Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повелитель глубин





Представления о том, что поклонение Серапису носило искусственный характер, связанный с политическими амбициями египетских фараонов, включая Александра Македонского, тоже достаточно искусственны, поскольку нет единого мнения о его происхождении. Остановимся на нескольких.

Египетская, точнее мемфисская, версия объясняет его имя как синтез Осириса и Аписа, священного быка. Хотя точная природа признаков, которые взяты от Осириса и Аписа, не ясна, но представляют так, что Серапис это форма, которую Апис принял после смерти. Апис – это «Ка» и в прямом смысле и переносном.

Сераписа считали одной из ипостасей Митры и возводят его имя к иранскому эпитету хшатрапати — «Господин Царства». Не знаю как вам, а мне кажется что Серапис и хшатрапати слишком разные по звучанию слова. Смысл может быть верен.

Тацит писал в «Истории», что в деревне Ракотис, на месте будущей Александрии, издавна существовал храм Сераписа и Изиды и тогда естественно предположить, что бог гораздо древнее, чем считается. Оттуда дошли интересные изображения Сераписа и Изиды.

Да, – именно так изображали в отдельных случаях Сераписа. В виде Змея. Его называли «Дракон Мудрости» или «Священная Змея». Египетская секретная школа философии делилась на Малые и Великие мистерии. Малые посвящались Изиде, Великие – Серапису. В Великих Мистериях разрешалось участвовать только жрецам. Как утверждал один из первых египтологов Д.Г. Уилкинсон в книге «Поведение и привычки египтян», - даже наследнику трона не делалось исключения; только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них. Секреты мистерий охранялись строго – чужие на них не присутствовали.

Змея на его изображениях присутствует всегда. Иногда Серапис держит змею, иногда она обвивает его полностью или присутствует на левой ноге, как на изображениях Пацуцу. Иногда Серапис стоит на змее, драконе или другой рептилии, вроде крокодила, используя его как постамент, основание. Отличительная особенность изображений бога – корона-цилиндр, похожая на монашеский клобук, в виде «модиуса» - меры зерновых. По крайней мере (прошу прощения за тавтологию), так считают – что на голове бога ведёрко с зерном. Дескать, это символ плодородия. Так и пишут в энциклопедиях – Серапис древнеегипетский бог плодородия.

Хлеб может быть связан с плодородием, а как с ним связана змея?

Версия Плутарха, изложенная в «Об Изиде и Озирисе»:

«Птолемей Сотер увидел во сне колоссальную статую Плутона в Синопе, не зная, как она выглядит и никогда ее не видев в натуре, во сне же статуя просила его как можно скорее перенести ее в Александрию. У него не было ни информации, ни возможности узнать о том, где эта статуя находится, но, рассказав о своем видении друзьям, он узнал от много путешествовавшего Сосибия, что тот видел в Синопе точно такую же статую, как ту, что царь, по его мнению, видел во сне. Поэтому, Птолемей послал в Синоп Сотела и Дионисия, которым после долгого времени, с большими трудностями и не без божественной помощи, удалось украсть статую и увести ее. Когда они привезли ее в Египет и показали, Тимофей, интерпретатор священных законов, Манефон сибеннит и их сотрудники предположили, что это статуя Плутона, основывая свое мнение на Цербере и змее, связанных с ней, и убедили Птолемея, что эта статуя никого иного из богов, нежели Сераписа. Он определенно не носил этого имени, когда он прибыл из Синопа, но после его появления в Александрии, он принял то имя, которое Плутон носит среди египтян, а именно – Серапис»

Таким образом выходит, по Плутарху, Серапис – это Плутон, бог подземного мира. Аид, говоря по-гречески, с его мрачным царством и властью над тенями умерших.

Что-то с «плодородием» не совсем вяжется, не кажется ли вам? Тогда что у него на голове? Ведерко это, или корзинка – штука загадочная. Судя по всему, по количеству разнообразных форм, не всегда понимали ее утилитарное значение и сами ваятели. Возможно жрецы не считали нужным снисходить до объяснений мастерам, а просто говорили – «сделай так». На полном серьезе некоторыми исследователями утверждается, что предмет этот закрывает рога. Мол, у хеттов был ритуальный текст, известный как «хроника Пухану» в котором была упомянута корзинка на голове человека, который превратился в огромного быка и, подвигая гору, сломал рог. Это увечье и было прикрыто корзинкой. Корзинка и бык – как предполагают, явная связь с мемфисским мифом об Аписе. А значит, и Серапис имеет хеттское происхождение.

И еще одна версия, хронологически самая ранняя в источниках, и наиболее похожая на правду. Во всяком случае, с точностью объясняющая происхождение имени бога.

Согласно Арриану, когда Александр Македонский был уже смертельно болен, его друзья решили переночевать в храме Сераписа, чтобы получить во сне предсказание оракула о возможности спасения царя. Действие происходило в Вавилоне, и было зафиксировано в «Эфемеридах», официальном дневнике, который велся при дворе Александра. Некоторые исследователи указывают на то, что «храм Сераписа», названый так Аррианом мог быть на самом деле храмом бога Эа (Энки), эпитетом которого было Sarapsi - "Царь Глубин". «Царь Бездны». Или «Царь Океана», «Владыка пресных вод» - это смотря как понимать слово «апсу». Этимологию слов SAR-SER мы уже разбирали. И SAR здесь может быть истолковано как «царь», «повелитель», и слово «Змей» тоже уместно.

Серапис – Энки? Если так, то ему в этот раз не удалось отыграть реванш у Энлиля.

Все концы сошлись, кроме корзинки на голове. Мы вернемся к ней (корзинке) позже, потому как не станем слишком удаляться от конкретной темы.

Вы помните чем закончилась предыдущая глава? Посмотрите еще раз на схему. Представленная в аркане №10 модель мироустройства, синтеза Мира Бытия, выражена взаимодействием двух противоположных сил: Сетом-Тифоном, который представлен как существо рептилоидное и Гермесом-Анубисом, в виде киноцефала. Удерживает систему в равновесии Лев-Керуб - Сфинкс, вооруженный мечом. Весь этот агрегат представляет собой механизм, который объединяется (или запитывается?) двумя переплетенными змеями. Иначе эта идея выражена символом Сераписа, который помещают возле его ног. А иногда и прямо ассоциируют с ним.

Волк, лев и пёс переплетены двумя змеями, как кадуций и представляет единое целое.

Трактовать символ можно всяко, что и делали бесчисленное количество раз, пытаясь разрешить эту загадку при помощи универсальной ярлыковой системы распознания, когда отношение к происходящим событиям или предмету изучения, вырабатывается путем сравнения их с внутренними убеждениями, основанными на субъективном опыте. Это когда словечко «олицетворяет» связывает несколько понятий вроде «плодородие», «мудрость», «стороны света» и вызывает другие поэтические ассоциации, вроде «мудрость змеи». Разберем это на одном из примеров.

Тициан, судя по этой работе, где-то в Ватикане явно видел статую Сераписа, или посещал развалины его храма, которые, к слову, итальянцами сохранены и доcтояли до нашего времени. Их можно посмотреть. Но вот что пишут по поводу картины искусствоведы.

«Имеет глубокий философский смысл картина «Аллегория времени». В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ну а чего… - поэтично. Хотя и очень спорно – очень часто именно немощные старцы правят миром. На самом деле картина называется «Аллегория благоразумия» и снабжена в верхней части буковками, из которых складываются слова «EX PRAETERITO/PRAESENS PRUDENTER AGIT/NE FUTURA ACTIONẼ DETURPET». Что означает подстрочно – прошлое/настоящее действует осмотрительно, чтобы не испортить будущие действия. Иными словами: Благоразумие - память о прошлом, организованном в настоящем, для того чтобы созерцать будущее.

Не правда ли, несколько иной смысл получается? Если еще учесть, что моделью художника послужил объединенный символ Осириса, Сета, Анубиса, Сераписа, Плутона и Энки. Богами, так или иначе, представляющими мир подземный.

 

Двойственность. Глава 9. Мудрость змеи

Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?"

Giordano Bruno

Змеи – существа не обладающие большой силой, скоростью и выносливостью – их легко может победить мангуст, или даже кошка, не говоря уж о человеке, вооруженном камнем или палкой. Но большинство животных предпочитают обходить их стороной из-за их яда. Мозгов у этих пресмыкающихся мало, но природа снабдила их инстинктом-программой самосохранения, которая заставляет их атаковать всё что движется, всё что они считают угрожающим для себя. «Считают» - это правильное слово, программа так построена, что когда извне поступает информация о движущимся неподалеку объекте, нераспознанном как «свой» - следует точный расчет расстояния и мгновенная реакция. Возможно, кто-то считает таковые качества мудростью, но скорее это коварство. Ведь в большинстве случаев змею трогать не собираются и даже не замечают. Говорить о «хитрости» змеи – тоже наделять её не присущими для нее качествами, поскольку хитрость всегда обман. Змея никого не обманывает - она всем своим видом говорит – я опасна, не походи. Конечно, понятия мудрость, ум и хитрость могут у кого-то слиться воедино, приняв самые изощренные формы, которые ни имеют ничего общего с «человечностью», а направлены исключительно на выживание данной особи, путем уничтожения окружающих конкурентов, культивирования доминантности и занятие верхушки пищевой пирамиды. Чем не мудрость?

Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Огромная база верифицированных данных в сочетании с быстрым процессором. Люди считают змею опасной, да. Но мудрость, как понятие, к ней применяют исключительно в религиозном отношении. Разумеется, это несоответствие было замечено, и разного рода религиозным деятелям задавались каверзные вопросы. Вот, к примеру, Христос (по свидетельству евангелиста Матфея) сказал: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби». С голубями, у которых мозгов еще меньше чем у змеи, всем понятно, но мудрость змеи у многих в этом контексте вызывает недоумение. Спросили у Аврелия Августина, высокообразованнейшего по тем временам человека, Отца Церкви - почему так, в чем мудрость змеи? Его ответ: «Змея прижимает одно ухо к земле, а другое закрывает хвостом. Так и христианин должен хранить свои уши от соблазнительных речей и обольстительных внушений мира». При всей кажущейся демагогичности ответа, (поскольку у змей и ушей-то нет), типа, - ребята, а не пошли бы вы далеко со своими вопросиками, блаженный Августин обозначил свою позицию – есть вещи, о которых христианину лучше не знать, а верить тому что сказано. Ответы других деятелей разных религий столь же поэтичны и столь же расплывчато некорректны. О каких змеях говорил Христос? Вас не смущает, что змей, этот главный инструмент дьявола для искушения человечества, по всей земле язычниками был почитаем с величайшим благоговением? Как змеи вообще заползли в христианство, которое победило язычество?

Предания о первозмеях, змеелюдях, демонах-змеях встречаются практически у всех живущих на Земле народов

Языческие мифы говорят о том, что змеи предшествовали всем богам и правителям Вселенной. Не удивительно, что существовала вера в то, что спаситель, на которого возлагались надежды язычников был «семенем змеи». Именно так было в Греции - первое упоминание о Бахусе гласило о том, что он появился в результате связи его матери с отцом богов, явившимся к ней в виде «пятнистой змеи». Пересказывать все подобные случаи из истории многочисленных религий займет слишком много времени и букв, но все они написаны как под кальку, архетипичны.

Знаем, что слово «сэр», производное от слова «змея». Традиции эти идут от того времени, когда правителю было необходимо заручится особым титулом, который доказывал бы его принадлежность к «семени змеи». Так, когда Александр Македонский был объявлен богом, его мать Олимпия провозгласила, что он был сыном не ее мужа - царя Филиппа, а сыном Зевса, который явился к ней в виде змеи. Точно так же и Юлий Цезарь называл себя сыном Аполлона, который ради его рождения принял форму змеи. Любопытно, не правда ли.

 

Слева статуэтка Сераписа, найденная в Афганистане. Дубина, которую он придерживает правой рукой – демократизатор, инструмент примитивный, но надежный. В левой руке «чаша», на голове «ступа». Змея, неизменный атрибут бога, здесь обозначена на левой ноге, обвивая голень. Справа – Асклепий. Ноги прикрыты хитоном, змея переползла на дубину, чаша в левой руке осталась.

Воможно, утверждение будет тривиальным, но нет сомнений, что титул Повелителя Бездны Энки «Серапси», который через тысячелетия стал именем бога, Сераписом, у греков трансформировался в Асклепия. Или Асклепий стал его ипостасью, отделенной сущностью Энки, который таким образом попытался проявить себя на поверхности физического мира.

Асклепия отождествляют с египетским Имхотепом, также как и его греческий аналог занимавшимся врачеванием. У исследователей нет сомнений, что Асклепий это Серапис. Посмотрим на эти три картинки ниже, для того чтобы в этом убедиться. Их можно сравнить с изображениями Сераписа из предыдущей главы. Атрибуты бога те же самые, разве что «корзинка» (ее можно видеть отчетливо на двух крайних изображениях) теперь находится не на голове, а на земле. Теперь это не ведерко, и даже не корзинка, а скорее оплетенное яйцо, выступающее из земли. Или стилизованная, граненая «шишка», которую мы могли видеть на изображениях кадуция Гермеса. Та шишка, которая упала с кадуция на рельефе Зервана. Посох напоминает кадуций Гермеса, но всегда упирается в землю. В отдельных изображениях змей (змея) присутствует возле ног, в большинстве – переползает на посох, тирс, поднимаясь по нему вверх.

Не слишком запутанным получается детектив? Если после всех этих сложных трансформаций и метаморфоз с заменой имен и псевдонимов, как в многосерийном шпионском фильме, я сейчас скажу, что Асклепий и есть Гермес, вы очень удивитесь?

Однако это так. Гермес Трисмегист и Асклепий – одно лицо. Это следует хотя бы из диалога Гермеса и Асклепия, где Гермес как бы отвечает своему «ученику» Асклепию на его вопросы. Подобная форма изложения концептуальных положений философии часто присутствует в античных текстах. Впрочем, воды, которой философы разбавляют свои произведения, в текстах Гермеса нет. Тем тексты и были интересны. Информация плотно посажена, каждая фраза, написанная простым и доступным языком несет смысловую нагрузку - стиль близок к научной статье, только без зауми научных терминов, которые в те времена еще не существовали. Ради примера отвлечемся, чтобы почувствовать красоту изложения:

«Мир есть полый шар, имеющий в себе самом причину своего качества, невидимый в своей целости; … Шар сей кажется видимым только посредством отдельных отражений идеальных форм, как будто нарисованных на его поверхности; он видится в образах, но в действительности он всегда невидим сам по себе. … Образы мы называем идеями, потому что это видимые формы».

Современным научным языком, примерно то же самое звучит более коряво:

«В случае запутанных состояний редуцированные матрицы плотности обладают ненулевой квантовой энтропией, в то время как энтропия чистого состояния составной квантовой системы равна нулю. Это свидетельствует о том, что флуктуации отдельных частей системы взаимосвязаны. При этом степень их корреляции тем больше, чем более случайными они являются по отдельности, поскольку флуктуации в обеих независимо рассматриваемых частях составной системы обусловлены единым источником - чисто квантовыми флуктуациями в составной системе. Можно сказать, что чисто квантовые флуктуации, отвечающие чистому запутанному состоянию составной квантовой системы, при независимом рассмотрении отдельных частей системы переходят в классические флуктуации соответствующих частичных распределений вероятности (т.е. частичных матриц плотности) и описываются энтропией этих распределений» (Мера квантовой запутанности чистых состояний. С.И.Доронин. Квантовая Магия, том 1, стр. 1123)

Немного религий предоставляют теории получившие продолжение в науке – с другой стороны, наука практически не допускает существование какого-либо «Творца» и описывает причину возникновения мира и нашего существования чередой чисто случайных совпадений. Но чем больше наука изучает «материальный» мир, тем более он становится похожим на «идеальный». Всё это вместе складывается в славную головоломку.

И тот, и другой отрывок написан по-русски, но в разной терминологии. И то и другое сложно для восприятие человеку без должной подготовки. Язык – явление многофункциональное. Выработка особого языка для передачи информации и позволяющего адекватно описывать происходящее в определенных терминах нужно для понимания как можно большего числа людей в этой информации заинтересованных. Но чем больше языков – тем меньше понимания. Слово имеет ограниченную область применения. Графический знак-пиктограмма является универсальным «термином», понятным большинству интуитивно. И если что-то в древности изображали - это, первоначально, несло строго определенное значение. Особенно, если это было изображение богов и их атрибутов.

«Асклепий» содержит описание творения мира и иерархии богов, и в частности то, что человек может творить богов из изваяний, в которые можно заключать души демонов посредством церемоний. Само по себе заключение «сущности» в камне интересно как таковое, недаром появились запреты на изготовление «каменных идолов» и «богов литых», а потом и вовсе был наложен строгий запрет на изображения в иудаизме и исламе. Что интересно, запреты появились намного раньше победы авраамических религий (читай иудаизма, чего уж там..) над «язычеством».

Запреты на изображения были и в Египте и Риме. При этом, большинство тех скульптур, которые можно было уничтожить – уничтожалось. Например, Эхнатон запретил любые изображения кроме собственных, но после его смерти, когда его город Ахетатон покинули и он превратился в руины, стали говорить о его преступлениях и восстановили то, что было разрушено по его приказу. На протяжении тысячелетий это происходило многократно и носило циклический характер. Таким образом в нуводелы постепенно вносились неизбежные ошибки, которые закреплялись следующими поколениями жрецов и ваятелей.

Поэтому древние изображения – большая редкость. Большинство их существуют в обломках, которые постоянно находят археологи. Ваяли скульптуры из прочнейших материалов – и если от них остались рожки да ножки с копытами – этому явно не время было причиной.

Герметическое учение, к которому первые Отцы Церкви относились благосклонно, было в «Темные Века» так же забыто, поскольку до того было тщательно разбито на мелкие осколки. Процесс восстановления его из отдельных фрагментов начался в период Возрождения. Можно много чего красивого наговорить о начале Ренессанса и его причинах, что и было сделано в тысячах иллюстрированных и обстоятельно толстых диссертаций ученых на эту тему, которые вы легко найдете в библиотеках. Можно расплывчато считать его начало XIV-XV веками. Но, я думаю, что не погрешу от истины, и не обижу «коллег», назвав точную дату. Это 1463 год. Тогда агент, посланный Козимо Медичи в Египет, вернулся во Флоренцию с набором из 14 герметических трактатов, известным теперь как Corpus Hermeticum. Событие было настолько значимым, что Козимо даже приказал своему ученому, Марсилио Фичино, отказаться от эпического перевода с греческого полного собрания сочинений Платона, чтобы сконцентрироваться на переводе работ Гермеса, которые в свою очередь повлияли на всё искусство - от Леонардо до Шекспира и положили основание современной науке.

Принято считать, что преследовали Галилея, и Джордано Бруно сожгли на костре как еретика за то, что они высказывали ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями, что не понравилось закосневшим в догме инквизиторам. Типа: Science vs. Religion. На деле было гораздо серьезней: столкнулись две идеологии. Галилей, Бруно, Коперник начитались подрывной литературы, нахватались экстремистской идей, вроде того что человек вовсе не сосуд греховный, несчастное существо полностью зависящее от милости Божией (и от служителей Церкви, конечно) для его спасения, а следуя герметической пословице «Magnum miraculum est homo», (Человек есть великое чудо), имеет неограниченный потенциал в развитии. Для многих европейцев того времени было откровением, что и женщины были включены в это «великое чудо». И именно эта уверенность в себе лежала в основе интеллектуальной смелости, определяющей эпоху Возрождения.

Все те процессы реванша Гермеса в войне за умонастроение сегодня отчего-то стыдливо замалчиваются историками, не упоминаясь вовсе. Это все равно, что писать историю ХХ-го века, игнорируя при этом социализм.

Еретиком Бруно был объявлен вовсе не за его «научные открытия», вроде утверждений о том, что вселенная бесконечна и развитие идеи гелиоконцентризма Коперника, которые явно были почерпнуты им из герметических книг (что он называл подтверждением найденным в древних источниках), а за основание тайного общества «Giordanisti», в котором он готовил реформу католической церкви. Giordanisti – да, да – Бруно был силен в самопиаре. Слухи о том, естественно, не могли быть не замечены Ватиканом. Бруно считал, что герметизмом представлена ​​истинная религия, концентрированная мудрость древнего Египта, которая была искажена евреями и в этом виде принята христианами. Но герметические книги предсказывали, что «истинная религия» будет восстановлена в мире за один день, и Бруно считал, что это произойдет в его время. Он твердо верил, что это повлечет за собой не менее радикальную реформу католической церкви. Если не полную ее замену.

Долго ли Бруно мог неприкрыто носить эту бомбу подмышкой? Как вообще ему дозволялось свободно путешествовать по Европе с таким счастьем? Нам рисуют Бруно как скромного монаха-доминиканца, но его лично знали, принимали и поддерживали Елизавета I, Генрих III Французский, и даже император Священной Римской империи Рудольф II. Это давало ему некоторую иллюзию, что подобное покровительство как то иначе повлияет на то, что в таких обстоятельствах было неизбежным. Но, человек предполагает, а итог всем теперь известен – большой костер.

Date: 2015-06-06; view: 916; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию