Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 23лечение жара римс





 

Затем риши Маносиджи опять молвил просьбу:

 

О великий риши Видьяджняна!

Какие причины и условия вызывают римс?

В чем ее суть и почему ее назвали так?

Какие существуют различия у болезни римс?

Какие явные признаки считаются обязательными для нее?

И какими методами лечат эту болезнь?

Пусть Бхайшаджья-гуру благоволит рассказать!

Риши Видьяджняна стал изрекать:

О великий риши, слушай! Расскажу тебе

об условиях возникновения болезни римс.

Когда наступит время последнего пятисотлетия1,

люди из-за страсти будут творить грех,

заклинатели снгагс-па осквернят [учение] ваджры,

монашество затеет распри между общинами,

еретики и бонцы начнут метать зор-кха,

люди будут клясться2, делать кровавые жертвы.

Тогда мамо и дакини в ярость впадут и начнут

изрыгать изо рта испарения болезней —

пойдут бал, ргйу-гзер, гаг, лхог и черный брум-бу.

Другие [условия]. Излишество, недостаток,

аномальные проявления первоэлементов четырех сезонов [года],

перенапряжение, прикосновение нечистого запаха3,

гнев, страх, страдание, страсть и нарушение питания приводят к римс.

Они усиливают огонь желчи — такова суть болезни.

Болезнь названа римс потому, что сначала она попадает в пот,

оттуда — в слизь, желчь и в шесть «входных дверей»;

[затем] запах болезни, переходя последовательно

от одного человека к другому, заражает всех4.

Различают пять [групп] болезней римс: бал5, брум-бу,

ргйу-гзер, гаг-лхог и чхам-па.

Четыре последние описаны далее в отдельных главах.

Болезнь бал имеет три типа, которые отличаются:

(1) по месту, куда она попала,

(2) по последовательности сроков [развития болезни],

(3) по виду основной болезни, [то есть доша].

По виду доша различают пять видов римс:

ветра, слизи, желчи, их сочетаний и гнйан.

Лар-бу и йер-бу — это болезни римс ветра.

Леб-рган и колики головного мозга — это римс желчи.

Жары закрытый и немой — это римс слизи.

У римс сочетаний [всех доша] — пять разновидностей:

продолжительный, постоянный, однодневный, трехдневный и четырехдневный.

Римс, при котором желчь разбегается по сосудам, —

колики головного мозга, римс с бредом (тре-тре-хос) —

отличаются названиями, а суть их — гнйан-римс.

Признаков римс две [группы]: общие и частные.

Общие признаки делятся на три: признаки незрелого римс,

распространенного и опустевшего.

Сначала о явных признаках незрелого римс.

Бывают длительный озноб и боли в суставах,

тело тяжелое и вялое, [больной] бредит во сне,

зевает, [у него] закладывает уши, сознание неясное,

тянет [побыть] на солнце, состояние ухудшается к вечеру,

во рту горчит, болит голова, пропадает аппетит, пульс мелкий,

частый и подвижный, моча мутная.

Когда римс распространится, будут тяжесть в теле,

запах в поту, глаза красно-желтые, налет на языке,

губах и зубах, головная боль, слабость сознания,

жажда, моча красная с сильным запахом и осадком,

пульс мелкий, напряженный и частый.

И наконец, на грани «таяния-застывания» начнут появляться

признаки пустого жара римс:

боли в пояснице, крестце и бедренных костях,

потливость, бессонница, головокружение, шум в ушах,

язык красный, жесткий и сухой, тошнота, озноб,

бессвязная речь, временами дрожь, тело горячее.

Частные признаки [видов римс] делятся на три.

Сперва о признаках, указывающих на места поражения.

Сначала римс попадает на внешнюю сторону кожи и пушковые волосы —

появляются слабость, вялость, «гусиная кожа»;

затем он проникает в кожу — озноб, боли в голове,

бедренной кости и суставах, [больного] тянет на солнце;

затем [римс] проникает в сосуды — жар в сосудах,

взволнованный пульс, угнетенное сознание, жажда,

горечь во рту, моча красная и мутная;

затем [римс] проникает в мясо — головокружение,

тяжесть в теле, жар в мясе, стремление к «прохладному», сознание мутное;

затем [римс] попадает в полые органы — отсутствие аппетита,

понос или запор, налет слизи на языке;

затем [римс] проникает в плотные органы — в пульсе и моче

признаки жара, сохнет язык, сильная жажда, бред.

И наконец, когда [римс] проникает в кости,

сохнут ноздри, рот и язык, на зубах оседает налет,

пульс пустой, глохнут уши, сознание замутненное.

Теперь о признаках сроков развития болезни.

Первые три дня — это время слизи;

жар попадает в голову и вызывает головную боль,

боли в мышцах и суставах конечностей, озноб,

частую зевоту, вялость, рвоту и тягу к солнцу.

В это время жар еще не созрел, а происходит

разделение прозрачной части и гущи6.

Следующие три дня — это время желчи;

жар прошел в «двери» органов чувств — горит во рту,

толстый налет слизи на языке, губах и зубах,

сохнет в носу, слабеет слух, речь невнятная,

зрачок расширен, моча красная, пульс редкий.

В это время жар можно высушить, как воду.

Следующие три дня — это время крови;

признаки жара в пульсе и моче еще более заметны,

сохнет язык, сильная жажда, пот с запахом, тяжесть.

Это время, когда жар надо убивать, как врага.

Следующие три дня — это время борьбы между ветром

и кровью; жар проникает в плотные органы,

появляется бред, расстройство памяти.

Если жар сильный — он перейдет на сосуд жизни:

слабость, пульс глубинный, лицо темное, язык сухой

и шершавый, больной сходит с ума; в это время

[с жаром] надо обращаться как с другом.

Следующие три дня — время «между степью и горой» [жара]:

жар проникает в кости, боли в пояснице, крестце,

бедрах, слабость, бледность, головокружение, шум в ушах,

бессонница, потливость. В это время жар лечи, как сына.

О признаках по виду основной болезни.

Первое. При римс ветра боли в крестце и пояснице;

голова, кости, конечности — все тело как будто избито,

частая зевота, кружится голова, шумит в ушах;

сон поверхностный, колющие боли в челюстях и голове,

гусиная кожа, кожа стянута, исчезает пот,

трясутся руки-ноги и голова, бессвязная речь,

пища не усваивается, плохо отходят кал и моча.

Особенно долго знобит и трясет при дар-бу.

При йер-бу — бессонница, [пульс] неустойчивый, кажется, что он убегает.

Место опускания римс ветра — это кости, поэтому они все болят;

место его распространения — это плотные органы,

поэтому сохнет язык и речь будет бессвязная;

а дорога его ухода — это сосуд жизни, поэтому бывает безумие.

При римс желчи хочется «прохладного», болит голова,

тело горит, понос, желтеют кал, моча, кожа и глаза,

появляется пот с запахом, сильная жажда, безумие,

мокрота с кровью, сыпь во рту и горький привкус.

Частные [признаки римс желчи]. При леб-рган колющие боли в груди,

красная мокрота, из носа идет кровь, в пульсе и моче

усилены признаки жара.

При коликах головного мозга жар распространяется

сильно, колет в голове, пульсируют сосуды челюсти и

затылка, чувство тяжести в [области] малого родничка.

Место, куда опускается римс желчи, — сосуды,

поэтому в пульсе и моче признаки жара, пульс широкий и бегущий.

Местом его распространения является кровь,

поэтому моча краснеет, в груди жжет, из носа идет кровь.

И наконец, римс желчи прокладывает путь в желудок,

и желчь начинает выводить наружу тепло желудка, поэтому

сохнет язык, вваливаются губы, сохнет во рту, на зубах

оседает налет, исчезает аппетит, появляется тошнота.

При римс слизи омрачается сознание, нарастает жар,

тошнота, обильные слюни и мокрота, утомленность,

тяжесть в теле, сонливость, отсутствие аппетита,

кал, моча, язык, ногти и кожа светлеют.

Частные [признаки римс слизи]. При закрытом жаре — бессвязная речь,

потеря памяти и омраченность сознания.

При немом жаре — больной не узнает близких,

лишается речи, не чувствует отхождения кала и мочи.

Место, где опускается римс слизи, — это аппетит:

во рту пресный [вкус], пища не усваивается, нет аппетита.

Место его распространения — мясо и головной мозг:

появляется тяжесть в теле, безумие, косноязычие.

И наконец, он прокладывает путь через почки:

задержка мочи, боли в почках, пояснице и глухота.

Признаков римс [сочетаний] всех доша две [группы]: общие и частные.

Общих три: признаки начала, середины и конца.

В начале этот римс опускается в прозрачный сок,

а прозрачный сок — это место слизи и желчи.

И поэтому, если доля слизи увеличена, будут слабые

проявления признаков незрелого римс, и потом

болезнь может напоминать ма-жу или смуг-ло.

А если доля желчи увеличена, признаки незрелого римс проявляются четче

и напоминают болезни желчи: желтеют глаза и моча.

В середине болезни, когда она распространяется,

бывают омраченность сознания, глухота, бред во сне,

красно-желтая или белая и липкая мокрота,

боли в бедрах, пояснице, всех костях и суставах,

жар в глотке, хрипота, чихание, сильный насморк,

покраснение глаз, боли в ребрах, сильная жажда,

непостоянный жар, запоры и поносы, нарушение сна,

то задержка мочи и пота или, наоборот, их избыток,

проявление мелкой темно-красной сыпи.

И поскольку прозрачный сок и кровь находятся везде,

могут быть другие самые разные признаки.

Эта болезнь тяжела, как земля, опознать ее,

заставить созреть, убить и изгнать очень трудно.

Точно ее можно опознать по глухоте и бессвязной речи.

В конце болезни, когда силы тела плавятся,

появляются обильный пот, болтливость, позывы на рвоту,

дрожь внешних сосудов, похолодание тела, бледность, боли в голове

и бедренных костях,

говорящие о достижении рубежа «между горой и степью».

Через восемнадцать или двадцать один день7

[больной] или умирает, или выздоравливает.

Частные признаки римс [сочетаний всех доша]. Продолжительный римс

попадает в прозрачный сок и вызывает признаки

смежной болезни слизи и желчи. Когда болезнь попадет

в кровь, она называется постоянным римс.

Признаками будут беспокойство в груди, желудке и

печени, кровотечение из носа, кашель с грязной мокротой,

покраснение глаз и мочи и два раза в течение дня приступы колик жара.

Когда болезнь попадает в мясо, будет однодневный римс.

Его признаки: обильный пот, жар, тяжесть в теле и на душе

и один раз в день — приступ колик жара.

Трехдневный римс попадает в жир, при этом бывает

сильная сонливость и тяжесть в теле.

Если увеличена доля ветра и слизи, поражаются желудок

и голова, если — слизи и желчи, поражаются шея и плечи;

если — ветра и слизи, поражается поясница.

День больной чувствует себя легче, а два дня — плохо.

Четырехдневный римс поражает кости. Его отличие —

болят поясница, бедренные кости и суставы.

При поражении головы — головокружение и признаки чхам-па;

если болезнь сильная, перекошены рот и глаза, как при болезни гза.

Если усилена слизь, будут боли в мышцах икр;

если усилен ветер — очень сильно болит голова,

причем два дня больной чувствует легче,

в следующие два дня бывают боли по разу в день.

Гнйан-римс называют «разлитием желчи по сосудам».

Вызывается он [демонами] клу-бдуд и бйад. При этом жар желчи

входит через внешние двери пота и поражает

внутри печень и желчный пузырь, то есть органы

плотный и полый, и отсюда разбегается по сосудам.

Поднимаясь в голову и головной мозг, [болезнь] занимает места слизи,

опускаясь в почки и спинной мозг — места воды,

из плотных органов захватывает легкие и сердце — места ветра,

из полых — желудок, тонкую и толстую кишки — места желчи,

прорываясь наружу в мясо и кожу, похищает силу и «цвет».

И наконец, если место желчи займет ветер и оттуда

бросится в сосуд жизни, который является его

собственным местом, это часто приводит к смерти.

Признаки гнйан-римс в начальной стадии: озноб,

угнетенность сознания, пульс пустой и частый, бред,

моча желтая и мутная, боли в голове и суставах.

В средней стадии, когда болезнь распространилась,

моча становится похожей на растительное масло,

желтеют глаза, мясо под языком, ладони и виски, жар,

во рту горчит, бессонница, плохой аппетит, ногти,

десны, язык и губы приобретают желтоватый оттенок,

колющие боли в голове, трещины на языке и губах,

налет на зубах, уплотнение над печенью и желчным пузырем,

которое нестерпимо болит при надавливании;

от больного идет запах болезни, исчезает «цвет».

Смерть наступает за семь-девять дней до созревания [болезни].

Невежды ждут, пока болезнь созреет, а тем временем

пульс делается путаным, сознание легким,

уходят силы, слабеет тепло тела, кожа становится

желтой, как золото. Все! Время упущено,

болезнь дошла до места8, и назад ее не повернуть.

Надо быть бдительным, пока болезнь не созрела.

Если болезнь попадает в голову, то болит головной мозг, идет кровь из носа;

если в легкие, то колющие боли в груди, желтая мокрота;

если в почки, то боли в почках и пояснице, задержка мочи;

если в желудок, то во рту горький привкус, рвота желчью;

если в тонкую кишку, то колющие боли, понос горячей жидкостью.

Вот безошибочные признаки болезни.

Средства лечения делятся на две части — общие и частные.

Общие. Пока болезнь не созрела, «Девясилом высоким-4»

или отваром «Тиноспора-5» заставь ее созреть.

Диету и режим назначь ровные по «холоду» и «жару».

Подробно способы общего лечения в этой стадии

смотри в главе "Печение незрелого жара».

 

В средней [стадии], когда болезнь созрела и идет ее распространение, дай отвар сверши, момордики кохинхинской, горечавки крупноцветковой, гипекоума, бадана язычкового и миробалана хебула, после чего должен пойти обильный пот.

 

Если жар сильный, добавь камфору, безоар,

бамбуковую манну, шафран, бореи разнолистный и

сверцию с сахаром — выпить вместе с вышеописанным отваром.

Когда лекарство усвоится и пойдет пот, любой жар римс утихнет.

 

Если он не поможет и начинают желтеть глаза и моча, дай очиститель из «трех плодов», молочая дур-бйда, перца длинного, цветов и тычинок бомбакса с медом и сахаром.

 

Он изгоняет любой римс — и свежий, и застарелый.

Удалив болезнь «водным кнутом», останови действие очистителя

«прохладной» пищей.

Диета и режим — как при распространенном жаре.

Только шо при римс будет вредным, как яд.

Через 13 дней молоко станет полезным, как нектар.

И наконец, в период «границы между горой и степью»

отправь «пробную стрелу»9 и ослабь ограничения в пище.

О способах извлечения остатков жара смотри в главе

«О границе между степью и горой жара».

Возьми медный купорос, астрагал, горец сибирский и

горечавку крупнолистную

в дозах соответственно силе жара10 и сожги. К этой

золе, если болит голова, добавь миробалан хебула.

Если из носа течет кровь, добавь золу эфедры,

при кашле — золу шеллака,

при боли в ребрах — золу девясила высокого,

при пожелтении глаз и мочи — золу корней щавеля обыкновенного,

если болезнь захватила суставы — золу кольквунии,

при задержке кала — золу смолевки,

при задержке мочи — золу якорцев.

При римс ветра состав запивать костным отваром;

если болезнь находится «между степью и горой» -

запивать парой пригоршней вина.

Вино и сон действуют как «черная камфора» и

подходят для любого вида римс ветра, а для римс

«между степью и горой» — они вообще как нектар.

В болезни римс самые важные [стадии]: стадия до созревания

и стадия границы «между степью и горой».

Поэтому мудрецы бывают бдительными на этих [стадиях].

Частных способов лечения три.

Сперва расскажу о лечении римс по месту поражения.

Пока римс находится в пушковых волосах, назначь голодание

и кипяченую воду,

запрети «холодную» пишу, а то затянется созревание;

не давай «холодные» отвары и порошки, а то жар станет мутным;

не давай «маслянистое» и сочное, а то жар уйдет в кости.

Когда римс попадет в кожу, назначь «Девясил высокий-4»,

а при сильном жаре — отвар «трех плодов» и тиноспоры.

В это время нельзя прижигать — жар уйдет внутрь;

нельзя давать «теплое» и сочное — жар въестся, как краска в дерево.

А «холодные» порошки могут закрыть путь выхода жара.

Нельзя пускать кровь, давать слабительное, «холодные»

и сочные, а то к жару присоединится ветер и пот не пойдет.

Когда римс попадет в сосуды, дай «шесть хороших»,

адатоду и колеус с сахаром, пища и питье должны быть «холодными».

Если в это время [лекарства] назначать в отварах — пропадет аппетит;

если назначить «маслянистое» и сочное — [жар] станет скрытым;

если сделать прижигание — жар еще больше усилится.

А от кислого кровь болезни впитается в сосуды, и будет трудно лечить.

Когда римс проникнет в мясо, дай «мягкий» и «прохладный»

порошок «трех прохладных» и миробалана хебула с сахаром.

Если прижечь — колики усилятся, пустишь кровь —

коней болезни не оторвешь,

поэтому лучше всего вытягивать пот. От отваров римс

впитается в сосуды, от сочного — вспыхнет, как пламя,

от камфоры — поднимется ветер и разбросает жар.

Когда [римс] проникнет в полые органы, дай

кумарчик, сверцию, момордику кохинхинскую,

борец разнолистный, колеус и ластовник с сахаром.

Очень вредно назначать потогонные отвары, прижигание, «теплую»

и сочную пишу.

Лучше всего в это время дать слабительные отвары11.

Когда [римс] проникнет в плотные органы,

при сильном жаре возьми главной камфору, при среднем — сандал,

при слабом — безоар

и добавь к ним «три прохладных», колеус, сверцию,

борец разнолистный и шлемник с сахаром.

Если усилен ветер — назначь немного прижигания;

если желчь — слабительное, слизь — потогонное, кровь — кровопускание.

Если больной остынет после потения — возбудится ветер,

а если слишком рано дать сочную пишу — жар вернется.

Когда римс проникнет в кости, уничтожай его отваром

костей лодыжки, патоки и шо.

Избыток «прохладного» и непитательные продукты могут

подорвать силы и вызвать усиление ветра, тогда усмири

его свежей и «мягкой» пищей, прижги шестой и седьмой позвонки.

О лечении римс по срокам [развития болезни].

Во время проникновения римс в слизь давай «три плода»,

«Девясил высокий-4» или отвар тиноспоры, кумарчика и сверции

в теплом виде —

они вызовут потение и мягко собьют жар.

Во время проникновения в желчь дай густой холодный отвар

сверции, момордики кохинхинской и миробалана хебула;

порошок «шести хороших», момордики кохинхинской,

адатоды и колеуса, смешанных с сахаром.

При головной боли пусти кровь из лобного сосуда

и побрызгай водой — жар стихнет и волосы не выпадут.

Во время распространения римс в крови давай повторно

порошок камфоры, сандала, безоара, «трех прохладных»

и колеуса с сахаром.

Если кровь и желчь усилены, пусти немного крови и сделай очищение.

При омрачении сознания вытягивай пот, назначай пишу

и поведение «прохладные».

Во время борьбы между ветром и кровью давай спондиас,

мускатный орех и золу медного купороса с патокой,

чередуя с порошком «Царь камфора с советниками-3».

 

Если больной в беспамятстве, бредит, хватается за людей и за воздух,

кусает ложку при кормлении и у него расширены зрачки,

дай камфору с вином, прижги шестой позвонок,

корми, чередуя «прохладное» и «теплое», и вытягивай пот.

Не помогает — пусти кровь из А-со, дай «Царя камфору

с советниками-3» с мускатным орехом и сахаром.

После 13 дней наступает стадия «границы между степью и горой».

Определи [это] «пробной стрелой» из свежего вина,

мясного бульона, шо, патоки и отвара

костей лодыжки и ослабь ограничения [в пище].

Чтобы высушить остатки жара, давай некоторое время

эмблику, сандал, камфору и золу медного купороса с сахаром.

Когда жар вытянется, назначь подходящую пищу.

О лечении по виду основной болезни, то есть пораженного доша.

При римс ветра дай сперва отвар патоки и тмина,

отвар «трех сочных костей», отвар тиноспоры,

отвар кумарчика, колеуса, тиноспоры и имбиря.

Когда римс созреет, давай порошок «шести хороших»,

тиноспоры, золы медного купороса и сахара — запивать отваром костей.

Кровопускание, очищение и камфору не применять.

Назначь «прохладное» свежее мясо, свежее масло и похлебку из ячменя;

через девять дней после спадения жара при дар-бу

прижги в затылочной ямке, при йер-бу — первый позвонок.

Если это не поможет и болезнь прорывается в сосуд жизни,

вызывая безумие, дай мускатный орех, костус,

смолу ватики, орлиное дерево и золу чеснока

с белой патокой — запить костным отваром;

еще дай отвар «сочных костей» с мускатным орехом.

Если не помогает, сделай состав из пяти-семи костей копчика12,

прижги шестой, седьмой, первый позвонки и точку «общая дверь»

на затылке.

При неудачном лечении ветер жизни повернется вспять;

будет спутанный пульс и одышка — [больной] умрет.

И наоборот, если память прояснится, пульс усилится,

моча станет прозрачной, увлажнится язык,

в ногах появится тепло, высохнут сопли, легко отойдет мокрота

и восстановится слух — [больной] выздоровеет.

При римс желчи дай отвар сверши и кумарчика,

или отвар кумарчика, колеуса, осота и хохлатки,

или миробалана хебула, колеуса, сверции и хохлатки.

Когда жар созреет, дай колеус, безоар и сандал в дозах,

соответствующих силе жара, и состав из «трех прохладных»,

бадана язычкового, сверции, ластовника, момордики кохинхинской,

борца разнолистного, пикроризы, адатоды и сахара.

При сильном жаре с пожелтением глаз и мочи

дай очистительный отвар из «трех плодов», ревеня и молочая дур-бйиа.

При леб-рган с носовым кровотечением дай порошок

сандала красного и эфедры с медвежьей желчью;

пятью трутами прижги точку между бровями13.

При кашле, коликах в груди, красной мокроте дай

порошок белого сандала, бамбуковой манны, шафрана и

шеллачного дерева с сахаром — запить отваром шеллака;

выпусти немного крови из легочного сосуда.

При коликах в голове прижги сосуды челюсти

и открой лобные, чтобы вышли испарения крови;

дай мускус с нардом, золой полыни Гмелина, можжевельником шуг-па,

миробаланом хебула и горечавкой холодной;

прижги точку большого родничка.

И наконец, если [болезнь] проложила дорогу через желудок,

сделай очищение.

Давай мускатный орех, ферулу и кардамон средний,

запить вином из патоки. Назначь мясной бульон и

мягкое вино, иначе погасишь огонь желудка, нарушишь

пищеварение, появится пустая рвота, и больной умрет.

Но если все вышеописанные признаки [от лечения] проходят,

больной выздоровеет.

При римс слизи дай отвар «Девясил высокий-4»,

отвар кумарчика, адатоды, имбиря, сыти и

гипекоума. Этот отвар заставит [римс] созреть.

Назначь голодание и кипяток по утрам и вечерам.

После созревания дай «шесть хороших», «три плода»,

меконопсис цельнолистный, колеус с сахаром.

Для хорошего потовыделения дай сгущенный теплый

отвар «трех плодов», сверции и бадана язычкового.

Если очищение идет плохо, жар не прерывается — дай слабительное.

При закрытом [жаре] римс паленые рога и кости белой козы

смешай с жиром от шерсти и обмажь все тело,

а внутрь дай «Царя камфору с советниками-3» — начнется потение.

 

При бреде прижги точку затылка на границе волос,

а при рвоте прижги [точку] первого позвонка.

При немом [жаре] римс дай «Царя камфору с советниками-3»

с мускатным орехом,

прижги [точки] на подошвах и больших пальцах,

затем пусти кровь из сосуда под языком.

Если болезнь пробила путь через почки,

теплым сгущенным отваром якорцев, перца длинного

и патоки подави ветер почек, иначе ослабишь почки

и тепло в ногах, вызовешь одышку и насморк.

Если пропадет пульс души, больной умрет,

а если признаки будут проходить от лечения — выздоровеет.

Римс сочетаний всех доша имеет общее и особое лечение.

В общем лечении три [этапа]: заставить созреть, успокоить и вылечить.

О том, как заставить созреть. Поскольку [этот римс],

попадая в прозрачный сок, подавляет огонь желудка и закупоривает сосуды,

надо назначить голодание, кипяченую воду по утрам

и вечерам, горячую рисовую или мучную похлебку с приправами,

теплый отвар гедихиума, кумарчика и гипекоума

с сытью; отвар тиноспоры, сыти, осота и имбиря.

Если усилены слизь и ветер, дай отвар «Девясил высокий-4»;

если кровь и желчь — отвар «трех плодов».

В пище и поведении избегать «жара» и «холода»,

придерживаться «теплого» и «мягкого».

Признаки созревания: появляется пот, проходит озноб.

После этого переходи к успокаивающему лечению.

Здесь различают болезнь свежую и застарелую.

Если болезнь свежая, лечат двояко: с учетом

сил доша и с учетом сил жара.

Доша три: ветер, слизь и желчь.

Сначала успокой тот из них, который стал сильнее;

а если они усилены в одинаковой степени, лечи

в последовательности: слизь, желчь и ветер.

Для ветра дай отвар тиноспоры, для желчи — отвар

миробалана хебула, для слизи — отвар перца длинного,

при одинаковом усилении — отвар «трех плодов».

Назначь диету, режим, лекарства и процедуры,

являющиеся врагами этих доша.

О лечении с учетом силы жара.

Жар в зависимости от местности, сезона, возраста,

типа конституции больного, питания и режима бывает сильным или слабым.

При сильном жаре нельзя ждать его созревания.

Назначь на один день голодание и дай свежее мясо.

Наутро вызови рвоту отваром люффы.

Через день дай слабительное из молочая дур-бйид с пикроризой.

Очистив таким образом слизь и желчь из желудка,

дай «Камфору-3», «Камфору-5», «Камфору-7» или «Драгоценный

аркан» в зависимости от состояния сил тела и силы жара.

Время от времени после лекарств делай очищение путей выхода жара14;

если усилен жар полых — очищай сладкими лекарствами15;

при коликах в груди и красно-желтой мокроте пусти кровь

из соответствующих мест,

причем надо выпустить не столько кровь, сколько испарения жара.

При слабом жаре дай охлажденный отвар малины,

барбариса, козельца, тиноспоры, сосны, сыти и

«трех плодов», потом дай «восемь главных» с сытью,

гипекоумом, ластовником, козельцом и осотом.

Через месяц жар римс превращается в застарелый.

Давай почаще отвар тиноспоры, перца длинного и

«трех плодов», затем назначь «Камфору-25».

Время от времени вытягивай пот, а при желтизне мочи и глаз —

давай очистители.

При задержке кала, мочи и газов помогают малина,

якорцы и старая патока, сваренные в молоке.

При бледности и истощении, но при хорошем аппетите,

что бывает от рассеивания жара наружу, помогает «водный кнур».

Если сосуды стягиваются, немеют и тяжелеют,

выпусти немного крови из них.

При болях в середине суставов и костей и опухании назначь ванны.

Если после римс будет отек сосуда носа, пусти кровь из ближнего [сосуда],

закапай лекарство из шафрана, свежего масла и сахара;

смажь мумие, остролодочником и пикроризой с мочой.

При колющих болях ставь компресс из полыни холодной.

При слабости и жаре в нижней части тела сделай клизму нируху.

При истощении сил и недостатке тепла в нижней части тела

сделай клизму жамци.

При слабости от глубинного жара, который наружу

не выходит, и при усилении ветра используй

масляное лекарство из сверши с медом.

 

В целом жар затрагивает все доша и силы тела,

поэтому могут быть проявления разных болезней,

которые надо лечить в сочетании с жаром вообще.

Наконец, на стадии между жаром и холодом надо поддерживать силы тела.

Поскольку римс этот поражает все доша, он

не имеет четкой [картины] и лекари часто ошибаются.

Надо проводить тщательное обследование перед тем,

как снимать ограничения в пище,

чтобы сходные явления не ввели в заблуждение.

О лечении частных видов римс [сочетаний] всех доша.

При продолжительном римс давай отвар

козельца, ластовника и пикроризы.

Если усилена слизь и у больного рвота, отрыжка,

отвращение к пище, дай рвотное из рандии

и морской соли — оно выведет избыток слизи.

Если [римс] попал в желчный пузырь и появилась

желтизна глаз и мочи, сделай очищение слабительным

из молочая дур-бйид, винограда и отвара «Индра-4».

Если черви возбудились и вызвали колики желудка,

убей их пилюлями из семекарпуса с патокой.

При постоянном римс давай порошок из пикроризы,

козельца, сыти и пижмы. Пусти кровь из

сосуда пораженного органа или части тела.

При однодневном римс давай состав из сыти, козельца,

«трех плодов», азадирахты, ластовника и винограда.

Усиленно вытягивай пот и применяй «водный кнут».

 

При трехдневном римс давай отвар из гедихиума, сандала белого, сверции и тиноспоры; десятикомпонентный порошок из эльсгольции, смолы салового дерева, куркумы культурной, барбариса, мумие, ластовника, борца разнолистного и «трех плодов» с медом.

 

При четырехдневном римс давай трехсложный отвар из тиноспоры, сыти, эмблики; сделай втирание из тиноспоры и мумие, побрызгай водой, настоянной на полыни холодной; поставь клизму жамци из молока с костусом и миробаланом хебула; прижги суставы, которые сильно болят.

 

Если римс попал в мозг, дай носовой очиститель,

поставь компресс из горячей воды или катышков кабарги,

потом сделай очищение сосудов и дай масло «пяти корней» и «трех плодов».

Всем давай состав из козельца, ветиверии, солодки,

сыти и миробалана хебула в форме отваров или порошка.

Если при лечении этих римс жар не проходит,

пусти несколько раз кровь из сосудов на руках.

При однодневном римс пускать кровь нельзя.

А при остальных четырех [видах римс сочетаний всех доша]

открывай соответствующие сосуды16 и выгоняй жар.

При всех этих римс кровопускание необходимо на границе

между жаром и холодом.

Лечение гнйан-римс бывает общим и частным.

В общем печении первое — это закрыть дорогу в сосуды;

второе — убить [болезнь] при помощи ее врагов;

третье — вытащить ее «труп»; четвертое — убрать остатки.

Первое — о том, как закрыть сосуды, по которым болезнь может убежать.

Дай внутрь желчь человека и медведя, мускус,

бореи разнолистный, хохлатку гу-друй, мумие, «Лекарство дхармы»

и куркуму культурную с мочой восьмилетнего мальчика.

Чередовать этот состав с составом, доводящим жар до созревания, —

и болезнь утихнет.

Прижги четыре-пять раз точки «общая дверь», большого родничка,

шестого и тринадцатого позвонков и точку

на пульсирующем сосуде на внутренней стороне лодыжки.

Так окончательно закроешь дорогу болезни в сосуды.

О врагах [болезни]. Дай несколько раз пилюли величиной с горох,

сделанные из борца синего, борца разнолистного,

остролодочника, миробалана хебула и «великого мяса»,

взятых в дозах, возрастающих к концу списка.

Если тело нальется тяжестью, проступит обильный

жаркий пот — значит, болезнь убита.

«Труп» болезни выкинь «Очистителем колик»;

если не помогает, повтори. Если опять не поможет —

больной умрет от истощения ветра жизни.

Когда будет сильный понос желтым — «труп» вышел.

Но при болезни желчи, когда желтеют глаза, надо

прочищать до тех пор, пока не побелеют белки глаз.

Остатки болезни удали четырехкратным назначением порошка

безоара, шафрана, ластовника, пикроризы,

сверции, луба барбариса, борца разнолистного,

горечавки крупнолистной, смолы ватики, ревеня

 

и цветов ивы — запить водой. Даже при жаре

воздержись от камфоры, а то заденешь ветер жизни.

Пока гнйан не убит кровопусканием, запрети

сладкое и молочное; назначь похлебки из риса или жареной муки

и воду, разбавленную молоком.

Частное лечение зависит от места, куда попал римс.

Если он попал в голову, дай медвежью желчь, мрамор,

безоар, череду и борец разнолистный с сахаром;

прижги точки большого родничка, «обшей двери» и челюсти.

Если идет кровь из носа, дай шафран, медвежью желчь,

золу эфедры, горец сибирский, астрагал, горечавку

крупнолистную и желтые лишайники, добавив сахар.

Если римс попал в легкие, дай сандал белый, шафран,

бамбуковую манну, луб барбариса, солодку и борец

разнолистный с сахаром; пусти кровь из «шестиголового»

и А-со; если в почки — дай мускус, шафран, кардамон настоящий,

луб барбариса, мумие, мальву, миробалан хебула

и можжевельник шуг-цхер; прижги четырнадцатый позвонок

и «черные» сосуды почек;

если в желудок — печение будет общее и частное.

В общем печении всех римс, попавших в желудок,

хвалят золу кабаньего кала с медвежьей желчью и

смесь мускуса, ластовника, марены, медвежьей желчи,

бадана язычкового, борца разнолистного и луба барбариса.

Сильный гнйан убей и потом удали очистителем.

Возьми кал кабана, астрагал, пикроризу и горечавку крупноцветковую

по одной горсти и сожги отдельно. Золу размешай,

как глину, на моче желто-красной коровы, высуши

и дай с сахаром. Она хороша при жарах всех римс,

а на римс [сочетаний] всех доша, римс с бредом — тре-тре-хос

или на гнйан-римс, попавший в желудок, действует как эликсир.

Если ветер займет место желчи, дай отвар

красной соли и мускатного ореха с паточным вином.

Хвалят «черную камфору» с вином. При отрыжке,

рвоте и плохом пищеварении из-за ма-жу

дай отвар «Каменная соль-4» и слабительный отвар

из миробалана хебула, ревеня, перца длинного и момордики кохинхинской.

Если римс попал в тонкие кишки, дай слабительное,

а потом средство лечения в виде порошка

из костей человека, убитого молнией, мускуса,

хохлатки гу-друй, «Лекарства дхармы», борца разнолистного,

ревеня чху-рза и мочи.

Пока жар не созрел, он похож на весть [о госте];

когда созреет и распространится, он станет как надоевший [гость].

Удаление остатков жара похоже на прощание.

Для полного избавления от болезни необходимо

сочетать общее печение жара с лечением разрозненных

дополнительных болезней.

 

«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.

Тантра наставлении. Завершилась глава двадцать третья «Лечение жара римс»

 

Примечание:

1 Согласно пророчеству, учение Будды Шакьямуни будет распространено на земле в течение пяти тысяч лет, разделенных на десять «пятисотлетий».

2 Считается грешным клясться «тремя драгоценностями», божествами и демонами, напускать порчу при помощи средств вредоносной магии зор-кха.

3 В «Вайдурья-онбо» говорится о «запахе болезней».

4 Суть болезни римс — усиление огня желчи. Риме — букв, «последовательно», «поочередно, один за другим». Термин римс имеет два значения: 1) собирательное название всех пяти типов болезней, описанных в разделе «Лечение жара»; 2) название первой из пяти болезней.

5 Термин бал употребляется только при внутренней классификации заразных болезней как синоним римс.

6 В этот период болезни жар и холод смешаны и идет процесс их разделения, который сравнивается с отстаиванием мутной жидкости.

7 От начала болезни до ее кризиса через каждые три дня в процесс втягивается поочередно одна из семи сил тела. Число «18» указано без учета первых трех дней, когда болезнь находится в «прозрачном соке» пиши.

8 Место, которое стремится захватить болезнь, — это сосуд жизни.

9 Дать больному патоку, шо и костный отвар и посмотреть, успокоится от этого состава ветер или нет.

10 При сильном жаре необходимо увеличить дозу горечавки крупнолистной, при слабом — золы чеснока.

11 Слабительные отвары — отвар ревеня, миробалана хебула сорта «короткоклювый», алтея, солодки, морской соли и перца длинного, либо отвар ревеня, молочая дур-бйид и миробалана хебула.

12 Пять или семь костей копчика следует отварить в вине и добавить к отвару камфору с бамбуковой манной.

13 Возможен перевод: «пять раз прижги точку между бровями».

14 Очищают «пути выхода жара» потогонными средствами.

15 Рекомендуются виноград и молочай дур-бйид.

16 При продолжительном римс выпускать кровь из сосуда желчи «длинный край», при постоянном римс — из ру-тхунг, при трехдневном римс — из почечного сосуда «сидящий на икре».

 

Date: 2015-06-05; view: 456; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию