь.

"Евангелическая Лютеранская церковь является Датской народной церковью и в этом качестве пользуется поддержкой государства", - гласит датская Конституция. Данное положение Конституции является основой функционирования Датской народной церкви с 1849 г.

Христианство появилось в Дании в IX в. и стало государственной религией около 960 г., после крещения короля Харальда Синезуба. Долгое время Датская церковь являлась частью Римской католической церкви, но такое положение вещей имело место до Реформации, которая произошла в Дании в 1536 г.

Конституция 1849 г., являвшаяся на тот момент одной из самых прогрессивных в мире, принесла с собой дух демократии в виде провозглашения свободы вероисповедания. Было отменено обязательное членство в Народной церкви, тем не менее она продолжала сохранять особое положение в структуре государства в силу того, что фактически все население принадлежало именно к этой Церкви. Это произошло, правда, ввиду довольно-таки объективных причин, в частности благодаря тому, что долгое время датское общество было чрезвычайно гомогенным.

Особое положение Датской церкви проявляется и в поддержке, оказываемой ей государством. Выделяют две такие стороны поддержки. Первая заключается в обязанности главы государства быть членом Датской народной церкви. Вторая, экономическая, состоит в том, что ежегодно государство выделяет из бюджета средства на нужды Церкви. Правда, как говорят официальные источники, на сегодняшний день государственные субсидии составляют лишь 12% бюджета Церкви. Основной источник финансирования Народной церкви - особый налог, уплачиваемый лишь ее членами.

Однако стоит сказать, что государством используются все имеющиеся рычаги, особенно законодательные, для реализации свободы вероисповедания, провозглашенной Конституцией 1953 г.

Церковными делами заведует Министерство по делам церкви во главе с соответствующим министром, который, кстати, не обязан быть членом церковной общины. Им подготавливается большинство законопроектов для представления в парламент. Кроме того, в его функции входит назначение приходских священников, а также подготовка представления главе государства для назначения настоятелей соборов и епископов. Если такую структуру рассматривать с административной стороны, то министр в этой системе организации Церкви является высшей инстанцией.

Такая структура Церкви имеет своим следствием то, что многие ученые склоняются к определению Датской народной церкви как бюрократического органа государственного аппарата. Разумеется, такая точка зрения несколько преувеличена. Несмотря на явные проявления участия государства в деятельности Церкви, не будет абсолютно правомерным считать Церковь в Дании государственной. Прежде всего она, и это подчеркивается многими датскими источниками, народная. Решения, принимаемые парламентом или министерством, должны быть инициированы исключительно потребностями общины или приходскими советами. В частности, ни один священнослужитель не может быть назначен против желания приходского совета.

Однако в последние годы именно в приходских советах появляется тенденция к бюрократизации. Корни этого процесса прослеживаются в расширении деятельности Церкви, которая вынуждена охватывать все больше сфер жизни общества под влиянием времени, что, естественно, вызывает увеличение числа церковных функционеров.

Роль Датской народной церкви в общественной жизни очень велика, поскольку она выполняет, как считается, целый ряд "общественно полезных" функций. К ее компетенции помимо традиционных обязанностей по духовному воспитанию общины относится: уход за кладбищами, церквями; регистрация населения. Кроме того, во многих приходах действуют воскресные школы, организованные зачастую христианскими волонтерскими движениями, которые чрезвычайно активны в Дании.

В целом, подводя итог общей характеристики Датской народной церкви, необходимо отметить, что ее статус, структура и деятельность до последнего времени не претерпевали значительных изменений и до сегодняшнего дня она является одним из важнейших институтов общественной жизни.

Помимо религиозных норм не менее важную роль играют нормы этические и негосударственные. Этические нормы на данный момент имеют особое значение, поскольку в Дании проживает большое число различных этнических групп, особенно мусульман. Данный факт создает достаточно сложные отношения между коренным населением и другими этническими группами. Эти этические нормы направлены на уважение традиций, обрядов.

Социальные организации регулируются своими негосударственными нормами. Именно такими нормами и регулируется поведение больших социальных групп: профсоюзов, работодателей (для сравнения: число членов профсоюзов в Дании достигает в среднем 70%).

 

§ 7. Влияние международного права и права региональных

международных объединений

 

Правовая система каждой конкретной страны сегодня не может существовать изолированно, в той или иной степени она взаимодействует с системой международных отношений. Можно выделить несколько вариантов такого взаимодействия: от гармонизации внутреннего права с международным до острой коллизии двух правопорядков. В данном вопросе очень важно правильно определить, что для конкретного государства будет являться приоритетным - международное или собственное право.

В соответствии с Постановлением XLI конгресса Межпарламентского союза Дания в 1953 г. включила в текст новой Конституции § 20, который устанавливает приоритет международного права над внутренним. Правда, здесь следует учитывать два момента. Первый - это то, что возможность передачи суверенных прав наднациональным властям может быть реализована только при условии создания таких властей на "основе взаимного договора с другими государствами". Упоминание международного права в Конституции Дании может означать не столько приоритет его над собственно датским, сколько обещание придерживаться тех международных норм, на применение которых государство дало свое согласие.

Второй момент заключается в том, что вопрос о соотношении международного права с внутренним может рассматриваться с точки зрения имплементации норм международного права, т.е. насколько применение норм международного права находит отражение в практике датских государственных органов.

Следовательно, для правильного понимания смысла § 20 Конституции Дании следует учитывать несколько нюансов. Во-первых, невозможна полная передача полномочий, принадлежащих государственной власти наднациональным организациям, в силу того, что под государственной властью подразумевается совокупность всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Следовательно, передаваемые полномочия будут полностью зависеть от характера вопросов, которые разрешаются при помощи международной организации. Во-вторых, такие полномочия передаются только международной организации, "уважающей основополагающие принципы международного права". Таким образом, авторитет международного права как бы (fictio) получает поддержку со стороны датского права. В-третьих, данные полномочия могут быть довольно простым процедурным способом взяты обратно. Согласно ч. 2 § 20 датской Конституции для этого необходимо простое большинство голосов в фолькетинге.

Исходя из изложенного выше можно сделать вывод, что решения международной организации, которой Дания передала часть своих суверенных прав, будут рассматриваться ее органами власти как нормы внутреннего права sui generis, что, надо заметить, и происходит в конкретном случае подчинения Дании директивам ЕС, членом которого она является с 1973 г.

Соответственно, конституционная практика Датского государства исходит из двух форм взаимодействия международного права с датским. В качестве первого способа взаимодействия рассматривается инкорпорация (inkorporering) или имплементация норм международного права, под вторым - трансформация (omskrivning, transformation). Инкорпорация представляет собой отсылку датского закона на норму международного права. Основанием такой отсылки может быть как существующий международный договор, участником которого является Дания, так и презумпция соответствия датского права международному в основных их цивилизационных принципах.

При этом стоит отметить, что инкорпорация осуществляется на условиях определенных ограничений. Включению и применению подлежат только нормы тех договоров (источников), которые ратифицированы Данией, при этом они обязательно подлежат официальному опубликованию. Таким образом, уже сам факт публикации ратифицированного международного договора в официальном издании понимается как акт его инкорпорации во внутреннее датское право.

Трансформация влечет достаточно большой объем работы органов государственной власти Дании. Основанием для трансформации нормы международного права является прежде всего требование радикального изменения внутреннего права в соответствии с нормами международного права. По форме акт трансформации - закон, принятый фолькетингом и утвержденный главой государства. Другой возможной формой трансформации в Дании считается издание указа на основе закона (med hjemmel I lov).

Нельзя не сказать также о влиянии региональных международных объединений на датское право. Дания присоединилась к Европейским сообществам достаточно поздно. Соглашение о присоединении было подписано 22 января 1972 г. между ЕЭС, Данией, Великобританией и Ирландией.

Сам процесс присоединения прошел в Дании не без существенных трений. Поскольку в данном случае речь шла о передаче части суверенных прав, то помимо обычной процедуры ратификации предполагалось осуществить принятие специального закона в порядке ч. 2 § 20 Конституции, т.е. было необходимо получение большинства в 5/6 от числа голосов всех депутатов фолькетинга, поданных за проект закона о передаче суверенных прав. Политическая ситуация в стране по поводу вступления Дании в ЕЭС не давала правительству полной гарантии получения такого большинства, поэтому 14 мая 1971 г. фолькетинг принял резолюцию, согласно которой вступление Дании в ЕЭС будет обязательно решено посредством народного референдума в порядке, установленном § 42 Конституции. Решение референдума согласились считать принятым в последней инстанции (en besluttende folkeafstemning).

При голосовании за проект Закона в фолькетинге 8 сентября 1972 г. он не набрал необходимого большинства голосов в 5/6 (141 депутат высказался за проект и 34 - против). Почти месяц спустя, 2 октября, состоявшийся народный референдум дал следующие результаты: 1 958 000 датчан высказались за присоединение Дании к ЕС, что составило 63,4% от всех избирателей, 1 350 000 датчан высказались против присоединения (соответственно 32,9% избирателей). Успех референдума датские конституционалисты объясняют тем фактом, что правительство сформулировало вопрос таким образом, чтобы не было никакого упоминания о передаче суверенных прав наднациональному органу. Вопрос ставился так: желают ли датчане присоединиться к Европейским сообществам.

Закон, принятый в соответствии с результатами этого референдума, объявлял составной частью внутреннего датского права: Договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г. с его последующими изменениями; Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1957 г.; Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) 1957 г.; Конвенцию, касающуюся общих институтов Европейских сообществ 1957 г., а также ряд последующих договоров 60-х и начала 70-х гг. - в общем, все учредительные акты Европейских сообществ. Дальнейшее углубление объединительных процессов нашло свое отражение, как известно, в Едином европейском акте 1986 г., Договоре об образовании Европейского союза 1992 г. и других договорах Сообщества, включая Лиссабонский договор 2007 г. и Договор о создании Европейского сообщества.

Тем не менее вступление Дании в ЕЭС стало причиной серьезных структурных сдвигов в датском обществе, которые негативно отразились на общем настроении датчан. Первым кризисом в отношениях между Данией и ЕЭС можно назвать выход Гренландии из режима рыболовства, установленного Европейскими сообществами. Причинами этого послужили крайней невыгодные условия рыболовства, которые уравнивали в правах рыбаков стран ЕЭС и гренландцев при вылове рыбы в экономической зоне этого самого большого в мире острова. Как бы предвидя это, 70,3% избирателей Гренландии проголосовали на референдуме против присоединения Дании к ЕЭС. В 1979 г. в связи с принятием Закона о самоуправлении Гренландии вопрос о рыболовстве приобрел еще более острый характер, поэтому в 1984 г. было заключено Соглашение (вступило в силу в 1985 г.) о выходе Гренландии из ЕЭС. По условиям этого Соглашения, заключенного на 10-летний срок с правом пролонгации еще на шесть лет, страны - участницы ЕС получили доступ в экономическую зону Гренландии за ежегодный взнос в размере 34,25 млн. экю (в настоящее время - евро). Договор этот был дополнен особым протоколом от 1990 г., подробно регулировавшим способы лова рыбы странами объединенной Европы. Помимо этого гренландцы получили право самостоятельного представительства при центральных органах ЕС (они его реализовали уже в 1992 г.), право беспошлинного ввоза рыбопродуктов на рынки Европы. Сейчас 80% экспорта рыбы из Гренландии приходится исключительно на страны ЕС. Все это осуществляется в рамках так называемых Гаагских преференций.

Наблюдаемый процесс обособления не только Гренландии, но и самой Дании в рамках теперь уже Европейского союза не закончился. Проводившийся в Дании по поводу присоединения к Маастрихтскому трактату референдум 2 июня 1992 г. закончился тем, что 50,7% избирателей проголосовали "против". В средствах массовой информации была высказана даже точка зрения относительно кризиса всего механизма европейской интеграции. Тем не менее в декабре 1992 г. Европейский совет (один из главных органов ЕС) принял Эдинбургскую декларацию, признающую за Данией особый статус. Очередным референдумом от 18 мая 1993 г. Эдинбургская декларация была одобрена - 56,7% избирателей проголосовали "за". Законом от 9 июня 1993 г. N 355 датчане закрепили свой особый статус в Союзе.

Следующий этап европейской интеграции был оформлен Амстердамским трактатом 1997 г., который внес значительные изменения в учредительные акты Союза, превратив его фактически в наднациональное (федеративное) образование. Дания и в этом случае продолжала придерживаться своего особого статуса, что доказал народный референдум от 28 мая 1998 г.: 55,1% голосов - за незыблемость особого статуса страны.

В общем, оговорки Дании сводятся к следующему. Что касается права владения недвижимостью, то приоритетным по-прежнему остается датский закон, а не право Сообщества. Дания не участвует в создании единой валюты евро (денежной единицей является датская крона), а датское гражданство по-прежнему получает преимущество перед общесоюзным гражданством. В правовой сфере Дания продолжает участвовать на уровне межгосударственного сотрудничества. Кроме того, датчане отказались принять участие в Европейском союзе, получив в нем тем не менее статус наблюдателя. Таким образом, оборонная политика Дании продолжает основываться на старых атлантических принципах. Подводя итог, можно заметить, что Дания, в целом отказавшись участвовать в так называемой третьей стадии объединительного процесса, в марте 2001 г. все же присоединилась к Шенгенской зоне.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

§ 8. Отрасли публичного права

 

Конституционное право. Дания - страна представительной демократии. Это означает, что решения по наиболее важным вопросам принимаются политиками в датском парламенте, в советах округов и в муниципальных советах, т.е. органах, избираемых народом.

Система представительного правления была провозглашена в 1849 г. Она пришла на смену абсолютной монархии, которая начиная с 1660 г. обеспечивала королю крайне могущественное положение в государстве. Основой новой государственной системы явилась Конституция 1849 г., ставшая первой демократической конституцией Дании. Несмотря на внесенные в Конституцию поправки, ее основные принципы по-прежнему входят в настоящую Конституцию, принятую в 1953 г.

Сегодня Дания представляет собой конституционную монархию, функционирующую на основе демократических принципов. Это означает, что юридически законодательная власть принадлежит королю совместно с парламентом. На деле датский монарх государственных полномочий не осуществляет, он обязан действовать по совету правительства и его акты не имеют юридической силы без контрасигнатуры - подписи премьер-министра или соответствующего министра.

Датскому парламенту принадлежит исключительное право издавать законопроекты, но, чтобы они стали законами, их должен подписать монарх. Королевское семейство, однако, не обладает политической властью, но его члены берут на себя большое число представительских функций как внутри Королевства, так и за границей.

Поправка к датской Конституции, принятая в 1953 г., одобрила введение наследования трона, в том числе и по женской линии.

Правительство и парламент Дании устанавливают законы. Правительство и государственная администрация следят за их исполнением. Городские и районные суды, суды первой инстанции и Верховный суд выносят решения и приговоры в спорах между отдельными гражданами, между гражданами и частными предприятиями или гражданами и органами государственной власти.

Такое разделение полномочий направлено на предотвращение злоупотребления властью, ее узурпации и обеспечение стабильности системы представительного правления.

Датский национальный парламент (Folketinget) состоит из 179 членов, представляющих целый ряд политических партий. Члены парламента избираются по пропорциональной системе максимум на четыре года. Однако премьер-министр обладает правом распустить парламент и назначить выборы до истечения четырехлетнего срока.

Два члена парламента избираются от Гренландии и два - от Фарерских островов.

Одними из важнейших черт представительного правления являются открытость и прозрачность. Именно поэтому все парламентские слушания открыты для широкой публики, а любой гражданин может связаться с политиками и задать вопросы. Мониторинг политической системы электоратом и ее критика осуществляются также через прессу.

В состав правительства входят министры от одной или нескольких политических партий, а возглавляет правительство премьер-министр. Если правительство теряет доверие большинства членов парламента, оно должно уйти в отставку или назначить общие выборы. Премьер-министр назначает Кабинет министров, и каждый министр получает свою сферу ответственности. Исполнительной властью наделены министерства, включая местные власти и власти округов, которые вместе называются государственной администрацией.

Наиболее важными задачами правительства и министерств является подготовка законодательства и его администрирование.

В Дании существует Верховный суд, два суда первой инстанции и 82 городских/районных суда. Кроме того, есть еще целый ряд специальных судов, которые занимаются делами в специфических сферах деятельности. Например, Датский трудовой арбитраж (Arbejdsretten) и Датский морской и коммерческий суд (So- og Handelsretten).

По отношению к судам в Конституции Дании закреплен принцип независимости. Это означает, что ни правительство, ни парламент не могут влиять на решения судов.

Большинство гражданских исков и уголовных дел рассматриваются в городском суде. Большинство апелляционных жалоб из городского суда передается в суд первой инстанции.

Верховный суд Дании является главным национальным судебным органом. Это так называемый суд последней апелляции. Это означает, что Верховный суд занимается только апелляционными жалобами, как правило, из одного из судов первой инстанции. Решения, принятые Верховным судом Дании, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Любой гражданин может обжаловать судебное решение в Специальном суде последней апелляции (Den Saerlige Klageret) в целях пересмотра уголовного дела, например в связи с появлением новой информации или недовольством тем, как рассматривалось дело судьей.

Конституция содержит основные правила деятельности правительства и гарантирует большое число основных прав и свобод.

Прежде всего это: право на неприкосновенность личности, жилища, личных бумаг, переписки и телеграфных сообщений, собственности; свобода профессиональной деятельности; гарантия на призрение бедняков со стороны государства, право на труд, получение бесплатного образования; свобода слова ("Каждый имеет право в печати, письменно или устно делать достоянием общественности свои мысли, однако под ответственностью перед судом"), объединения в общественные союзы, собраний и др.

Стоит сказать, что Конституция Дании устанавливает и некоторые ограничения в отношении свободы осуществления прав датскими гражданами. Некоторыми учеными подобные нормы Основного Закона рассматриваются в качестве особой отрасли конституционного права - так называемого права чрезвычайного положения или конституционной необходимости. Кроме того, необходимо отметить, что осуществление прав и свобод традиционно связано с несением обязанностей по отношению к государству и обществу. Датская Конституция включает минимальный набор таких обязанностей: § 81, устанавливающий обязанность граждан защищать отечество, и § 70, в своих заключительных положениях указывающий, что никто не может отказываться от возложенных на него гражданских обязанностей. В последнем случае под обязанностями подразумевается долг граждан платить налоги.

По достижении 18 лет все граждане имеют право избирать и баллотироваться в муниципальные советы и советы округов. Однако для получения этого права лицами, не являющимися гражданами ЕС или Скандинавских стран, требуется постоянное проживание в Дании в течение последних трех лет перед выборами.

Для участия в национальных выборах и референдумах необходимо получение датского гражданства.

Граждане стран - участниц ЕС имеют право голоса на выборах в Европейский Парламент либо в стране постоянного проживания, либо в стране, где они родились.

Женщинам избирательное право было предоставлено поправками, внесенными в Конституцию в 1915 г.

Использование избирательного права является неотъемлемой частью понятия "гражданин Дании". Это также реальная возможность для конкретного гражданина повлиять на общество и повседневную жизнь.

Для приобретения влияния при выдвижении кандидатов на выборах в муниципальные советы или советы округов или при желании баллотироваться можно вступить в политическую партию или представить свою кандидатуру для выдвижения по беспартийным спискам.

Для того чтобы участвовать в выдвижении кандидатов на национальных выборах, необходимо состоять в какой-либо политической партии и достичь 21 года.

Существуют и другие способы воздействия на общество помимо участия в выборах и членства в политических партиях; например, гражданам предоставляется возможность стать активными членами ассоциации, отстаивающей интересы определенной группы людей, т.е. группы по интересам или неправительственной организации (НПО).

НПО играют важную роль в датской демократии благодаря своему активному участию в обсуждениях; их мнение также учитывается при обсуждении предложений, вносимых политиками.

Перед обсуждением законопроекта в датском парламенте обычно он направляется на консультации в большое число организаций, специализирующихся по рассматриваемому вопросу.

Такие НПО, как организации пациентов, организации по охране окружающей среды или промышленные организации, также стараются убедить политиков выдвигать или принимать те или иные проекты, направленные на достижение своих целей.

Тот факт, что Дания является демократическим государством, также подразумевает, что это конституционное общество (основанное на правовых нормах), правовое государство. Это означает, что исполнительная власть находится под демократическим контролем и суды независимы от администрации. Это также означает, что всем гарантированы основные права и свободы, все обязаны подчиняться закону и имеют право на справедливое рассмотрение дел как в административных органах, так и в судах.

Все сотрудники органов государственной власти обязаны соблюдать профессиональную тайну. Поэтому им требуется согласие граждан для передачи полученной от них информации кому-либо, например работодателю или врачу.

В соответствии с Актом государственной администрации Дании граждане имеют право доступа к своему досье.

Омбудсмен (Уполномоченный по административным вопросам) парламента назначается парламентом; он занимается делами, связанными с ошибками или упущениями в делах государственной администрации. Омбудсмен может вмешаться в дело по решению суда при рассмотрении жалобы или по собственной инициативе. Омбудсмен не зависит от правительства.

Каждый, кто подозревает власти в том, что они не следуют процессуальным нормам и положениям, или в ошибках при рассмотрении дела, может обратиться за помощью к омбудсмену. Однако до этого следует испробовать все другие возможные каналы жалоб. Услуги омбудсмена бесплатны для всех граждан.

В соответствии с Актом о государственной администрации Дании органы государственной власти должны обращаться с гражданами справедливо.

В соответствии с этим Актом отклонение обращения или запроса должно быть обосновано. Более того, органы государственной власти всегда должны указать, куда и каким образом можно подать жалобу.

В Акте содержится информация о времени на обработку жалобы и типе информации, которую граждане имеют право получить. Другими словами, в данном Акте сформулированы правила рассмотрения дел, которыми должны руководствоваться министерства, агентства, советы, ведомства и комитеты, а также муниципальные власти и власти округов.

Если есть основания подозревать, что человек совершил уголовное преступление, полиция проведет расследование, служба обвинения предъявит обвинение, а суд решит, следует ли наказать данного человека.

Каждый задержанный и обвиняемый в уголовном преступлении имеет право предстать перед судом в течение 24 часов. Судья должен принять решение, следует ли содержать задержанного под стражей на время проведения расследования.

Подозреваемый в совершении уголовного преступления имеет право хранить молчание на допросах и также имеет право на законного представителя.

В Дании не существует смертной казни, так что самым суровым наказанием, к которому может приговорить суд, является пожизненное заключение.

Несовершеннолетние до 15 лет не могут быть наказаны. Взамен этого к ним будут применены определенные социальные меры воздействия.

Все люди с низким уровнем дохода могут обращаться за бесплатной юридической помощью.

Административное право. В системе датского государственного аппарата выделяют четыре вида органов: департаменты (министерства), директораты, комитеты и все те, которые не подпадают под первые три вида.

Министерство (ministriet), или департамент (departamentet), является органом центрального управления высшего звена. На сегодняшний день датская административная система включает в себя 19 министерств и офис премьер-министра.

1. Офис премьер-министра. Служит в качестве секретариата и помогает премьер-министру выполнять свои функции в качестве главы парламента.

Ведомственные обязанности Канцелярии премьер-министра включают в себя вопросы относительно Фарерских островов и острова Гренландия, королевской семьи, средств массовой информации, а также проблемы национального и конституционного права, делегирование правительственных полномочий, назначение и отставку государственных министров и т.п.

2. Министерство экономики. К его обязанностям относится принятие мер по улучшению условий экономического развития Дании путем проведения экономических исследований и проявления политической инициативы в области экономики. Министерство отвечает за подготовку мер в области экономической политики, которые являются ключевыми для экономической обстановки страны, включая вопросы предпринимательского регулирования, интеллектуальной собственности, конкуренции, финансового сектора, жилья, энергетики и т.п. Министерство сотрудничает с различными международными организациями, стремящимися увеличить темпы международного экономического роста. В Европейском союзе Министерство участвует в работе Советов по конкурентоспособности, энергетике и морскому транспорту. Первичные функции Министерства включают в себя развитие, организацию, координирование экономических стратегий с правительством, а также вопросы, связанные с информированием и защитой потребителей. В структуру Министерства входит 10 агентств:

1) Датское агентство по вопросам торговли;

2) Датское агентство по вопросам конкуренции;

3) Датское агентство по вопросам патентов и торговых марок;

4) Датское агентство по морским вопросам;

5) Датское агентство по вопросам энергетики;

6) Датское финансовое наблюдательное агентство;

7) Датское агентство по вопросам статистики;

8) Датское агентство по вопросам строительства и городских исследований;

9) Национальное агентство по вопросам предпринимательства и жилья;

10) Датское агентство по вопросам безопасности.

3. Министерство иностранных дел разделено на Северную и Южную группы, Датский торговый совет, Администрацию и Секретариат.

Северная группа ответственна за европейскую политику Дании и политику безопасности, а также за отношения со странами и организациями в Северном полушарии. Северная группа координирует датскую политику относительно Европейского союза. Она также ответственна за связи Дании с НАТО и активное участие Дании в поддержании мира и миротворческой деятельности.

Южная группа ответственна за отношения Дании со странами Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Тихого океана (кроме Австралии, Японии и Новой Зеландии) в области двустороннего сотрудничества. Южная группа также отвечает за многостороннее сотрудничество с некоторыми организациями, включая ООН, Международный валютный фонд, Международный банк и региональные банки развития.

Датский торговый совет отвечает за экспортное и инвестиционное развитие в соответствии с "географическим" разделением Министерства. Кроме того, торговая политика и дела ВТО - составная часть вопросов Датского торгового совета.

Администрация и Секретариат отвечают за административные задачи, включая персонал, экономику и составление бюджета, собственность, безопасность и информационные технологии. Такие услуги, как услуги консульских дел, протокола, средств массовой информации, относятся к компетенции Постоянного секретаря.

4. Министерство финансов. Основная функция - обеспечение министра финансов и правительства профессиональной помощью для дальнейшего осуществления полноценной экономической политики, предоставление гарантий деятельности эффективным общественным учреждениям и внесение вклада в международное экономическое сотрудничество. Министерство финансов включает в себя Отдел и три агентства:

1) Агентство по вопросам предпринимательской деятельности;

2) Агентство по вопросам правительственного управления;

3) Агентство по вопросам частной собственности.

Постоянный секретарь - высшее административное лицо Министерства. Постоянный секретарь и его семь заместителей управляют Отделом Министерства финансов, который состоит из 19 подразделений. Особое значение в осуществлении деятельности Министерства финансов имеют следующие аспекты:

- исследования макроэкономических событий;

- международное экономическое сотрудничество;

- работа над бюджетом;

- переговоры относительно финансовых и экономических проблем с местными властями;

- административная политика, направленная на эффективное развитие общественных учреждений.

5. Министерство юстиции. Сфера его деятельности относится ко всей судебной системе, включая полицию, полномочия Генерального прокурора, тюремное заключение и т.п. Министерство также ответственно за законодательство в сфере частного и семейного права, ценных бумаг и защите данных.

6. Министерство налогов и сборов. Министерство включает в себя следующие отделы:

1) Отдел по вопросам налогообложения, который помогает министру по вопросам налоговой политики, таможенного законодательства. Отдел также имеет дело с международными соглашениями. Наконец, Отдел отвечает на большое количество вопросов, изложенных министру членами парламента. Отдел возглавляется Постоянным секретарем и насчитывает порядка 160 сотрудников;

2) Национальный налоговый трибунал (Landsskatteretten), который является самой высокой административной инстанцией по вопросам подоходных налогов, НДС, акцизного сбора и оценки собственности. Трибунал работает как административный орган. Все решения принимаются на основе письменного материала. Устные представления используются крайне редко. Члены Трибунала назначаются министром по налогам и сборам и парламентом. Штат Трибунала составляет 90 человек;

3) Центральная таможенная и налоговая администрация и 29 Таможенных и Налоговых областей, из которых семь имеют таможенные центры, образуют организацию СКАТ, которая ответственна за ежедневное администрирование и сбор прямых и косвенных налогов.

7. Министерство по вопросам климата и энергетики основано в 2007 г. Его главное назначение - решение климатических проблем и проблем энергетики и ресурсов.

Функции Департамента включают в себя помощь министру по вопросам климата и энергетики в подготовке законодательства в данной сфере, а также в планировании энергетической инфраструктуры Дании. Министерство также включает Датское агентство по вопросам энергетики, Датский метеорологический институт, Датское экологическое исследовательское агентство, Геологическое исследовательское агентство Дании и острова Гренландия, Агентство по вопросам изучения Северного моря, Датское агентство по вопросам электричества, Апелляционный совет по вопросам энергетики и Датское агентство по энергосбережению.

8. Министерство образования. Оно является ответственным за профессионально-техническое образование и обучение, дальнейшее образование после окончания высшего учебного заведения, составление образовательных программ, финансирование образования, оказание поддержки студентам и т.п.

9. Министерство социального обеспечения и по делам равноправия. Является ответственным за центральное администрирование датского социального обеспечения. Его обязанности состоят в оказании помощи министру, правительству и парламенту в составлении законопроектов и проведения дебатов, экспериментальных проектов и исследований, которые способствуют развитию социальной сферы жизни датского общества. Кроме того, Министерство сотрудничает в области социальной политики с другими государствами, заключает соглашения в области социального обеспечения. Также к компетенции Министерства относится контроль за соблюдением гендерного равенства.

10. Министерство науки, технологий и технического развития. Является ответственным за следующие области:

- исследование;

- информационные технологии (IT);

- инновации;

- телекоммуникации;

- университетское образование.

Министерство состоит из Агентства по вопросам национальных информационных технологий и Агентства по вопросам телекоммуникации, Датского агентства по вопросам науки, технологии и инноваций и Датского агентства по вопросам университетского образования, которые вместе с Отделом Постоянного секретаря понимаются как Министерство науки, технологий и технического развития. Также в рамках Министерства в Дании существует множество учреждений и университетов.

Министерство науки, технологии и технического развития упоминается также как Министерство науки (Videnskabsministeriet).

11. Министерство развития и кооперации.

12. Министерство обороны. Включает в себя планирование, развитие, контроль и управление всей министерской отраслью в рамках военной безопасности. Министр обороны в качестве политического и административного главы Министерства обороны является наивысшей ответственной властью по вопросам военной защиты.

К компетенции Министерства обороны относится назначение на должности, связанные с обеспечением защиты государства (в том числе и на гражданские должности), включая международные назначения и сотрудничество в сфере поддержания или установления мира.

13. Министерство по делам продовольствия. Основное внимание оно уделяет предоставлению потребителям информации о качественной характеристике продукции, представленной на рынке. Также занимается научными исследованиями в области качества товара, его соотношения с ценой и т.п.

14. Министерство транспорта. Оно является ответственным за дороги, транспортные средства, железные дороги, гавани, прибрежную защиту, авиацию, аэропорты, метеорологию, почтовые услуги и т.п. Министерство выступает в качестве секретариата министра и помогает ему в управлении министерской отраслью, включая обычные секретарские задачи, стратегическое планирование и выработку политики, так же как и составление законов, распоряжений и т.д.

15. Министерство культуры. Это Министерство является ответственным за продвижение инициативы в поддержку развития творческих искусств, музыки, театра, фильмов, библиотек, архивов, музеев, высшего образования и поддержку обучающихся в этих областях. Министерство также ответственно за авторское право, распространение культурной информации, радио и телевидение, спорт и международное культурное сотрудничество. Министерство культуры включает в себя множество культурных учреждений. Учреждения разделены на несколько главных областей: творческие и исполнительные виды искусства, сохранение и поощрение развития культурного наследия и высшего образования и обучения. Культурные учреждения пользуются значительной свободой и независимостью от Министерства, что было выработано с течением лет. Министерство культуры как архитектор структуры культурной политики совместно с парламентом устанавливает цели, материальную базу, меры субсидии и т.п., что является основанием культурной политики Дании.

16. Министерство здравоохранения. Оно возникло в 2007 г. при разделении Министерства здравоохранения и Внутренних дел.

Министерство отвечает за административные функции, касающиеся организации и финансирования системы здравоохранения, психиатрии и страхования от болезней, наряду с одобрением фармацевтических препаратов и т.п.

17. Министерство по делам беженцев, иммигрантов и интеграции. Основной задачей этого Министерства является выработка законодательства по вопросам пребывания на территории государства иностранцев, интеграции, гуманитарной помощи, оформления гражданства и вида на жительство и т.п.

Министерство помогает проводить миграционную политику государства. Проведение полной иммиграционной и интеграционной политики возможно только при принятии мер против расизма и неприятия всего иностранного, что также входит в компетенцию Министерства. Кроме того, Министерство участвует в международных рабочих группах в сфере социального включения и этнической интеграции главным образом в пределах структур ЕС.

18. Министерство охраны окружающей среды. Работа этого Министерства включает защиту окружающей среды, разработку мер по развитию лесоводства, пространственное планирование, картографию, экологическое исследование природы и получение иной географической информации.

19. Министерство по делам Церкви. Оно является руководящим органом датской Национальной Евангелической Лютеранской Церкви и управляет грантами и ассигнованиями, выделяемыми ей из национального бюджета. Самая важная задача Министерства по делам Церкви состоит в том, чтобы управлять датской Национальной Евангелической Лютеранской Церковью в соответствии с текущим законодательством. Министерство составляет бюджет за счет объединенного фонда, из которого оплачиваются расходы датской Национальной Церкви. В целях предотвращения дефицита средств объединенного фонда Министерство по делам Церкви устанавливает размер национального церковного налога и распределяет его между всеми членами Национальной Церкви.

Министерство по делам Церкви занимается также составлением законопроектов в соответствии с его сферой деятельности. Помимо составления законопроектов и установления общих инструкций в пределах компетенции Церковной администрации через издание министерских распоряжений министр рассматривает и готовит те дела, которые должны быть формально выполнены в соответствии с королевским Декретом или решением, например разрешение религиозных услуг, переводов Библии и т.д.

20. Министерство по делам занятости. Это Министерство является ответственным за меры и программы в отношении всех групп безработных людей, т.е. также и в отношении лиц, получающих пособия по безработице, и лиц, получающих социальную помощь. Министерство по делам занятости ответственно за программы и развитие законодательства в следующих областях:

- трудовое законодательство;

- безопасность и здоровье на работе;

- производственные травмы;

- меры занятости;

- льготы и пособия:

- пособия по безработице;

- пенсия по добровольной досрочной отставке;

- выплаты по болезни и материнству;

- пособие по профессионально-техническому восстановлению;

- пособия согласно Закону о производственных травмах.

Директораты структурно представляют собой управления, состоящие из определенного числа чиновников и канцелярского аппарата, к ведению которых отнесено управление определенного типа делами. Как отмечают некоторые датские ученые, термин "управление", или "директорат", является скорее технической характеристикой такой административной организации, поскольку компетенция директората, по существу, имеет ту же сферу применения, что и министерство. Разница между министерством и директор

Date: 2016-02-19; view: 13167; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию