Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. [1] Из сказанного выше должно быть ясно, что многие истины христианского учения, занимающие, в частности





[1] Из сказанного выше должно быть ясно, что многие истины христианского учения, занимающие, в частности, значительное место в основном богословии, имеют также общерелигиозное значение.

[2] Паскаль Б. «Как убеждать неверующего», цит. по кн. Сборовский К. Апологетика.

[3] Именно такое однобокое и сугубо ограниченное, а потому извращенное представление о религии имеют те, кто всю религиозную жизнедеятельность представляет как «совершение религиозных обрядов». По обрядам, т.е. внешним ритуальным действиям можно судить о сущности религии в еще меньшей степени, чем по движению смычков скрипачей судить о содержании исполняемой музыки.

[4] Шлейермахер Ф. Речи о религии. М., 1911, с. 35.

[5] Кант И. Религия в пределах только разума.

[6] Паульсон Ф. Введение в философию. М-, 1914, с. 259.

[7] См. статью «Religion» в «Handbuch theologischer Gnmdbegriffe», 1963, II, s. 428.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 415; см. также примечание 1 к ст. Лукача И. Тенденции в классовой интерпретации религиозного отчуждения. – Вопросы философии, 1975, № 9, с. 114.

[9] Bergman J., Was habe ich vom Grauben. Stuttgart, 1976, s. 26.

[10] Оказываясь перед феноменом религиозной радости, люди, ей чуждые, высказывают мнения глубоко противоречивые. Всем и каждому внушается, что религия полна пессимизма, делает человека мрачным, угрюмым, лишает радостей жизни, приковывает внимание к печальным ее сторонам. Нетрудно заметить, что такой взгляд разительно не соответствует упомянутым выше утверждениям классиков атеизма, что человек прибегает к религиозной иллюзии, ища в ней утешения в горестях жизни.

[11] Нельзя исключать возможность того, что и в ложных религиях этот контакт в той или иной мере оказывается реальным, по снисхождению хотя «неведомого» (Деян 17 23), однако безгранично милосердного Бога.

[12] Апостол Павел называет язычников-афинян «особенно набожными» (Деян 17· 22), что в его устах синонимично нашему «весьма религиозны».

[13] Читателю не следует забывать, что здесь и в дальнейшем речь идет о религии вообще, т.е. не только о христианстве, а о любой религии, включая самые примитивные разновидности язычества.

[14] Точно такая же степень доверия «по занимаемому положению» должна бы иметь место со стороны мирян по отношению к любому священнику, совершающему богослужения и Таинства. Его «пригодность» к этим действиям, благодатность сана, обеспечивающая их эффективность, гарантируется поставившей и посвятившей его Церковью, так что недоверие к нему есть прежде всего недоверие к Церкви. К сожалению, такое недоверие – весьма распространенное явление.

[15] Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение. – 5. Православный Катехизис. К., 1907, с. 4.

[16] Последователи материализма даже присваивают ему именование «научного мировоззрения», спекулируя на распространенном благоговении перед авторитетом науки как таковой.

[17] Конечно, процесс познания истины человечеством не отличается прямолинейностью и непрерывностью. Имеют место искажения в понимании как данных Откровения (в природе, в нравственном чувстве, в Св.Писании и других видах Откровения), так и в научных данных. С истинной верой сосуществуют множество заблуждений и суеверий; научные представления, часто взаимно противоречивые, с поразительной быстротой сменяют одно другое. Однако чем далее идут процессы проникновения в глубины Откровения, с одной стороны, и в тайны мироздания — с другой, тем отчетливее выступает и становится наглядным сближение и наконец совпадение результатов обоих методов познания истины.

[18] Цит. по кн. Смирнов П. Изложение христианской православной веры. 1917, с. 6,7.

[19] Quatrefage. L'espese humaine. 1878, р. 355.

[20] Цит. по кн. Pfennigsdorf?. Christus un Modernen Geistesleben. 1909, c. 30.

[21] Hocking W. The Meaning of Got in Human Experience. London, 1912, p. 6.

[22] По данным итальянского исследователя-коммуниста количество неверующих к 1962 г. не превышало 8% населения земного шара; см. А. Донын. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии. М. 1962, с. 8.

[23] Зыбковец В.Ф. Дорелигиозная эпоха. М., 1959; Каждан А. Религия и атеизм в древнем мире. М., 1957.

[24] «О большом развитии системы религиозных представлений в начале родового строя можно судить и по тому, что они пронизывают реалистическое по своей сущности первобытное искусство» (Гурьев Д. В. О возникновении религиозного сознания. – Вопросы философии, 1970, № 6, с. 105. См. там же Окладников А. П. Утро искусства, с. 125).

[25] Никольский В.К. Происхождение религии. М., 1957, с. 5.

[26] ГурьевД.В. цит.соч.,с. 105-106; Решетов Ю. Г. Человек ли это. О находках Луиса Лики в Восточной Африке. – Природа, 1963, № 4, с. 81; ЯкимовВ.М. Ранние стадии антропогенеза. – Труды института этнографии, т. XVI, 1951, с. 33; Иванова И.К. Геологический возраст человека. М., 1965, с. 33 и 159; Рогинский Я.Я, Левин М.Г. Антропология. М., 1963.

[27] Гурьев Д.В, цит. соч.; см. также Семенов Ю.И. Как возникло человечество.

[28] Это не мешает многим из них исповедовать и даже оформлять свои взгляды в религиозном стиле, реализуя все элементы религиозной жизнедеятельности (догматика, культ, нормы поведения, эсхатологические ожидания и пр.)

[29] Наблюдаются и промежуточные соотношения, когда приверженец той или иной религии приписывает другой столь же божественное происхождение, как и своей собственной, объясняя существующие различия и расхождения исторически сложившимися человеческими заблуждениями: таково отношение христиан к иудаизму.

[30] Энгельс Ф. Бруно Бауэр и раннее христианство. Цит. по кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии.

[31] Плеханов Г.В. О религии и церкви. М., 1957, с. 138. Спиркин А. Происхождение сознания. М., 1960, с. 266.

[32] Климент Александрийский. Строматы. П., 8, 1892, с. 211.

[33] Рождественский Н.П. Курс основного богословия. СПб, 1893, с. 192.

[34] Букин В. Религиозные эмоции и их место в сознании верующих. – Вопросы философии, 1969, № 11, с. 61.

[35] Литургия Св. Иоанна Златоуста – Великая ектения.

[36] Ч.Дарвин приписывал способность к сновидениям даже птицам (см. «Происхождение человека», I, 1874).

[37] Там же, с. 47.

[38] Гезелл А. Дети волков и человеческие дети.

[39] См Блаженный Августин. Исповедь. Пер. и комм. М. Е. Сергеенко. М., «Гендальф», 1992, с. 34

[40] Впрочем, в религиях политеистических почти всегда из множества сверхъестественных существ и божеств выделяется, как правило, одно, почитаемое как общая первопричина, Отец богов и людей.

[41] Под религиозной принадлежностью здесь понимается не формальная, а реальная принадлежность; не регистрация в общине с уплатой церковного налога или даже факт совершенного в младенческом возрасте крещения, а сознательная убежденность, соединенная с определенной религиозной активностью, т.е. с молитвой, с соблюдением религиозных установлений.

[42] Буддизм далек от личностного понимания божества только в теории; буддистская практика, отражая естественное стремление человека к личному религиозному общению, свелась к политеистически-идолопоклонническому почитанию множества Будд, отличающихся в представлении молящихся по степени могущества, по своим локальным характеристикам, по внешнему облику

[43] Мы не рассматриваем подробно иудаизм и ислам, ограничиваясь только характеристикой их как религий строго монотеистических.

[44] Смирнов А.В. Курс истории религии. Казань, 1908, с. 73.

[45] Фрезер Д. Тотемизм и его происхождение. – Атеист, 1929, № 45; Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934.

[46] Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939; он же, Введение к изучению человека и цивилизации. П., 1924.

[47] Смирнов Л. В. Пит соч, с 237

[48] Большая часть непосредственно воспринимаемых сведений о внешнем мире приходится на раннее детство; в дальнейшем центр тяжести усвоения все более перемещается в сторону стихийного фидеизма.

[49] Фридман А.Л. Мир как пространство и время. М., 1965; Эйнштейн А. Сущность теории относительности.

[50] См.например, Барабашев И. П. Борьба материализма и идеализма в современной космогонии. Л., 1952, с. 94.

[51] См. например, Зельдович Я.Б., Новиков И. Д. Проблема современной космогонии. – Вопросы философии, № 4, 1974. Шкловский И.С. Проблема внеземных цивилизаций и ее философские аспекты. – Там же, 1973, № 2.

[52] Познание других сверхчувственных объектов, как то: бесплотных духов, людей, ушедших в иной мир, хотя и может быть полезным и желательным, но для спасения необязательно.

[53] Во многих ветхозаветных текстах словом «познал» обозначается физическое обладание (Быт. 4:1,25; 19:3; 38:26).

[54] См. Скворцов. Исследования о сочинениях, известных под именем Св. Дионисия Ареопагита. Киев, 1871; Болотов В. В. Докладная записка митрополиту Антонию (Вадковскому). – Христианское чтение, 1914 г.; епископ Афинагор. Истинный автор произведений, приписываемых Дионисию Ареопагиту. Афины, 1932; архимандрит Киприан (Керн). Введение к кн. псевдо-Дионисия «О Божественных именах». Буэнос-Айрес, 1957.

[55] Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах, пер. Г. Эйкаловича. Буэнос-Айрес, 1957, рукопись, с. 39.

[56] Св.Григорий Нисский. О жизни Моисея.

[57] Климент Александрийский. Строматы, V.II.

[58] Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 21-22.

[59] Приходится только сожалеть, что соответствующее решение Московского поместного собора 1667 г., запрещавшее создание и почитание образов Бога Отца, т.е. попытки изобразить неизобразимое, осталось лишь историческим актом, не только не соблюдаемым, но к настоящему времени даже преданным в Русской Церкви почти полному забвению.

[60] Здесь повод еще раз напомнить о величии Откровения, данного человечеству в Сыне Божьем, Который явил Имя Божье человекам (Ин17:6), Имя, с которым мы можем к Богу обратиться, Имя, внушающее не страх и ужас (Пс. 98:3; Пс. 110:9; Мал. 1:14), а радость, мир и любовь, Имя это – «Отец» (Мф6:9,2б).

[61] Св. Григорий Палама. Главы физические, богословские, нравственные и практические.

[62] Св. Василий Великий. Творения, ч. II, с. 150. Письмо 226 (234) к Амфилохию.

[63] Подробно о взаимосопоставлении сущности Бога с Его энергиями см. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 53-70.

[64] Следует отметить, что хотя слова «нравственность» и «мораль» происходят от слов «нравы» – – «mores», но нравственное самосознание, нравственная оценка поступков отнюдь не определяются господствующими «нравами», часто с ними не совпадают, а нередко и противоречат.

[65] Исключениями следует считать волевые человеческие акты, которые детерминируют в окружающей человека среде, но сами, как увидим ниже, детерминируются лишь частично.

[66] Определять Бога в Его Сущности как Личность у нас нет оснований, ибо сущность Божья, как мы знаем, непостижима и не поддается определениям, но Бог открывает Себя нам как Единство в Трех Лицах (Ипостасях); единство воли Божьей нередко позволяет нам воспринимать Его в Откровении как Единого.

[67] Отнюдь не всегда яркими примерами того, что необязательно propter hoc обязательно соответствует post hoc, служат пророчества, причиной коих являются события, происшедшие после того, как они были произнесены.

[68] См., в частности, Рождественский Н. П. Курс основного богословия. СПб, 1893.

[69] Рассматривая природную целесообразность, необходимо, разумеется, отрешиться от оценки природных явлений с позиций их полезности или губительности для человека. Заложенная в природе целесообразность распространяется лишь на биологическую жизнь человеческих существ; поскольку жизнедеятельность человека далеко выходит за рамки биологически обусловленных закономерностей, постольку его цели далеко не зависят от природной целесообразности, а часто ей противоречат и противодействуют.

[70] Необходимо отметить принципиальное различие между промыслительно-волевым Откровением Божьим и пассивным по отношению к нам существованием Солнца и других предметов материального мира, представления о которых возникают в нашем сознании в результате нашего активного восприятия.

[71] Подробнее см.Рождественский Н.Г. Курс основного богословия, т. 1. СПб., 1893, с. 345-350.

[72] Пространный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, ч 1, «О первом члене» Символа веры.

[73] Подробнее о «божественных энергиях» см. Лососий В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 53-69.

[74] Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Святость, освящение, святые. – Журнал Московской Патриархии, 1987, №№ 10,11,12.

[75] Новозаветные свидетельства о безгрешности Христа (Ин. 17:16; 1 Петр 22:22; Евр. 7:26) относятся к Его человеческой природе и могут служить библейским обоснованием известного догматического положения, что Христос, вочеловечившись, уподобился окружающим Его людям во всем, кроме их греховности (см.также 2 Кор 5:21; Евр 4-15).

[76] Св.Василий Великий. О Святом Духе.

[77] Слова «чувство» и «эмоция» считаю синонимичными; первое из них я почти не употребляю, ибо нередко чувства смешиваются с ощущениями.

[78] См.,например, Архиепископ Лука. Дух, душа, тело. Брюссель, 1978.

[79] Следует признать такой отбор сугубо условным, ибо у глубоко религиозного человека все его переживания, а следовательно, и эмоции так или иначе сопряжены с религиозной жизнью.

[80] Из всех эмоций более всех обусловлена рациональной психической деятельностью надежда, ибо она возможна лишь при наличии -рациональных представлений, противоречащих существующей отрицательной (неприятной, нежелательной) ситуации.

[81] Подробнее эти вопросы рассмотрены в магистерской диссертации автора «Основы православной субъективной сотериологии», рукопись, 1971.

[82] Следует всегда иметь в виду принципиальную непознаваемость Бога; можно сказать, что любовь Божья чудесным образом нарушает эту непознаваемость излиянием благодати, делая человека способным к восприятию Откровения и следовательно, к богопознанию.

[83] Цит. по кн. Св. Лева Дорофей. Душеполезные поучения. Калуга, 1895,с. 60. См. также «Достопамятные сказания о подвижничестве св. отцов». М., 1845, с. 11.

[84] Св.Петр Дамаскин. Творения. М., 1874, кн. 2, Слово 3, с. 14.

[85] Св.Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Калуга, 1895, с. 59-61.

[86] Св.Марк Подвижник. Наставления о духовной жизни,73. – Добротолюбие. М., 1905, т.1 с. 516-517.

[87] Св.Григорий Богослов. Творения. М., 1889, III, с. 233.

[88] Св.Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. Слово VII,20. Сергеева Лавра, 1904, с. 456.

[89] Св.Иоанн Златоуст. Творения. Т. X, ч. 1. Беседа XXXII на 1 Коринфянам. СПб, с. 323-325.

[90] Подробнее см. Петр Дамаскин. Творения. М., 1874, кн. 2, Слово 3, с. 14.

[91] Из всех биологических функций в наименьшей степени поддаются волевому регулированию процессы выделения, но и они подчиняются до известной степени волевому усилию.

[92] Св.Иоанн Златоуст, классифицируя человеческие потребности (и, следовательно, деятельность, направленную к их удовлетворению), делит их на три категории: естественные и необходимые – голод, жажда, потребность сна и др.; естественные, но не необходимые – половое влечение; неестественные и не необходимые – пьянство.

[93] Ср.Сборовский К.А. Очерки по истории христианской апологетики. Л., 1951.

[94] Букин В.Р. Религиозные эмоции и их место в сознании верующих. – Вопросы философии, 1969, №11, с.61.

[95] В этом отношении нет никакой аналогии между Божественной деятельностью, стремящейся довести содержание Откровения до каждого, и деятельностью некоторых церковных людей, считающих необходимым облекать Откровение в одеяние незнакомых, непонятных языков, чтобы, упаси Боже, до простого мирянина не дошло бы Слово Божье и он не получил бы спасения! (Мф. 13:15 ср. 1Тим. 2:4 и Тит. 2:2).

[96] У многих людей явления природы возбуждают отрицательные переживания: неудовлетворенность, отвращение, иногда болезненные ощущения. Как правило, такое негативное восприятие обусловлено патологией субъекта.

[97] Исключение составляет посещение Авраама тремя странниками (Быт. 18), где обращение Бога к Аврааму приняло характер Богоявления.

[98] Молитва членов Церкви всегда является церковной, даже если она совершается келейно, т.е. в одиночестве.

[99] Здесь не говорится, что это переживание апостола было боговидением, но как и боговидение, оно превосходило естественные возможности человека и имело характер Откровения (2Кор. 12:1).

[100] И не только пророк Михей, добавим мы, но и другие – пророк Исайя (Ис. 6) и Иезекииль (Иез. 1), например.

[101] Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце. – Избранные произведения, Архангельск, 1980, с. 176.

[102] Древе А. Миф о Христе. М., 1924.

[103] Виппер Р. Рим и раннее христианство. М., 1954.

[104] Энгельс Ф. Б. Бауэр и раннее христианство. Цит. по-сб. «К. Маркс и Ф. Энгельс о религии». М., 1955, с. 150, 249.

[105] Штраус Д. Жизнь Иисуса. М., 1907; Ренан Э. Жизнь Иисуса; Каутский К. Происхождение христианства; Фрезер. Золотая ветвь; РобертсонА. Происхождение христианства. М., 1956.

[106] Указ, соч., с. 99.

[107] РобертсонА. Происхождение христианства. М., 1956, с. 106, 127, 129.

[108] Свенцицкая И. С. О новой книге Зенона Косидовского (комментарии ученого). – Наука и религия, 1977, №11, с. 64-65.

[109] Крывелев И. История и фантастика в библейских книгах. – Наука и религия, 1982, №1, с. 27.

[110] Флавий И. Древности иудейские. XVIII, 5, 27.

[111] Флавий И. Указ, соч., XX, 9,1.

[112] Там же, XVIII, 3, 3.

[113] Приведенное выше упоминание о Христе в «Древностях иудейских», XX,9,1 приверженцами мифологической школы или замалчивалось, или также объявлялось интерполяцией, т.е. позднейшей вставкой.

[114] Первая часть хроники Агапия была найдена А. Васильевым в монастыре св. Екатерины наг. Синайв 1902г. Второе, полное издание хроники осуществлено в 1954 г. Л. Чейко в Левене.

[115] Пинесс Ш. Sh. Pines. An arab version of the Testimonium Flavianum and its implications. Jerusalem, 1971.

[116] По предположению Ш. Пинесса, арабский текст Агапия является переводом с промежуточного сирийского перевода, сделанного с недошедшего до нас греческого оригинала.

[117] Цит. по: «Ученые записки Тартусского государственного университета», вып. 365, 1975, с. 296-301.

[118] Кубланов М. Четыре «интерполяции». – Наука и жизнь, 1980, №1, с. 124-129.

[119] Origenes. Contra Celsum. 1,47; Comment in Math. 1,17.

[120] Massehet. Sanhedrin, cap. 6. Цит. по «Апологии» Г. Иттигера, с. 141.

[121] См. Древе А. Миф о Христе. М., 1924, т.П, с. 19; также ср. Еврейская энциклопедия. СПб, I, с. 620.

[122] Salman Cevi. Teriak, сэр.1,7; Истинные исторические доказательства действительного бытия Христова на земле (анонимно). СПб., 1819.

[123] Авода-Зара 16б)-17а), цитировано Эйслером в книге· «The Messian Jesus and John the Baptist», приложение III.

[124] Робертсон А. Происхождение христианства.?., 1956, с 123 и след

[125] Tacit P.C. Annales.XV.

[126] Кубланов?. Четыре «интерполяции». – Наука и жизнь, 1980, №1, с. 124-129.

[127] Кубланов М. Цит. соч.

[128] Письма Плиния Младшего. М., «Наука», 1984, с.205-206.

[129] Кубланов М. Цит. соч.

[130] Светоний. Жизнь Клавдия, 25.

[131] Светоний. Нерон, 16.

[132] Энгельс Ф. К истории раннего христианства. Цит. по кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, с. 245-246.

[133] Лукиан. Собрание сочинений. М., Л., 1935, II, с. 484.

[134] Ранович А. Античные критики христианства. М., 1935, с. 93.

[135] Под словом «неправда» здесь можно понимать любой грех, ибо дьявол – «лжец и отец лжи» (Ин8.44).

[136] Догматик Богородичен VII гласа; см. также Великий канон св. Андрея Критского

[137] Призыв, содержащийся в конце почти всех ектений православного богослужения.

[138] Типичными представителями таких политиков, подчиненных Риму и управляющих народом с санкции угнетателей, были упоминаемые в Новом Завете цари династии Иродов и другие (см Лк. 3:1, Деян. 12:1 и др.).

[139] Как известно, эти опасения полностью оправдались во время иудейского восстания, закончившегося разгромом еврейского войска, взятием Иерусалима, пленением и рассеянием народа.

[140] Обличения книжников и фарисеев, помещенные евангелистом Матфеем в 23 главу его Евангелия, вызваны не их общественным положением, а их поведением, их лицемерием и ханжеством (Мф. 23:1-36, Мк. 12:38-40, Лк. 20:45-47).

[141] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т.ХХV., ч.1, с.422.

[142] БСЭ, 3-е издание, 1972, т. VII, с.517.

[143] Закрытие храмов производилось столь интенсивно, что к началу Великой Отечественной войны (1941 г) на Урале действовала лишь одна церковь (в Свердловске), в обширной Вологодской области верующим лредоставили нижний этаж кладбищенской церкви в областном городе, а в Астраханской епархии – часовню на городском кладбище

[144] С 1981 г. повышенный налог, как и до 1961 г., продолжал изыматься только с участвующих по должности в богослужении. С 1990 г. все церковно- и священнослужители стали облагаться налогом на общих основаниях.

 

Date: 2015-06-06; view: 353; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию