Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условные обозначения к моделям 1-7





 
 

 


Модель 1

 
 

 

 


Модель 2

 
 


Модель 4. В культуре А имеет место интенсивное освоение территории. Определились границы ее хоумленда: они совпадают с границами однотипной природной среды. Рекреация имеет недельный, квартальный и годовой циклы. Годовой цикл представлен в пионерной стадии. Рекреационное освоение распространяется на территории, которые сложно осваивать в ином плане. Они перестали быть пионерными территориями: это уже не «терра инкогнита», но они еще не освоены в культуре А, хотя перестали быть чем-то отчужденным. Слабая освоенность некоторых районов может объясняться различными причинами. Наиболее серьезная причина связана с тем, что это периферийные районы с иными природными условиями, определяющими существенно иные хозяйственные специализации.

В культуре Б формируются районы стабильного освоения за пределами традиционного хоумленда. Рекреационная деятельность представлена недельным и квартальным циклами. Имеют место путешествия; возможен элитарный туризм.

Модель 5. В культуре А достигнута высокая степень освоенности пространства. Имеет место равномерное освоение хоумленда. Рекреационная деятельность представлена следующими циклами: недельный в пределах своего места проживания; квартальный (за счет высокой степени освоенности территории радиус квартального цикла рекреации может быть достаточно большим); годовой цикл. Последний может проявляться в виде внутреннего туризма по периферии хоумленда и в виде иностранного туризма. Это два естественных его проявления. Годовой цикл рекреации не имеет смысла в рамках освоенного пространства. Рекреация в староосвоенном хоумленде представлена недельным и квартальным циклами.

Для культуры Б характерно освоение своей территории в виде слабо связанных друг с другом стабильных очагов расселения. Причины такого типа освоения могут определяться малочисленностью населения культуры Б, экстремальными (аридными) природными условиями хоумленда и массой иных факторов. Рекреационная деятельность представлена недельным и квартальным циклами. Годовой цикл носит пространственно пассивный характер. Это может быть, например, празднование Нового года, которое в Китае длится до двух недель, или аналог мусульманского рамадана, приходящегося на самое жаркое время года, когда все делается «наоборот», но в пределах места постоянного проживания (днем спят, ночью едят). Может иметь место элитарный туризм, например религиозный. По-прежнему продолжается пионерное освоение хоумленда.

Модель 6. Для культуры А характерна высокая степень освоенности и связанная с ней высокая пространственная рекреационная активность. Наступает «эпоха свободного времени и процветания» — проявления строго определенного этапа освоения территории.

Характерно следующее: четкий недельный цикл (благодаря освоенности территории радиус недельного цикла может быть достаточно большим); четкий квартальный цикл (становится весьма удаленным с пространственной точки зрения; происходит сближение территории, «замыкание» различных регионов в единое целое, и делается это во многом благодаря туристической активности квартального цикла); четкий годовой цикл рекреационной активности.

На данном уровне освоенности территории в культуре А имеют место продолжительные отпуска для населения, с четко оговоренными условиями. Годовой цикл начинает ассоциироваться с иностранным туризмом. В пределах своего пространства нет особого интереса реализовывать годовой рекреационный цикл: это делается в рамках квартального цикла с его большими перемещениями. Иностранному туризму культуры А в пространстве культуры Б может способствовать и различная ценность денег, стоимость всего комплекса рекреационных услуг. Так, иностранный туризм может стать и формой экономии средств.

Во многом благодаря туризму идет активное формирование пограничных буферных территорий как рекреационных. Рекреация становится важной и активной формой их освоения. Одновременно начинается перемещение части населения из пределов хоумленда в новые районы. Пионерный туризм исчезает.

В культуре Б продолжается достаточно изолированное существование стабильных очагов освоения. Недельный и квартальный циклы остаются прежними. Годовой цикл представлен пространственно пассивными формами. Как и прежде, имеет место элитарный туризм, например религиозный. В отношении рекреационной деятельности принципиальных изменений не происходит; все новации связаны только с освоением новых районов.

Модель 7. Это гипотетически предельный уровень освоения территории в культурах А и Б. В обеих культурах он выражается в существенно различных формах освоения, но это не высшая и низшая формы — это различные культуры и стандарты освоения. Проведем сравнительный анализ рекреационной активности.

Модель 3

 

 

Модель 4

Модель 5

Модель 6

 

Модель 7

 

Циклы рекреации Культура А Культура Б
  Недельный Представлен очень четко. Может реализовываться не только в пространственно пассивных, но и активных формах. Представлен очень четко. Как правило, реализуется в пассивных формах.
  Квартальный Представлен очень четко. Имеет, как правило, пространственно активные формы, связанные с перемещениями в пределах хоумленда. Представлен очень четко. Пространственно активная форма представлена перемещениями в пределах своего пространства.
  Годовой Представлен очень четко. Имеет, как правило, пространственно активные формы, связанные с туризмом во внутренних буферных зонах своей СКС и посещением иных СКС. Представлен очень четко. Для большинства населения представлен пассивной формой. Также имеет место элитарный туризм со специальными целями, ограниченный пределами своей СКС.
  Жизненный Представлен весьма четко. Как правило, связан с дальними и длительными поездками за пределами своей СКС. Представлен не явно. По сути, может совпадать с годичным пространственно активным циклом, реализуемым в пределах своей СКС.

 

Итак, культуры А и Б имеют различные стандарты рекреационной деятельности и освоения своих пространств. Смешения стандартов не происходит. Эти стандарты не имеют прямой связи с материальным уровнем и прочими факторами. Они определяются, в основном, внутренней логикой освоения территорий данных культур.

Изложенная выше интерпретация районообразования объясняет реальные особенности процессов освоения территорий, с которыми связано немало странностей. К примеру, таких: в территорию вкладываются громадные средства, создается мощная специализированная инфраструктура и в (исторически) скором времени, по достижении определенного уровня освоенности, созданную инфраструктуру отказываются использовать. Обычно такие феномены объясняются конкретными причинами, как правило внешними катастрофическими факторами. Однако все дело в продолжающемся процессе формирования целостного пространства СКС.

Понимание особенностей рекреационного районообразования и, следовательно, районирования в рекреационной географии основывается на сведении этого процесса к более общему уровню. Районообразование именно рекреационных районов — только частный случай общего процесса освоения пространства СКС. Игнорирование его влечет и непонимание процесса рекреационного районообразования.

Описанная методологическая установка в интерпретации рекреационного районообразования в равной степени применима и к экономическому районообразованию, которое, хотя и носит более общий характер, также является частным проявлением процесса социокультурной переработки пространства СКС.

Районирование — процедура, связанная с изучением процесса районообразования. Районирование базируется (или, по крайней мере, желательно, чтобы базировалось) на строгой теории и методологии. Рекреационное районирование — вид частного, отраслевого районирования, отражающий только один аспект (рекреацию), который может быть адекватно описан на общей теоретической основе. Освоение отдельных территорий под цели рекреации — скромная часть общего процесса формирования пространства СКС. Основой корректного понимания процессов рекреационного районообразования и районирования служит соответствующее адекватное описание процессов социокультурного освоения территорий.

Процедуру районирования нельзя рассматривать изолированно, поскольку оно не является результатом исключительно интеллектуальных усилий специалистов — это отражение реальности. На первом месте, безусловно, находится процесс, протекающий в реальном пространстве. Он генерирует сами районы, а затем задает стандарты их вычленения. Процедура районирования — только размышление по поводу районов в соответствии со строго заданными критериями. Изменения в районообразовании влекут естественные и соответствующие перемены в области научного районирования, в том числе стимулируют развитие районирования как научной процедуры: объект непостоянен, и в нем происходят не только количественные, но и качественные изменения.

Рекреационное районирование является важной научной и практической процедурой. Это эффективный и совершенно необходимый научный метод, позволяющий многое понять в географии рекреационной деятельности и рекреационной сферы обслуживания. В СССР рекреационное районирование позволяло наиболее эффективно распределять инвестиции в создание ТРС. Оно было очень полезно для практики, а пользовались им, в основном, крупные государственные организации. В условиях новых реалий стран СНГ рекреационное районирование существенно меняется и становится инструментом не только крупных, но и средних и даже мелких управленческих решений: на основании рекреационного районирования и знания тенденций рекреационного рынка можно эффективно планировать и осуществлять инвестиции на уровне отдельных туристических компаний и банков.

 

Date: 2015-06-05; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию