Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Теоретические основы предпринимательских рисков





4.1. Финансовая микросреда предпринимательства

Финансовая среда предпринимательства представляет совокуп­ность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предпри­ятия и влияющих на возможности финансового менеджмента разме­щать денежные средства и получать доходы.

Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды.

Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосред­ственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посред­ники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории.

Макросреда представлена более широким окружением, оказыва­ющим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природ­ный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Охарактеризуем субъектов, составляющих микросреду предпри­нимательства.

Поставщиками являются юридические и физические лица, обес­печивающие предприятие и его конкурентов производственными за­пасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных про­изводственных запасов, их неритмичность, любые негативные собы­тия на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия.

Посредниками являются организации, помогающие предприя­тию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получа­емых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организа­ции товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные.

Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимость существования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечивают удоб­ные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель. Удобство расположения созда­ется дилерами за счет накопления запасов готовой продукции в ме­стах нахождения самих покупателей. Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спрос на нее осо­бенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и про­дажи. Удобство приобретения готовой продукции заключается в про­даже товара с одновременной передачей права пользования им.

Вместе с тем выбор и организация работы с торговыми посредни­ками являются для финансового менеджера отнюдь непростой зада­чей. Посреднические организации в настоящее время обладают доста­точной мощью и в состоянии диктовать свои условия производителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции. Тем не менее в цепочке взаимоотношений производитель — торго­вый посредник первичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы материального производства по сравнению со сферой распределения.

Посредники по организации товародвижения помогают произво­дителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест на­значения. К ним относятся складские и транспортные организации.

Складские организации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее продвижения. Транспортные органи­зации перемещают запасы готовой продукции в места назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор более экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продук­ции, а также учет таких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки.

Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, реклам­ные агентства. Основное назначение таких посредников — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и боль­шим извлечением дохода. Пользование их услугами является для про­изводителя менее распространенным явлением.

К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобре­тению производственных запасов и сбыту собственной готовой продук­ции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связан­ного с покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощью финансово-кредитных посредников при финан­совом обеспечении сделок. Существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовые кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников.

Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государ­ственных учреждений и международного рынка.

Покупатели потребительского рынка — физические лица, при­обретающие товары или услуги в целях личного потребления.

Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.

Покупатели рынка промежуточных продавцов — физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последу­ющей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере об­ращения.

Покупатели — государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для исполь­зования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворитель­ности.

Покупатели международного рынка находятся за пределами стра­ны производства товаров или услуг.

Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-ро­довые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты.

Желания-конкуренты — это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка авто­машины или мотоцикла и т.д.

Товарно-родовые конкуренты — это основные способы удовле­творения желания выбранной ранее покупки, например определен­ного типа мотоцикла.

Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупате­ля, например разноцилиндровые виды мотоциклов.

Марки-конкуренты — это товары разных производителей, спо­собные удовлетворить окончательно определившееся желание поку­пателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами.

Понимание того, как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджеру выявление возможных конкурен­тов, мешающих предприятию продавать больше своей продукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием.

Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий.

Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может ока­зать влияние на его способность извлекать доход от реализации го­товой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности.

По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благо­творными, искомыми и нежелательными.

Благотворные аудитории — это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры).

Искомые аудитории — это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов).

Нежелательные аудитории — это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено счи­таться с ним, если он проявляется (например, общества потребите­лей, налоговые органы и т.д.).

По содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств информации, группы государственных учреждений, гражданские группы действий, местные груп­пы, широкую публику, внутренние группы.

Финансовыми кругами называются те контактные аудитории, ко­торые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. К этой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акцио­неры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов на вопро­сы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам пре­доставляются доказательства финансовой устойчивости и у них фор­мируется благоприятный образ предприятия.

Контактные аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый ме­неджер заинтересован в создании благоприятного образа предприя­тия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей, допустим, о благотворитель­ной деятельности.

При отношении к контактным аудиториям государственных учре­ждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав по­купателей, безопасности производства и готовой продукции, прав­дивых сведений в рекламе и т.д.

К контактным аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту.

Местными контактными аудиториями являются окрестные жи­тели и их общинные организации. Из-за близости своего прожива­ния они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (хими­ческим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринима­тельским риском.

Для взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразно иметь ответственного за связи с общи­ной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнитель­ной власти.

Широкая публика обычно не выступает по отношению к пред­приятию в качестве организованной силы, но от того, как она вос­принимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внима­тельно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благо­приятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобро­совестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения пре­тензий покупателей и т.д.

К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также доброволь­ные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служа­щие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюл­летени, чтобы своевременно информировать собственных работни­ков об актуальных проблемах производства.

4.2. Финансовая макросреда предпринимательства

Характеристика финансовой макросреды предпринимательства включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Воздействие природного фактора на среду предпринимательства характеризуется определенным дефицитом некоторых видов сырья, тенденцией к удорожанию энергоносителей, ростом загрязнения ок­ружающей среды, вмешательством государства в процесс использо­вания и воспроизводства природных ресурсов.

Проблема истощения невозобновляемых природных ресурсов (нефти, газа, угля), дефицита золота, платины, серебра, урана, олова, свинца и некоторых других металлов вынуждает при разработке ин­вестиционных проектов искать им замену. Нарастают проблемы эко­логического плана, связанные с использованием возобновляемых природных ресурсов (продовольствия и леса). Истощение запасов нефти ведет к удорожанию ее стоимости. В настоящее время повышается интерес к поиску альтернативных источников энергии (солнечной, ядерной, ветровой и т.д.).

Появляются проблемы удаления отходов химических и ядерных производств, опасного содержания уровня ртути в водах морей, уве­личения озоновых дыр в атмосфере Земли и засорении окружающей среды материалами, не поддающимися биохимическому разложению.

В связи с появлением этих тенденций финансовый менеджер должен иметь в виду, что государство будет решительно вмешиваться в процесс использования природных ресурсов, поэтому для того, что­бы получать необходимые для предприятия природные ресурсы, сле­дует избегать загрязнения окружающей среды.

Воздействие технического фактора на среду предпринимательства проявляется в ускорении научно-технического прогресса, возможно­стях новых технологий, росте ассигнований на НИОКР, внедрении небольших усовершенствований в готовую продукцию, ужесточении государственного контроля за качеством и безопасностью товаров.

Возможности новых технологий могут коренным образом преоб­разовать производственные процессы, а также готовую продукцию (например, создание оборудования для опреснения морской воды, электромобилей, робототехники).

Абсолютная величина ассигнований на НИОКР возрастает во многих развитых странах в следующем порядке по отраслям промыш­ленности: ракетно-космическая, авиационная, электротехническая, средств связи, химическая, машиностроительная, металлообрабаты­вающая, автомобильно-транспортная.

Повышается внимание к внедрению небольших усовершенствова­ний в готовую продукцию. Многие предприятия вместо того, чтобы рисковать с инновациями, предпочитают усовершенствование суще­ствующих товаров.

Ужесточение государственного контроля за качеством и безопас­ностью товаров отражает растущие требования к этим параметрам со стороны покупателей, а также настоятельную необходимость избе­жания аварий и техногенных катастроф.

Учет финансовым менеджером основных тенденций воздействия технических факторов макросреды на предпринимательскую деятель­ность позволит ему в большей мере соответствовать современным требованиям хозяйственной деятельности.

Воздействие политического фактора макросреды на предприни­мательскую деятельность проявляется в увеличении числа законода­тельных актов, регулирующих эту деятельность, повышении требова­ний государственных учреждений, следящих за соблюдением законов.

Увеличение числа законодательных актов необходимо, чтобы защитить предприятия от недобросовестной конкуренции и предот­вратить возможности сговора на рынках сбыта готовой продукции, защитить потребителей от недобросовестных производителей.

В связи с этими тенденциями финансовому менеджеру необхо­димо внимательно следить за изменением законодательства при раз­мещении (инвестировании) средств предприятия.

Величина доходов конкретного предприятия во многом опре­деляется уровнем покупательной способности населения, который зависит от текущих доходов, сбережений населения, цен на готовую продукцию, от доступности кредита, а в более широком смысле — от экономических спадов, финансовых кризисов, наличия безрабо­тицы. Финансовый менеджер должен знать, как распределяются до­ходы по отдельным категориям населения с учетом географических различий в их структуре.

Воздействие демографического фактора на предпринимательскую деятельность проявляется в резком увеличении рождаемости за счет развивающихся стран, снижении рождаемости и старении населения промышленно развитых стран, повышении образовательного уровня и росте числа служащих.

Воздействие культурного фактора макросреды характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличием субкультур в рамках единой куль­туры.

Учет финансовым менеджером всех составляющих микро- и макро­среды предпринимательства является необходимым условием успеш­ной деятельности по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов (прибыли) для предприятия.

4.3. Теории предпринимательских рисков

В экономической науке можно выделить две основные теории предпринимательских рисков: классическую и неоклассическую.

Создание классической теории предпринимательских рисков свя­зано с такими экономистами, как Милль, Сениор, Найт и др. Они выделяли в структуре предпринимательского дохода две составляю­щие:

1) процент как долю на вложенный капитал (или заработную
плату капиталиста);

2) плату за риск как возмещение возможного риска в предпри­нимательской деятельности.

Экономический риск можно рассматривать либо как возмеще­ние возможного дохода вследствие принятого решения, либо как по­лучение убытков (наступления неблагоприятных последствий) вслед­ствие реализации неудачного решения. Экономисты классического направления понимали экономический риск только как возможный ущерб вследствие экономического действия. С математической точки зрения риск в данной теории есть не что иное, как математическое ожидание потерь. Именно ориентация экономистов данной школы на одностороннее понимание экономического риска вызывала кри­тику ее положений и явилась причиной создания иной теории пред­принимательских рисков, получившей название неоклассической. Ее разработка связана с именами экономистов Маршалла, Пигу, а также экономистов скандинавской школы (Магнуссен и др.).

Основные положения неоклассической теории экономических рисков сводятся к следующему. Предприятие, работающее в условиях неопределенности с прибылью как случайно-переменной величиной, должно руководствоваться двумя положениями:

1) размерами ожидаемой прибыли;

2) величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожидае­мой величины).

Поведение предпринимателя в таких условиях определяется пре­дельной полезностью, т.е. он должен выбрать тот вариант инвести­рования средств, в котором колебания прибыли будут меньшими. Из неоклассической теории риска следует, что верная прибыль всегда будет иметь большую полезность, чем прибыль ожидаемого размера, связанная с возможными колебаниями. На этом основании Маршалл сделал вывод о том, что предпринимательский риск в целом непри­емлем.

В настоящее время в чистом виде эти экономические теории не существуют, поскольку претерпели определенную трансформацию. Общераспространенной теорией экономического риска сейчас явля­ется неоклассическая с теми дополнениями, которые внес известный экономист Дж. Кейнс. Он впервые дал подробную классификацию предпринимательских рисков, дополнив неоклассическую теорию фактором удовольствия. Основным недостатком предыдущей нео­классической теории Кейнс считал недооценку склонности к азарту, часто встречающейся в практике предпринимателей. По его мнению, ради большей прибыли предприниматель, как правило, идет на боль­ший риск.

В настоящее время дисциплина предпринимательских рисков занимает виднейшее место в зарубежной литературе. Только в англо­язычных странах выходит десяток специализированных журналов, посвященных проблемам исследования экономического риска. Существует Международный институт исследования проблем риска в г. Торонто (Канада). Риск исследуется применительно к управлен­ческой и коммерческой областям деятельности, для биржевых и ва­лютных операций.

Особое изучение проблем экономического риска связано с полу­чением дохода (прибыли). Ученые из Скандинавии и Германии доби­лись успеха в этом направлении.

В зарубежной экономической литературе по этим вопросам наи­более сложной и актуальной считается проблема оптимального вари­анта инвестирования средств. Предприниматель в этом случае стал­кивается с различными видами неопределенностей. В суммарном виде они образуют критическую неопределенность, при которой и возни­кает элемент риска. Тогда перед предпринимателем возникает слож­ная задача — определить степень риска по уровню допустимости, учитывая конъюнктуру рынка и другие факторы.

Отношение к изучению проблем экономического риска в нашей стране было противоречивым. В 20-е годы законодательно оформи­лось такое понятие, как нормальный производственно-хозяйствен­ный риск. Однако в последующем, со становлением системы строго централизованного планирования и управления, такое изучение было объявлено ненужным. Тем не менее опыт развития других стран, в частности Китая, показал, что в категории экономического риска практически нет места идеологизации этого понятия.

Негативные последствия многих отечественных экономических решений, неумение количественно и качественно оценить степень экономических рисков постепенно привели к пониманию, что ис­следование этой дисциплины является настоятельной необходимо­стью. В конце 70-х — начале 80-х годов XX века в нашей стране стало распространенным понятие технологического риска, что подготовило изучение вопросов риска экономического. Однако отставание в этой области ощущается до сих пор. Можно выделить немногочисленные работы, посвященные решению финансовых задач в условиях рис­ков (С. Кошеленко, В. Чернов), страхованию рисков (Д. Назаров), рисковому или венчурному капиталу (В. Лебедева, А. Стерлин и др.), значению риска в инновационной деятельности (А. Зайченко, А. Пригожин), соотношению риска и управления (С. Макаров). Вместе с тем интерес к изучению данной дисциплины постепенно нарастает, что вызвано объективной необходимостью развития рыночных отноше­ний в стране.

4.4. Сущность и функции предпринимательских рисков

До сих пор не сложилось однозначного толкования сущности предпринимательских рисков даже в зарубежной экономической литературе из-за сложности самого понятия, использования его для обозначения других экономических понятий, недостаточного теоре­тического изучения этого явления в отечественной экономике, игно­рирования его в российском хозяйственном законодательстве.

В общем виде можно выделить два основных определения сущ­ности экономического риска. Первое состоит в том, что риск рас­сматривается в виде возможного ущерба (финансовых, материаль­ных и иных потерь) от реализации принятого решения. Второе — в том, что риск рассматривается с точки зрения возможной удачи, получения дохода или прибыли от реализации решения. В целом эти определения базируются на классической и неоклассической теории рисков.

Необходимо различать более широкое понятие общего риска и частное понятие экономического (предпринимательского) риска. Экономический риск проявляется при принятии хозяйственных ре­шений в условиях неопределенности и представляет совокупность экономических, политических, экологических, моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления этого решения.

Для раскрытия содержания экономического риска обычно ис­пользуют термины «ситуация риска» и «осознание риска». Каждый индивидуум в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с ситуациями, которые не имеют однозначного решения. Неопреде­ленная ситуация требует выбора нескольких решений, имеющих различную вероятность осуществления. Таким образом, необходи­мость принятия одного из нескольких решений в неопределенной обстановке обозначается понятием «ситуация риска». Если индиви­дуум при этом понимает, что он столкнулся с ситуацией риска, то факт такого понимания обозначает понятие осознания риска. Осоз­нание подобной ситуации позволяет разрешить неопределенность путем принятия одного из вариантов решений.

Понятие экономического риска включает не только наличие рис­ковой ситуации и ее осознание, но и принятие решения на основе количественного и качественного анализа риска. Таким образом, сущность предпринимательского риска предполагает принятие ре­шений, отвечающих критериям оценки риска.

По нашему мнению, наиболее удачным определением предпри­нимательского риска является его трактовка как деятельности субъек­тов хозяйственной жизни, связанной с преодолением неопределен­ности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результа­та, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых аль­тернативах1.

Как и любая экономическая категория, предпринимательские риски выражают свою сущность в функциях. Наиболее общеприня­тыми считаются две функции: регулирующая и защитная.

Регулирующая функция рисков имеет два аспекта — негативный и позитивный. Негативный аспект состоит в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к волюнтариз­му, крайним проявлением которого является авантюризм. Эта разно­видность риска объективно содержит значительную вероятность не­возможности достижения цели при реализации решения. Действие негативного аспекта регулирующей функции риска выступает в ка­честве дестабилизирующего фактора в хозяйственной практике.

Позитивный аспект данной функции риска выполняет роль свое­образного катализатора при принятии экономических решений. Практически этот аспект проявляется в деятельности инновацион­ных банков, инвестиционных фондов, особенно венчурных (риско­вых) фирм классического западного типа.

Защитная функция риска также имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Первый аспект объективно связан с тем, что для страхования рисков отдельные индивидуумы и хозяйственные организации вынуждены создавать средства защиты от негативных явлений, стихийных бедствий и т.д. в форме страхо­вых (резервных) фондов, фондов риска, финансовых резервов пред­приятий.

Основное содержание социально-правового аспекта защитной функции риска состоит в необходимости обеспечения права на хо­зяйственный риск и закрепления его в законодательном порядке как категории правомерности экономического риска. Такая категория права предусмотрена в хозяйственном законодательстве большинства зарубежных стран и регламентирует экономические гарантии, исклю­чающие в случае неуспеха наказание работника, пошедшего на обо­снованный риск. Эти гарантии вообще рассматриваются как необхо­димое условие для предпринимателя на обоснованный риск. В рос­сийском законодательстве понятие правомерности экономического риска и необходимые в этом случае гарантии пока отсутствуют, что сдерживает применение обоснованных рисковых решений в хозяй­ственной практике, а также размывает границы ответственности за последствия решений, принятых в результате бесхозяйственности и некомпетентности руководителей.

 

 

Альгин А. Грани экономического риска.— М.: Мысль, 1991.

4.5. Виды предпринимательских рисков

Впервые классификация предпринимательских рисков представ­лена в трудах Дж. Кейнса. По его мнению, стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом обо­рудования, изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф, которые он называл издержками риска, необходимыми для компенсации отклонений фак­тической выручки товара от ожидаемой величины.

Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков.

Прежде всего, это риск предпринимателя или заемщика. Этот вид риска возникает только тогда, когда в оборот направляются соб­ственные деньги и предприниматель сомневается, удастся ли ему дей­ствительно получить ту выгоду, на которую он рассчитывает.

Второй вид предпринимательского риска — риск кредитора. Он встречается там, где практикуются кредитные операции, и связан с сомнением в обоснованности оказанного доверия в случае преднамеренного банкротства или попыток должника уклониться от вы­полнения собственных обязательств. Сомнение может вызывать так­же достаточность обеспечения ссуды в случае невольного банкрот­ства заемщика, когда расчеты на получение предполагаемого дохода не оправдываются.

Третий вид предпринимательского риска — риск инфляции. Он связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы и позволяет сделать вывод о том, что денежный заем всегда менее надежен, чем реальное имущество. Кроме того, инфляция отрица­тельно отражается на инвестировании средств (особенно в долгосроч­ной перспективе) и ставит должников в привилегированное положе­ние по сравнению с кредиторами.

По мнению Дж. Кейнса, все эти виды предпринимательских рисков требуют предварительной количественной и качественной оценки.

При определении основных понятий в области классификации предпринимательских рисков различают собственно предпринима­тельские риски и систему предпринимательских рисков. Последнее понятие гораздо шире: помимо собственно предпринимательских рис­ков рассматриваются вопросы менеджмента рисками, страхования предпринимательских рисков, распределения риска по субъектам, из­менения рисковых условий и др.

Собственно предпринимательские риски делятся на риски на на­циональном уровне (в пределах экономики одной страны) и на меж­дународные риски (затрагивающие экономику разных стран).

Риски на национальном уровне включают:

• риски на макроэкономическом уровне, охватывающие эконо­мику в целом;

• риски на микроэкономическом уровне, затрагивающие отдель­ные предприятия-производители, учреждения, организации или физи­ческие лица.

Остановимся сначала на характеристике экономических рисков макроэкономического уровня.

Среди таких рисков можно выделить общегосударственный и ло­кальный риски. Субъектами общегосударственного риска выступают высшие органы государственной власти. Понятие локального риска связано с осуществлением более частных, специфических задач и про­является на отраслевом или на региональном уровнях управления хозяйством.

В целом общегосударственный риск возникает при разработке стратегии развития экономики, принятии концепции преобразований, выборе и реализации различных вариантов и приоритетов в развитии страны. Определение приоритетных направлений является главным и в настоящее время, поскольку при переходе от строго централизованной системы управления к развитию рыночного хозяйства выбор приоритетов и очередности решения задач становится жизненно важным делом в масштабах страны.

Риски классифицируют по субъектам, видам и проявлениям. Субъектом риска называется юридическое или физическое лицо, на­ходящееся в ситуации риска и осознающее это. Обычно выделяют три субъекта предпринимательских рисков:

1) предприятия-производители;

2) физические лица (отдельные индивидуумы, получатели до­хода);

3) прочие субъекты (организации непроизводственной сферы дея­тельности, включая правительственные органы).

Видом предпринимательского риска называется группировка ситуаций, близких по осознанию риска и поведению в рисковых ситу­ациях. В современной экономической литературе отмечаются суще­ственные разногласия по вопросу о числе видов риска. В некоторых классификациях приводится до десяти — тринадцати различных видов предпринимательских рисков1. При всем разнообразии подходов к клас­сификации рисков можно выделить несколько основных его видов:

• производственные (чистые);

• инвестиционные и инновационные;

• финансовые;

• товарные;

• комплексные;

• банковские.

Последний вид рисков выделяют в отдельную позицию в силу важности и специфичности, отдельных его проявлений, однако иногда исследуют в числе финансовых рисков.

Под проявлением предпринимательского риска понимается со­четание отдельного субъекта с отдельным видом риска. Проявление риска является более частным понятием вида риска, так как по од­ному и тому же виду риска может быть несколько проявлений, конкретизирующих его.

Кроме того, по одному и тому же виду риска для разных субъектов будут существовать различные проявления пред­принимательских рисков.

Выделим основные проявления рисков по видам для важнейших субъектов — предприятий-производителей.

Среди производственных рисков основными проявлениями яв­ляются риски остановки производства и неритмичности работы пред­приятия, а также стихийных бедствий, катастроф и аварий (наводне­ний, землетрясений, пожаров т.д.). Производственные риски в свою очередь делятся на риски в сфере промышленного производства и в прочих сферах (главным образом в сфере сельскохозяйственного про­изводства).

Инвестиционные риски для предприятий-производителей про­являются в основном на стадиях подготовки проекта и его реали­зации.

Основным проявлением финансовых рисков для предприятий-производителей является угроза банкротства. К этому виду рисков относят финансовые риски неполучения дохода и риски по операци­ям с ценными бумагами.

Товарные риски для предприятий-производителей проявляются главным образом в рисках дефицита товара и отсутствия спроса на него.

Основным проявлением комплексных рисков является риск ин­фляции.

Основными проявлениями банковских рисков выступают риски кредитные, процентные, ликвидности банка, по депозитным опера­циям и расчетам, а также банковским злоупотреблениям.

Разумеется, подобная классификация рисков по их видам и прояв­лениям условна, так как невозможно, например, установить четкие различия между инвестиционными и финансовыми рисками.

Основные проявления рисков у физических лиц:

• при производственных рисках — потеря трудоспособности;

• при финансовых рисках — невыполнение обязательств и опе­рации с ценными бумагами;

• при товарных рисках — безработица.

Основными проявлениями рисков для прочих юридических лиц являются финансовый валютный риск, товарный риск спроса на об­щественные услуги, комплексный риск реакции фирм и потребителей на правительственные мероприятия в экономической сфере и т.д.

 

Глава 5. Управление финансовыми рисками

5.1. Финансовое состояние предприятия и риск банкротства

Банкротство — сложная категория, которую следует рассматривать с различных сторон: юридической, организационной, финансо­вой и др. С 1 марта 1993 г. введен в действие Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятия», согласно которому под несостоятельностью (банкротством) предприя­тия понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств над имуществом или в связи с неудо­влетворительной структурой баланса. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если его обяза­тельства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступле­ния даты исполнения.

Причины возникновения банкротства делятся на объективные и субъективные.

Магнуссен Г. Производство в условиях риска.— Стокгольм, 1963.

 

Объективные причины связаны с общеэкономической ситуаци­ей в стране и практически неустранимы на уровне предприятия. Однако их необходимо учитывать при планировании и прогнозиро­вании финансовых результатов производственно-хозяйственной де­ятельности предприятия. Объективными причинами являются неста­бильная политическая и экономическая ситуация в стране, высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, замедление платежного обо­рота, несовершенство законодательной и нормативной базы, несо­вершенная налоговая и денежная политика государства, недостатки в работе финансово-кредитной системы страны, неблагоприятная рыночная конъюнктура и др.

Субъективные причины вытекают непосредственно из хозяй­ственной деятельности предприятия и являются следствием его не­удовлетворительной работы. К ним относятся неоправданно высо­кие затраты на производство и реализацию продукции, снижение качества продукции и ее невостребованность, длительный производ­ственный цикл, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, снижение объемов производства и продаж, рост внеш­ней задолженности другим предприятиям и бюджету, необоснован­ное увеличение дебиторской задолженности, низкий уровень планирования и прогнозирования, недостаточная квалификация сотруд­ников.

Как правило, банкротству предшествует полоса финансовых за­труднений и последующее ухудшение финансового состояния пред­приятия. В принципе, банкротство можно заранее спрогнозировать и принять необходимые меры для его предотвращения. Существует много методов прогнозирования финансового состояния предприя­тия с позиции его потенциального банкротства.

Одним из основных методов является оценка возможного банк­ротства путем финансового анализа конкретных параметров деятель­ности предприятия, отражающих реальное финансовое состояние и в «концентрированном виде» угрозу банкротства в будущем. Основу анализа составляет сравнение фактических показателей с плановыми или нормативными за определенный период времени и расчет воз­можных отклонений в динамике. Если в процессе анализа выявля­ется увеличение размера негативных отклонений, это сигнализирует об опасности банкротства.

Основным достоинством данного метода является возможность определения угрозы банкротства предприятия уже на ранней стадии ее возникновения и принятия своевременных мер по нейтрализации негативных явлений. Таким образом, метод имеет предупредитель­ный характер.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятель­ности (банкротстве) предприятий» установлена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатеже­способного предприятия. Признание предприятия неплатежеспособ­ным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не озна­чает признание его банкротом. Эти показатели имеют индикативный характер, показывая собственнику имущества неустойчивость его фи­нансового состояния.

Структура баланса предприятия признается неудовлетворитель­ной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного перио­да меньше 2;

2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1.

При неудовлетворительной структуре баланса для определения ближайших перспектив в финансовом состоянии предприятия рас­считывается коэффициент восстановления его платежеспособности (Квосст), определяемый как соотношение расчетного коэффициента текущей ликвидности тек.л.рас) к нормативному коэффициенту те­кущей ликвидности (Ктек.л.норм):

Квост= Ктек.л.рас: Ктек.л.норм (1)

Этот показатель является условно-расчетным и показывает воз­можности предприятия восстановить свою платежеспособность в те­чение шести месяцев. Алгоритм его расчета приводится в норматив­ных документах и заключается в следующем:

Квосст= [Ктек.л.к + 6: Т: (Ктек.л.к – Ктек.л.н)]: 2, (2)

 

где Ктек.л.к - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на

конец отчетного периода;

Ктек.л.н - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на

начало отчетного периода;

6 — период восстановления платежеспособности, мес;

Т — отчетный период, мес;

2 — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.

Если значение коэффициента восстановления меньше 1, то пред­приятие в ближайшие шесть месяцев не в состоянии восстановить платежеспособность. Если значение коэффициента восстановления больше 1, то для предприятия существует реальная возможность вос­становить свою платежеспособность. В этом случае принятие реше­ния о признании структуры баланса неудовлетворительной, а самого предприятия неплатежеспособным откладывается на срок до шести месяцев.

Если структура баланса является удовлетворительной, для про­верки финансовой устойчивости предприятия может применяться коэффициент утраты платежеспособности (Кутр) на срок три месяца, который рассчитывается следующим образом:

Кутр = [Ктек.л.к + 3: Т: (Ктек.л.к – Ктек.л.н)]: 2. (3)

Если коэффициент утраты платежеспособности больше 1, то в ближайшие три месяца предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность, если меньше 1, то предприя­тию угрожает потеря платежеспособности.

По итогам проведенных расчетов может быть принято одно из следующих решений:

1) о признании структуры баланса предприятия неудовлетвори­тельной, а предприятия неплатежеспособным;

2) о реальной возможности предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

3) о реальной возможности утраты предприятием своей платеже­способности.

Некоторые предприятия оказываются неплатежеспособными по причине задолженности государства перед ними. Под задолженно­стью государства понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной власти или субъекта Россий­ской Федерации по оплате заказа, размещенного на данном пред­приятии и являющегося для него обязательным к исполнению. В этом случае оценка текущей ликвидности предприятия основывается на предположении о своевременном погашении государством задол­женности предприятию и рассчитывается по следующей формуле:

Ктек.л = (ТА – ГЗ): (ТО – ГЗ- Z), (4)

где ТА — текущие активы;

ТО — текущие обязательства;

ГЗ — сумма государственной задолженности;

Z— сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием.

Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием определяется по формуле

n

Z = Σ pi x ti x Si : 100: 360, (5)

i=1

где

Рi объем государственной задолженности по i-му неисполненному

обязательству государства;

ti — период задолженности по i-му непогашенному обязательству

государства;

S. — годовая учетная ставка Банка России;

n — количество обязательств государства перед предприятием.

Таким образом, платежеспособность предприятия определяется по скорректированному коэффициенту текущей ликвидности. Не­платежеспособность предприятия будет зависеть от государственной задолженности, если значение скорректированного коэффициента те­кущей ликвидности не меньше 2. Неплатежеспособность предприятия не признается зависящей от государственной задолженности, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности меньше 2.

Приведенная методика оценки неплатежеспособности предпри­ятия является достаточно простой и доступной, так как все необхо­димые показатели содержатся в отчетности предприятия, расчеты осу­ществляются в короткие сроки, а результаты являются наглядными для всех групп пользователей. Однако она имеет ряд недостатков, которые существенно влияют на точность и качество производимых расчетов. Прежде всего, это одномоментный (разовый) характер ис­пользуемых показателей — на начало и на конец отчетного периода без учета их динамики в течение года. Этот недостаток присущ мно­гим финансовым коэффициентам. Другим недостатком является экстраполяционный характер коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности: при его расчете тенденции изменения показа­теля текущей ликвидности в отчетном периоде автоматически пере­носятся на будущий период, не учитывая возможности восстановле­ния платежеспособности. Более правильным было бы рассчитывать его на базе финансового прогноза деятельности предприятия на пред­стоящий период:

Квоссттек.л.прогноз : Ктек.л.норм (6)

По мнению многих аналитиков, установление критерия коэф­фициента текущей ликвидности, равным 2, является существенно за­вышенным, так как не учитывает реальной экономической ситуации в России и отраслевых особенностей деятельности предприятия.

Другим методом, позволяющим заблаговременно предотвратить ситуацию банкротства, является анализ финансовых потоков. В про­цессе анализа рассматриваются четыре группы показателей:

1) поступление средств;

2) величина расходов;

3) сальдо поступлений и расходов;

4) наличие средств на счете.

Если последний показатель в каком-либо периоде является от­рицательным (по прогнозу), это сигнализирует о возможном появле­нии долгов, что может привести к банкротству. Фактически это пер­вый признак банкротства.

Второй признак банкротства связан с нерациональным исполь­зованием заемных средств. Если их размер равен или меньше размера возвращенных заемных средств, то они фактически не исполь­зуются в обороте предприятия для производственно-хозяйственной деятельности. При этом плата за кредит уменьшает размер собствен­ных средств, что приводит к убыткам и банкротству.

В некоторых странах угроза несостоятельности предприятия на­ступает, если предприятие-должник в момент наступления срока пла­тежа не в состоянии его осуществить, так как имеет отрицательное сальдо полученных и исходящих выплат.

Метод анализа финансовых потоков имеет положительные и от­рицательные стороны. Достоинством его является простота и нагляд­ность расчетов. Однако предприятию сложно запланировать с опре­деленной точностью объемы и сроки предстоящих поступлений и выплат на длительную перспективу, особенно в случае непредвиден­ных отклонений от показателей финансовых планов и прогнозов.

Еще один метод, распространенный в экономически развитых странах, построен на системе критериев, по которым можно распоз­нать признаки надвигающегося банкротства и принять решения, поз­воляющие его избежать. В каждой стране существуют специально разработанные рекомендации, содержащие перечень таких показате­лей. Эти индикаторы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о ре­альных финансовых затруднениях, которые могут трансформировать­ся в банкротство предприятия в будущем, если не принять карди­нальные меры. К ним относятся:

• увеличивающиеся потери и убытки в производственно-хозяй­ственной деятельности предприятия;

• рост сверхнормативных и ненужных товарно-материальных цен­ностей и производственных запасов;

• значительный удельный вес физически и морально устаревше­го производственного оборудования;

• рост просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

• постоянные нарушения договорных обязательств и платежной дисциплины;

• недостаток оборотных средств;

• хроническая нехватка финансовых ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности, уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций, что ведет к увеличению доли займов в структуре капитала предприятия;

• неправильная реинвестиционная политика;

• неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

• затруднения в получении кредитов банка;

• падение рыночной стоимости ценных бумаг, выпускаемых пред­приятием.

Во вторую группу входят показатели, неудовлетворительные зна­чения и динамика которых не всегда приводят к значительному ухуд­шению финансового состояния предприятия, а тем более к банкрот­ству. Однако в случае их игнорирования или при неблагоприятных для предприятия условиях угроза банкротства может стать реальной. Основными негативными показателями являются:

• неэффективные инвестиции;

• недостаточная диверсификация деятельности предприятия;

• нарушение ритмичности производственного процесса;

• недостаток научно-технических достижений в производстве, низкий уровень технической оснащенности;

• нестабильные доходы предприятия;

• авантюристическая финансовая политика руководства;

• уменьшение дивидендных выплат и др.

Достоинством этого метода является системный подход, просто­та и доступность для предприятий любых отраслей. Одним из недо­статков — субъективность, так как финансовый менеджер должен, основываясь на интуиции и знаниях, оценить сложившуюся ситуа­цию и принять соответствующее решение. Однако в условиях много­критериальной задачи существуют большие сложности при принятии решения. Многие из показателей не имеют финансового характера и не могут быть рассчитаны количественно. Кроме бухгалтерской тре­буется дополнительная информация из других источников. Несмотря на это учет и анализ данных показателей в практике прогнозирова­ния банкротства имеет очень важное значение.

Для оценки вероятности банкротства в зарубежной практике широко используются количественные методы, такие, как Z-модели, разработанные Альтманом в 1968 г. Модель Альтмана представляет дискриминантную линейную функцию с различным числом пере­менных. В зависимости от этого различают двух-, пяти- и семифакторные модели. Параметры дискриминантной функции рассчитыва­ются путем статистической выборки по обанкротившимся или избе­жавшим банкротства предприятиям.

В качестве переменных используют финансовые коэффициен­ты, характеризующие деятельность предприятия. Так, в двухфакторной модели переменными величинами являются коэффициент теку­щей ликвидности (или коэффициент покрытия) и коэффициент кон­центрации заемных средств (доля заемного капитала в общей сумме источников).

Двухфакторная модель Альтмана представляет расчет количе­ственного индикатора Z:

(7)

Z= - 0,3877 - 1,0736 К1 + 0,0579 К2,

где

К1 — коэффициент текущей ликвидности;

К2 — коэффициент концентрации заемных средств.

Чем выше значение Z, тем больше вероятность банкротства. При Z = 0 вероятность банкротства в течение ближайших двух лет гипо­тетически равна 50%. При Z < 0 вероятность наступления банкрот­ства меньше 50%, при Z> 0 вероятность банкротства увеличивается и начинает превышать 50%.

Достоинством данной модели является простота, а недостатком — невысокая точность прогноза, так как здесь не учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние пред­приятия.

К сожалению, эта модель не подходит для российской практики, так как значения параметров данной функции рассчитаны на основе статистической отчетности зарубежных стран. Для адаптации этой модели необходимо провести пересчет указанных параметров на базе статистики обанкротившихся предприятий в России.

С целью устранения недостатков двухфакторной модели Альтма­ном была разработана пятифакторная модель прогнозирования бан­кротства, которая в настоящее время широко применяется на прак­тике и имеет следующий вид:

(8)

Z = 1,2 К1 + 1,4 К2 + 3,3 К3 + 0,6 К4 + 1 К5,

где

К1 — отношение собственных оборотных средств к сумме активов;

К2 — отношение нераспределенной прибыли к сумме активов;

К3 — отношение балансовой прибыли (до уплаты налогов и процен­тов) к сумме активов;

К4 — отношение рыночной стоимости обыкновенных и привилеги­рованных акций к балансовой оценке заемного капитала (долго­срочного и краткосрочного);

К5 — отношение выручки от реализации к сумме активов.

Согласно этой модели чем больше значение Z, тем меньше веро­ятность банкротства. Если Z < 1,8, вероятность банкротства очень высока. При значениях Z в интервале от 1,81 до 2,7 — вероятность высокая, от 2,8 до 2,9 — возможная, при Z> 3 — маловероятная.

Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза: она достигает 95% на период до одного года и 83% — на период до двух лет. Основной недостаток модели заключается в том, что ее можно применять главным образом для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже. В России, например, рассчитать показатель К4 вообще не представляется возможным.

Выход — определить рыночную стоимость акции предприятия расчетным путем как курсовую стоимость по формуле

Ка = Д: р х Н, (9)

где Ка — курс акции;

Д — дивиденды;

р — норма ссудного процента;

Н — номинал акции.

Некоторые экономисты считают, что можно заменить рыночную стоимость акционерного капитала стоимостью уставного и добавоч­ного капиталов.

В 1977 г. Альтман разработал семифакторную модель прогнози­рования банкротства, которая позволяет предвидеть банкротство на период до 5 лет с точностью до 70%. В качестве переменных величин она включает следующие показатели:

• рентабельность активов;

• динамику прибыли;

• коэффициент покрытия процентов по кредитам;

• кумулятивную прибыльность;

• коэффициент покрытия (текущей ликвидности);

• коэффициент автономии;

• совокупные активы.

Однако применение этой модели затруднено из-за сложности по­лучения информации внешними пользователями.

Просчитав с достаточной точностью финансовый кризис предприя­тия, необходимо предпринять корректирующие действия и предот­вратить банкротство. Существует много способов минимизировать угрозу банкротства. Их можно объединить в две группы: финансовые и производственные.

К финансовым можно отнести следующие мероприятия:

• отказ от убыточных производств;

• снижение дивидендных выплат;

• снижение расходов, особенно непроизводительных;

• продажа части основных фондов с целью снижения кредитор­ской задолженности;

• увеличение уставного капитала путем дополнительной эмис­сии акций;

• получение долгосрочной ссуды;

• получение государственной финансовой поддержки на безвоз­мездной или возвратной основе.

Производственные факторы, минимизирующие банкротство, включают:

• расширение маркетинговой работы;

• повышение эффективности использования всех ресурсов пред­приятия;

• диверсификацию производства;

• совершенствование технической базы;

• привлечение антикризисного управляющего.

5.2. Система управления финансовыми рисками

Финансовый риск — это риск, возникающий при осуществле­нии финансовых операций.

Управление финансовыми рисками представляет собой совокуп­ность приемов и методов, уменьшающих вероятность появления этих рисков или локализующих их последствия. Управление финансовыми рисками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера, требующим глубоких знаний экономики и финансов предприятий, математических и статистических методов, страхового дела и т.п. В крупных западных компаниях на управление рисками финансовый менеджер затрачивает до 45% рабочего времени.

С точки зрения своевременности принятия решения по преду­преждению и минимизации потерь можно выделить три подхода к управлению рисками:

1) активный подход означает максимальное использование ме­неджером средств управления рисками для минимизации их послед­ствий. При этом подходе все хозяйственные операции осуществляют­ся после проведения мероприятий по предупреждению возможных финансовых потерь;

2) адаптивный подход основан на учете в процессе управления сложившихся условий хозяйствования, а само управление рисками осуществляется в ходе проведения хозяйственных операций. При этом невозможно предотвратить весь ущерб в случае наступления риско­вого события, а можно избежать лишь части потерь;

3) консервативный подход предполагает, что управляющие воз­действия на финансовые риски начинаются после наступления рис­кового события, когда предприятием уже получен ущерб. В этом случае целью управления является локализация ущерба в рамках ка­кой-либо одной финансовой операции или одного подразделения.

Процесс управления финансовыми рисками включает несколь­ко этапов. На первом этапе происходит определение тех видов рис­ков, с которыми может столкнуться предприятие. На втором — прово­дится анализ и количественная оценка степени риска. На третьем — осуществляется выбор методов управления рисками. На четвертом — данные методы применяются на практике и оцениваются результаты проведенных мероприятий.

Оценка финансовых рисков проводится с целью определения ве­роятности и размера потерь, характеризующих величину (или сте­пень) риска. Она может осуществляться различными методами ана­лиза: качественным, количественным или комплексным.

При помощи качественного анализа можно определить возмож­ные виды риска, факторы, влияющие на уровень риска, а также по­тенциальные области риска.

Все факторы, влияющие на степень риска, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся политическая и экономическая ситуация в стране и за ее пределами, законодатель­но-правовая основа предпринимательской деятельности, налоговая система, конкуренция, стихийные бедствия и др. К внутренним факто­рам можно отнести экономическую стратегию фирмы, степень исполь­зования ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности, квалификацию работников, качество менеджмента и др.

В деятельности любой фирмы в условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей риска:

1) безрисковую область (фирма ничем не рискует и получает как минимум расчетную прибыль);

2) область минимального риска (фирма рискует частью или всей величиной прибыли);

3) область повышенного риска (в худшем случае фирма произве­дет покрытие всех затрат, в лучшем — получит прибыль намного меньше расчетной);

4) область критического риска (фирма рискует не только потерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку; масштабы её деятельности сокращаются, она теряет оборотные средства, влезает в долги);

5) область катастрофического риска (деятельность фирмы приводит к банкротству).

Качественный анализ может производиться различными методами, важнейшими из которых являются методы использования аналогов и экспертных оценок.

Метод использования аналогов предусматривает поиск и использование сходства, подобия между явлениями, предметами, системами. Его применяют, если использовать другие методы оценки риска не представляется возможным. Однако этот метод характеризуется субъективизм, так как большое значение имеют знания и опыт аналитика.

Метод экспертных оценок реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов, выступающих в качестве экспертов. Каждому работающему эксперту предоставляется перечень возможных рисков и предлагается оценить вероятность их наступления. Затем оценки экспертов подвергаются анализу на противоречивость; они должны удовлетворять следующему правилу: максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50%, что позволяет устранить кардинальные различия в оценках вероятности наступления отдельного вида риска. В результате получают экспертные оценки вероятностей допустимого критического риска или наиболее вероятных потерь. При этом методе большое значение имеет правильный подбор экспертов.

При количественном анализе размеры отдельных рисков определяются математико-статистическими методами:

· оценки вероятности ожидаемого ущерба;

· минимизации потерь;

· использования дерева решений;

· анализом финансовых показателей деятельности предприятия.

Статистический метод изучает статистику потерь и прибылей на предприятии за определенный промежуток времени, устанавливает величину и частоту получения определенного результата; на основе этого составляется прогноз на будущее. С этой целью рассчитывают коэффициент вариации, который характеризует изменение количественной оценки признака при переходе от одного варианта к другому. Коэффициент вариации (V) — относительная величина, поэтому на его размер не оказывают влияния абсолютные значения изучаемого показателя. Он представляет собой отношение среднего квадратического отклонения (σ) к средневзвешенному значению события (x¯) и определяется в процентах:

_

V = σ: x х 100. (10)

 

Чем больше значение коэффициента вариации, тем сильнее
изменение анализируемого признака. Эмпирически установлена сле-­
дующая качественная оценка различных значений коэффициента
вариации:

• до 10% — слабое изменение;

• от 10 до 25% — умеренное изменение;

• свыше 25% — высокое изменение.

Среднее ожидаемое значение события (х¯) является средневзве­шенной величиной из всех возможных результатов с учетом вероят­ности наступления каждого результата и определяется по формуле

n

x¯= ∑ pi x xi, (11)

i=1

 

где xi абсолютное значение i-го результата;

pt — вероятность наступления i-го результата;

n — число вариантов исхода события.

Среднее значение события представляет собой обобщенную коли­чественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта. Для окончательного решения определить сте­пень отклонения ожидаемого значения от средней величины, мера­ми которой являются дисперсия (σ2) и среднее квадратическое от­клонение (σ).

Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:

 

 

σ2 = (xi - x¯)2 x pi (12)

Дисперсия сигнализирует о наличии риска, но при этом не ука­зывает направление отклонения от ожидаемого значения, так как раз­ность берется в квадрате, а предпринимателю важен знак (плюс или минус) этого отклонения, чтобы знать, прибыль (+) или убыток (—) можно получить при сделке.

Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле

σ=√σ2 (13)

Оно измеряется в тех же единицах, что и варьирующий признак.

Статистический метод может применяться и в несколько упро­щенном виде. Известно, что риск инвестора характеризуется оцен­кой вероятной величины максимального и минимального доходов. При этом чем больше диапазон между ними при равной их вероят­ности, тем выше степень риска.

В этом случае для расчета дисперсии можно использовать следу­ющую формулу:

 

σ2max x (xmax - x¯)2 + Рmin x (X¯ - Хmin)2, (14)

где Ртах min — вероятность получения максимального и минимального доходов;

хтах min — максимальная, минимальная величина дохода;

х¯ — средняя ожидаемая величина дохода.

Преимуществами статистического метода оценки предпринима­тельского риска являются его точность и несложность математиче­ских расчетов, а явным недостатком — необходимость большого ко­личества исходных данных. Кроме того, метод не годится для новых предприятий.

Метод оценки вероятности ожидаемого ущерба основан на том, что степень риска (R) определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет. Наилучшим является решение с минимальным размером рассчитанного показа­теля. Математически суть этого метода можно выразить в виде фор­мулы:

R = A x p1 + (А + В) х р2, (15)

где А и В — ущерб при принятии различных решений;

р] и р2 степень вероятности получения ущерба.

Метод минимизации потерь основан на расчете возможных по­терь при выборе определенного варианта решения задачи. С это

Date: 2015-04-23; view: 1744; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию