Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая часть. § 1. История формирования правовой системы





 

§ 1. История формирования правовой системы

 

Согласно научным изысканиям известного чехословацкого ученого в области истории государства и права Чехословакии, академика В. Ванечка в V - VII вв. нашей эры на территории Чехословакии преобладали славянские племена, проживавшие преимущественно в больших общинах под руководством старейшин. Члены общины сообща обрабатывали землю и вели оседлый образ жизни. В жизни общины был широко распространен принцип неделимости коллективной собственности и равенства владения семейным имуществом. Данный принцип в течение многих столетий являлся основой правовой системы Чехии.

В раннефеодальную эпоху (X - XI вв.) в Чехии стали возникать представительные учреждения, носившие наименование "сейм", что в переводе с чешского языка означает "парламент, собрание". В правовой системе Чехии в этот период тоже произошли серьезные изменения. Так, в семейном праве благодаря вмешательству церкви возник переход от парного брака к моногамии; в уголовном праве появились первые элементы наказания за убийство ex officio вместо существующей ранее кровной мести.

В период феодальной раздробленности (XIII - XIV вв.), во времена сословно-представительной монархии сеймы приобрели свой окончательный вид. В XIII в. начинается расцвет дворянского земского права, а также шляхетского имущественного, семейного, процессуального и уголовного права. Право, формировавшееся в этот период внутри других сословий, например в городах, а также регулирующее отдельные виды отношений или особую хозяйственную деятельность, можно считать правом специальным. К последнему относится: городское право, сельское право (крестьянское), каноническое право (церковное), ленное право и горное право, а также право виноделов.

Уже на рубеже XIII - XIV вв. правотворчество в чешских землях находилось на достаточно высоком профессиональном уровне, что относится и к законодательству, и к судопроизводству, и к толкованию правовых обычаев. Возникает специализация по отраслям права: шляхетского (земского), канонического и горного.

Рецепция римского права в высокоразвитых городах средневековой Чехии началась уже в XIII в. С XIV в. правовые предписания начинают получать письменную форму, делаются первые попытки кодификации права, результатом которых стали первые чешские законники. В 1348 г. в Праге был открыт университет, в котором сразу же начался процесс изучения канонического права, а в конце XIV в. - римского права. Юридический факультет, впервые основанный в Чехии в 1372 г., вскоре был преобразован с разрешения короля в самостоятельный юридический университет, который готовил для всей Европы специалистов канонического и римского права.

Право Чешского государства получило дальнейшее развитие. Однако постепенное усиление Австрии и реальная угроза турецкой агрессии в Европе привели к объединению в XVI в. (1526 г.) целого ряда государств (Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии и некоторых других) в единую империю под властью австрийской династии Габсбургов. При этом сначала Чехия и Венгрия были связаны с Австрией отношениями личной унии, поскольку император австрийский являлся одновременно и королем чешским и королем венгерским. Но если Чехия со временем лишилась своей государственности и полностью подчинилась австрийским властям, то Венгрия сохранила свою автономию, а в XIX в. добилась того, что общими для Австрии и Венгрии стали лишь три общих сферы: внешняя, военная и финансовая политика. При этом Словакия, не имевшая своей национальной государственности, составляла часть территории Венгрии.

Необходимо отметить, что историческое развитие Чехии, ее представительной и правовой системы с XVI в. проходило в рамках австрийской части австро-венгерского государства. Начался процесс постепенного вытеснения чешского права немецким правом, завершившийся в ходе буржуазной революции 1848 г., что объясняет формирование основ современной правовой системы Чехии под сильным влиянием немецкого права в его австрийском варианте. На территории Чехии вплоть до 1950 г. действовали все основные кодексы периода Габсбургской монархии, включая австрийское Общее гражданское уложение 1811 г., Уголовное уложение 1852 г., и также общегерманское Торговое уложение 1863 г.

После прихода к власти коммунистов в 1948 г. страна взяла курс на замену старых законов. Конституция, принятая 9 мая 1948 г., отменила все ранее действовавшие законы, которые противоречили новой Конституции и принципам народно-демократического строя. Были отменены законы, регулировавшие имущественные и семейные отношения, а также порядок рассмотрения гражданских споров, существовавший в буржуазной Чехословакии. При этом необходимо отметить, что в Чехословакии всегда существовали сильные юридические традиции, право рассматривалось в качестве одного из важнейших устоев общества, а лица с юридическим образованием, профессиональные юристы пользовались особым уважением в обществе.

В целях систематической разработки нового законодательства была объявлена "юридическая двухлетка", в ходе которой были приняты Гражданский кодекс 1950 г., Гражданско-процессуальный кодекс, закон о семье и ряд других законов.

С начала 60-х г. XX вв. в Чехословакии осуществлялись крупные правовые реформы. Были приняты: Гражданский кодекс 1964 г., который регулировал правоотношения между социалистическими организациями и гражданами в сфере услуг, а также имущественные отношения между гражданами; Хозяйственный кодекс 1964 г., который регулировал имущественные отношения между социалистическими организациями и отдельные вопросы управления народным хозяйством; Кодекс международной торговли 1963 г. Кроме того, в 1961 г. были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а в 1963 г. - Гражданский процессуальный кодекс.

Чехословакия явилась одним из первых в мире государств, принявших в 1963 г. Закон о международном частном и процессуальном праве.

Более 20 лет назад Чехия приступила к эволюционному переходу от социалистической системы бывшей Чехословакии к становлению демократического правового государства с рыночной экономикой и многопартийной системой. Отправной точкой процесса реинтеграции чешской правовой системы в романо-германскую систему права явилась "бархатная революция" 1989 г.

Важное значение для преобразования правовой системы имели законы, принятые в целях исправления политических и экономических искажений, допущенных социалистическим государством в период с 1948 по 1991 г. Так, в начале 90-х гг. были приняты законы о приватизации, об урегулировании прав собственности и иных вещных прав на землю и иное сельскохозяйственное имущество, о частной предпринимательской деятельности, об акционерных обществах, о государственном предприятии и др. Основной целью принятия указанных законов было незамедлительное реформирование отношений собственности.

Закон N 427/1990 - о малой приватизации затрагивал предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, общественного питания и подобные им предприятия. Государственные предприятия этой сферы приватизировались через аукционы, организуемые местными приватизационными комиссиями. Приватизация государственных промышленных предприятий осуществлялась на основе Закона N 92/1991 - о большой приватизации Фондом народного имущества путем: создания акционерных обществ; продажи имущества отдельным собственникам на основании распоряжения правительства; продажи с торгов и публичных аукционов; безвозмездной передачи муниципальным образованиям; в ходе процесса реституции.

С 1 января 1993 г. вступила в силу Конституция Чешской Республики, составной частью которой является Хартия основных прав и свобод. Коренные реформы произошли в гражданском, торговом, административном, трудовом и уголовном законодательстве Чехии.

В чешской правовой системе исторически сложился дуализм частного права, где наряду с Гражданским кодексом 1964 г. (в редакции Закона N 47/1992) действует также Торговый кодекс (Закон N 513/1991). В настоящее время подходит к завершению работа над новым гражданским кодексом.

В области административного права и процесса были приняты два основных закона - Административный кодекс (Закон N 500/2004) и Административно-процессуальный кодекс (Закон N 150/2002).

С 1 января 2010 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Чехии (Закон N 40/2009).

 

§ 2. Государственное устройство

 

Чешская Республика является государством Центральной Европы, граничащим на севере с Польшей, на востоке - со Словакией, на юге - с Австрией, на северо-западе - с Германией. Ее территория равна 78,864 тыс. кв. км. Численность населения (по состоянию на 30.06.2010) составляет около 10,5 млн. человек, из которых: 89,9% - чехи; 3,7% - мораване (моравцы); 1,8% - словаки; 0,4% - немцы; 0,5% поляки; 0,2% - украинцы и 0,1% - силезцы. Столица - г. Прага. Официальный язык чешский.

По данным статистики, в Чехии среди верующих 27% являются католиками, 1% относит себя к "чешским братьям" - евангелистам, 1% - к чешским гуситам и 3% причисляют себя к православным, иудеям, мусульманам, буддистам и др. Большинство населения относит себя к атеистам, а 9% затрудняются с ответом на вопрос об их вероисповедании.

В качестве самостоятельного государства Чешская Республика образовалась 1 января 1993 г. в результате распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики. На основании Конституции Чехия является унитарной парламентской республикой. Главой государства является президент. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат. Высшим органом исполнительной власти является правительство.

Политическая система Чешской Республики основана на принципе многопартийности. В настоящее время в Чехии зарегистрировано более 60 политических партий, среди которых наиболее влиятельными являются: Гражданская демократическая партия (ГДП) - ведущая правоконсервативная партия; "Дела общественные" - правоцентристская политическая партия; "Традиции, Ответственность, Процветание 09" - правоцентристская политическая партия; Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП) - старейшая политическая партия левого направления (с 1992 по 2006 г. была правящей в Чехии); Коммунистическая партия Чехии и Моравии - влиятельная оппозиционная партия, возникшая на базе Коммунистической партии Чехословакии.

Согласно Конституции Чешская Республика делится на общины, которые являются основными территориальными самоуправляющимися единицами. Единицами более высокого уровня являются земли или области.

Органами территориальных самоуправляющихся единиц являются представительные органы - представительства, и исполнительные органы - совет, управление или магистрат (в городе), приматор (в городах), староста (в селах).

Территориальные самоуправляющиеся единицы представляют собой территориальные объединения граждан, которые имеют право на самоуправление. Законом определяются условия, на которых они становятся административными округами. Община всегда является составной частью территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня. Создание или ликвидация территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня осуществляется только конституционным законом.

Община, а также территориальная единица более высокого уровня самостоятельно управляется своим представительством. По своему статусу территориальные самоуправляющиеся единицы представляют собой публично-правовые корпорации, которые могут обладать собственным имуществом и вести хозяйственную деятельность на основании собственного бюджета. Более подробно их деятельность регулируется двумя специальными Законами о местном самоуправлении (N 128/2000 и 129/2000). Государство вправе вмешиваться в деятельность территориальных самоуправляющихся единиц, только если это необходимо в целях защиты закона и только в порядке, установленном законом.

Члены представительств избираются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий представительств составляет четыре года.

 

§ 3. Источники права

 

Основными источниками права в Чехии являются законы и другие нормативные акты. Их иерархия включает в себя Конституцию, Хартию основных прав и свобод, конституционные законы, обычные законы, решения Президента Республики, распоряжения Правительства, правовые предписания министерств, иных административных ведомств и органов территориального самоуправления.

Согласно Конституции (ст. 10) ратифицированные и обнародованные международные договоры о правах и свободах человека, которые обязывают и Чешскую Республику, действуют непосредственно и имеют преимущество перед законом.

 

§ 4. Отрасли права

 

В чешском праве традиционно существуют отрасли публичного права, отрасли частного права, а также смежные отрасли, находящиеся на стыке публичного и частного права.

К отраслям публичного права относятся конституционное право, административное право, уголовное право и экологическое право. К отраслям частного права относятся гражданское и торговое право.

Трудовое право чешскими правоведами рассматривается в качестве смежной отрасли по причине преобладания в нем изрядного количества норм административного права.

 

§ 5. Соотношение правовых и неправовых механизмов

в регулировании общественных отношений

 

Согласно Хартии основных прав и свобод Чешское государство основано на демократических ценностях и не может быть связано ни исключительной идеологией, ни вероисповеданием. Государственную власть можно осуществлять только в случаях и пределах, установленных законом, и в порядке, который определил закон.

На основании ст. 16 каждый имеет право свободно отправлять свою религию или веру индивидуально или совместно с другими лицами. Церкви и религиозные общины самостоятельно управляют своими делами, в частности: учреждают свои органы; определяют духовных лиц; открывают монастыри и другие церковные учреждения, независимые от государственных органов.

Осуществление всех указанных прав может быть ограничено законом в целях охраны общественной безопасности и порядка, здоровья и нравственности либо прав и свобод других лиц.

В Чехии действует Закон N 3/2002 - о свободе вероисповедания и положении церквей и религиозных общин. Согласно Закону церковь и религиозная община с момента своей регистрации приобретают статус юридического лица. Законом определяются условия религиозного обучения, осуществляемого, в частности, в государственных школах.

 

§ 6. Влияние международного права и права

региональных международных объединений

 

Согласно Конституции Чехии (ст. 10) ратифицированные и обнародованные международные договоры о правах человека и основных свободах, обязательства по которым приняла на себя Чешская Республика, являются непосредственно действующими и имеют преимущество перед внутренним законодательством. Поскольку с мая 2004 г. Чехия вступила в Европейский союз, действующее законодательство приводится в соответствие с нормами европейского права, а новые нормативные акты, как правило, содержат ссылки на конкретные Директивы ЕС.

 

Date: 2016-02-19; view: 587; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию