Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Точка в конце папируса





Всё собрали: все виды европейских, малоазиатских и египетских камней, включая алмазы, сапфиры, гематиты, изумруды и топазы, золото, серебро, свинец, медь и олово; - и все это было замешано на веществе, оставшемся от похорон Осириса и Аписа.

Если вы подумали, что эту цветистую фразу я сочинил, оттого что в повествовании маловато воды, этой животворной поэтической влаги, питающей искусствоведов – ошиблись: никакой поэзии в ней нет. Все вышеперечисленные компоненты входили в состав, из которого изваяли статую Верховного Бога Посвященных, имя которого еще не упоминалось в WW. И дажеэто, бальзамирующее плоть, вещество было реально взято из саркофага Аписа.

 

Статуя, по описаниям Клемента Александрийского, одного из наиболее ранних христианских авторитетов, была редкостного синего цвета и очень крепкая, твёрдая. Во всяком случае, когда уже христианские солдаты по приказу Феодосия пытались разрушить ее топорами, у них долго ничего не получалось – только искры высекали. Но, ломать не строить…

Пожалуй, ни одному богу не ставили подобных статуй. Материалы из которых их изготавливали были редкостные и дорогостоящие: есть описание статуи сделанной из одного куска изумруда. Высота ее была около 4-х метров и помещалась она в лабиринте, посвященном богу. Это еще в те, античные, времена вызывало сомнения, но, как утверждают египтяне, тот факт, что это был цельный минерал, неоднократно проверялся в древности. Упоминают также вызывавшую общее изумление гигантскую скульптуру, которая была сделана из металлических плит, тщательно подогнанных друг к другу, вроде известного вам монумента Мухиной: рабочего с колхозницей. Выполнено всё это было с запасом прочности и надежностью, рассчитанной на тысячелетия.

Имя этого бога было Серапис.

Откуда он взялся в позднеантичном мире, где умами людей после смерти Пана владели Изида, Янус, Анубис, Гермес и Митра – неизвестно. Серапис считался повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений и бога солнца. Отождествляли Сераписа и с Зевсом. Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель. Иконография Сераписа напоминает образы Плутона и Зевса.

Есть множество версий, по одной из которых фараон Птоломей I замыслил полностью объединить единобожием Египет и Грецию, скрестив религии, и изобрел синкретическое божество. Эта версия наиболее распространена среди историков, поскольку не нужно долго напрягать извилины расследованиями, сличая тексты и выуживая из них факты – кое-что осталось на поверхности: есть статуи, есть документы того времени и место действия – Египет. Птоломеи действительно сделали Сераписа верховным божеством Египта и покровителем фараонов. Был выстроен огромный храм в Александрии, ему поклонялись в Мемфисе. Культ Сераписа также распространился по всей Римской империи при Флавиях, после того, как этот бог предсказал Веспасиану его грядущее императорское величие. Сам Каракалла, служил Серапису в качестве жреца. Святилища Сераписа были и у греков — в Дельфах и Афинах.

Римский историк Аммиан Марцеллин упоминал храм Сераписа в Александрии так: «Его великолепие таково, что простыми словами это описывая, вы поступите несправедливо – его огромные залы с колоннами, богатством реалистичных статуй и другие произведения искусства ставят его рядом с Капитолием, который является символом вечности с незапамятных времен в Риме, делают самым величественным зданием в мире. В нем содержатся две бесценные библиотеки».

Это – Африка. Где сейчас это величественное здание, которое простояло шесть веков? Что мы знаем о книгах тех библиотек? Говорит ли вам что-нибудь вообще имя Серапис? Ах да, осталось православное имя Серапион, которым наши предки иногда называли детишек. Но сейчас это имя большая редкость. Немодно.

Всё было разрушено, буквально стёрто с лица земли, книги сожжены, а статуи разбиты, за исключением немногих образцов, отошедших в запасники музеев Церкви, с назидательной целью показать кому поклонялись язычники.

Когда вы смотрите на великолепные образцы фаюмской живописи двухтысячелетней давности, выполненной в сложной технике энкаустики, не нужно забывать, что это часть культа Сераписа, распространенного в фаюмском оазисе. Искусствоведы всегда забывают сказать восторженным зрителям в музеях, что эти натуралистические портреты размещались на лицах мумий, завернутых саваны. Давайте посмотрим на один из таковых портретов:

Это изображение жреца Сераписа, которого можно узнать по характерной семиконечной звезде на его диадеме, а также трем прядям волос под ней. Семиконечная звезда – один из символов Сераписа. Сераписа называли Теон Гептааграммотон - бог с именем из семи букв. Портрет этот сейчас висит на стене Британского Музея.

Чтобы вы лучше представили ту эпоху, время перемен, момент перезагрузки матрицы, я не удержусь от того чтобы дать еще один портрет:

 

Красивая женщина. И необычайного яркого ума. Последний библиотекарь храма Серапеум. Философ, математик, астроном. Схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Изобретатель астролябии, при помощи которой моряки находили дорогу в море, и планисферы, которой пользовались тысячу с лишним лет спустя Коперник и Тихо Браге. Что, не слишком это вяжется с нашими представлениями о язычестве и ученых?

Это – Гипатия, одно из возможных ее изображений. Её зверски убили, после того как сожгли библиотеку и разгромили университет, не оставив камня на камне.

Произошло это, по описанию христианского историка Сократа Схоластика, так: «Оттого, что она очень часто беседовала с Орестом (префектом, городской главой), то её общение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (епископом). Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и увлекли в церковь, называемую Кесарион, там, обнажив её, умертвили черепками (устричными раковинами), разорвали на части, а куски тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало позора и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

Во время поста (!), в церкви (!), обнажили (!), содрали с живой кожу (по другим свидетельствам), разрезали на куски и сожгли. Христиане? Что это было? Древний теракт?

Понёс ли кто какую-либо ответственность за это – история умалчивает. Скорее нет. Но вот Кирилл был канонизирован Церковью как святитель. Кто-то винит его в подстрекательстве, но официальная позиция Церкви в том, что он не был виновен в смерти Гипатии.

Я тоже склоняюсь к этому мнению. Кирилл, как пишут, сам с удовольствием посещал ее лекции по философии и риторике. Но факт остается фактом.

Профессор П.Ф.Преображенский, русский историк и этнограф (во время отбытия наказания в Ухтижемлаге расстрелянный «чекистами»), писал по этому поводу во вступлении к книге «Гипатия»: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской богоматери, как девы и матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки…»

С.С. Аверинцев, пытаясь оправдать действия «суеверных современников», писал, что, мол, александрийские ученые таковыми не могут считаться в глазах христиан, поскольку с глубоким внутренним убеждением сами выдавали себя за магов. «Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии».

Можно с этим согласиться. С другой стороны - а слабо изобрести что-нибудь простенькое, астролябию там… или ареометр какой. Как Гипатия это сделала. И что это будет в итоге, магия или наука? Вот вам флейта – сыграйте что-нибудь…«Любая по настоящему продвинутая технология или наука мало отличима от магии». Фразу приписывают А.Кларку, но автор ее С.Лем. В общем, авторство здесь не так важно. Важно, что это утверждение верно.

Как бы то ни было… этой мученической смертью, как красной точкой, был обозначен конец университетской Александрии, как научного центра. Если где-то пишут, что храмы эти «сгорели при пожаре» или «разрушились от землятресений» - лукавят. Штурм александрийского Серапеума вооруженной толпой был воспринят как символ окончательной победы христианства (а если быть последовательными, приняв во внимание и ислам – авраамических религий) над язычеством. В один момент было закрыто два проекта: «Египет» и «Античность». А вы говорите, что нельзя убить сразу двух зайцев одновременно.

Сразу после того пришло время так называемых «Тёмных веков».

 

Date: 2015-06-06; view: 539; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию