Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Правовая система Нидерландов 1 page





 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Нидерланды - государство общей площадью 41,5 тыс. кв. км с численностью населения 16 663 831 человек (по данным на 9 марта 2011 г.). Нидерланды расположены на побережье Северного моря (береговая линия - 451 км); на востоке страна граничит с Германией (577 км), на юге - с Бельгией (450 км); в состав государства входят территории Антильских островов (включая остров Аруба) в Карибском море. Государственный язык - нидерландский. Столицей государства является г. Амстердам, при этом местом пребывания Парламента, Правительства и большинства посольств иностранных государств является г. Гаага.

Официальное название страны - Королевство Нидерландов. Нидерланды также широко известны под названием "Голландия". По смыслу эти названия достаточно близки и отражают природные особенности страны. Нидерланды в переводе означает "низменные земли" (страна занимает самый низкий в Европе участок суши); Голландия - "земля, не имеющая прочного основания" или "полая земля". Вместе с тем Голландией исторически называлась территория, охватывающая только 2 из 12 провинций Нидерландов (Северная и Южная Голландия), которые играют ведущую роль в политической, экономической и культурной жизни страны. В русском языке широкое распространение это наименование получило после посещения Петром I Нидерландов (рассказывая об этом событии, часто для краткости говорили только о посещенной части Нидерландов - Голландии, не упоминая при этом самого названия государства).

 

§ 1. История формирования правовой системы Нидерландов

 

История развития правовой системы Нидерландов, ее специфических черт и особенностей обусловлена политико-правовыми преобразованиями, происходившими на ее территории, которые практически невозможно рассматривать изолированно от истории Европы. Становление и развитие правовой системы Нидерландов осуществлялись в тесной взаимосвязи и взаимодействии с правовыми семьями и отдельными правовыми системами, что происходило как в связи с насильственной экспансией правовых ценностей соответствующих систем, так и по причине их добровольной рецепции и усвоения в голландской правовой культуре.

В античную эпоху Нидерланды являлись провинцией Римской империи, позднее - частью франкского государства Меровингов. В IX в. территория Нидерландов входила в состав Восточнофранкского королевства, после распада которого появились отдельные феодальные владения (наиболее крупные - Голландия, Фландрия, Гелдерн).

В XI - XIV вв. Нидерланды представляли собой мелкие графства, герцогства и сеньории, располагавшиеся в дельте рек Рейн, Маас и Шельда на территории нынешних Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и северо-восточной Франции. Первоначально территории являлись самоуправляемыми, при этом они испытывали политическое влияние Германской империи и Франции. В связи с этим в Нидерландах длительное время отсутствовала единая правовая система. При этом важным источником права в этот период были обычаи.

К началу XV в. в результате длительных гражданских войн указанные земли объединились под властью Бургундии. Впервые в 1465 г. создан регулярно действующий орган сословного представительства провинций, именуемый Генеральные штаты. Также в этот период учреждена высшая судебная инстанция - Большой совет.

В 1477 г. 17 провинций Нидерландов стали ленными владениями Габсбургов (при Карле V), представителем которых выступал Генеральный статхаудер ("хранитель государства"). При этом установилась общность территории и экономики; стали складываться единая культура, язык и нация. Институты сословного представительства, органы местного самоуправления, вольности и привилегии провинций и городов были сохранены.

С этого времени в Нидерландах постепенно стала складываться система римско-голландского права, которая основывалась на традиционных институтах римского, канонического и феодального права, а также на международных торговых обычаях. Тем самым этот период характеризуется становлением и развитием собственной правовой системы Нидерландов.

В 1566 г. провинции Нидерландов перешли под власть Испании, что во многом стало причиной возникновения революционного движения, проходившего под лозунгом антифеодальной борьбы, антикатолицизма и направленного против централизации и испанской инквизиции. В результате семь северных провинций (Гелдерн, Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Оверейсел, Гронинген) в 1579 г. заключили Утрехтскую унию - военный союз. Условием этого союза было то, что партнеры принимали на себя обязательства содействовать друг другу в борьбе с Испанией: при этом была достигнута договоренность, что отделившиеся Генеральные штаты будут централизованно принимать решения по вопросам, касающимся союза, его обороны и религии. В 1580 г. Генеральные штаты объявили Нидерланды независимыми от Испании, что впоследствии было закреплено Вестфальским мирным договором 1648 г.

Вслед за международным признанием независимости провинции учредили первую в мире буржуазную республику в составе семи провинций - Республику Соединенных Провинций (Соединенные Нидерланды). Новое государство стало называться его жителями Nederland (Нидерланды исторические, то есть область на северо-западе Европы). В результате этого указанные провинции, сохраняя большую степень автономии, стали действовать во внешних делах согласованно в качестве единой республики. Договор 1579 г. о создании Утрехтской унии является первым актом конституционного значения в Нидерландах.

Нидерланды образовались как полуфеодальная республика, возглавляемая статхаудером Вильгельмом Оранским-Нассау, ставшим родоначальником нынешней королевской династии. В Нидерландах сложилась новая система государственного управления. Статхаудер как глава государства назначал должностных лиц в провинциях, определял состав городских властей, осуществлял надзор за правосудием и был наделен правом помилования. Во время войны статхаудер назначался на пост главнокомандующего армией и военным флотом Нидерландов. Поначалу статхаудеров, считавшихся "слугами Штатов", выбирали (обычно из потомков Вильгельма Оранского-Нассау), однако со временем по мере приобретения ими большого политического веса соответствующая должность стала признаваться наследуемой.

Генеральные штаты из представительного национального органа преобразованы в конгресс делегатов провинций. Генеральные штаты представляли Соединенные Нидерланды в международных отношениях. Каждая провинция выплачивала Генеральным штатам определенные денежные суммы в зависимости от своих экономических возможностей (провинция Голландия вносила самые большие денежные суммы, в связи с чем приобрела преобладающее значение над другими провинциями - с этого времени часто повторяемое слово "Голландия" становится синонимом слова "Нидерланды"). В Генеральные штаты провинции могли посылать любое количество депутатов, но каждая из них располагала только одним голосом. Для принятия решений требовалось согласие провинций. Депутаты получали от своих провинций императивный мандат (наказ), где определялось, в каких случаях и за что они должны голосовать. При решении вопросов войны и мира, заключении договоров, при обсуждении финансовых вопросов требовалось полное единогласие.

Кроме того, был образован Государственный совет в качестве органа исполнительной власти, состоявший из статхаудера и депутатов от провинций. Решения на совете выносились большинством голосов; при этом депутаты, заседавшие в нем, несли ответственность не перед провинциями, а перед Генеральными штатами.

Народные массы были отстранены от участия в формировании органов государственного управления. Представители дворянства и крупной буржуазии передавали государственные должности по наследству и посылали своих представителей в Провинциальные и Генеральные штаты.

Во времена Республики Соединенных Провинций система римско-голландского права достигла своего расцвета. При этом в развитии этой системы права решающая роль принадлежала не законодательству, а тщательно собиравшимся и постоянно публиковавшимся судебным решениям, которые широко применялись голландскими судами, в том числе в случае отсутствия местных законов и обычаев; мотивировка решений по таким делам основывалась на общем мнении ученых. Нидерландские юристы придерживались общей науки юридического анализа и синтеза и правовой философии в рамках западной правовой традиции, и использовали в качестве общего юридического языка латинский язык.

Заимствование римского права происходило спонтанно и в основном в форме юридической практики на базе знаний, приобретенных в университетах. Большое значение имели труды голландских юристов (Гуго Гроция, Филиппа Лейдена, Симона ван Лувена и др.), в которых подробно излагались общие принципы и отдельные институты римско-голландского права и вместе с тем комментировались Свод законов Юстиниана, другие собрания законов, а также судебная практика местных судов.

В течение двух веков, предшествовавших Великой Французской революции 1789 г., голландские университеты занимали ведущие позиции среди различных правовых школ Европы того времени.

Французская буржуазная революция оказала большое влияние на развитие государственного и правового устройства Нидерландов. В 1795 г. страна в результате войны против революционной Франции была оккупирована французскими войсками и произошла "бархатная" революция (статхаудер Вильгельм V был вынужден бежать в Англию). Прекратила свое существование Республика Соединенных Провинций, и Нидерланды провозглашены Батавской Республикой. Батавская Республика заключила с Францией мир и попала от нее в зависимость.

Соответствующие буржуазные преобразования привели к отмене феодальных правовых институтов, коренному изменению представлений о самом праве, выраженному в повышении роли позитивного права (превращение закона из второстепенного в основной источник права), а также к утверждению доктрины естественного права.

В результате римско-голландское право в Нидерландах было упразднено. Тем не менее оно долгое время продолжало применяться в бывших голландских колониях в Азии и Африке (ныне Республики Зимбабве, Шри-Ланка, Гайана и др.) и по-прежнему служит формальной основой правовой системы Южно-Африканской Республики. Правовая система Нидерландов до сих пор сохранила много элементов римского права.

В этот период в Нидерландах под влиянием французского права стремительно происходят конституционные преобразования, благодаря которым стала формироваться современная правовая система Нидерландов в своих основных чертах.

Генеральные штаты были заменены Законодательным собранием, избранным в 1796 г. на основе практически всеобщего (мужского) избирательного права, что стало новым явлением в истории Нидерландов.

В 1798 г. была принята первая Конституция Нидерландов, которая отражала идеи Французской буржуазной революции. Согласно этой Конституции Батавская Республика является единой и неделимой, при этом все избиратели выступают против статхаудера и не придерживаются федералистских устремлений. Конституция 1798 г. отменила дворянские звания и привилегии, крепостную зависимость крестьян, закрепила ряд реформ в интересах буржуазии; установила отделение церкви от государства. В Конституции Нидерландов воспроизводятся положения Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. Провозглашались основные гражданские права и свободы: свобода печати; вероисповедания; право собраний и подачи петиций; положения, запрещающие произвольное заключение в тюрьму, публичность судопроизводства и другие.

Согласно Конституции власть была разделена на высшую представительную, исполнительную и судебную власть. Кроме того, ею регулировались полномочия органов управления департаментами (провинциями) и муниципалитетами, в также взаимоотношения между уровнями публичной власти. Так, законодательную власть осуществляет избираемый корпус Представителей, выбирающий из своей среды 30 членов, которые образовывали Вторую палату. Корпус Представителей образовывал Правительство из пяти членов. Судебные органы не могли вмешиваться в дела законодательной деятельности и управления. Местные органы подчинялись Правительству.

Кроме того, положениями Конституции предусматривалось, что Гражданский, Уголовный и Процессуальный кодексы будут разработаны для унитарного государства. Тем самым действовавшие старые городские и местные законодательства предполагалось заменить общеправовой кодификацией.

Однако заложенные Конституцией 1798 г. буржуазно-демократические институты не смогли полностью воплотиться в реальных общественных отношениях.

В 1801 г. Конституция перерабатывается; частично восстанавливаются феодальные отношения; государственная система становится более автократичной (управление Республикой осуществляет наблюдательный совет; отменяется присяга против статхаудера); исключены многие демократические свободы (в частности, не упоминается свобода печати и собраний).

В 1805 г. в Конституцию внесены новые изменения, приблизившие государственный строй Нидерландов по форме правления к монархии. Посол Нидерландов во Франции был назначен великим пенсионарием (правителем) Голландии. Законодательное собрание обладало ограниченными полномочиями, при этом власть исполнительных органов была значительна. В соответствии с законами 1805 г. и 1807 г. Нидерланды делились по французскому образцу на семь департаментов, состоявших, в свою очередь, из округов. Центр подчинил себе местную администрацию. Франция внедряла в Нидерландах свои законы. Местные обычаи и традиции игнорировались.

После объединения Наполеоном в 1806 г. севера и части южных Нидерландов Батавская Республика была преобразована в Королевство Нидерландов (Голландия) во главе с Луи Бонапартом - братом Наполеона.

В 1810 г. Французская империя аннексировала Нидерланды, которые были объявлены ее частью (Амстердам был провозглашен третьим городом империи). Страна была разделена на девять департаментов, подчиненных Парижу, имела места в Сенате и Законодательном собрании Франции, управлялась губернаторами. На территории Нидерландов было официально введено французское законодательство.

После краха империи Наполеона Нидерланды становятся независимым Королевством. Конституцией Соединенных Нидерландов 1814 г. установлена умеренная монархия. Носителем суверенитета государства признается "суверенный государь" (им стал сын статхаудера Вильгельма V).

С этого периода происходит самостоятельное правовое развитие Нидерландов. Гражданский кодекс 1809 г. и другие кодексы, составленные по образцу французских кодексов, с незначительными изменениями были оставлены в силе, но временно, до издания собственно нидерландских законодательных актов. Такая реформа осуществилась в 1838 г., когда были приняты Гражданский и Торговый кодексы, Закон "Об организации судов" и Гражданский процессуальный кодекс, и завершилась в 1886 г. вступлением в силу нового уголовного законодательства. На базе этих Кодексов продолжалось дальнейшее развитие правовой системы Нидерландов. Кроме того, под влиянием французской модели правосудия в 1813 г. создается Верховный суд, уполномоченный решать вопросы права, а не факта; по французскому образцу в 1819 г. создана Служба публичного обвинения.

На основании Парижского трактата 1814 г. Бельгия была присоединена к Нидерландам, что было закреплено новой Конституцией 1815 г. Суверенный государь получил титул Короля. Исполнительная власть перешла к Королю: он мог назначать и увольнять министров по своему усмотрению. Парламенту вернулось название "Генеральные штаты". Генеральные штаты состояли из двух палат: в Первую (Верхнюю) палату члены пожизненно назначались Королем; Вторая (Нижняя) палата избиралась Провинциальными штатами. В тексте Конституции содержались некоторые гражданские права.

Конституция Нидерландов впоследствии неоднократно пересматривалась. Так, в 1830 г. в результате июльской революции во Франции и восстания в Бельгии произошло отделение последней от Нидерландов, что было закреплено Конституцией 1840 г.

Важная конституционная реформа имела место в 1848 г., когда Нидерланды стали государством, "не знающим одной абсолютной воли"; в практике парламентаризма утвердились правила "ответственности министров" и роспуска Парламента в случае конфликта между Правительством и Парламентом. В подобной ситуации в отставку должен уйти либо соответствующий министр, либо все Правительство, но тогда объявляются новые выборы в Парламент. В последнем случае избиратели (в то время это была по-прежнему очень ограниченная группа граждан мужского пола) получают шанс изменить расклад политических сил в Парламенте. За Второй палатой закреплены следующие возможности: право поправки (выражено в возможности вносить изменения в законопроект, предложенный Правительством к рассмотрению); право законодательной инициативы, связанное с самостоятельным выдвижением законопроекта, заняться подготовкой которого само Правительство пока не готово; право инициировать парламентское расследование. В этом же году члены Верхней палаты стали избираться Провинциальными штатами, члены Нижней палаты - непосредственно населением; была введена система ежегодных бюджетов; вводились прямые выборы в Провинциальные штаты и общинные советы.

В дальнейшем продолжалось конституционное укрепление институтов представительной демократии и утверждение идей и принципов либерализма. С 1887 г., когда текст Конституции был пересмотрен, Верхняя палата уполномочена проводить расследования; отменен имущественный ценз для избирателей. В 1917 г. было введено всеобщее голосование для мужчин, установлено публичное субсидирование частных школ. С 1919 г. избирательным правом были наделены женщины.

Таким образом Нидерланды стали одной из первых стран в Европе, совершивших переход от абсолютной монархии к конституционной монархии и парламентской демократии.

После внесения в Конституцию Нидерландов 1887 г. изменений в 1956 г. текст Конституции состоит из 13 глав, содержащих 215 основных и 7 дополнительных статей. Определяя территорию государства, Конституция относит к ней Нидерланды и колонии. Исходя из положений Конституции, значительная часть населения Нидерландов не может пользоваться провозглашенными демократическими правами и свободами: высокий возрастной ценз лишает избирательных прав большую часть молодежи; военнослужащие не могут организовываться в союзы, принимать участие в собраниях прогрессивных организаций, им запрещается читать коммунистические, антимилитаристские и пацифистские газеты и журналы. Ряд статей Конституции неадекватно отражают складывающиеся общественные отношения (в частности, длинная глава о Короле, содержащая права, которыми Король пользуется не в полной мере; отдельная глава, посвященная взаимодействию протестантов и католиков).

В 1983 г. принимается новая Конституция Королевства Нидерландов, которая с различными изменениями действует в настоящее время. Населению гарантировалась защита от дискриминации (на основании религиозных и политических убеждений, а также расовых, половых и других причин). При этом Конституцией провозглашался широкий круг прав: избирательное право; защита личности и имущества; тайна переписки и телефонных разговоров; неприкосновенность жилища; свобода печати, радиовещания, телевещания и кинопроизводства; право на объединения, собрания и шествия; право подавать петиции; право на свободный выбор образования и тайну частной жизни. В качестве обязанности граждан указаны: уплата налогов, воинская обязанность и обязательное среднее образование. Кроме того, в Конституции предусмотрен ряд основных социальных прав: право голоса; право на юридическую помощь, труд, свободный выбор профессии, социальную защиту. Несколько изменений, внесенных в конституционный текст после 1983 г., отменили службу в армии по призыву и разрешили использовать вооруженные силы для миротворческих операций за границей.

 

§ 2. Общая характеристика современного состояния

правовой системы

 

Правовая система Нидерландов относится к романо-германской правовой семье, в основе голландских правовых учреждений и институтов лежат терминология и воззрения из римского права.

Исторически развитие голландского права связано с французской правовой системой. Первые голландские конституционные акты и кодифицированные правовые акты получили импульс от французского права при проведении реформ во время и после наполеоновской оккупации. Нидерланды традиционно признаются "юридической дочерью Франции", хотя лишь некоторые французские идеи и институты сохранились в голландском праве до настоящего времени, например: кодифицированное законодательство, четырехуровневая система судов, централизованная администрация, Служба публичного обвинения. Французское влияние также прослеживается в классификации отраслей права и в некоторых элементах организации управления. Работы нидерландских юристов до сих пор содержат ссылки на французские труды.

Право Нидерландов также родственно германской правовой системе. В конце XIX и XX вв. голландское право (в том числе прецедентное) испытало воздействие германской правовой традиции и немецкой философской школы (например, труды Гегеля, Шопенгауэра). Определенные заимствования из немецкого права оказывали воздействие на национальные кодификации на протяжении XIX в. (Гражданский кодекс 1838 г., Уголовный кодекс 1886 г.). Схожие характеристики между немецким и голландским правом встречаются в системе обычных судов. В XX в. стали частыми отсылки к немецкому праву в гражданско-правовой сфере, особенно в Общей части наследственного права.

Для голландского права характерны сложность правовых конструкций, тщательно разработанные законодательные формы, четкость и продуманность норм, высокий уровень юридической регламентации. Право Нидерландов отличается высокой степенью кодификации и систематизации законодательства, что проистекает из Конституции Нидерландов, согласно которой гражданское право, уголовное право, гражданский и уголовный процесс регламентируются актами Парламента, принятыми в форме общих кодексов. Одним из наиболее ярких памятников кодификации является Гражданский кодекс, который начал разрабатываться еще с 1947 г.

В то же время право Нидерландов уникально и характеризуется как "конвергируемое", поскольку оно испытало влияние также англосаксонской правовой концепции. В частности, Гражданский кодекс 1992 г. являет собой пример взаимодействия англосаксонской и континентальной правовых систем.

Воздействие английского общего права на голландскую правовую систему проявлялось в отношении юридической техники, которая отличается относительной простотой. Известен интерес голландцев к состязательной судебной процедуре, что также характеризует англосаксонскую систему.

Кроме того, свойством представителей голландской юридической профессии (особенно лиц, занимающих адвокатские и судебные должности) является их высокая "мобильность". Так, голландские суды набирают по меньшей мере половину своих судей из числа юристов-профессионалов вне судебного корпуса; пожизненная карьера в рамках судебной системы не поощряется (аналогичная ситуация имеет место в англо-американской системе права).

Особенно заметно сближение права Нидерландов с англосаксонской правовой системой в связи с наличием в нем черт, характерных для казуистичного права. В правовой системе сложилась ситуация, при которой прецедент как результат деятельности судов законодательно не закрепляется, не обеспечивается и, соответственно, официально не признается, однако фактически существует и применяется.

Вместе с тем голландское право не является казуистичным в целом, поскольку прецеденты - вторичный регулятор отношений по сравнению с законами. Судья не является центральной фигурой голландского права, его жалование достаточно скромно (в отличие от англосаксонского права). Суды не обязаны следовать предшествующим судебным решениям, эти решения используются ими в основном в процессе толкования писаных текстов. При этом для применения общих принципов и при аргументации своих выводов судьи обращаются именно к законам; будущий судья подходит к применению законодательства, главным образом, путем получения теоретического образования. Официальные публикации прецедентов отсутствуют, наиболее важные решения публикуются в еженедельнике.

Доминирующий в среде голландских юристов стиль мышления и аргументации занимает пограничное положение между теоретически-дедуктивным, продуцирующим идеи, и прагматически-индуктивным, продуцирующим гипотезы. Решения голландских судов являются более краткими по сравнению с системой общего права, для которой характерно стремление к частности, особенности, конкретизации и реальности. В Нидерландах предпочитают более свободную юридическую аргументацию, чем их континентальные коллеги, склонные к систематической догматике и абстрактному теоретизированию.

Благодаря неписаному праву, основанному прежде всего на судебной практике, право Нидерландов сочетает в себе свойства неформализованного и гибкого права, что обусловлено нежеланием следовать жестким юридическим нормам, не отвечающим социальным нуждам.

Важным проявлением гибкого характера права Нидерландов и отказа следовать в определенных случаях официальному письменному праву служит концепция beleid, что означает управлять и регулировать на основании принципов и политики и выражает собой декларацию о намерениях или руководящие указания о возможных отклонениях от норм права, которым обязаны следовать гражданские служащие. Соответствующая концепция позволяет балансировать между обязательными нормами и конкретной ситуацией в целях избежания излишнего формализма или чрезмерной мягкости. В публичном праве понятие beleid используется в качестве критерия, по которому возможно оценивать деятельность Правительства, сообщества, публичного транспорта, полиции или обвинителей. Например, в судебном процессе по уголовным делам адвокат вправе потребовать прекращения дела о наркотиках, указав на beleid Публичного обвинителя осуществлять уголовное преследование только в случае сделок со значительными партиями наркотиков, но не при использовании наркоманом небольшого их количества для собственного потребления, хотя Закон "Об опиуме" запрещает и то и другое. Особенно широко beleid используется в административном праве: политические нормы признаются в качестве специальной формы норм, принимаемых администрацией в целях руководства и саморегулирования при осуществлении дискреционных полномочий, например, идет речь о министерских инструкциях налоговым инспекторам.

Голландскую правовую культуру характеризуют ориентированность на компромисс и постепенность. На различных уровнях общества, со всевозможными группами населения, отстаивающими свои права, идет непрерывный процесс консультаций, цель которых заключается в выявлении и разрешении проблем, поиске компромисса и удовлетворении интересов максимального количества граждан без излишнего давления - иными словами, принуждения - со стороны государства. При этом голландская юридическая элита ориентирована на результат, прагматизм, терпимость, отказ от излишнего формализма при разрешении правовых проблем, осознание проблемы бремени судебных расходов и стремление их избежать.

Голландская концепция Gezellig означает терпимость и сосредоточенность общества на нуждах человека; при этом легитимность не сконцентрирована в едином центре, но распределяется между различными социальными институтами. В целях обеспечения политической стабильности система управления основывается на соглашении и компромиссе ценностей, а не на их антагонизме. Резкая разделительная линия между аспектами публичной и частной жизни отсутствует: голландцам свойственно ощущение сообщества и меньшая озабоченность либеральными идеями, гражданскими правами и свободами. Их правовая культура игнорирует "конфликт интересов" - ситуацию, когда в жертву должен быть принесен один из законных интересов личности.

В Нидерландах степень доверия к государственным и правовым институтам очень высока. Для политического мышления характерно представление о том, что Правительство "принадлежит" гражданам, которые в свою очередь считают себя обязанными и ответственными перед ним.

В правовой культуре Нидерландов процесс применения права не концентрируется в специализированных юридических учреждениях и во многом деформализован. В Голландии сохраняется немногочисленный судебный корпус, что обусловлено отношением к судебному разбирательству как к "последнему прибежищу". При этом избежание суда вызвано не отсутствием юридического регулирования или бесконфликтностью, а наличием множественности институтов урегулирования конфликтов, альтернативных судебному разбирательству, которые включают в себя как властный контроль (например, в случае с административными регулятивными органами), так и частные институты "мягкого" внесудебного разрешения споров. Иногда соответствующие институты действуют в рамках судебной процедуры в виде предложения сторонам выйти из процесса уже после возбуждения дела в суде - в этих случаях типично посредничество в суде.

В Нидерландах достигнуто согласие по вопросам экономического строя, взаимоотношений государства и церкви, внешней политики, а также успешно решена проблема межнациональных отношений. Примечательно, что концепции классовой борьбы и коммунистические идеи никогда не имели прочной основы в голландском обществе, в котором отсутствовал класс предпринимателей, а расслоение по признаку богатства не имело характера противостояния.

Опыт Нидерландов в разрешении многих правовых вопросов предоставил другим странам новые, неординарные подходы и решения в самых различных областях.

Date: 2016-02-19; view: 1668; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию