Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть. § 1. Отрасли публичного права конституционное право





 

§ 1. Отрасли публичного права конституционное право

 

Йемен является исламским государством, представляющим собой президентско-парламентскую республику. Ныне действующая Конституция Йеменской Республики была принята на всенародном референдуме в 1991 г. после объединения Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен. В 1994 и 2001 гг. в нее вносились важные изменения.

Конституция Йеменской Республики закрепляет исламский характер государства и провозглашает Йемен арабским исламским независимым суверенным государством, а народ Йемена - частью арабской нации и мусульманской уммы (ст. 1). Государственным языком является арабский. Йемен не является светским государством, в котором религия отделена от государства. Совсем наоборот: согласно ст. ст. 2 и 3 Конституции ислам является государственной религией страны, а исламский шариат - источником всего законодательства.

Конституция провозглашает народ Йемена носителем и источником государственной власти, что он реализует как непосредственно через референдум и выборы, так и через органы государственной власти и местного самоуправления (местные советы) (ст. 4). В этой же статье закрепляется разделение органов государственной власти на законодательные, исполнительные и судебные.

В Конституции декларируется приверженность Йемена Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Уставу Лиги арабских государств и общепризнанным нормам международного права (ст. 6). В ней также декларируется равенство всех граждан в правах и обязанностях (ст. 41) и политический плюрализм (ст. 5).

Гражданам гарантируются право на участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны, свобода мысли и свобода слова в пределах, установленных законом (ст. 42). Каждый гражданин вправе участвовать в выборах и референдуме (ст. 43). Выдача йеменских граждан и политических беженцев иностранным государствам запрещается (ст. ст. 45, 46). Конституция также запрещает пытки, телесные наказания, негуманное обращение и принуждение к даче показаний (ст. 47).

В основу организации органов государственной власти Йемена положен принцип разделения властей. Парламент Йемена состоит из двух палат: нижней - Палаты представителей (Маджлиса) и верхней - Консультативного совета (Шуры). До 2001 г. йеменский парламент был однопалатным и состоял только из Палаты представителей. Но в 2001 г. в стране был проведена конституционная реформа: на референдуме в Основной закон были внесены изменения, предусматривающие, в частности, создание верхней палаты парламента и увеличение сроков полномочий Президента и Палаты представителей.

Созданный Консультативный совет - Шура получил совещательные полномочия при Президенте. Этим объясняется и структура йеменской Конституции: в главе, посвященной национальному парламенту, закрепляется порядок формирования и полномочия Палаты представителей, а статус Консультативного совета закрепляется в главе, посвященной Президенту страны.

Итак, согласно ст. 62 Конституции законодательная власть в Йемене принадлежит Палате представителей. Палата состоит из 301 депутата и избирается на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании (ст. 62). Избирательные округа Йемена формируются на основе численности проживающих избирателей. Активным избирательным правом наделены все йеменские граждане, достигшие возраста 18 лет. Для того же, чтобы быть избранным в Палату представителей, гражданин Йемена должен достичь возраста 25 лет, быть грамотным, не иметь судимостей и соблюдать предписанные религиозные правила (ст. 64).

Палата представителей избирается сроком на шесть лет (до конституционной реформы 2001 г. - на четыре года) и заседает в столице страны. Кворум для заседания составляет половина от общего состава депутатов. Палата представителей собирается на две сессии ежегодно. Внеочередные сессии могут быть созваны декретом Президента, решением президиума Палаты или письменным обращением не менее 1/3 депутатов (ст. 73).

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Палаты представителей и Правительству. Налоговые и иные финансовые законопроекты могут быть внесены только Правительством или по инициативе не менее 20% депутатов (ст. 85). Проект годового бюджета должен быть внесен в Палату по крайней мере за два месяца до начала года. При рассмотрении проекта бюджета Палата не имеет права вносить в него изменения без согласия Правительства, а голосование должно проходить по каждому разделу бюджета отдельно (ст. 88).

Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов. Палата представителей вправе выразить вотум недоверия Правительству. В этом случае Правительство обязано подать Президенту прошение об отставке (ст. ст. 98, 140). Однако Президент вправе распустить Палату представителей. Эта процедура, однако, является весьма непростой. Сначала Президент издает декрет, которым приостанавливает деятельность Палаты на 30 дней. За это время должен быть проведен общенациональный референдум по вопросу роспуска Палаты. В случае одобрения президентского декрета на референдуме Президент распускает Палату и назначает новые выборы, которые должны пройти не позднее 60 дней со дня проведения референдума. В противоположном случае Палата представителей возобновляет свою работу (ст. 101).

Верхняя палата йеменского парламента - Консультативный совет (Шура) - была образована в 2001 г. в результате конституционной реформы. Как видно из названия, Совет является совещательной палатой и не участвует в законодательном процессе. Он формируется Президентом страны из числа квалифицированных экспертов и авторитетных лиц страны и состоит из 111 членов, которые на момент назначения должны быть не моложе 40 лет. В состав Совета не могут быть назначены депутаты Палаты представителей или местных советов (ст. 126).

По запросам Президента Совет представляет ему экспертные заключения, оценивает экономическую, финансовую и другую политику Правительства, способствует развитию гражданского общества и т.п. По решению Президента Совет вправе проводить совместные заседания с Палатой представителей, а также участвовать в ратификации международных договоров (ст. 125).

Главой Йеменского государства является Президент Республики. В стране существует также и пост вице-президента, назначаемого Президентом. Кандидат на пост Президента должен отвечать следующим требованиям (ст. 107 Конституции): 1) быть не моложе 40 лет; 2) иметь обоих родителей - граждан Йемена; 3) не быть пораженным в правах и не иметь судимости; 4) быть добропорядочным мусульманином; 5) не иметь супруги с иностранным гражданством.

Конституция Йемена предусматривает непрямой способ выдвижения кандидатов в президенты для последующего всенародного голосования (ст. 108). Предложения с кандидатурами направляются Председателю Палаты представителей и изучаются на президиуме Палаты на предмет их соответствия конституционным требованиям. Допущенные кандидатуры предлагаются Палате на голосование. Те из них, которые набирают в Палате более 5%, но не менее двух кандидатур, считаются допущенными до всенародного голосования.

Президент избирается на семилетний срок (до реформы 2001 г. - пятилетний) и может занимать свою должность не более двух сроков (ст. 112). Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Йемена и не может в течение всего срока своих полномочий заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью (ст. ст. 111, 118).

Президент может направить Палате представителей прошение об отставке, которая должна рассмотреть его. Она может не принять отставку, но если Президент в течение трех месяцев подаст в отставку снова, то она должна быть принята (ст. 115). В случае отставки Президента или стойкой неспособности исполнять им свои полномочия исполнение обязанностей Президента возлагается на вице-президента, при этом в течение 60 дней должны состояться новые выборы.

К полномочиям Президента также относится назначение референдумов, предоставление политического убежища, объявление чрезвычайного положения и всеобщей мобилизации, а также утверждение приговоров к смертной казни (ст. ст. 119, 123). В рамках своих полномочий Президент издает декреты и распоряжения. Он вправе возложить на вице-президента исполнение части своих полномочий (ст. 124).

Президент может быть отстранен от должности Палатой представителей по обвинению в государственной измене, нарушении Конституции и посягательстве на независимости и суверенитет страны. Для выдвижения обвинения требуется согласие не менее половины депутатов Палаты представителей, а для отстранения Президента от должности - не менее 2/3 всех депутатов.

Высшим исполнительным и административным органом в государстве является Совет министров - Правительство Йемена, назначаемое Президентом. Правительство состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Члены Совета министров должны отвечать требованиям, предъявляемым к депутатам Палаты представителей, за исключением более высокого возрастного ценза: 30 лет для министров и 40 лет для премьер-министра (ст. ст. 129, 130).

С точки зрения национально-территориального устройства Йемен разделен на 22 губернаторства. Столица страны - Сана имеет особый статус, равный губернаторству. Губернаторства, в свою очередь, делятся на районы и более мелкие территориальные единицы. Все губернаторы назначаются Президентом и являются высшими должностными лицами в своих регионах. По своему статусу они приравниваются к министрам центрального Правительства. В марте 1999 г. был принят Закон о местном самоуправлении, в соответствии с которым в феврале 2001 г. прошли первые в истории страны выборы в местные органы власти <1>.

--------------------------------

<1> http://www.unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan023187.pdf

 

Уголовное право Йемена

 

Из всех отраслей йеменского права уголовное право наряду с семейным в наибольшей степени воплощает нормы и институты классического шариата. Это выражается и в криминализации чисто религиозных проступков (грехов), не являющихся противоправными в светских государствах, и в шариатской классификации преступлений, и в существовании телесных, членовредительских наказаний и квалифицированных видов смертной казни.

Отдельные нормы уголовного права содержатся в Конституции Йемена. Так, в ст. 47 говорится, что уголовная ответственность является личной, декларируется принцип презумпции невиновности и запрет обратной силы уголовного закона, ухудшающего положение гражданина. В ст. 123 предусмотрено, что каждый приговор к смертной казни должен окончательно утверждаться Президентом страны.

Нормы, устанавливающие уголовную ответственность, предусмотрены как в отдельных уголовных законах, так и в законах, относящихся к другим отраслям права, однако основным нормативным актом уголовного права в Йемене является Республиканский законодательный декрет N 12 о преступлениях и наказаниях (1994 г.) (или Уголовный декрет). Данный объемный Декрет, по сути, является уголовным кодексом Йемена. Декрет состоит из двух книг, представляющих собой Общую и Особенную части. В Общей части Декрета содержатся такие нормы, как действие уголовного закона в пространстве и во времени, дается определение вины, умысла и неосторожности, невиновного причинения вреда и причинно-следственной связи.

Все преступления, согласно ст. 11 Декрета, делятся на две категории: преступления, наказания за которые установлены религиозным законом (худуг), а также те, которые подлежат членовредительскому наказанию по талиону (кисас), с одной стороны, и те преступления, наказания за которые установлены светским законом - с другой (т.е. все остальные; эта категория согласно мусульманскому уголовному праву называется тазир).

К преступлениям категории худуд относится всего несколько деяний, точно определенное наказание за совершение которых установлено в Коране или Сунне. Все они криминализированы в Йемене и перечислены в ст. 12 Декрета: отречение от ислама, разбой, кража, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии или отрицание чьего-либо отцовства и употребление спиртных напитков.

Членовредительское наказание по талиону предусмотрено за совершение преступлений против жизни и здоровья. Данная категория преступлений и наказаний восходит к глубокой доисламской древности и была воспринята лишь мусульманским правом. Уголовный декрет Йемена делит их на преступления, повлекшие смерть человека, и преступления, повлекшие причинение вреда здоровью человека (ст. 13).

Согласно мусульманскому уголовному праву наказание по талиону может применяться лишь в случае умышленного совершения преступления. При умышленном убийстве это означает смертную казнь, а при причинении телесных повреждений и увечий - членовредительские наказания. Во всех же случаях неосторожного совершения этих преступлений талион (кисас) заменяется выплатой денежного возмещения (дийа). Потерпевшая сторона - сам потерпевший или его наследники могут и простить виновного. Все эти классические шариатские нормы достаточно полно и точно воплощены в Уголовном декрете Йемена.

Из стадий совершения преступления Декрет предусматривает покушение (ст. ст. 18 - 20), наказание за совершение которого не должно превышать половину максимального размера установленного наказания. В качестве соучастников выделяются: соисполнители (ст. 21), подстрекатели (ст. 22) и пособники (ст. 23). Предусматривается, что подстрекатель подлежит уголовной ответственности лишь в случае совершения преступления исполнителем, а пособничество должно быть заранее обещанным.

Глава 5 Общей части посвящена обстоятельствам, исключающим преступность деяния, и субъекту преступления. В качестве обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусмотрены: необходимая оборона (ст. 27), крайняя необходимость (ст. 36), физическое или психическое принуждение (ст. 35). В ст. ст. 28 и 29 перечисляются случаи, при которых причинение смерти нападающему лицу при необходимой обороне является правомерным: 1) защита от убийства или причинения тяжкого вреда здоровью самому обороняющемуся или его родственникам; 2) защита от изнасилования или насильственных действий сексуального характера в отношении обороняющегося или его родственников; 3) защита обороняющегося или его родственников от похищения; 4) незаконное проникновение в жилище в ночное время.

В статьях Декрета, посвященных возрасту уголовной ответственности, полностью воплощаются шариатские нормы. Так, лица, не достигшие возраста семи лет, не подлежат никакой уголовной ответственности. В возрасте от 7 до 15 лет привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности отдано на усмотрение суда. Полная уголовная ответственность наступает с 15 лет, однако до достижения 18-летнего возраста несовершеннолетним лицам может быть назначено не более половины максимального размера наказания, предусмотренного статьей Особенной части Уголовного декрета (ст. 31).

Особенностью шариатского учения о невменяемости является то, что наряду с хроническим или временным психическим расстройством в качестве оснований для признания лица невменяемым в момент совершения преступления признается его нахождение в состоянии алкогольного опьянения, вызванного его насильственным употреблением или в результате заблуждения (ст. 33).

Чрезвычайно интересную норму содержит ст. 47, гласящая, что в случае обращения преступника-немусульманина в ислам он освобождается от уголовной ответственности и наказания за совершенное преступление. В самой статье не указаны возможные ограничения этого правила.

Часть 2 Общей части посвящена наказаниям. Уголовный декрет Йемена предусматривает как основные, так и дополнительные виды наказания. Основные виды наказания названы в ст. 38: простая смертная казнь, квалифицированная смертная казнь путем побивания камнями, распятие, членовредительские наказания, бичевание, лишение свободы, денежная компенсация (дийа) вместо членовредительских наказаний или смертной казни по талиону (кисас), штраф, принудительные работы.

В качестве дополнительных наказаний судом могут быть назначены: поражение в некоторых правах, помещение под полицейский надзор и конфискация имущества (ст. 100). Осужденный может быть лишен следующих прав: избирать и быть избранным, занимать должности на государственной службе, занимать руководящие должности в коммерческих компаниях, выступать в качестве эксперта или свидетеля в суде, быть опекуном, заниматься определенной профессиональной деятельностью, владеть оружием и др. (ст. 101). Поражение в правах может быть как пожизненным, так и временным - на срок от одного года до трех лет. Помещение под полицейский надзор может быть назначено на срок до трех лет (ст. 102).

В соответствии с мусульманско-правовой традицией Уголовный декрет Йемена устанавливает минимальный срок лишения свободы - один день; максимальным же сроком является 10 лет (ст. 39).

Полный размер денежной компенсации (дийа) за жизнь человека устанавливается в размере 1000 мер <1> золота, или 500 золотых суверенов, или аналогичной суммы бумажными деньгами (ст. 40). Полная сумма дийа уплачивается также и в случае необратимого повреждения либо ампутации единственного непарного органа (например, носа, языка, полового органа) или обоих парных (например, обоих глаз, ушей, рук) (ст. 41). В остальных случаях за телесные повреждения уплачивается соответствующая часть. Сумма компенсации за женщину равна половине суммы аналогичной компенсации за мужчину (ст. 42).

--------------------------------

<1> Одна мера равна весу одного зерна.

 

Право требования наказания по талиону (кисас) принадлежит самому потерпевшему, его наследникам или Генеральному прокурору (ст. 50). Лица, имеющие право на кисас, за исключением Генерального прокурора, могут отказаться от него и простить виновного либо истребовать от него денежную компенсацию (дийа) (ст. ст. 51, 52). В этом случае виновному может быть назначено также и наказание в виде лишения свободы (ст. 55).

Книга 2 Уголовного декрета представляет собой Особенную часть и состоит из глав, предусматривающих отдельные составы преступлений. В нее входят главы о преступлениях против государственной безопасности, правосудия, против личности, собственности, морали и нравственности и др. Большинство статей не представляет особой специфики, поэтому целесообразно остановиться лишь на наиболее важных и оригинальных.

За совершение умышленного убийства установлено наказание в виде смертной казни в порядке талиона (кисас) (ст. 234). В случае прощения или истребования денежной компенсации потерпевшей стороной виновный может быть приговорен к лишению свободы на срок до пяти лет (ст. 235). За причинение смерти по неосторожности предусмотрено наказание в виде денежной компенсации в пользу потерпевшей стороны с лишением свободы на срок до трех лет. В случае убийства мужем своей жены и ее любовника в момент прелюбодеяния наказание сокращается до 1 года лишения свободы или штрафа.

Отречение от ислама является преступлением против божественного права, за которое в Йемене установлено наказание худуд в виде смертной казни. Тем не менее вероотступнику предоставляется отсрочка исполнения приговора в 30 дней. В случае раскаяния приговор отменяется (ст. 259).

Внебрачные половые отношения являются грехом в исламе, и за их совершение в шариате предусмотрено наказание худуд в виде бичевания в 100 ударов для лица, не состоящего в браке, и смертной казни путем побивания камнями для лица, состоящего в браке. Оно закрепляется и в Уголовном декрете Йемена (ст. 263). Точно такое же наказание установлено и за мужеложство (ст. 264).

В случае ложного обвинения кого-либо в прелюбодеянии или недоказанного отрицания чьего-либо отцовства виновное лицо подлежит наказанию худуд в виде бичевания 80 ударами (ст. 289).

Йемен относится к тем государствам, где употребление алкоголя является запрещенным и наказуемым для каждого совершеннолетнего мусульманина. Само же наказание худуд состоит в публичном бичевании 50 ударами с последующим лишением свободы на срок один год (ст. 283). Основанием для освобождения от уголовной ответственности является незнание о том, что напиток является алкогольным, а также принуждение (ст. 284).

Традиционные средневековые шариатские нормы об уголовной ответственности за кражу и разбой, предусматривающие членовредительские наказания худуд, также воспроизводятся в йеменском законодательстве. Шариат содержит ряд строгих требований к краже, которая подлежит членовредительскому наказанию худуд. Во-первых, стоимость предмета кражи не должна быть ниже определенного минимума (нисаб), в Йемене - не менее половины золотого суверена (ст. 295). Во-вторых, предмет кражи должен быть похищен из недоступного для посторонних лиц места его постоянного хранения (хирз). Хищение из публичных мест или неохраняемых предметов не может наказываться шариатской санкцией худуд (ст. 296). В-третьих, в качестве доказательств принимаются только признание самого виновного либо свидетельские показания двух мужчин или одного мужчины и двух женщин (ст. 297).

При выполнении всех требований за первую кражу осужденному отрубается правая рука, за вторую - левая нога. За третью и последующие кражи назначается лишение свободы (ст. 298). Основаниями для освобождения от шариатского наказания худуд являются прощение виновного собственником похищенного имущества и неизвестность владельца (ст. 299).

В случае если кража не соответствует каким-либо шариатским требованиям, вместо членовредительского наказания худуд за нее назначается лишение свободы на срок до трех лет. Покушение на кражу является оконченным преступлением и наказывается лишением свободы на срок до одного года (ст. ст. 300, 302).

Не менее суровое наказание худуд установлено за совершение разбоя. В этом случае оно зависит от фактически наступивших последствий. Разбойное нападение, не повлекшее завладения имущества, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Нападение с завладением имущества наказывается отсечением правой руки и левой ноги. Разбой, сопровождавшийся убийством, влечет применение смертной казни. А за убийство и хищение имущества разбойник подлежит смертной казни с последующим распятием тела (ст. 307).

 

Экологическое право

 

Йемен является участником целого ряда международных экологических конвенций. В их числе Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о борьбе с опустыниванием (1994 г.), Конвенция о сохранении природной среды Красного моря и Аденского залива (1982 г.) и Протокол к ней и др.

Все природные ресурсы и ископаемые считаются государственной собственностью страны и должны использоваться в общественных интересах <1>. Статья 33 Конституции Йемена устанавливает, что государство несет ответственность за устранение последствий природных бедствий и катастроф.

--------------------------------

<1> National Commercial Law Assessment Report. Yemen. 2008. Sana'a // http://www.arabruleoflaw.org/compendium/Files/MENACLS-NationalReport-YemenEn.pdf.

 

На национальном уровне основу законодательства составляют несколько нормативных актов. Важнейшим из них является Закон N 26 о защите окружающей среды (1995 г.). До его принятия экологические и природоохранные вопросы в Йемене на законодательном уровне регулировались очень скупо. Значительным актом был Закон 1977 г., вводивший запрет на охоту на газелей сроком на 10 лет.

Закон о защите окружающей среды содержит нормы об охране суши, морского и воздушного пространства, определяет полномочия природоохранных органов. В нем также регулируются вопросы контроля над использованием удобрений, потенциально опасными видами деятельности и утилизацией отходов, а также экологического мониторинга. В Законе тем не менее не устанавливаются конкретные параметры и стандарты, такие, как, например, по выбросам вредных веществ.

Законом учреждается специальная экологическая экспертиза для оценки возможного негативного воздействия какого-либо промышленного проекта или хозяйственной деятельности на окружающую среду. Статья 36 Закона гласит, что заключение экологической экспертизы обязательно для всех потенциально опасных производств, а также для получения отдельных лицензий. Процедура и порядок проведения экологической экспертизы определяются Правительством (ст. 37 Закона).

Законом о защите окружающей среды были созданы и особо охраняемые природные территории как суши, так и водного пространства с целью обеспечить особую защиту окружающей среде, отдельным видам флоры и фауны, а также археологическим памятникам страны (ст. ст. 2(20), 11(1)). На особо охраняемых природных территориях запрещаются любое новое строительство, коммерческая и промышленная деятельность, за исключением случаев, на которые должно быть получено специальное разрешение Правительства (ст. 11(2) Закона).

Вопросы защиты моря от загрязнения регулируются Законом N 16 о защите морского пространства от загрязнения (2004 г.). Законом запрещается сброс неочищенных отходов в открытое море и создается специальное Морское агентство, наделенное право проводить расследования, инспектирования и аресты судов.

Помимо Морского агентства, в Йемене существует еще ряд специальных органов, осуществляющих деятельность в сфере экологии и охраны окружающей среды. Основным из них является Агентство (первоначально - Совет) по охране окружающей среды. Данное ведомство было учреждено в Йеменской Арабской Республике в 1987 г. и существует с того времени. В его ведение входят координация национальной политики по вопросам охраны окружающей среды, осуществление деятельности по охране экосистем и сохранению биоразнообразия, борьба с загрязнением окружающей среды и отрицательным влиянием промышленной деятельности, природоохранный мониторинг, подготовка законопроектов и т.п.

Наряду с Агентством вопросами экологии в Йемене ведают также Министерство нефти и полезных ископаемых и Министерство сельского хозяйства и водных ресурсов.

 

§ 2. Отрасли частного права

 

До 1990 г. Йемен был разделен на два государства с собственными экономическими системами. На севере страны в Йеменской Арабской Республике в основу экономического развития были положены принципы мусульманского права и рыночной экономики. В то же время на юге - в Народной Демократической Республике Йемен доминировала социалистическая модель. После объединения страны и образования Йеменской Республики в 1990 г. в основу экономики объединенного государства были положены рыночные принципы. Тогда же в стране начали проводить программу приватизации и интенсивные экономические реформы при поддержке Международного валютного фонда и Всемирного банка <1>.

--------------------------------

<1> См.: Arab Centre for the Development of the Rule of Law and Integrity. National Commercial Law Assessment Report Yemen. Sana'a. 2008. P. 12, 22 // http://www.arabruleoflaw.org/compendium/Files/MENACLS-NationalReport-YemenEn.pdf.

 

В настоящее время рыночная экономика Йемена следует исламским нормам о социальной справедливости в экономических отношениях, что включает в себя поддержание социального равновесия, равных возможностей и повышение уровня жизни населения. В Йемене декларируются защита и уважение к частной собственности и законная конкуренция между частными и государственными секторами экономики.

 

Гражданское право

 

Активная законотворческая деятельность по принятию нового гражданского законодательства Йемена началась сразу после объединения страны в 1990 г. С этого времени были приняты следующие законы: Закон N 22 о коммерческих компаниях (1997 г.), Закон N 19 о гражданском праве (1992 г.), Закон N 40 о внешней торговле (1991 г.), Закон N 32 о торговом праве (1991 г.), Закон N 22 об инвестициях (1991 г.), Закон N 36 о представительствах иностранных компаний (1992 г.) и др.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о коммерческих компаниях компания образуется в результате соглашения двух и более лиц об их участии в тех или иных формах предпринимательской деятельности посредством вложения денег либо каким-либо иным способом, получая при этом как доходы, так и неся убытки от своей деятельности.

Согласно ст. 9 Закона все коммерческие компании делятся на две категории: товарищества (партнерства) и общества (корпорации). В свою очередь, товарищества могут быть полными, коммандитными и простыми. Полным является товарищество, участники которого несут полную ответственность по долгам и обязательствам товарищества всем своим имуществом. В состав коммандитного товарищества наряду с товарищами, несущими полную ответственность по долгам и обязательствам товарищества, входят коммандитисты, несущие риски убытков только в пределах сумм внесенных ими вкладов. Простое товарищество (частное партнерство) создается без образования юридического лица (ст. 11 Закона).

Корпорации могут быть акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Наиболее распространенным видом юридического лица в Йемене является общество с ограниченной ответственностью, в котором участники несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. А с точки зрения лицензирования и налогообложения все юридические лица в Йемене делятся на обычные и инвестиционные.

Для создания компании, кроме частного партнерства, необходимы два документа: устав и внутренний регламент, которые подлежат государственной регистрации. Создание финансовой компании требует дополнительного специального разрешения. Во внутреннем регламенте компании определяются правила ее управления, функционирование руководящих органов и т.п. На представительства же иностранных компаний распространяется законодательство об иностранных компаниях (ч. 2. ст. 12 Закона о коммерческих компаниях).

Внеочередное собрание компании может быть созвано по инициативе участников, владеющих не менее 25% уставного капитала или акций, для решения неотложных вопросов. Внеочередное собрание не может принимать решения, увеличивающие финансовую нагрузку на участников. Сами же решения внеочередного собрания должны быть приняты большинством в 2/3 голосов. Важнейшие решения, касающиеся судьбы компании, прекращения ее деятельности, слияния с другой компанией и т.п., принимаются большинством в 3/4 голосов.

Йеменское законодательство об иностранных инвестициях основано на следующих принципах: свободы инвестирования (ст. 4 Закона N 22 об инвестициях (1991 г.)), равенства всех инвесторов перед законом (ст. ст. 5, 11) свободы управления компанией, включая право на наем и увольнение работников (ст. 17B), недопустимости установления государственного ценового контроля (ст. 12), защиты от национализации и экспроприации (ст. 13) и др. <1>.

--------------------------------

<1> Arab Centre for the Development of the Rule of Law and Integrity. National Commercial Law Assessment Report Yemen. Sana'a. 2008. P. 32, 33.

 

Йеменское законодательство предусматривает и возможность третейского разбирательства гражданско-правовых споров, что регулируется специальным Законом N 32 (1997 г.). Согласно этому Закону в Йемене могут существовать как постоянные третейские суды, так и третейские суды ad hoc. Стороны вправе выбирать как применяемое материальное, так и процессуальное право. Обращение в третейский суд возможно лишь по предварительному письменному соглашению сторон. В настоящее время существует единственный постоянный третейский суд в Йемене - Йеменский центр третейского разбирательства (Yemen Centre for Conciliation and Arbitration). Он был создан рядом коммерческих банков, судей и юристов и одобрен Центральным банком Йемена, Министерством юстиции и Ассоциацией банков.

В Йемене существуют и иные альтернативные способы урегулирования гражданско-правовых споров, такие как медиация. Однако считается, что большинство споров не доходит до официального суда и решается на уровне племенных старейшин.

Что касается йеменского наследственного права, то ст. 23 Конституции гласит, что правила наследования регулируются шариатом.

 

Семейное право

 

До объединения Северного и Южного Йемена в двух государствах существовало различное семейное законодательство. В северной Йеменской Арабской Республике не существовало единого кодифицированного нормативного акта о семейном праве и на практике применялись доктринальные шариатские нормы зейдитского мазхаба шиитского ислама, так как большинство населения принадлежало именно к нему. В южной Народной Демократической Республике Йемен в 1974 г. был принят кодифицированный акт, регулирующий вопросы личного статуса <1>.

--------------------------------

<1> Этим термином в мусульманской традиции обозначаются нормы и институты семейного права.

 

В современной Йеменской Республике семейное право полностью основывается на нормах исламского шариата. Согласно ст. 31 Конституции "женщины являются сестрами мужчин, а их права и обязанности регулируются шариатом и законом". А в ст. 26 Конституции сказано, что семья является основой общества, а столпами семьи являются религия, традиции и любовь к Родине. Основным же нормативным актом, регулирующим семейно-правовые отношения, является Закон N 20 о личном статусе (1992 г.). В данном Законе воплощены все основные положения мусульманского семейного права.

Закон состоит из двух книг: заключение брака и расторжение брака. Браку предшествует помолвка, представляющая собой просьбу и обещание жениться, что закрепляется прочтением коранической суры Фатиха и обменом подарками (ст. 2 Закона). В случае расторжения помолвки инициатор расторжения должен вернуть все полученные им подарки (ч. 2 ст. 4).

В Законе дается определение брака. Браком признается сочетание двух лиц в законный союз, что делает женщину разрешенной для мужчины и имеет целью создание семьи на основе союза мужа и жены (ст. 6). Законный брак заключается в присутствии двух мужчин-мусульман или одного мусульманина и двух мусульманок (ст. 9). Брак, заключенный по принуждению, является недействительным (ст. 10). В Законе о личном статусе установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин - 15 лет (ст. 15).

Как и в некоторых других исламских странах, в Йемене разрешена полигамия (ст. 12 Закона). Мужчина имеет право иметь до четырех жен при условии равного отношения к ним, финансовой возможности их содержать, осведомленности нынешней жены (жен) о намерении мужа вступить в новый брак и осведомленности невесты о состоянии жениха в законном браке с другой женщиной (женщинами).

Помимо степеней кровного родства (ст. 24), Закон предусматривает и другие ограничения на вступление в брак. Так, мужчина не может жениться (ст. 26): 1) на представительнице любой иной религии, кроме ислама, христианства и иудаизма; 2) на женщине, перешедшей из ислама в другую религию; 3) на женщине, с которой он ранее был в браке 3 раза и 3 раза разводился; 4) на женщине в состоянии ритуальной чистоты; 5) на гермафродите.

Мусульманка же не может выйти замуж за немусульманина (ст. 29).

Обязательным условием действительного брака является выплата женихом выкупа за невесту (калыма). Выкуп может представлять собой материальные ценности или денежные средства и становится личной собственностью жены (ст. 33).

Мусульманское право и йеменское семейное законодательство предполагают существование патриархальной семьи с выраженным доминированием мужа. Статья 40 Закона о личном статусе гласит, что муж имеет право ожидать от своей жены послушания, особенно в следующих важных вопросах: 1) жена должна переехать в дом мужа, если при заключении брака не было оговорено, что она останется проживать в доме родителей или в своем доме; в этих случаях она обязана обеспечить возможность мужу бывать у нее или жить вместе с ней; 2) жена должна позволять мужу вступать с ней в сексуальные отношения; 3) жена должна слушаться распоряжений мужа и исполнять работу по дому; 4) жена не должна покидать дом без разрешения мужа, за исключением работы, посещения своих родителей и т.п.

В Законе предусмотрены и обязательства мужа по отношению к своей жене (ст. 41, ч. 2 ст. 42): 1) муж должен предоставить жене дом, подходящий для их совместного проживания; 2) муж должен предоставлять жене материальное содержание и одежду; 3) в полигамном браке муж должен обеспечивать равное отношение ко всем своим женам; 4) муж не имеет права посягать на личную собственность жены; 5) муж не должен причинять жене материального или морального вреда (о физическом вреде не сказано ничего); 6) муж не имеет права селить своих жен вместе без их согласия.

Муж обязан обеспечивать жене материальное содержание, питание, одежду, медицинское обслуживание, жилище и проч. в зависимости от своего материального положения и социального статуса (ст. 150). Жена лишается права на материальное содержание в следующих случаях (ст. 152): 1) если она отказывается вступать с мужем с сексуальные отношения; 2) если она работает вне дома без согласия мужа, хотя при заключении брака было оговорено, что она не будет работать; 3) если она отказывается переехать в дом мужа или покидает его без уважительной причины; 4) если она отказывается менять место жительства вслед за мужем.

Йеменское семейное законодательство предусматривает целый ряд способов расторжения брака: основной судебный и несколько специфических шариатских. Каждый из супругов может подать иск в суд о расторжении брака. Существует несколько оснований для судебного расторжения брака. Во-первых, один из супругов может попросить о расторжении брака в случае, если при заключении брака он не был поставлен в известность о наличии у другого супруга серьезного заболевания, такого как психическое расстройство, проказа и т.п. (ст. 47 Закона). Во-вторых, если один из супругов-немусульман принимает ислам, а второй отказывается последовать его примеру, то новообращенный супруг-мусульманин может обратиться за разводом. То же происходит и при вероотступничестве одного из супругов (ст. 49). В-третьих, жена может подать на развод в случае безвестного отсутствия мужа в течение одного года или осуждения мужа к лишению свободы на срок свыше трех лет (ст. 52).

В полигамном браке жена или жены могут подать на развод, если муж не в состоянии предоставить им материальное содержание и достойное проживание (ст. 53). Жена имеет право подать на развод по мотиву несовместимости характеров. В этом случае судья назначает примирительные процедуры с привлечением родственников супругов, а если это не поможет, расторгает брак. При этом бывшая жена обязана вернуть уплаченный мужем выкуп (калым) (ст. 54).

Закон о личном статусе предусматривает несколько специфических шариатских способов расторжения брака. Самым основным из них является талак - произнесение мужем ритуальной бракоразводной формулы (ст. ст. 58 - 71). Развод по взаимному согласию супругов с уплатой женой материальной компенсации мужу называется хул (ст. ст. 72 - 74).

Муж может произнести формулу отказа от жены (зихар), что само по себе не расторгает брак, но дает жене право отказать мужу в супружеской близости и подать на развод (ст. ст. 90 - 99). Иной ритуальной формулой является ила, посредством которой муж объявляет о нежелании иметь близость со своей женой. По истечении четырех месяцев жена получает право обратиться за разводом (ст. ст. 100 - 107). Наконец, последним способом является взаимная пятикратная клятва лиан, посредством которой муж-мусульманин обвиняет свою жену в супружеской измене, а она, в свою очередь, клянется в верности. Клятва лиан должна быть принесена перед судьей пять раз. Брак расторгается, но разведенные супруги уже никогда снова не могут вступить в повторный брак друг с другом (ст. ст. 108 - 111).

 

Трудовое право

 

Основы трудовых отношений в Йемене закреплены в Конституции. Статья 9 признает труд правом, честью для человека и необходимостью для общества. Каждый гражданин имеет право выбирать для себя род занятий в соответствии с законом, и никто не может быть принужден к труду за исключением случаев, предусмотренных законом. Схожая декларация содержится и в ст. 5 Трудового кодекса (1995 г.), где уточняется, что право на труд не может быть ограничено по признаку возраста, расы, пола, цвета кожи, языка или религии.

Трудовой кодекс регулирует все основные трудовые правоотношения, начиная с заключения трудового договора и заканчивая урегулированием трудовых споров. Трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником, закрепляющее условия найма на работу, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу под руководством работодателя за оговоренное вознаграждение (ст. 27). Если не установлено иное, то трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ч. 1 ст. 29). Работнику может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев (ст. 28).

Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя, работника или по соглашению сторон. По инициативе работодателя трудовой договор может быть расторгнут в случаях, если работник (ч. 1 ст. 35): 1) при приеме на работу предоставил недостоверные сведения о себе; 2) совершил преступление или правонарушение против морали и нравственности; 3) был замечен в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на рабочем месте; 4) осуществил нападение на работодателя или иных работников; 5) причинил материальный ущерб работодателю; 6) повторно нарушил технику безопасности; 7) разгласил ставшие известными ему конфиденциальные сведения; 8) стал виновником пожара.

По инициативе работника трудовой договор может быть расторгнут в случаях, если работодатель (ч. 2 ст. 35): 1) ввел работника в заблуждение относительно условий труда; 2) совершил аморальный проступок по отношению к работнику или членам его семьи; 3) совершил нападение на работника; 4) не выполнил своих обязательств по трудовому договору.

Отдельные главы Трудового кодекса посвящены регулированию труда женщин и несовершеннолетних. В ст. 42 декларируется равенство женщин и мужчин в трудовых отношениях, праве на работу и оплату труда без дискриминации. Для беременных женщин установлен сокращенный рабочий день - пять часов (ст. 43). Кодекс гарантирует женщинам отпуск по беременности и родам продолжительностью 60 дней. Он должен быть увеличен еще на 20 дней в случае осложненных родов или рождения двух и более детей (ст. 45).

Женщины и несовершеннолетние лица не могут быть заняты на опасных и тяжелых производствах, перечень которых определяется Правительством, а также в ночное время (ст. 46, ч. 3 ст. 48, ч. 4 ст. 49). Для несовершеннолетних лиц установлен сокращенный семичасовой рабочий день (ч. 1 ст. 48).

Для всех работников установлена шестидневная рабочая неделя при восьмичасовом рабочем дне. Трудящимся в течение рабочего дня должен быть предоставлен часовой перерыв для отдыха, приема пищи и молитвы. Во время священного месяца Рамадан продолжительность рабочего дня сокращается до шести часов (ст. 71). Выходным днем является пятница (ст. 77).

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 30 дней (ст. 79). В случае болезни работник имеет право на оплачиваемый больничный лист (ст. ст. 80, 81). После четырех лет добросовестного труда на одном предприятии работник получает право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 20 дней для совершения паломничества в Мекку (ст. 84).

В Кодексе предусмотрены следующие виды дисциплинарной ответственности работников: письменное замечание, письменное предупреждение, удержание до 20% заработной платы и увольнение.

Возникшие коллективные трудовые споры решаются согласно следующей процедуре. Сначала стороны должны попытаться урегулировать разногласия путем переговоров. В случае неудачи спор передается в Министерство труда, которое осуществляет функции медиации. При недостижении успеха и там стороны могут обратиться в третейский суд, состоящий из представителей Министерства труда, Торгово-промышленной палаты и Федерации профсоюзов. В случае несогласия одной из сторон с решением третейского суда она может обжаловать его в соответствующем апелляционном суде (ст. ст. 128 - 131, 139).

Работники имеют право на забастовку, за исключением забастовок по политическим мотивам (ст. 144). При объявлении забастовки должны быть соблюдены следующие условия (ст. 145): 1) предмет требований бастующих должен затрагивать интересы не менее 1/3 всех работников предприятия; 2) решение об объявлении забастовки должно быть принято на собрании не менее 60% от общего числа всех работников тайным голосованием; 3) профсоюз или совет трудового коллектива должен уведомить работодателя о предстоящей забастовке не позднее трех недель до ее начала.

В случае удовлетворения требований бастующих работников забастовка должна быть незамедлительно прекращена. Участие в забастовке не является основанием для наложения дисциплинарного взыскания на работника (ст. ст. 147, 148).

 

Судоустройство и судебная система

 

Основы судебной системы Йемена закреплены в его Конституции, согласно которой (ст. 149) судебная власть является самостоятельной автономной ветвью государственной власти. Система органов государственного обвинения, согласно Конституции, признается частью судебной власти. Здесь же декларируется, что все судьи независимы и подчиняются только закону, а вмешательство в отправление правосудия является преступлением.

Конституция прямо запрещает создание чрезвычайных судов (ст. 150). Она же предусматривает существование такого высшего органа судейского сообщества, как Верховный судебный совет (ст. 152). В его состав входят Президент страны в качестве Председателя, Председатель Верховного суда, его заместители и трое судей, министр юстиции и его заместитель, а также Генеральный прокурор. К ведению Совета относится назначение и отстранение судей от должности, утверждение бюджетов судов, согласование проектов законов, касающихся органов судебной власти, и дача согласия на арест судей.

Согласно Конституции Йемена судебную систему страны возглавляет Верховный суд (ст. 151). Он рассматривает вопросы конституционности законов и подзаконных актов, решает споры о юрисдикции, является окончательной инстанцией по апелляциям из всех нижестоящих судов и рассматривает дела с участием Президента, вице-президента, премьер-министра и его заместителей, министров и их заместителей.

В 1991 г. в Йемене был принят Закон N 1 о судебной власти, установивший структуру судов нового объединенного государства. Согласно Закону низшим звеном судебной системы Йемена является районный суд, являющийся судом первой инстанции по всем делам. Дела в районных судах слушаются судьями единолично. Апелляции на решения районных судов направляются в апелляционные суды, расположенные в каждом губернаторстве. В них дела рассматриваются коллегией из трех судей. Судов присяжных в Йемене нет. Помимо судов общей юрисдикции, в Йемене существует целый ряд специальных судов по отдельным категориям дел: военных, таможенных и др.

Судьи в Йемене назначаются пожизненно, но для них установлен единый обязательный возраст выхода в отставку - 65 лет. Кандидаты на должность судьи должны отвечать следующим требованиям (ст. 57 Закона о судебной власти): быть не моложе 30 лет, иметь диплом Высшего судейского института (единственного специального учебного заведения для подготовки судей в стране), быть добропорядочными гражданами и не иметь судимостей. Подбором и назначением судей занимается Верховный судебный совет.

Судьям запрещено заниматься торговлей и предпринимательской деятельностью, а все кандидаты на должность судьи должны представить декларацию о своем имуществе в Верховный судебный совет. Предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания в отношении судьи: предупреждение, сокращение заработной платы, отстранение от ведения дел, отказ в повышении в ранге, понижение в ранге, лишение полномочий. Дисциплинарное взыскание может быть наложено на судью за вынесение неправосудных решений и приговоров, коррупционные проступки, нарушения процессуальных норм, затягивание рассмотрения дел, разглашение конфиденциальных сведений. Уголовное преследование судьи возможно только по представлению Генерального прокурора и с согласия Верховного судебного совета.

 

Date: 2016-02-19; view: 644; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию