Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень третий. Семьи и группы правовых систем





В рамках многих сообществ выделяются семьи правовых систем, которые объединяются общими национальными и историческими корнями, едиными целями, структурно-функциональными и стилевыми особенностями права. Это - следующая "линия разлома" правового пространства мира.

Так, в семье христианской традиции права можно выделить семьи романо-германского или континентального права, англо-саксонского или общего права, скандинавского, латиноамериканского и славянского права.

Между ними много общего прежде всего потому, что они входят в единое правовое сообщество с единым мировоззрением, общими ценностями и образами права, берущими начало в христианстве. Именно этим предопределено сходство, например, романо-германского (континентального) права и славянского, в частности российского, права, а не тем, что одно было поглощено другим. В связи с этим отметим, что в большей части славянских правовых систем заимствование отдельных чужеродных моделей имело ограниченный характер и не влияло на правовое развитие в целом.

Многие семьи правовых систем разделяются на более дробные группы. Так, в рамках общего права можно выделить группы правовых систем государств Британского Содружества, а в нем - более узкие подгруппы правовых систем Австралии и Новой Зеландии, а также государств Карибского бассейна. В славянском праве обособленно предстают правовые системы западнославянских, восточнославянских и южнославянских государств.

Столь же неоднородной предстает сообщество исламской традиции права. В нем отчетливо различаются правовые семьи суннитской (Египет, Сирия, Иордания и т.д.) и шиитской (Иран, Йемен) традиций права, а в их рамках - обособленные правовые группы, формировавшиеся под воздействием различных доктринальных течений и школ (мазхабов).

В буддистской традиции права два основных течения: тхеравада и махаяна. Тхеравада ("Учение старейших") господствует в Шри-Ланке и в государствах Юго-Восточной Азии - Камбодже, Лаосе, Мьянме, Таиланде. Махаяна ("Великая колесница") преобладает в тибетских государствах - Бутане и Непале.

Многообразно сообщество языческих традиций права, сохраняющихся, главным образом, в государствах Тропической Африки.

Деление на семьи характерно и для сообщества бездуховной традиции права - технократической и тоталитарной, в том числе социалистической и национал-социалистической (фашистской).

Остальные сообщества правовых систем действуют в основном в границах тех государств, в которых они изначально появились: индуистское - в Индии, конфуцианское - в Китае, синтоистское - в Японии, иудейское - в Израиле.

Отнесение национальной правовой системы к тому или иному сообществу, семье или группе зависит от того, какой из факторов либо совокупность факторов преобладает.

Так, группа романо-германского (континентального) права объединяет правовые системы государств, образованных романскими и германскими народами Западной, Южной и Центральной Европы. Право в этих государствах формировалось под мощным влиянием древнеримского права. При этом многие из них не только заимствовали его отдельные правовые конструкции, но и признавали прямое действие его норм. Этот феномен исторического развития права романских и германских народов подробно описан в классическом труде П.Г. Виноградова "Римское право в средневековой Европе" (1910).

Конечно, романо-германское право развивалось не только под влиянием древнеримского права. Глубокое воздействие на него оказывали национальный дух, проявляющийся в особенностях национального языка, стереотипах мышления, обычаях и традициях. Они, по словам Ф. Савиньи, формируют "истинное право" <1> - море, берегами которого являются писаные законы <2>.

--------------------------------

<1> Von Savigny F.Ch. The Vocation of Our Age for Legislation and Jurisprudence. Birmingham. 1986. P. 33.

<2> Сравнение действующего права с морем принадлежит знаменитому французскому юристу Ж. Порталису, одному из основных разработчиков Кодекса Наполеона. См.: Von Savigny F.Ch. Op. cit. P. 96.

 

Как в зеркале, национальный дух отражен в языке. Поэтому столь важно исследовать его особенности, выявляя те мыслительные образы, которые он создает, и которые в конечном счете определяют подлинное содержание права.

В подтверждение можно привести несколько примеров, раскрывающих основы другой ветви христианской правовой семьи - славянского права.

В славянских языках право тесным образом связано с такими понятиями, как "справедливость", "правда", "праведность", "правильное". Все они имеют один корень. Такую же семантическую связь можно обнаружить и в других языках. Но что отличает славянские языки, так это то, что в них право ассоциируется не только с правдой и справедливостью, но и с такими понятиями, как "править", "правитель", "правительство". В результате в сознании возникают устойчивые мыслительные образы, в которых право предстает в основном как продукт воли правительства, народ - объектом управления, а справедливость - как то благо, которое дарует правительство.

Еще одна черта, присущая славянским языкам: они связывают право не только с материальной, но и с духовной жизнью <1>. В нем часто звучат религиозные либо мистические мотивы. Так, корневая основа слова "закон" - "кон" означает рубеж, предел, границу, начало и вместе с тем конец. Неслучайно на протяжении многих столетий слово "закон" ассоциировалось в основном со Священным писанием - Библией.

--------------------------------

<1> По этой теме большой интерес представляют исследования Ш. Курильски-Ожвэн (Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции: Учебное пособие. М., 1996), монография Б.А. Осипяна (Осипян Б.А. Дух правометрии или основание межерологии права. М., 2009).

 

Ноты другого мира звучат во многих словах, определяющих природу и пути развития права: "суд" - это судьба, от которой невозможно уйти, "богатство" - это то, что исходит от Бога и человек не может присвоить себе.

Еще одна важная черта славянских языков: они отражают приоритет общественного над личным. Так, слово "порядок" означает строй, установленный по договору ("ряду") между членами общества, а слово "общество" - такую социальную организацию, основу которой составляют общие экономические, политические и духовные связи. Примечательно, что даже слово "счастье" понимается как единство части и целого.

Отметим еще черты правового языка славян - драматичность и глубину его звучания. На это впервые обратила внимание французская исследовательница Ш. Курильски-Ожвэн. В частности, описывая звучание таких терминов, как "преступление", "наказание", она отмечала, что они звучат очень драматично, напоминают нам о Достоевском, и "эти понятия вызывают моральное осуждение, частота и сила которого удивительны для французского менталитета" <1>.

--------------------------------

<1> Курильски-Ожвен Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции: Учебное пособие. М., 1996. С. 38.

 

Заметное воздействие на право оказывают национальные обычаи и традиции, что было блистательно показано в классических работах С. Мэна и М.М. Ковалевского, а в наши дни в трудах Н. Рулана, Н.А. Крашенниковой, А.И. Ковлера, ряда других авторов. К сожалению, систематического исследования этих вопросов в наши дни нет, что не только обедняет науку, но и оставляет власти в неведении о том, в какой среде действуют и как трансформируются в жизни принятые ими акты.

В связи с этим заслуживает внимания опыт правительства царской России, которое "в интересах хорошего управления" создавало центры проведения этнографических исследований для изучения обычаев и нравов народов, населявших Россию <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Ковалевский М.М. Клан у аборигенных племен России // Социологическое наследие. N 5. С. 130.

 

Такие же центры должны создаваться и в наше время, поскольку очевидно, что без учета национальных обычаев и традиций, иных факторов, влияющих на развитие права, невозможно обеспечить не только его полноценное изучение, но и эффективное применение.

Конечно, деление правовых систем на сообщества, семьи и группы во многом условно. И дело не только в условности любых классификаций. Национальные правовые системы постоянно трансформируются под мощным воздействием разных факторов, о чем будет сказано ниже.

Национальное право может сочетать в себе признаки различных правовых традиций. Так, во многих федеративных государствах (государствах с автономными образованиями) существуют смешанные правовые системы и "анклавы" иных правовых групп и сообществ. Так, в состав Российской Федерации входят республики, в которых возрождаются традиции исламской и буддистской традиций права. В американском штате Луизиана сохраняются традиции романо-германского права. Такая же ситуация складывается в канадской провинции Квебек.

Несомненно, что такие "правовые анклавы", а также национальные и местные традиции оказывают мощное влияние на развитие национальных правовых систем. Они препятствуют проникновению общенационального права в те отношения, которые традиционно регулируются ими на протяжении многих веков. Нередко они заполняют вакуум, образованный пробелами в праве. Иногда вытесняют его, обеспечивая то регулирование, которое в большей степени отвечает потребностям экономики и ожиданиям общества.

Такие процессы взаимовлияния разных правовых систем и традиций, безусловно, должны быть предметом исследования как общего, так и "внутреннего" сравнительного правоведения <1>.

--------------------------------

<1> Термин "внутреннее сравнительное правоведение" для изучения права государств с усложненной формой государственного устройства был предложен Созер-Холлом (см.: Sauser-Hall. Fonction et methode du droit compare. Geneve, 1913).

 

Date: 2016-02-19; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию