Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. История славянского права 5 page





Одной из важных новелл Законника стало введение своеобразного суда присяжных - пороты, или клятвенных судей. Устанавливая ее, ст. 153 указывала: "Повелевает мое царское величество: отныне и в будущем да будет порота и за большое дело, и за малое; в большем да будет 24 поротника, а в малом - 12 поротников, а в меньшем деле - 6; и эти поротники да не вольны никого помирить, но только оправдать или обвинить, и... за кого большинство клянется и кого большинство оправдает, тем и следует верить". Поротниками могли быть только лица, имевшие равный социальный статус с теми, кто предстал перед судом, за исключением их родственников и недругов (ст. 154). Поротники несли ответственность за принятые ими решения. Если они оправдывали преступника, который впоследствии был изобличен, они подвергались не только штрафам, но и запрету на вступление в брак.

Отметим еще одно нововведение. Законник запрещал кого-либо подвергать тюремному заключению без повеления царя, которое подтверждалось его грамотой (ст. ст. 186, 187).

Третий великий памятник славянского законотворчества середины XIV в. - чешский Законник Карла I 1355 г. (Majestas Carolina). Этот акт в силу не вступил. Он был отвергнут Сеймом. И тем не менее его нельзя обойти молчанием в силу многих причин. Прежде всего, потому что он кодифицировал многие нормы идущего из глубин веков исконного чешского права. Отдельные его нормы были введены в действие. А сам Законник, изначально составленный на латыни, был переведен в XV в. на чешский язык и опубликован в 1617 г.

В этом памятнике многое поражает, прежде всего его удивительно стройный и поэтичный стиль изложения. По словам самих составителей, перед ними стояли задачи продуманно изложить все нормы "в ясном порядке и стиле" и обозначать их "подобающими заглавиями" в соответствии с их содержанием, "чтобы тем, кто будет читать, шире открылся смысл, и чтобы все судьи и должностные лица... высшие и низшие, надлежаще судили и, согласно тому, как записано, выносили решения" (п. 8 Введения).

Введение закрепило также те основные положения, которыми руководствовались составители Законника.

Первое из них - верховенство королевской власти. "Самих вещей необходимостью, а также побуждением божественного провидения созданы над людьми государи, ими должна быть ограничена необузданная свобода преступлений, а мирным и спокойным надежная безопасность должна быть дана. Эти государи учредили законы и права и согласно праву все упорядочили, чтобы лица и тяжбы означив в законах, между людьми преступления и споры судить" (п. 3 Введения).

Второе положение - преемственность власти и права. Обращаясь к этой теме, составители Законника подчеркивали, что их задача заключалась не столько в том, что составить новые правила, сколько в том, чтобы признать "многие старые права, которые... беспорядочно и запутанно записаны", подтвердить действие древних обычаев, а также актов прежних чешских королей (п. 8 Введения).

Основной задачей было укрепление правопорядка. Праву должны были подчиниться все, в том числе сам король. И хотя король был освобожден от обязанности лично выступать ответчиком в суде, главный судья ("наивысший коморник") был обязан рассматривать любые иски, поданные против него, чтобы, как было сказано в Законнике, "правда не пострадала" и была оказана справедливость каждому. Король должен был признать его решение или приговор, а королевские урядники - выдать необходимые суммы из его имущества (ст. 42).

Законник достаточно подробно описывал обязанности высших сановников королевства. Так, ст. 7 указывала, что бургграфы (главы городского управления) должны исполнять свои обязанности, в том числе судебные, по справедливости; они должны отдавать в королевскую казну порученное им имущество и доходы с него и осуждать к смертной казни они могут только по воле и с разрешения короля Чехии. Чтобы гарантировать надлежащее исполнение этих обязанностей, было установлено, что король не может назначать бургграфов навечно или на определенный срок, но что он может "в любое время сменить их в случае провинности" (ст. 18).

Было установлено, что должности старост, судей и владарей (управляющих) могли занимать только чехи. Исключения допускались по указу короля в отношении "достойных и ученых" чужеземцев (ст. 19). Было подтверждено древнее правило, согласно которому королевские должности (по указу короля) могли замещаться только "знатными, справедливыми, мудрыми, добропорядочными, с незапятнанной честью, как об этом говорит право" (ст. 25).

Правовой порядок во многом гарантировался жесткими правилами делопроизводства. Все юридические акты, документы записывались на так называемых досках земских, которые хранились в Пражском замке. А те доски земские, по которым дела были закончены, сдавались ("прятались") в архив "под замком и печатями наивысшего коморника, судьи, писаря и бургграфа Пражского в приделе Пражского собора". Такие доски согласно обычаю не могли доставаться иначе как в присутствии вышеназванных лиц (ст. 27).

Одна из наиболее ярких черт Законника - призыв к милосердию. С этой целью смягчались наказания и отменялись некоторые варварские процессуальные порядки. Так, ст. 39 указывала: "Запрещаем и строго приказываем, чтобы языческий обычай присяги посредством раскаленного железа и опущения в воду не применялся ни в каких делах и чтобы тем самым Бога, Творца нашего, не испытывали, даже в случаях похищения или изнасилования девиц и прочих преступлений, но чтобы присягали именем Бога (или неземным блаженством) под страхом лишения имущества и смертной казни через сожжение или утопление, то есть тем способом, каким осужденный совершил грех против ближнего своего" (ст. 39).

Законник сохранял право крестьян покидать поместья своих панов после дня святого Мартина (с 12 ноября) при условии выполнения всех оброков и уплаты всех пошлин (ст. 74) и ограничивал права господ над своими людьми: "Согласно старинному установлению передаем панам всю власть над их подданными людьми: судить, наказывать по справедливости, но не казнить смертью за злодеяние, ибо этот суд мы сохраняем за собой, если только на это нами не даны особые грамоты. Чтобы никакой пан или владыка или кто-нибудь другой своему или чужому человеку очей не выкалывал; если кто своевольно сделает это, то попадет в королевскую немилость, а имение и другое его имущество перейдет королю. Если какой-нибудь пан или владыка своему или чужому человеку нос отрежет, то все его имущество перейдет в распоряжение короля. Если какой-нибудь пан или шляхтич своему или чужому человеку руку или ногу на колоде отрубит, то за этот позорный поступок должен понести наказание, которое указано выше" (ст. 79).

Можно привести много других примеров блистательного развития славянского законотворчества того времени. Так, в русских княжествах примерно в те же годы составляются разные редакции Кормчей книги и Мерила праведного, которые во многом подготовили почву к возрождению Руси и ее освобождению от татаро-монгольского ига. На другом краю славянского мира - в Далмации - в 1358 г. принимается Устав независимого <1> Дубровника (Рагузы), основанный на началах демократического правления. Верховная власть в нем принадлежала Большому совету, в который входили все совершеннолетние мужчины из знатных "патрицианских" семей. Он избирал князя, который занимал эту должность в течение месяца и не мог быть переизбран в течение следующих двух лет. Такое установление должно было предотвратить угрозу узурпации власти. В осуществлении функций управления князю оказывал содействие Малый совет, который также формировался Большим советом. Некоторое время сохранялось вече - общее собрание всех граждан. Но вскоре вместо него был учрежден Сенат, к которому перешли многие полномочия Большого совета <2>.

--------------------------------

<1> С 1358 г. Дубровник формально входил в состав Венгерского королевства, но сохранял самые широкие формы самоуправления.

<2> См.: Harris R. Dubrovnik. A History. L., 2006. P. 130 - 134.

 

Дубровник в течение по меньшей мере трех столетий, имел одно из самых развитых законодательств в Европе. Достаточно сказать, что он стал первым государством, в котором были приняты законы о страховании (1395 г.), о запрете работорговли (1418 г.), о сиротских приютах (1432 г.) и т.д.

Однако блистательный век славянского правотворчества был недолгим: всего 12 лет (с 1347 по 1358 г.). Как полевые цветы, которые, перед тем как увянуть, отдают миру свои ароматы и краски, так и славянское право, как будто предчувствуя скорый конец, в едином порыве дарило христианскому миру свои бесценные плоды.

С 1352 г. начинается неудержимое движение турок на Балканский полуостров. В результате длительных войн, длившихся более столетия, большая часть южнославянских земель вошла в состав Оттоманской империи. Оставшиеся земли подчинились Венгрии, Австрии и Венеции.

Еще в XII в. были уничтожены земли полабских славян. Со второй половины XIV в. утрачивает свою независимость Чехия, став объектом немецкой колонизации. Под властью венгерских, а вслед за ними австрийских властителей оставались земли Словакии и Моравии.

И только несколько славянских государств - Польша, Дубровник, русские и некоторые другие княжества - продолжали самостоятельное политическое и правовое развитие. Но полноценным оно не было.

В русских землях ему препятствовали не только двухсотлетнее татаро-монгольское иго, но и постоянные междоусобные войны.

Перелом наступает к середине XV в., когда формируется новый остов русской государственности - Великое Московское княжество. Начинается новый этап в развитии русского права, основными вехами которого стали такие акты, как Судебники 1497 г. и 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. Эти акты отличались высоким уровнем обработки правовой материи. Но вместе с тем в них не было того вдохновения, которое озаряло такие памятники древнерусского права, как Кормчая книга и Мерило праведное. Творческий порыв русских правотворцев сдерживала самодержавная воля правителей Московской Руси.

Иная, во многом противоположная ситуация складывалась в Польше, где правовому развитию препятствовала шляхетская вольница. Еще в 1505 г. шляхта добилась принятия Радомской конституции, первые слова которой четко обозначили ее основной посыл: "Никаких нововведений" <1>. Вскоре было установлено, что на общепольских сеймах, регулярно созываемых раз в три года, решения нижней палаты (Посольской избы) могли приниматься только единогласно - всеми участвовавшими в сейме шляхтичами. Принцип liberum veto давал возможность даже одному шляхтичу воспрепятствовать принятию неугодных ему решений (даже тогда, когда все остальные участники сейма были готовы отдать за них свои голоса).

--------------------------------

<1> Подробнее см.: История южных и западных славян. М., 1957. С. 120.

 

Частично действие принципа liberum veto было ограничено только в 1764 г. Чтобы облегчить проведение экономических реформ, было установлено, что необходимые правовые акты могли приниматься простым большинством голосов.

Эти реформы должен был продолжить Сейм, созванный в 1788 г. Одним из основных его актов стала Конституция (Правительственный устав) Польши <1>. Она была принята 3 мая 1791 г., за четыре месяца до формального вступления в силу Конституции Франции 1791 г. Таким образом, она стала первым европейским основным законом.

--------------------------------

<1> Ustawa Rzadowa z 3 maja 1791 r. // http://www-personal.engin.umich.edu/zbigniew/Constitutions/mdex.htmb.

 

Ее составители многое восприняли из конституционного опыта Американской войны за независимость и Великой Французской революции. Но вместе с тем это был самобытный документ, отразивший исторический опыт Польши, ее политико-правовые традиции, ее страстное стремление к возрождению.

Главной задачей было укрепление основ государственности. С этой целью закреплялись следующие принципы: "Вся власть в гражданском обществе исходит от народа, ее целями являются сохранение и единение государства, гражданская свобода и доброе управление делами общества на началах равенства и постоянства..." (ст. V).

"Наиболее совершенное правительство не может существовать без действенной исполнительной власти. Как убеждает нас опыт, пренебрежение этой существенной частью правительства обрекло Польшу на неисчислимые бедствия..." (ст. VII).

"Так как судебная власть несовместима с законодательной и не может осуществляться Королем, должны быть созданы суды и избраны судьи. Суды должны быть постоянно действующими, чтобы каждый гражданин знал, где он может искать правосудие, и чтобы каждый нарушитель знал, как его вершит правительство" (ст. VIII) <1>.

--------------------------------

<1> Constitutions that Made History // Ed. by A.P. Blaustein, J.A. Sigler. N.Y., 1988. P. 73 - 75.

 

Особенностью правовой регламентации Конституции Польши было то, что в ней, как в зеркале, были отражены живые образы того времени.

Статья I была посвящена господствующей Священной Римско-католической церкви. Подтвердив все ее привилегии и иммунитеты, Конституция вместе с тем требовала соблюдения заповеди Христа о "любви к ближнему". Каждому вне зависимости от его вероисповедания были гарантированы "мир в делах его веры и защита правительства".

В ст. II была дана картина шляхты - рыцарского сословия Польши. В то время к нему было отнесено 10% населения страны. Конституция признала все его свободы, дарованные в XIV в. Казимиром Великим (1333 - 1370 гг.), и установила общий принцип правового равенства шляхты: "все лица этого сословия равны между собой".

Низшие сословия - мещане (ст. III) и крестьяне (ст. IV) - были лишены политических, а также большей части гражданских прав. Более того, Конституция сохраняла крепостную зависимость крестьян, хотя и признавала необходимость их защиты. "Из рук крестьянства течет самый щедрый источник богатств страны, оно является самым многочисленным сословием и самой творческой силой страны, поэтому справедливость, человечность и христианский долг, а также наши собственные интересы требуют, чтобы мы приняли его под покровительство законов и правительства".

Развивая принцип разделения властей, Конституция регламентировала порядок организации каждой из них. Законодательная власть (ст. VI) была вверена двухпалатному парламенту, который состоял из Сената и Сейма. Исполнительная власть (ст. VII) была разделена между Королем и его Советом с поэтическим названием "Стражи права" (Straza Praw). Судебная власть (ст. VIII) принадлежала судам. Конституция Польши восстановила принцип наследования трона, но не наделила Короля достаточной властью. Как было сказано в ее тексте, "Король сам ничего не предпринимает" <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1976. С. 293 - 301.

 

Авторами Конституции 1791 г. были видные деятели Польского Просвещения: король Польши Станислав Август Понятовский, политик и публицист Игнаций Потоцкий, поэт и юрист Гуго Коллонтай. Последнему приписывают редакционную обработку конституционного текста, которая, как мы видели, придала ему мощное поэтическое звучание.

Конституции 1791 г. не было суждено укрепить государственность и сохранить независимость Польши. И дело не только в том, что силы нации были слишком слабы. Много пороков было заложено в самой Конституции. Она сохранила сословное деление общества, политическое и экономическое господство дворянства (шляхты), бесправное положение иных, нетитульных народов. Конституция не создала действенной государственной власти, которая могла бы ее защитить. Уже через год был поднят мятеж, поддержанный Российской империей. Конституция 1791 г. была отменена, созданные на ее основе органы лишены власти, а сама Польша в результате двух разделов (1793 и 1795 гг.) полностью утратила свою независимость. Так на долгие десятилетия был прерван еще один источник славянского права.

Новый этап в развитии славянского законотворчества наступил во второй половине XIX в. Начало ему было положено реформами Александра II - об освобождении крепостных крестьян (1861 г.), об отмене телесных наказаний (1863 г.), об учреждении земского самоуправления (1864 г.), укреплении городского самоуправления (1870 г.), о реформе судов (1864 г.), переустройстве армии (1860 - 1870-е годы), о реформе образования (1863 г.).

Эти реформы были призваны не только обновить существовавшие общественные устои, но и возродить такие утраченные начала славянского права, как единение нации, взаимные обязательства, ответственность перед обществом и справедливость.

В подтверждение можно привести Манифест от 19 февраля 1861 г. Этот документ призывал дворянское сословие исполнить новые положения "о добром порядке, в духе мира и доброжелательства" и завершить в пределах каждого имения "великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях". Следует отметить, что Манифест признал невозможным регулирование всех отношений. Поэтому он призвал к заключению "взаимных добровольных соглашений". Только так можно было разрешить большую часть затруднений, неизбежных при применении "общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений". Таким способом, полагали авторы Манифеста, можно было облегчить "переход от старого порядка к новому" и в будущем упрочить "взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе". Примечательны одни из последних слов Манифеста: "Полагаемся на здравый смысл нашего народа" <1>.

--------------------------------

<1> Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. - 1917 г. М., 1998. С. 245.

 

Но этим надеждам не было суждено исполниться. Проведенные реформы не смягчили, а, напротив, усугубили существовавшие в обществе противоречия. Отчасти это объясняется тем, что сами реформы имели половинчатый характер. Поэтому должной поддержки они не нашли. Даже судебная реформа, одна из самых последовательных, искомого результата не дала.

Суды не стали более праведными и справедливыми. Эту трагедию провала судебной реформы поразительно точно описал в романе "Воскресение" Л.Н. Толстой. В подтверждение приведу лишь одну сцену - беседу Нехлюдова и адвоката.

В этом-то и ошибка, начал адвокат, "что мы привыкли думать, что прокуратура, судейские вообще - это какие-то новые либеральные люди. Они и были когда-то такими, но теперь это совершенно другое. Это чиновники, озабоченные только двадцатым числом. Он получает жалованье, ему нужно побольше, и этим ограничиваются все его принципы. Он кого хотите будет обвинять, судить, приговаривать...

Я всегда говорю господам судейским, - продолжал адвокат, - что не могу без благодарности видеть их, потому что если я не в тюрьме, и вы тоже, и мы все, то только благодаря их доброте. А подвести каждого из нас к лишению особенных прав и местам не столь отдаленным - самое легкое дело.

- Но если это так и все зависит от произвола прокурора и лиц, могущих применять и не применять закон, так зачем же суд?

Адвокат весело расхохотался.

- Вот какие вопросы вы задаете! Ну-с, это, батюшка, философия..." <1>.

--------------------------------

<1> Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978 - 1985. Т. 2. С. XI.

 

Такое правосудие порождало особое правосознание, природу которого блистательно раскрыл другой великий русский писатель Ф.М. Достоевский (1821 - 1881 гг.). Пороки правосудия вызывают не только отвращение к судам, но и стремление оправдать осужденных. "Недаром же, - писал Ф.М. Достоевский, - весь народ во всей России называет преступление несчастьем, а преступников несчастными. Это глубоко знаменательное определение. Оно тем более важно, что сделано бессознательно, инстинктивно" <1>.

--------------------------------

<1> Достоевский Ф.М. Собр. соч. М., 1982. Т. 3. С. 57.

 

Да и каждый преступник из простого народа, продолжал он, не сомневается в том, что он будет оправдан "судом своей родной среды, своего же простонародья, которое никогда... его окончательно не осудит, а большею частию и совсем оправдает, лишь бы грех его был не против своих" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 191.

 

Следующая попытка преодоления раскола была предпринята с введением в силу первой Конституции России - Высочайше утвержденных Основных государственных законов Российской империи.

Они были приняты на волне мощного революционного движения 1905 - 1907 гг., когда перед страной стоял выбор: либо введение диктатуры, либо проведение конституционных реформ <1>. Российский император избрал второй путь, опубликовав 17 октября 1905 г. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", а 27 апреля 1906 г. - "Основные государственные законы Российской империи".

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Хуторской В.Я. История России. От Рюрика до Ельцина. М., 2000. С. 346.

 

Эти документы были разработаны в Царском Селе "конституционным" Совещанием под председательством Николая II <1>. Он же определил основную ее цель: "обеспечить России путь спокойного развития, без резкого нарушения тех устоев, на которых она жила столько времени" <2>.

--------------------------------

<1> Интересные воспоминания о работе Совещания содержатся в мемуарах В.Н. Коковцева; см.: Коковцев В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903 - 1919 гг. Кн. 1. М., 1992. С. 125 - 130.

<2> Цит. по: История России. XX в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1997. С. 53.

 

Свидетельством тому, что Конституция была направлена на сохранение прежних устоев, служит само ее название - "Основной государственный закон". Так же - "Свод Основных Государственных Законов" - была озаглавлена часть первая Свода законов Российской империи, первое издание которого было осуществлено еще в 1832 г. Правительственной комиссией под руководством М.М. Сперанского. Из Свода законов были заимствованы не только отдельные положения, но и "византийский" - державно-торжественный и размеренный - стиль изложения. Обращает внимание звучание норм: ясное, четкое, не допускавшее разночтений, и вместе с тем проникновенное, призванное пробудить чувства народной любви и преданности к трону:

"1. Государство Российское едино и нераздельно.

4. Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает.

5. Особа Государя священна и неприкосновенна...

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства..."

Воспоминания современников свидетельствуют о том, что Николай II видел ту угрозу, которая исходила для монархии от Государственной думы. Но он осознанно пошел на риск ее создания, предполагая противопоставить ей силу не только собственной власти, но и российских законов.

По замыслу Николая II, именно законы должны были стать первейшей опорой не только самодержавия, но и российской государственности в целом. Им посвящалась отдельная - третья глава Конституции 1906 г., которая предшествовала главе о Государственном совете и Государственной думе. Отметим, что до ее принятия ни в одной конституции мира не было столь полного закрепления норм о сущности законов и порядке их действия <1>. Это - одна из причин, почему ниже приведен значительный фрагмент главы третьей. Впрочем, для этого есть и другие причины.

--------------------------------

<1> Отдельный раздел о законах был включен только в Конституцию Болгарского царства 1879 г. Но в основном он представлял собой компиляцию соответствующих положений Свода законов Российской империи.

 

Долгое время российская юридическая наука пытается доказать необходимость создания отдельного "закона о законах" <1>. Но эти усилия остаются безрезультатными. Виной тому невежество одних политиков и нежелание других внести ясность в вопрос о том, каким должен быть закон. Не по его содержанию - с этим, в общем, все ясно. Конституция четко очерчивает сферу закона (пределы законодательного регулирования). Речь в данном случае идет о другом - об установлении четких, не допускающих разночтений правил составления и применения законов. Так, как это было сделано в первой Конституции России - образным и вместе с тем ясным языком, краткими и наряду с этим емкими по содержанию нормами:

--------------------------------

<1> Речь идет прежде всего об инициативах Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

 

"42. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке.

43. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих.

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

45. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный совет.

46. Законы, особенно изданные для какой-либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не постановлено.

47. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.

48. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в заверенных списках в Правительствующий сенат.

49. Законы обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим Сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.

50. Законодательные постановления не подлежат опубликованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных законов.

51. По обнародовании закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока - со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.

52. Закон не может быть отменен иначе как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу.

53. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком..." <1>.

--------------------------------

<1> Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. - 1917 г. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1998. С. 311 - 320.

Date: 2016-02-19; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию