Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






St. →(? Черный ящик) R





12.03.12

 

Отечественные психологические концепции: (толчок для развития психотерапии)

1) деятельности (Леонтьев)

2) психология отношений (Мясищев)

3) психология установки (Узнадзе).

Московская школа:

Грузинская школа: психологическая концепция, эксперимент.концепция неврозов

Ленинградская школа, В.Н. Мясищевым были созданы: 1) психология отношений, 2) патогенетическая концепция неврозов, 3) патогенетическая психотерапия

Развитие патогенетической психотерапии на современном этапе привело к созданию новой психотерапевтической системы "Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия", имеющая ту же теоретическую основу.

Концепция личности(отношений Мясищева):

центр.понятие - "отношения" - это связь человека с различными сторонами окружающей действительности, его собственное эмоциональное отношение, поведение

3 класса отношений:

- к самому себе

- к другим людям

- к объектам, к окружающему мира

характеристики отношений: соц.значимость, индивид.значимость, целостность, уровень осознанности и т.д. Т.Е каждое отношение характеризуется когнитивным (знание), эмоциональным(отношение) и поведенческим(действие) компонентом

Личность -это система отношений, определенным образом иерархизованных (более или менее значимые).

 

Невроз (по Мясищеву) - результат нарушения системы отношений

Во-первых, нарушение целостности системы отношений (например, несоответствие реальных и идеальных отношений, т.е. я есть такой-то и такой-то, а хочу быть совершенно другим)

Во-вторых, в системы отношений есть отношения равнозначимые, но противоречивые отнощения (например: мать и 3-летний ребенок, но и в 23-летнем возрасте ей важно ему помогать, эмоциональный компонент перевешивает когнитивные).

Нарушений Системы Отношений → внутренний конфликт

 

МК

 

НСО ВК

ТР

ФДЛ (функц.-ая дезорганизация Л)

           
     
 
 
КЛ(клинич.случаи) психологич.

 


Цель – восстановление системы отношений (перестройка).

Основные задачи: 1. Изучение личности больного

2. Выявление изучения этиопатогенетических механизмов(возникновения и развития болезни)

3. осознание психогенной природы заболевания

4. осознание нарушенных отношений

5. коррекция (перестройка) отношений

 

 

Первые шаги: Осознание связей между симптомами и ситуациями, какие эмоции возникают в этих ситуациях. Т.е. осознание связей и отношений между ситуацие, личностью и болезнью.

+ интерперсональное осознание и исторический аспект.

 

 

Личностно-ориентированная психотерапия имеет задачи…..

 

Механизмы лечебного действия Личностно-ориентированная психотерапия:

1) Конфронтация

2) Коррективный эмоциональный опыт

3) Научение

 

Поведенческая психотерапия, основана на бихевиоризме и использует научение.

Психологич.основа – психология бихевиоризма (начало 20 века).

Предпосылка – философия позитивизма (предметом науки должно быть то, что мы можем видеть). И психология тоже должна заниматься тем, что подлежит непосредственному наблюдению.

St. →(? Черный ящик) R

Позже: St. →О (промежуточная переменная) →R

О – когнитивные и мотивационные переменные (чаще когнитивные).

Научение – это приобретение индивидуального опыта, навыков, знаний, умений; появление определенных способов поведения в условиях деятельности определенных раздражителей (например: перенести выключатель, на автомате рука тянется к старому месту).

Все методы имеют в основе модели научения.

1) Классическое научение; разработана Павловым (кондиционирование, выработка условного рефлекса - синонимы).

- Дифференцировка – подаем 2 стимула разных по силе, один подкрепляем,другой – нет: испытуемый научается их различать

- Близкие звуки по высоте могут вызывать ту же реакцию

- Угашение – если долго не подкрепляем, то реакция начинает угасать

2) Оперантное научение (автор Скиннер). В спонтанном поведение индивида отслеживаются случайно проявившиеся адаптивные реакции и она подкрепляется (например: крыса в лабиринте, сыр – правильный путь, либо отрицательное подкрепление током).

3) Научение по моделям

Всякое наказание снижает норму реакции
Подкрепление Наказание

+ Адаптивная реакция вызывает действие положительного подкрепляющего стимула (например: ребенок хорошо учится –родители дарят ему подарок) + Неадаптивная реакция прекращает действие позитивного стимула
- Адаптивная реакция прекращает дейтствие негативного стимула - Неадаптивное поведение вызывает действие негативного стимула

Всякое подкрепле-ние усиливает норму реакции

Режимы подкрепление: могут зависеть от времени и от количества реакций.

4 основных режима:

1) С постоянными временными интервалами; индивид подкрепляется через определенные промежутки времени (например: зарплата)

2) С постоянными пропорциями; подкрепление наступает за определенный объем реакции, (Например: сдельная зарплата). Наиболее эффективный режим.

3) Варьирующие временные интервалы; временной интервал не определен, колеблется вокруг неизвестной величины (например: продвижение по службе, если хорошо работать, то когда-нибудь повысят)

4) С варьирующими пропорциями; связано с неопределенным количеством реакции (например: лотерея и игровые автоматы).

 

Классическое научение Оперантное научение
S → R R → S
Классическая парадигма Павлова Оперантная парадигма Скиннера
Научение типа S (подкрепляем стимул) Научение типа R (подкрепляем реакцию)
Реакция возникает только в ответ на какой-либо стимул (респондентное научение; respond - ответ) Желательная реакция может возникнуть спонтанно
Стимул предшествует реакции Стимул следует за поведенческой реакцией.
Подкрепление связано со стимулом Подкрепление связано с реакцией
Результат – респондентное поведение – поведение, вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению Результат – оперантное поведение – поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением.

 

Научение по моделям (моделирования), оно же социальное научение (Бандура) – человек обучается новому поведению не только на основании собственного опыта, но и на основании опыта других, наблюдения за другими людьми.

3 модели научения – это 3 основных контура регуляции поведения (предшествующий стимул S → R, последующий стимул R → S и когнитивные процессы S →O → R).

Концепция о патологии: здоровое поведение – обеспечивает адаптацию, больное поведение – не обеспечивает адаптацию. Невроз при этом рассматривается как симптом. Невроз – это неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения.

 

Клаустрофобия:

1) S лифт R вызывает страх (генерализация R – боязнь всех закрытых пространств)

 
 
удушье

 


2) Оперантное научение: +R → S – (ребенок ведет себя хорошо, но на него никто не обращает внимания). - R → S + (заплакал – его взяли на руки, неадаптивное подкрепление; или если ребенок не захотел идти в школу и заболел – эта модель закрепится)

3) S→ O → R. Когнитивно-поведенческая парадигма: психологические проблемы, клинические реакции возникают на ошибках, ошибочных когнитивных схемах. Между ситуацией и эмоцией стоит сознательная мысль; причина симптомов – именно в этом.

Несоответствие когниций приводит к тому, что они приходят в конфликт с реальностью. (иде Бекка).

Нарушенные когнитивные схемы – автоматические мысли (ошибочная мысль).

 

Основные ошибочные мысли(по Бекку):

1) Поляризованность- все оценивается в крайних вариантах (хорошо-плохо, черное-белое)

2) Фильтрование – увеличение негативных аспектов и отбрасывание позитивные

3) Чрезмерное обобщение (генерализация) – общие выводы делаются на основе единичного события (есть легкомысленная подружка – значит все женщины легкомысленны)

4) Чтение мысли – мы полагаем, как будто знаем о том, что другие люди думаю и чувствуют (я знаю о чем ты сейчас думаешь)

5) Паникерство – каждый инцидент превращается в катастрофу (невозможно, ужасно, непереносимо…)

6) Персонализация – все, что другие делают, связано с нами, постоянное сравнение себя с другими (я бы так не поступил, я бы так не сделал, ты это делаешь мне на зло)

7) Ошибочное восприятие контроля – ощущения, что мы можем контролировать…

8) Ошибочное восприятие справедливости (представление о том, что жизнь должна быть справедлива)

9) Обвинение кого-либо или себя в негативных событиях

10) Моральный императив – восприятие всех мыслей и чувств с точки зрения морали, даже тогда когда этой моральной подоплеки тут нет (короткие юбки – это безнравственно)

11) Эмоциональные рассуждения – убеждение о том, что все, что мы думаем, должно быть правильным

12) Ошибочное представление об изменении (мы можем заставить других измениться или они должны, потому что я этого хочу)

13) Глобальные выводы – негативные суждения о других или о самом себе (раз он опоздал – значит он безответственный и я е никогда не буду иметь с ним дело).

14) Правота – представление о том, что нужно постоянно доказывать свою правоту себе и другим людям.

15) Ложное представление о божественном вознаграждении – если мы делаем все правильно, то мы должны быть вознаграждены («за что мне все это..?»)

 

Человек стоит на остановке и ждет автобус, автобуса нет, возникает раздражение в ответ на мысль «автобусы должны ходить по расписанию»; мысль не соответствует реальности.

 

Описательные и оценочные когниции; описательные содержат чистую информацию о реальности.

Оценочная – содержит оценочный аспект реальности. Оценочные и дескриптивные когнии связаня между собой. Если они связаны гибкими связями ….. Если они связаны жесткими связями – то у человека образуется иррациональная система установок.???

 

 

Автоматич.мысли – Бэк

Установки – Эллис.

 

4 основных типов иррациональных установок:

1) Катастрафические установки – представления о том, что есть (это ужасно, невозможно)

2) Долженствования в отношении других (дети должны убирать за собой)

3) Установки обязательной реализации собственных потребностей или долженствовании в отношении себя (человек должен обладать определенными качествами или вещами – у меня должна быть такая-то машина, такой-то дом…)

4) Оценочные установки – представление о том, что можно оценивать человека на основании какого-то отдельного поступка.

 

12 основных иррациональных идей по Эллису:

1) Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.

2) Есть поступки порочные, скверные и повинных в них стоит строго наказывать

3) Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы

4) Все беды навязаны нам извне людьми или обстоятельствами

5) Если что-то пугает или вызывает опасение, постоянно будь на чеку

6) Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать

7) Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе

8) Нужно быть во всех отношениях адекватным, компетентным, разумным и успешным

9) То, что сильно повлияло на нашу жизнь 1 раз, всегда будет влиять на нее

10) На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому нужно сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом направлении

11) Плыть по течению и ничего не предпринимать – вот путь к счастью

12) Мы не властны над своими эмоциями и не можем контролировать их

 

 

Date: 2015-06-05; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию